Роль аудита в развитии функции контроля в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:28, реферат

Описание работы

Современная отечественная экономика находится в процессе перехода к рыночным отношениям. Особенность перехода к рынку состоит в том, что он развертывается в условиях глобальных переходных процессов.
Поскольку переход к рыночной экономике России означает изменение развития страны, то характерной чертой этого процесса является неустойчивость существующей системы. В этих условиях важная роль отводится системе контроля, который призван корректировать процессы развития и становления рыночных отношений.

Работа содержит 1 файл

Роль аудита в развитии функции контроля в условиях рыночной экономики.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

Последующий контроль производится с  целью проверки качества аудиторских  услуг и соблюдения аудиторскими организациями требований, предъявляемых  законодательством Российской Федерации к аудиторской деятельности. Во Временных правилах аудиторской деятельности отмечено: "Орган, выдавший лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению заинтересованного экономического субъекта, а также по собственной инициативе или по предложению прокурора может назначать проверку качества аудиторского заключения...".

Меры наказания тоже предусмотрены  для случаев обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки. Некачественным аудитом в данной ситуации признается проверка, приведшая "...к убыткам для государства или для экономического субъекта", что вызывает неоднозначность толкования этого понятия. Следует предположить, что напрямую нанести убытки государству некачественным проведением проверки аудитор может в случае, если сделает ошибочный вывод о соблюдении проверяемым субъектом принципа допущения непрерывности деятельности предприятия при последующем одновременном выявлении следующих условий:

- наличие задолженности экономического  субъекта бюджету по налогам и другим платежам;

- обнаружение в ходе перепроверки  признаков банкротства, ликвидации  или сокращения деятельности  субъекта, которые имели явно  выраженный, документально прослеживаемый  характер в периоде времени,  за который проводился аудит, либо в течение срока проведения контролируемой проверки вплоть до даты подписания аудиторского заключения;

- окончательное отсутствие возможности  погашения задолженности бюджету  экономическим субъектом вследствие  произошедшей после окончания  аудиторской проверки ликвидации его деятельности.

Действия аудитора, которые могут  привести к убыткам для экономического субъекта, следует разделить на две  категории:

- причинившие ущерб экономике  субъекта;

- прочие действия (бездействие), нанесшие  урон интересам собственников проверяемого субъекта.

Следует отметить, что ни во Временных  правилах, ни в Положении о лицензировании отдельных видов аудиторской  деятельности не указаны объемы, сроки  и периодичность проверок качества аудита; до настоящего времени отсутствуют официально утвержденные методики и процедуры, которые должны применяться контролирующими органами. Однако работа в этом направлении ведется.

Внутренний контроль должен быть организован  внутри аудиторских фирм, поэтому  он называется также внутрифирменным Пресняков С. К вопросу о качестве аудита. - М.; Экономика и жизнь, 2005, №34.. Эффективность системы внутреннего контроля за качеством аудита, а также процедур контроля качества в аудиторской фирме является одним из мотивов выбора экономическим субъектом данной фирмы.

В третьем разделе правила (стандарта) «Внутрифирменный контроль качества аудита" содержится требование о том, чтобы  в каждой аудиторской организации  была создана и поддерживалась внутрифирменная  система контроля качества работы. Какой быть этой системе - должно решать руководство аудиторской организации.

Система контроля качества для разных аудиторских  организаций может быть различна. Внутреннее содержание, затраты на функционирование такой системы  зависят от:

- размера аудиторской организации, ее специализации и организационной структуры;

наличия филиалов и подразделений аудиторской  организации и их пространственной удаленности;

-экономической  эффективности применяемой системы  контроля качества.

Кроме того, система контроля качества работы аудиторской организации должна включать:

- соблюдение профессиональными сотрудниками  аудиторской организации требований  независимости, честности, объективности,  конфиденциальности и профессиональной  этики;

- укомплектование аудиторской организации  профессиональными сотрудниками, обладающими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для надлежащего выполнения ими своих обязанностей;

-поручение  аудиторских заданий профессиональным  сотрудникам, квалификация которых  соответствует особенностям этих  заданий;

- выполнение всех видов работ в ходе аудита на основе направляющих указаний, текущего контроля и проверки работы таким образом, чтобы это отвечало необходимым требованиям качества;

- получение сотрудниками при недостатке  опыта или знаний в конкретных  обстоятельствах соответствующих консультаций как внутри аудиторской организации, так и вне ее;

- разработку и применение в  аудиторских организациях на  постоянной основе процедуры  подбора и отклонения клиентов. Руководители аудиторской фирмы  еще на стадии предварительного знакомства с клиентом должны отсеивать неблагонадежных экономических субъектов. Для этого аудиторам важно договориться о внутренней политике своей фирмы в отношении таких клиентов;

- осуществление мероприятий по  регулярным проверкам надежности  и эффективности функционирования внутрифирменной системы контроля качества работы;

- принятие необходимых мер в  отношении сотрудников аудиторской  организации в случаях невыполнения  или ненадлежащего выполнения  ими возложенных на них обязанностей.

