Ревизия сохранности и учета основных средств и материальных ценностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 17:59, реферат

Описание работы

1. Ревизия сохранности и учета основных средств и материальных ценностей.
1. Проверка операций с основными средствами и нематериальными активами.

Работа содержит 1 файл

РЕВИЗИЯ.doc

— 63.50 Кб (Скачать)

РЕВИЗИЯ СОХРАННОСТИ И  УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ  И МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

      ТЕМА 3. РЕВИЗИЯ СОХРАННОСТИ И УЧЕТА  ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ  

      1. Ревизия сохранности и учета  основных средств и материальных  ценностей.  

      1. Проверка операций с основными средствами и нематериальными активами.

      Основными целями проверки основных средств и  нематериальных активов являются проверка законности и правильности:

      операций  поступления, перемещения и выбытия  основных средств и нематериальных активов;

      определения первоначальной стоимости объектов основных средств и нематериальных активов;

      своевременности начисления, включения в издержки производства и использования амортизационных  отчислений основных средств и нематериальных активов;

      отражения на счетах бухгалтерского учета операций по движению основных средств и нематериальных активов.

      Осуществляется  также проверка наличия неиспользуемого  оборудования, его состояния, условий  хранения и принятых мер по его  реализации или передаче другим организациям; сохранности основных средств и нематериальных активов; наличия излишних основных средств; эффективности использования основных средств и нематериальных активов.

      Источники информации:

      баланс  и приложения к нему;

      журналы-ордера №№ 8, 10, 10/1, 11, 12, 13, 15, 16;

      разработочные таблицы №№ 7, 10 к журналам-ордерам №№ 13, 15;

      акты (накладные) приемки-передачи основных средств;

      акты  приемки-передачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных  объектов;

      акты  на списание основных средств;

      акты  на списание автотранспортных средств;

      инвентарные карточки учета основных средств;

      акты  о приемке оборудования;

      акты  о приемке-передачи оборудования в  монтаж;

      акты  о выявленных дефектах оборудования;

      договоры  купли-продажи, поставки и дарения;

      приказ (распоряжение) об учетной политике предприятия;

      другие  учетные регистры, вытекающие из особенностей организации учета в проверяемой  организации.  

      Проверка  операций по движению основных средств. Проверка правильности документального  отражения данных операций.

      Проверку  операций по оприходованию основных средств следует начинать с изучения учетной политики предприятия на финансовый год, за который производится проверка, так как в учетной политике должно определятся, что принимать за основу (какую стоимость) при отнесении объектов к основным средствам.

      Очень важно удостовериться в правильности определения первоначальной стоимости  объектов основных средств. В практике проведения проверок встречается масса  случаев, когда первоначальная стоимость  объектов значительно занижается за счет неприсоединения к указанной в договоре (счете) поставщика стоимости дополнительных расходов, понесенных организацией, связанных с доставкой, погрузкой, разгрузкой и монтажом оборудования. Как правило, все эти дополнительные расходы относятся на себестоимость готовой продукции (работ, услуг), чем искажаются финансовые показатели деятельности организации и занижаются начисленные и уплаченные суммы налогов.

      Имеют место случаи, когда оплаченные за поставку основных средств суммы  длительное время значатся в дебиторской задолженности, в то время как они уже успешно работают на производство продукции. Отсутствие должного учета основных средств приводит к его хищениям, такие случаи выявляются при проведении встречных проверок с поставщиками основных средств, за которыми длительное время числится дебиторская задолженность за оплаченные основные средства.

      Участились  случаи, когда предприятия-поставщики за изделия, входящие по техдокументации  в комплект основных средств, вынуждают  заказчиков (покупателей) платить дополнительные суммы, которые бухгалтера предприятий присоединяют к стоимости основных средств, в результате чего первоначальная стоимость основных средств автоматически увеличивается на стоимость комплектующих деталей, узлов и агрегатов.

