Роль бухгалтерской отчетности в информационном обеспечении управления предприятеим и классификация пользователей

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

В результате своей деятельности любое предприятие осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и других видов учета. Она представляет собой средство управления предприятием и одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Понятие и назначение бухгалтерской отчетности 5
1.1. Сущность, цели и задачи бухгалтерской отчетности 5
1.2. Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ 7
1.3. Элементы, формируемые в отчетности и состав форм бухгалтерской (финансовой) отчетности 11
Глава 2. Финансовая отчетность в соответствии с МСФО 17
2.1. Стандартизация бухгалтерской (финансовой) отчетности в международной практике 17
2.2. Проблемы адаптации бухгалтерского учета и отчетности в России к международным стандартам 20
2.3. Реформирование бухгалтерского учета в России 32
Глава 3. Порядок формирования и сдачи отчетности. Пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности 42
3.1. Порядок составления бухгалтерских отчетов 42
3.2. Порядок представления и публикации отчетности. Хранение отчетности 47
3.3. Пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности 54
Заключение 57
Список литературы 60

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 359.50 Кб (Скачать)

 

Естественно, что само по себе наличие такого документа, как  упомянутый План мероприятий, является крупным вкладом в формирование Концептуальных основ адаптации  МСФО в России. Однако его невыполнение по целому ряду концептуальных, принципиальных положений подрывает последовательную и системную адаптацию МСФО в России.

Во-первых, прежде всего  это касается непринятия до сих пор  основного законодательного акта в  данной сфере в виде федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности». То же самое касается новой редакции ФЗ «О бухгалтерском учете», а также проекта федерального закона «Об официальном бухгалтерском учете».

Ряд аналитиков в контексте  препятствий в законодательстве Российской Федерации для создания нормативной базы применения международных стандартов при составлении отчетности российскими организациями, указывая на необходимость решения проблем обеспечения использования бухгалтерского законодательства, отмечают отсутствие надлежащего бухгалтерского законодательства как одно из ключевых препятствий внедрения МСФО.

Проблема заключается  в том, что до сих пор не создана  необходимая законодательная база, а затем и сама система исполнения этого законодательства. Хотя сама по себе проблематика обеспечения исполнения законов не является преждевременной. А с точки зрения усиления контроля качества бухгалтерской отчетности необходимо принятие изменений и дополнений к Федеральному закону «Об аудиторской деятельности».

В принципе, если наблюдается  перманентная патовая ситуация в  принятии соответствующих законодательных актов, можно было бы внести некоторые коррективы в План мероприятий по реализации Концепции и ограничиться хотя бы одной поправкой к действующему законодательству по бухгалтерскому учету, к примеру, в следующей редакции: «предприятия и организации, расположенные на территории Российской Федерации, могут осуществлять учет по МСФО», по аналогии с Германией, где вместо принятия специальных законодательных актов ограничились внесением всего лишь одной поправки в «Немецкий коммерческий кодекс» о возможности применения МСФО предприятиями и компаниями, расположенными на территории Германии, наряду с применением основных положений, содержащихся в так называемых «Бухгалтерских книгах» этого кодекса.

Во-вторых, до сих пор  нет постоянно действующей системы перевода официального текста МСФО на русский язык и его соответствующего сопровождения.

Организация работы по подготовке этого перевода предусматривалась  Планом мероприятий с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Банка России и профессионального сообщества.

Более того, Программой ТАСИС  «Осуществление реформы бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации» предусматривалось рассмотрение вопросов качества этого перевода, но вместо этого была рассмотрена  предлагаемая структура регулирующих органов в России (на ближайшее будущее), в которой предполагается образование специального Совета по стандартам бухгалтерского учета совместно с профессиональными бухгалтерскими и аудиторскими саморегулируемыми объединениями.

На наш взгляд, если бы организацию постоянно действующей  системы перевода официального текста МСФО поручили одному или двум общественным объединениям бухгалтеров и аудиторов  при необходимом финансовом обеспечении  этого процесса (а здесь необходима именно постоянно действующая система перевода на русский язык, в связи с постоянными изменениями, особенно интенсивными в последние годы, в содержании МСФО), то можно было бы приступить к решению этой проблемы.

