Ревизия расчетных операций

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 22:44, реферат

Описание работы

В процессе финансово-хозяйственной деятельности организаций осуществляются различные взаимоотношения их с другими юридическими, а также физическими лицами, формой проявления которых выступают денежные расчеты, основанные на использовании механизма товарно-денежных отношений. Наиболее характерные расчеты - с учредителями, поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, с налоговыми органами, с дебиторами и кредиторами, а также со своими работниками и отдельными лицами.

Работа содержит 1 файл

9-19.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

     которых проверяется, порядок оформления и  рассмотрения результатов ревизии, сроки ее проведения и ряд других аспектов организации контрольно-ревизионной работы.

     В соответствии с Положением о ведомственном  контроле за финансово-хозяйственной деятельностью организаций плановые проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности организаций проводятся, как правило, один раз в год, а организаций, финансируемых из бюджета, - не реже одного раза в два года. В отдельных случаях руководитель органа государственного управления вправе принять решение о проведении плановой проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности организаций один раз в два-три года[2,112c.].

     Непосредственно сам процесс ревизии расчетных операций организаций и предприятий - подготовка к ее проведению, общие вопросы организации, оформление и рассмотрение результатов - регламентирован Порядком организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций. Более детально процесс проведения ревизий регламентирован ведомственными инструкциями, разрабатываемыми органами государственного управления.

     Наряду  с этим четкой правовой регламентации  подлежит и проведение внеплановых ревизий, в частности ревизий по требованию правоохранительных и судебных органов.

    В процессе финансово-хозяйственной  деятельности организаций осуществляются различные взаимоотношения их с другими юридическими, а также физическими лицами, формой проявления которых выступают денежные расчеты, основанные на использовании механизма товарно-денежных отношений. Наиболее характерные расчеты -  с учредителями, поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, с налоговыми органами, с дебиторами и кредиторами, а также со своими работниками и отдельными лицами. Правильная организация расчетных операций обеспечивает устойчивость денежного обращения в сфере и наиболее эффективное воздействие финансово-кредитных рычагов на дальнейшее развитие экономического производства. Поэтому основными задачами ревизии расчетных операций являются:

  определение законности, целесообразности и реальности их возникновения и осуществления;

  своевременное выявление, пресечение и предотвращение правонарушений, наносящих ущерб экономическим интересам общества, установление причин и условий, способствующих их совершению;

  принятие мер по возмещению причиненного ущерба;

   выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности субъекта хозяйствования[15, 24c.].

     Ревизия расчетных операций призвана не только вскрывать допущенные недостатки в их организации, но и предупреждать нецелевое использование платежных средств и формирование незаконных и нецелесообразных расчетных взаимоотношений. В связи с этим за состоянием расчетно-платежной дисциплины в каждом хозяйстве должен быть установлен систематический контроль на всех стадиях формирования и осуществления расчетных операций, начиная от их планирования и заканчивая погашением задолженности. Отсюда большая роль в организации контроля за указанными операциями принадлежит прежде всего руководителям и управленческому персоналу организаций. 
 
 
 
 
 

    1.2 Информационное и правовое  обеспечение ревизии расчетных  операций

    

     Под источниками ревизии подразумевается  совокупность законодательных актов,  нормативных, планово-регулирующих и первичных документов, регистров бухгалтерского учета и отчетности, на основании которых, используя соответствующие методические приемы контроля, проверяющий устанавливает законность, экономическую целесообразность и достоверность совершенных операций.

     Все нормативные правовые акты, которые определяют порядок совершения  расчетов и проведение ревизии  данных операций, можно представить  в следующем иерархическом порядке:

     На первом уровне находятся  следующие нормативные акты.

     Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности от 18.10.94г. №3321-XII с изменениями и дополнениями от 26.12.2007г. №302-З представляет собой свод основных норм организации и ведения бухгалтерского учета. Им определяются принципы учета определенного объекта. Действие настоящего закона распространяется на юридические лица, зарегистрированные на территории Республики Беларусь, филиалы и представительства, в том числе иностранных организаций. Хозяйственные группы, простые товарищества, государственные органы, а также индивидуальных предпринимателей. Бухгалтерский учет в КУП «Минскхлебпром» организован в соответствии с нормами и требованиями данного Закона.

     Непосредственно сам процесс  ревизии финансово-хозяйственной  деятельности организаций – подготовка к ее проведению, общие вопросы организации, оформление и рассмотрение результатов ревизии – регламентирован Указом  Президента Республики Беларусь №673 от 15.11.1999с. изменениями и дополнениями в указе Президента Республики Беларусь от 15 марта 2006г. №151 «порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций». Более детально процесс проведения ревизии регламентирован ведомственными инструкциями, разрабатываемыми органами государственного управления и другими контролирующими организациями в соответствии с Порядком организации и проведения проверок (ревизий) и Положением о ведомственном контроле[7].

     Действующим законодательством  предусмотрено, что ревизии финансово-хозяйственной деятельности организаций, подчиненных органам государственного управления или входящих в их состав. По постановлениям (письменным обращением) правоохранительных органов проводятся ведомственными контрольно-ревизионными службами этих органов. В то же время ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности организаций, подчиненных органам государственного управления или входящих в их состав, не имеющих  собственной контрольно-ревизионной службы, а также иных юридических лиц, кроме названных ранее, и индивидуальных предпринимателей по постановлениям правоохранительных органов проводятся Главным контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов республики Беларусь «О мерах по усилению ведомственного контроля в Республике Беларусь» от 25.05.2000г. №293 в ред. Указов Президента Республики Беларусь от 23.01.2002 №64 от 12.02.2004 №68)[8].