      Важным  элементом является проверка учета основных средств, полученных безвозмездно, принятых или сданных в аренду, а также оприходованных в качестве взноса в уставный фонд (капитал).

      Проверка  правильности документального оформления оприходования основных средств  и их списания. 

      Проверки, проведенные на предприятиях, показывают, что этот участок в большинстве случаев находится в запущенном состоянии. Необходимая (установленная) документация, связанная с оприходованием основных средств, не ведется, а если и ведется, то не заполняются все реквизиты, предусмотренные в форме документа, а это в конечном итоге может привести к неправильному определению нормы амортизации.

      Часто оборудование числится в учете обезличенно, без закрепления за ответственными за его сохранность работниками, что порой приводит к недостачам и хищениям. Нередко передача основных средств с одного места нахождения в другое документально не оформляется, что приводит к запутанности в учете. Инвентаризация основных средств в большинстве случаев проводится поверхностно, а в обязательных случаях, определенных законом "О бухгалтерском учете" – не проводится вообще.

      Особое  внимание при проверке необходимо уделить  документальному оформлению законности списания основных средств с учета, так как это момент очень влияет на конечные результаты отнесения убытков от списания на прибыль и на исчисление налога на прибыль.

      Проверка  операций по приобретению и движению нематериальных активов. Особенности  определения балансовой стоимости  нематериальных активов. Определение  срока полезного действия нематериальных активов и их амортизация.

      Проверяя  указанные вопросы, в первую очередь  следует установить законность и  правильность включения ценностей  в состав нематериальных активов (НМА), акцентировав внимание на такой их особенности, как способность приносить доход. А ведь именно о последней нередко забывают руководители и учредители, когда вместо реального материального или денежного взноса в качестве вклада в уставной капитал принимают "ноу-хау", да еще и без экспертной проверки.

      Про проведении проверки необходимо проверять и такие вопросы, как правильность отнесения на себестоимость выпускаемых изделий стоимость отдельных продуктов, которые отнесены к НМА и рассчитаны на выпуск определенного количества изделий в течение года. Такие программные продукты нельзя учитывать в составе НМА, так как срок их использования менее одного года.

      Много нарушений встречается при проверках  правильности учета организационных  расходов, особенно, когда учредительные  документы, порой по независящим  от предприятия причинам, проходят перерегистрацию с большими денежными затратами.

      Нередко в состав нематериальных активов  включают и различные лицензии со сроком действия менее одного года, стоимость различных сборов. Все  это должно покрываться за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия или включаться в себестоимость, в зависимости от состава затрат.

      В современных условиях очень важно  контролировать отнесение к НМА  приобретенных предприятием квартир. Проверяя этот вопрос, необходимо тщательно  проверить все документы, относящиеся к данной операции, обратив особое внимание на законность сделки и правильность определения стоимости квартиры.

      Проверяя  вопросы, связанные с выбытием НМА, проверить правильность определения  финансового результата. При покупке  предприятием квартир и передачи их в личную собственность (причем как путем безвозмездной передачи, так и купли-продажи) необходимо проверить реальность оценки квартир и правильность отражения всех операций в бухгалтерском учете.

      Проверки  использования НМА необходимо увязывать с проверками состояния бухгалтерского учета, обращая внимание при этом на соответствие данных аналитического и синтетического учета НМА и их износа с записями в главной книге и других регистрах учета.  