Если финансовое обеспечение  перевода является наиболее приоритетным, то вопрос о формировании специального фонда финансовых средств на осуществление этой акции необходимо постоянно поднимать и в представительных и исполнительных органах власти, и в СМИ.

Отсутствие этой системы  подрывает все концептуальные основы адаптации МСФО в России.

В-третьих, не менее важным является реформирование деятельности методологического совета по бухгалтерскому учету при Минфине России, точнее (как это записано в плане мероприятий  по реализации Концепции), «превращение его в орган для обсуждения вопросов государственной политики в области бухгалтерского учета и отчетности представителями государственных органов, бухгалтерской и аудиторской профессии, предпринимательских и научных кругов».

Целый ряд принципов  МСФО, связанных и с такими основополагающими допущениями, как метод начисления и непрерывность деятельности, и с такими качественными характеристиками финансовой отчетности, как понятность, уместность, существенность, надежность, преобладание сущности над формой, нейтральность, осмотрительность, сопоставимость и др., а также с такими, как оценка и признание элементов финансовой отчетности, и наконец, собственно концепции капитала и поддержания капитала и определения прибыли, прежде всего требуют методологического и методического согласования в процессе адаптации МСФО в наших условиях.

Резюмируя все вышесказанное, следует специально подчеркнуть, что  формирование концептуальных основ  адаптации МСФО в нашей стране, с учетом внесения корректировок  и в саму Концепцию, и в Планы мероприятий по ее реализации, должно представлять постоянно действующий процесс, контролируемый как со стороны органов исполнительной и представительной власти, так и со стороны профессионального сообщества. Только такой подход сделает адаптацию и внедрение МСФО в России последовательными и необратимыми

2. Реформирование бухгалтерского  учета и отчетности в России  в соответствии с МСФО

Реформирование бухгалтерского учета в России осуществляется на основе Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (одобрена приказом Минфина РФ от 1 июля 2004 г. N 180)

Концепция развития бухгалтерского учета  и отчетности в Российской Федерации  на среднесрочную перспективу (далее - Концепция), разработанная по решению Правительства Российской Федерации, направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям.

В конце 1990 - начале 2000 гг. в области  бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации произошли значительные изменения, во многом предопределенные Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283.

Несмотря на определенные успехи в  развитии в бухгалтерском учете  и отчетности в последние годы, все же имеются серьезные проблемы, которые проявляются:

а) в отсутствии официального статуса  бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО, а также необходимой инфраструктуры применения МСФО;

б) в формальном подходе регулирующих органов и хозяйствующих субъектов  ко многим категориям, принципам и  требованиям бухгалтерского учета  и отчетности, отвечающим условиям рыночной экономики;

в) в неоправданно высоких затратах хозяйствующих субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации бухгалтерской  отчетности, подготовленной по российским правилам;

г) в значительном административном бремени хозяйствующих субъектов по представлению избыточной отчетности органам государственной власти, а также излишних затратах из-за необходимости параллельно с бухгалтерским учетом вести налоговый учет;

д) в слабости системы контроля качества бухгалтерской отчетности, в том числе в невысоком качестве аудита бухгалтерской отчетности;

е) в недостаточности участия  профессиональных общественных объединений  и другой заинтересованной общественности, включая пользователей бухгалтерской  отчетности, в регулировании бухгалтерского учета и отчетности, а также в развитии бухгалтерской и аудиторской профессии;

ж) в низком уровне профессиональной подготовки большей части бухгалтеров  и аудиторов, а также недостаточности  навыков использования информации, подготовленной по МСФО.

Сложившаяся система бухгалтерского учета и отчетности не обеспечивает в полной мере надлежащее качество и надежность формируемой в ней  информации, а также существенно  ограничивает возможности полезного  использования этой информации.

