Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 18:44, курсовая работа
В настоящее время в России складывается новый тип государственности. Успешное реформирование российской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления — создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля.
Ни одна из острейших социально-экономических проблем не будет решена, ни о каком возрождении российской государственности не может быть и речи, пока не будет наведен должный порядок в бюджетно-финансовой сфере, пока системе государственного финансового контроля не будет придана надлежащая стабильность. Поэтому эффективный и действенный финансовый контроль является необходимым условием сильной власти, важнейшим фактором государственного строительства.
Задачи данной работы — рассмотрение понятия государственный финансовый контроль, его видов, основных методов, а также рассмотрение осуществления контроля со стороны властных структур Российской Федерации. Целью работы является выявление путей совершенствования российской системы государственного финансового контроля.
Глава 1. Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля 3
1.1 Сущность и виды финансового контроля 3
1.2 Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля 5
1.3 Предмет и метод государственного финансового контроля 9
1.4 Формы государственного финансового контроля 12
1.5 Принципы государственного финансового контроля 13
Глава 2. Система государственного финансового контроля в Российской Федерации 15
2.1 Система государственного финансового контроля 15
2.2 Органы государственного финансового контроля Российской Федерации 17
2.3 Деятельность Счетной палаты Российской Федерации 23
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Система контроля за исполнением бюджета предполагает непрерывный трехлетний цикл контроля за исполнением бюджета каждого финансового года, состоящий из нескольких последовательных стадий: предварительного контроля проекта бюджета будущего года, оперативного контроля непосредственно в ходе исполнения бюджета года текущего и документальной ревизии уже исполненного бюджета. Применительно к 2001 г. это реализовалось так, что Счетная палата готовила заключение на проект федерального бюджета-2002, оперативно контролировала исполнение бюджета-2001 и осуществляла комплексную документальную ревизию исполнения бюджета-2000. Таким образом, в течение каждого календарного года Палата одновременно работает с бюджетами трех лет, а бюджет каждого финансового года находится в одной из фаз трехлетнего контрольного цикла.
Предварительный
контроль, осуществляемый Счетной палатой,
представляет собой комплекс экспертно-аналитических
и контрольных мероприятий, связанных
с оценкой и анализом важнейших
макроэкономических и бюджетообразующих
показателей, доходных и расходных
статей федерального бюджета; обобщающим
результатом здесь является заключение
Счетной палаты на представляемый Правительством
РФ проект федерального бюджета. Палата
постоянно отслеживает
После
законодательного утверждения федерального
бюджета последний переходит
в режим оперативного контроля за
его исполнением со стороны Счетной
палаты. Такой контроль осуществляется
путем анализа полученной, обработанной
и обобщенной информации о ходе исполнения
бюджета, поступающей из различных
источников. Информационным фундаментом
оперативного контроля за исполнением
федерального бюджета служат, во-первых,
база данных Счетной палаты, сформированная
посредством ввода и обработки
первичных платежных документов
(явившихся основанием для проведения
операций со средствами федерального
бюджета), переданных Минфином и Банком
России, а также ввода и обработки
данных отчетности последних и других
участников бюджетного процесса. Во-вторых,
— иная существующая обязательная
финансовая отчетность, предоставляемая
рядом министерств и ведомств
(Минфином, МНС, ГТК и Мингосимуществом
России, РФФИ, Минэкономики и Госкомстатом
России, другими государственными органами),
Банком России и кредитными организациями,
уполномоченными осуществлять операции
со средствами федерального бюджета. В-третьих,
— специальные формы
Информация
о ходе исполнения федерального бюджета
обрабатывается постоянно, а итоговые
данные подводятся ежемесячно. На их основе
ежеквартально нарастающим
После
завершения финансового года Счетная
палата начинает подготовку к упомянутой
третьей, заключительной, фазе — комплексной
документальной ревизии уже исполненного
бюджета, которая осуществляется на
основании норм и положений статей
2, 9 и 11 Закона о Счетной палате РФ.
Цель ревизии — на строго документальной
основе установить фактическое исполнение
закона о федеральном бюджете
В этой связи определяются объем
и структура поступивших
Ревизия
предусматривает сплошной охват, изучение,
проверку и сверку всех платежных
документов по остаткам, приходу, заимствованию
и расходу средств федерального
бюджета на проверяемых объектах.