      2. Проверка операций с производственными  запасами, материальными ценностями и товарами  

      Цели  проверки:

      Основными целями проверки с материальными  ценностями является проверка:

      достоверности показателей баланса по статье «Запасы», включая такие ее составляющие, как  сырье и материалы, готовая продукция и товары для перепродажи, товары отгруженные и расходы будущих периодов; увязки этих показателей с аналогичными данными, отраженными в Главной книге, журналах-ордерах и других учетных регистрах, определенных учетной политикой предприятия;

      полноты и своевременности оприходования материальных ценностей по местам хранения;

      правильности  отпуска их на производственные и  другие цели;

      обеспечения сохранности материальных ценностей  по местам хранения;

      материалов  результатов годовой инвентаризации товарно-материальных ценностей;

      правильности  оценки незавершенного производства;

      законности  включения и правильности оценки готовой продукции и товаров  отгруженных;

      правильности  учета и оценки товаров, приобретенных  для перепродажи;

      правильности  формирования стоимости материальных ресурсов;

      документального оформления движения материальных ресурсов;

      других  вопросов, вытекающих непосредственно  из особенностей деятельности проверяемой  организации.

      Источники информации – действующие формы первичной учетной документации, в том числе:

      приходные ордера;

      акт о приемке материалов;

      лимитно-заборные карты;

      требование-накладная;

      накладные на отпуск материалов на сторону;

      карточки  учета материалов;

      акты  об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений;

      журналы-ордера;

      ведомости;

      материальные  отчеты;

      баланс  и приложение №2 к балансу «Отчет о финансовых прибылях и убытках».

      Следует заметить, что проверка материальных ценностей – вопрос трудоемкий и  в зависимости от количества наименований единиц материальных ценностей занимает много рабочего времени. Вот почему при проверке этого вопроса чаще всего принимается выборочный метод и лишь в случае крайней необходимости – сплошной.

      Проверка  операций по движению производственных запасов, материальных ценностей и товаров. Правильность стоимостной оценки. Проверка правильности документального отражения данных операций.

      С чего следует начинать проверку данного  вопроса? Практика проведения проверок на производственных предприятиях с большим удельным весом в составе затрат материалов показывает, что начинать надо с правильности стоимости заготовления материальных ценностей, обращая при этом особое внимание на правильность включения в себестоимость заготовления дополнительных расходов, связанных с их приобретением.

      Тщательно проверить, не включались ли в стоимость  заготовления материалов расходы, связанные  с содержанием работников и другие расходы отделов снабжения и  сбыта, складов хранения. Особенно такие  нарушения допускают предприятия, где расходы на такие объекты значительны.

      Далее следует изучить документооборот, определенный учетной политикой, по движению материальных ценностей.

      После этого начинается проверка (сплошная или выборочная) своевременности  и полноты оприходования на склады оплаченных материальных ценностей. При этом обращается внимание на причины их непоступления на предприятие, если оплата за них уже произведена.

      Имеют место случаи, когда заведующие складами или кладовщики учитывают ценности, сходные по внешнему виду, но разные по техническим характеристикам и ценам на одной карточке (например, краски, шурупы, арматура, продовольственные товары в торговле). Такое обезличивание в учете приводит к тому, что при проведении инвентаризаций недостачи (порой на большие суммы) покрываются излишками «одноименных» товаров. Это грубое нарушение порядка проведения инвентаризаций.

      В ходе проведения проверки следует обследовать  склады, где хранятся материальные ценности (соответствие условий хранения полной сохранности материалов). Необходимо также проверить, заключен ли со всеми материально-ответственными лицами договор о полной материальной ответственности, отвечает ли он требованиям действующего законодательства по данному вопросу.

      Очень важный вопрос организации и ведения бухгалтерского учета материальных запасов: ведется ли учет материалов в разрезе субсчетов, которые предусмотрены Планом счетов к счету 10 «Материалы», а также учет материалов, временно находящихся на ответственном хранении у проверяемой организации (забалансовые счета 002 и003).

      Большого  внимания требует проверка учета  и списания тары. На ряде предприятий  количество тары и ее суммарная оценка значительны. Нередко предприятия  стоимость тары(в тех случаях, когда она поставщиком материалов в платежных документах выделена отдельной строкой) включают в стоимость материалов, чего делать категорически нельзя.

      Необходимо  проверит, как учитывается тара на предприятиях-изготовителях продукции, для которой хранение продукции  в таре предусмотрено технологическим процессом.