     Указ Президента Республики Беларусь  №359 от 29.06.2000г. с изменениями и  дополнениями в Указе от 25.08.2005 №398 «Об утверждении порядка расчетов  между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республики Беларусь» утвержден в целях нормализации расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и укрепления платежной дисциплины. Настоящий порядок распространяется на расчеты, которые осуществляется на территории Республики Беларусь юридическими лицами, их обособленными подразделениями.

     На втором уровне находится  положения (стандарты), утверждаемые  министерствами и другими органами  государственного управления. К  ним можно отнести Постановления Совета министров Республики Беларусь «О государственном регулировании бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь» от 15.10.2001г. №1493. Это постановление устанавливает, что Министерство финансов осуществляет государственное регулирование бухгалтерского учета  и отчетности в Республике Беларусь, разрабатывает и утверждает типовые унифицированные формы первичной учетной документации, которые должны применять все юридические лица независимо от форм собственности.

     Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №285 от 26.04.1996г. «Об утверждении положения о приеме товаров по количеству и качеству» регулирует отношения юридических лиц, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, и физических лиц – предпринимателей по приобретению товара, созданию условий для его сохранности, своевременной и правильной приемке по количеству и качеству, кроме товара, приобретаемого для личного (домашнего, семейного) пользования. Нормы этого положения могут применяться при приемке товара по количеству и качеству по договорам купли-продажи, поставки, контрактации.

     Бухгалтерский учет готовой и  отгруженной продукции регулируется  постановлением Министерства финансов  Республики Беларусь, Министерства  экономики  республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 08.01.2001г. №2/2/4 «об утверждении положения о порядке бухгалтерского учета материалов, незавершенного производства, готовой и отгруженной продукции в организациях промышленности».

     На третьем уровне находятся методологические указания и рекомендации, разработанные Министерством финансов Республики Беларусь и другими органами и содержащие более детальные рекомендации по организации учета соответствующих объектов.

     Во исполнении Банковского кодекса Национальным банком был разработан ряд инструкций, которые более детально регламентируют безналичные расчеты в республике:

     Инструкция о банковском переводе, утвержденная Национальным банком  Республики Беларусь 29.03.2001 №66 (определяет порядок осуществления безналичных расчетов в белорусских рублях и иностранной валюте в форме банковского перевода);

     Инструкция о порядке совершения  банковских документарных операций, утвержденная Национальным банком  республики Беларусь 29.03.2001 №67 (определяет порядок совершения банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями Республики Беларусь операций по расчетам в форме документарного аккредитива, инкассо, а также операций по банковским гарантиям по поручениям клиентов, банков-корреспондентов и от своего имени).

     Операции, связанные с наличным  денежным оборотом в организации.  Регламентируются Постановлением  Правления Национального банка Республики Беларусь от 26.03.2003г. №57 «Об утверждении Правил ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в Республике Беларусь». Согласно этих Правил наличные деньги организаций подлежат зачислению и хранению на соответствующих счетах в банках. Расчеты между организациями осуществляются в безналичном порядке.

     В случае нарушения данных  Правил организации несут ответственность,  предусмотренную в Инструкции  о мерах ответственности за  нарушение правил ведения кассовых операций в Республике Беларусь, утвержденной Постановлением Правления Национального банка 27.06.2003г. №125, с изменениями и дополнениями.

     Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 года №180, разработана в соответствии с Типовым планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 № 89 и введенными в действие с 1 января 2004 года, а также во исполнение Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» (в редакции законов Республики Беларусь от 25.06.2001 №42-З, от 29.12.2006 №188-З и от 30.12.2007 №302-З).

     В проведении ревизий принимают участие целый ряд контролирующих органов: Министерство финансов Республики Беларусь, судебные, правоохранительные и налоговые органы, ведомственные контрольно-ревизионные службы. Порядок взаимодействия, поведения и реализации материалов ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регламентируется Инструкцией о взаимодействии работников контрольно-ревизионных подразделений Министерств, других республиканских органов государственного управления, государственных организаций, подчиненных правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, налоговых органов, органов уголовного преследования и судов по организации и проведению проверок финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Министерства Юстиции, Прокуратуры Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности, министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 12.06.2002 года № 83/33/16/149/62/14/8/35.

     Для единообразного обобщения данных о работе организаций различных форм собственности и для удобства работы контролирующих органов разрабатывается единый систематизированный перечень счетов и субъектов, который обязателен для всех субъектов хозяйствования, и называется он Планом счетов. Данный План счетов введен в действие Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003.№ 89 «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий». Введение Типового плана счетов было обусловлено упорядочением рыночных отношений в народном хозяйстве, развитием методологии бухгалтерского учета, активной гармонизации бухгалтерских основ бухгалтерского учета с международно признанной бухгалтерской практикой.

        На четвертом уровне находятся акты, принятые непосредственно в КУП «Минскхлебпром». Учет расчетных операций в КУП «Минскхлебпром» регламентируется учетной политикой. Учетная политика разрабатывается и утверждается в соответствии с Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.04.2002 года №62 «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». В ней оговорены методологические, организационные и технологические аспекты бухгалтерского и налогового учета. Таким образом, бухгалтерский учет расчетных операций ведется в соответствии с указанными нормативными правовыми документами.

Информация о работе Ревизия расчетных операций