В ходе ревизии анализируются
лицевые счета Минфина России
и его Главного управления федерального
казначейства, расчетно-денежные и
иные документы по исполнению федерального
бюджета в Банке России и в
иных финансово-кредитных
Информационной
основой контрольных
Методологическая
основа комплексной документальной
ревизии — сравнительный
Комплексная
документальная ревизия разворачивается
по специально разработанной и утвержденной
Коллегией Счетной палаты программе,
где определены общие ревизионные
принципы. Конкретизация и детализация
контрольных мероприятий и
Итоги
ревизии служат основным материалом
для подготовки Счетной палатой
заключения на проект представляемого
Правительством РФ в Государственную
Думу закона об исполнении федерального
бюджета за соответствующий год.
Анализ и сопоставление информации,
полученной в течение трех лет
разными методами и на основе сочетания
разных форм контроля, позволяют дать
максимально достоверное
Важнейшее
направление работы Палаты связано
с контрольными мероприятиями, проводимыми
по поручениям палат Федерального Собрания
и обращениям членов Совета Федерации
и депутатов Государственной
Думы. Такие поручения и обращения,
согласно Закону «О Счетной палате
Российской Федерации», являются для
нее обязательными. Тематика поручений
палат Федерального Собрания может
охватывать вопросы исполнения тех
или иных статей бюджетов за ряд
лет, касаться деятельности различных
получателей бюджетных средств (в том
числе и не являющихся субъектами ведомственной
структуры) и даже любых юридических лиц,
так или иначе связанных с федеральным
бюджетом (например, пользующихся налоговыми
льготами, участвующих в схемах бюджетных
взаимозачетов, имеющих отношение к использованию
федеральной собственности), затрагивать
финансовые проблемы отдельных регионов
Российской Федерации. Эти поручения не
вполне вписываются в единую систему контроля
с методологической и организационной
точек зрения. Их реализация, как правило,
требует специально разработанных программ
и методик. Да и поручения палат Федерального
Собрания даются исходя из разных соображений,
далеко не всегда напрямую сопряженных
с вопросами исполнения бюджета. Адаптация
итогов контрольных мероприятий по поручениям
Федерального Собрания к задачам единой
системы контроля за исполнением федерального
бюджета требует специальной дополнительной
обработки этих итогов.
В
структуре Счетной палаты функционирует
специальная аудиторская
Объектами контроля за использованием федеральной собственности являются прежде всего государственные предприятия и учреждения, хозяйственные общества и товарищества с долей участия Российской Федерации, федеральная недвижимость и зарубежная собственность. В отношении госпредприятий и учреждений речь идет о контроле за: 1) наделением и использованием имущества, в том числе за учредительной деятельностью; 2) эффективностью и целесообразностью распоряжения недвижимым имуществом; 3) распределением прибыли и перечислением части доходов государственных предприятий в федеральный бюджет. Проводится также экспертиза уставных документов и контрактов с руководителями предприятий, в том числе в аспектах их ответственности за результаты работы и соблюдения порядка принятия решений относительно госимущества. [21, с. 4]
Эффективность
и целесообразность деятельности госпредприятий
оцениваются исходя из интересов
государства (стратегических, финансово-экономических,
инвестиционных, социальных и др.) применительно
к каждому предприятию. Налаживанию
действенного контроля препятствует отсутствие
полного реестра
Применяемые
методы контроля за эффективностью управления
пакетами акций, долями (паями) Российской
Федерации в уставных капиталах
хозяйственных обществ и
Контроль
за распоряжением федеральной
Организация и функционирование эффективной системы финансового контроля — обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики. Государственный финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства, одновременно может квалифицироваться как функция социального управления и правового регулирования.
Сегодня
назрела необходимость должного
правового регулирования
В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование действующего законодательства, призванное способствовать развитию методологической базы, терминологического единообразия и механизма формирования и функционирования системы финансового контроля. Важным является устранение незавершенности в вопросах формирования правовой базы государственного контроля. Нужно законодательно закрепить задачи, права, сферу действия каждого органа финансового контроля.
При
совершенствовании системы
Информация о работе Ревизия дебиторской и кредиторской задолженности