Основные  принципы и процедуры системы контроля качества работы должны быть доведены до сведения каждого профессионального сотрудника. Для качественного выполнения работы в ходе конкретной аудиторской проверки необходимо, чтобы:

- до начала аудита были утверждены  руководитель и старший аудитор конкретной аудиторской проверки, что отражается во внутрифирменном стандарте "Планирование аудита";

- руководитель и старший аудитор  проанализировали профессиональные  способности рядовых участников  проверки, спланировали работу, которая может быть им поручена, и определили специфику и объем текущего контроля и проверок выполненных работ.

Следует отметить, что правила внутреннего  контроля качества проводимых аудиторских  проверок не могут выступать в  качестве самостоятельного критерия, поскольку они входят в состав требований, регламентируемых федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

В рамках контроля за качеством аудита должна осуществляться проверка наличия  определенных процедур, без которых  аудит не может быть признан качественным: расчет уровня существенности (аудиторского риска); составление общего плана и программы аудита с описанием аудиторских процедур и разделов в финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, которые будут подвергаться аудиту; наличие рабочей документации аудитора, которая должна показывать объем выполненной каждым аудитором работы и сделанные в ходе проверки выводы и др.

Перечень  процедур проверки качества должен, в  частности, включать:

- анализ видов аудиторских услуг,  предоставляемых аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), удельного веса предоставляемых аудиторских услуг (по их видам) в общем объеме выручки от реализации платных услуг;

- сопоставление выручки, полученной  от оказания услуг по проведению  аудиторских проверок, с выручкой, полученной от оказания консультационных услуг (консалтинга);

- контроль наличия фактов и  обоснованности претензий на  качество проведенных аудиторских  проверок со стороны заказчиков (пользователей), налоговых и правоохранительных органов, органов государственной власти;

- установление степени соответствия  выводов и рекомендаций, содержащихся  в аудиторском заключении (особенно  в аналитической части), действующему  законодательству Российской Федерации;

- проверка наличия внутренней системы контроля качества, собственных стандартов аудиторской организации, утвержденных руководством фирмы, и их соответствия правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

Чтобы аудиторская деятельность отвечала необходимому профессиональному уровню, представляется необходимым соблюдение также норм Кодекса этики аудиторов России (принят Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, Протокол N 16 от 28.08.2003); положений международных стандартов аудита в части, не противоречащей отечественным стандартам; внутренних стандартов аудиторской фирмы и профессионального аудиторского объединения, в которое входит фирма; условий договора на оказание аудиторских услуг и обязательств, вытекающих из существа правоотношений, определенных этим договором.

Национальные и международные стандарты аудита


Национальные стандарты аудита существуют в каждой стране, имеющей  специфику ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, экономического развития, регулирования экономики и т. д.

В Российской Федерации согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности»  разработку федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности осуществляет федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности (ФОГРАД). Утверждает федеральные правила (стандарты) Правительство Российской Федерации. Поскольку федеральные правила находятся в процессе разработки и утверждения, действуют правила (стандарты) аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденные ранее Минфином России; их действие заканчивается по мере утверждения федеральных правил.

Федеральные правила (стандарты) базируются на международных стандартах аудита.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности — это, как отмечается в законе об аудиторской деятельности в Российской Федерации, единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на:

  • федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
  • внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторских организаций (фирм) и индивидуальных аудиторов.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской  деятельности являются обязательными  для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

Профессиональные аудиторские  объединения вправе, если это предусмотрено  их уставами, устанавливать для своих  членов правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и требования которых не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и правил профессионального аудиторского объединения, членами которых они являются.

Разработкой профессиональных требований к аудиту на международном уровне занимается Международная федерация бухгалтеров (IFAC), созданная в 1977 г. В рамках 1FAC Международный комитет по аудиторской практике, действующий на правах постоянного автономного комитета, издает международные стандарты по аудиту (International Auditing Guidelines — I AG), которые преследуют двоякую цель: способствовать развитию профессии аудитора в тех странах, в которых уровень профессионализма аудиторов ниже общемирового, и унифицировать по мере возможности отношение к аудиту в международном масштабе.

Международные стандарты по аудиту действуют при любом проведении независимого аудита и по мере необходимости могут также применяться аудиторами при выполнении ими сопутствующей деятельности. Однако эти стандарты не превалируют над местными установлениями в той или иной стране, регламентирующими аудит и оказание иных сопутствующих услуг в области финансовой информации.

В Австралии, Бразилии, Индии и Голландии  и других странах международные  стандарты используются в качестве базы для разработки собственных стандартов, а в странах, в которых решено не разрабатывать собственные стандарты (Кипр, Малайзия, Нигерия, Фиджи, Шри-Ланка и др.), международные стандарты могут полностью использоваться в качестве национальных.

В наиболее развитых странах, имеющих свои специфические национальные стандарты аудита (Канада, Великобритания, Ирландия, США), международные стандарты просто принимаются к сведению профессиональными организациями.

Помимо общих аудиторских стандартов существуют и специальные стандарты и нормы, регулирующие этапы и сферы аудиторской деятельности, — стандарты и нормы прогнозов и планов, стандарты этики и т. д.

Международный комитет по аудиторской  практике от имени Совета Международной  федерации бухгалтеров издал  стандарты проведения аудита, состоящие из международных стандартов проведения аудита и стандартов по оказанию сопутствующих услуг.



Информация о работе Роль аудита в развитии функции контроля в условиях рыночной экономики