В настоящее время складываются благоприятные условия для дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. Введены в действие нормативные правовые акты, охватывающие большинство объектов бухгалтерского учета и отчетности. В профессиональном сообществе накоплены определенные навыки и опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в рыночных условиях. В обществе созрело понимание необходимости повышения темпов перехода к использованию МСФО.

3. Цель и основные направления  дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности

Целью развития бухгалтерского учета  и отчетности на среднесрочную перспективу (2004-2010 гг.) является создание приемлемых условий и предпосылок последовательного  и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации. В частности, функции формирования информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономических решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями (собственниками, инвесторами, кредиторами, органами государственной власти, управленческим персоналом хозяйствующих субъектов и др.). Суть дальнейшего развития состоит в активизации использования МСФО для реализации этой функции путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.

Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности осуществляется и будет осуществляться по следующим  основным направлениям:

1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском  учете и отчетности.

Основное направление развития бухгалтерского учета и отчетности - повышение качества информации, формируемой  в них. Мировой опыт показывает, что  характеристики, определяющие полезность информации, достигаются непосредственным использованием МСФО или применением их в качестве основы построения национальной системы бухгалтерского учета и отчетности.

2) создание инфраструктуры применения  МСФО.

Необходимым условием широкого применения МСФО в экономике Российской Федерации  является создание инфраструктуры, обеспечивающей использование этих стандартов в регулировании бухгалтерского учета и отчетности и непосредственно хозяйствующими субъектами. Основные элементы: законодательное признание МСФО в Российской Федерации; процедура одобрения МСФО; механизм обобщения и распространения опыта применения МСФО; порядок официального перевода МСФО на русский язык; контроль качества бухгалтерской отчетности, подготовленной по МСФО, в том числе аудит; обучение МСФО.

3) изменение системы регулирования  бухгалтерского учета и отчетности.

Развитие системы регулирования  бухгалтерского учета и отчетности должно быть направлено на построение такой модели, которая учитывала  бы интересы всех заинтересованных сторон, обеспечивала снижение издержек и повышение  эффективности регулирования. В основе этой модели - разумное сочетание деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества (профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности).

4) усиление контроля качества  бухгалтерской отчетности.

Как показывает отечественная и  мировая практика, важнейшим элементом  обеспечения качества бухгалтерской  отчетности является действенный контроль качества.

Основой системы контроля должен быть институт аудита как форма независимой  проверки бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов лицами, обладающими необходимой квалификацией и наделенными соответствующими полномочиями. В этом отношении институт аудита становится одним из основных инструментов развития бухгалтерского учета и отчетности. Предпосылками действенности аудита бухгалтерской отчетности являются:

а) качественные стандарты аудиторской  деятельности, соответствующие Международным  стандартам аудита;

б) четкие правила независимости  аудиторских организаций и аудиторов;

в) непреложное следование аудиторских организаций и аудиторов Кодексу профессиональной этики;

г) единые квалификационные требования к аудиторам независимо от того, в какой отрасли или сфере  экономики они ведут деятельность;

д) высокий квалификационный уровень (в том числе в области МСФО) аудиторов, обеспечиваемый системой аттестации и повышения квалификации, включая квалификационный экзамен;

е) контроль качества работы аудиторских  организаций и аудиторов со стороны  прежде всего профессиональных общественных объединений;

ж) эффективная система государственно-общественного  надзора за аудиторскими организациями  и аудиторами.

Наряду с аудитом система  контроля качества бухгалтерской отчетности предполагает соответствующую надзорную  деятельность уполномоченных государственных  органов (Федеральная служба по финансовым рынкам, Центральный банк Российской Федерации, Федеральная служба страхового надзора и др.). Основной задачей их является обеспечение гарантированного доступа к качественной бухгалтерской отчетности заинтересованным пользователям. С этой целью государственные органы должны контролировать, насколько хозяйствующие субъекты своевременно и полно раскрывают бухгалтерскую отчетность, а также в какой степени информация в публичной бухгалтерской отчетности соответствует принятым стандартам.

Информация о работе Роль бухгалтерской отчетности в информационном обеспечении управления предприятеим и классификация пользователей