      Важный  этап проверки – проведение выборочных проверок остатков материальных ценностей  на складах инвентаризационными  комиссиями предприятия, а также  проверка материалов (документов) по результатам  годовой инвентаризации указанных  ценностей. При этом необходимо тщательно проверить правильность списания выявленных недостач и излишков ценностей на соответствующие балансовые счета, а также принятые меры к виновным в случае недостач, порчи или хищений ценностей, то есть причинения ущерба организации.

      В конце года предприятия, особенно по лесопереработке, производят уценку материальных ценностей, доводят цену их заготовления до цены возможной реализации в результате потери ими первоначального качества или морального старения. Перед составлением годового отчета списываются значительные суммы на прибыль (в убытки) отчетного года. В этих случаях очень важно проверить документальное оформление этих операций, разобраться в объективности причин такого списания.

      Очень важный элемент контроля – проверка правильности распределения транспортно-заготовительных расходов и отклонений от принятых на предприятии учетных цен между отнесенными на затраты материалами и их остатками на складах к концу отчетного периода.

      В настоящее время важное значение приобрел контроль за неотфактурованными поставками материальных ценностей и стоимостью материалов, находящихся в пути. Проверки должны осуществляться по показателям, отраженным в журнале-ордере № 6 или других, принятых на предприятии, учетных регистрах.

      Правильность  оформления доверенностей на получение ил выдачу материальных ценностей является составным элементом проводимой проверки. Ошибки, допущенные в их оформлении, нередко приводят предприятия к большим финансовым потерям (например, неудовлетворение по этой причине иска предприятия к партнеру арбитражным судом).

      Проверка  правильности списания материальных ценностей  на затраты является, пожалуй, главным  элементом проверки. Именно здесь  встречается наибольшее количество всякого рода нарушений в организации  учета материальных ценностей.

      Вначале необходимо изучить учетную политику предприятия по данному вопросу. Очень часто выявляются ситуации, когда принципы, заложенные в учетной  политике по данному вопросу, фактически не соблюдаются, что в конечном итоге  приводит к серьезным финансовым нарушениям в вопросах формирования себестоимости продукции (работ, услуг).

      Нередко списание материалов на производство производится по фактическому их расходу. Нормы их расхода не утверждаются; отдельные работники бухгалтерий  списывают полностью на затраты, переданные в производство материалы по мере их отпуска со склада, а не по факту их расхода, а материалы, израсходованные на строительные работы или на содержание объектов социально-культурной сферы, нередко тоже относятся на общие затраты основного производства.

      Конечно, ограниченное время проведения проверки не позволяет провести сплошную проверку всех затрат материальных ценностей  на производство, но выборочную, по укрупненным  затратам, сделать необходимо на основании  полученных результатов, сделать соответствующие выводы в акте проверки.

      Часто на предприятиях производят замену одного вида материала другим, причем на менее  дешевый (это бывает в строительном, железобетонном, деревообрабатывающем и других производствах). Причины  замены, как правило, никакими документами не оговариваются, а если производятся лабораторные анализы замененных материалов (например, цемент одной марки заменяют на другую марку) то их результаты, в большинстве случаев никем не утверждаются. Такого рода нарушения приводят не только к ухудшению качества выпускаемой продукции, но и к хищениям дефицитных материалов.

      Если  проверяющему, не знакомому с технологией  производства изделий, трудно самому выявить  нарушения, а сомнения в законности таких операций есть, он обязан пригласить специалистов-экспертов.    

    Подводя итоги сказанному, можно  заключить, что проверка операций  с материальными ценностями разнообразна  и зависит от особенностей  организации конкретного производства, организации бухгалтерского учета  этих операций, состояния внутреннего контроля за расходованием материальных ценностей.

Информация о работе Ревизия сохранности и учета основных средств и материальных ценностей