Ресурсы предприятия и эффективность их использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 02:13, курсовая работа

Описание работы

ООО «Белтрикотаж» является одним из крупнейших производителей женской одежды. Компания более 10 лет успешно работает на рынке. Предприятие выпускает широкий ассортимент костюмов, платьев, жакетов из текстильных и трикотажных тканей. Каждый месяц профессиональными модельерами-конструкторами и художниками нашего предприятия создается новая коллекция одежды. Диапазон размеров от 42 до 70, точная посадка на фигуре и многообразие моделей позволят любой женщине подчеркнуть все достоинства и выглядеть соблазнительно.

Содержание

Введение
1. Ресурсы предприятия и эффективность их использования
1.1 Основные средства, их состав, наличие и показатели использования
1.2 Оборотные средства предприятия, их состав, наличие и показатели использования
1.3 Трудовые ресурсы предприятия, их состав, наличие и показатели использования
2. Производственная программа и производственная мощность
2.1 Объем производства и реализации продукции
2.2 Производственная мощность и степень ее использования
3. Затраты и доходы предприятия
3.1 Показатели себестоимости предприятия
3.2 Показатели прибыли и рентабельности
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 193.50 Кб (Скачать)

5. Дебиторская задолженность в общей сумме оборотных активов увеличилась на 44% в сумме 605 119 млн. руб. и на конец года составила 1 982 888 млн. руб. Однако доля ее за отчетный год сократилась на 5,2% и составила 53,1% по сравнению с 58,3% на начало года. В том числе увеличение расчетов с покупателями и заказчиками на 12%, или 148 870 млн. руб., на 355%, или 458 277 млн. руб., расчетов с разными дебиторами и кредиторами. Также произошло снижение прочей дебиторской задолженности на 35%, или сумму 2 028 млн. руб. На начало года сумма дебиторской задолженности составляла 5 815 млн. руб. и на конец – 3 787 млн. руб.

6. Денежные средства за отчетный период сократились на 62% на сумму 8 485 млн. руб. На начало года в абсолютной сумме денежные средства составляли 13 776 млн. руб., или 0,6%, а на конец 5 291 млн. руб., или 0,1%. Произошло снижение доли статьи за отчетный год на 0,5%.

Далее рассчитаем основные показатели эффективности  использования оборотных средств  ООО «Белтрикотаж». 

Таблица 1.9

Анализ оборачиваемости  оборотного капитала

 

Показатели Период Отклонение Темп роста, %   

      2008 2009     

1 2 3 4 5   

Выручка, млн. руб. 4256 5126 +870 120,4   

Среднегодовая величина оборотного капитала, млн. руб. 1778,2 3048,2 +1270 171,4   

Прибыль от реализации, млн. ру.б 626 964 +338 154,0   

Оборачиваемость оборотного капитала, об 2,393 1,682 -0,712 70,3   

Длительность оборота, дн. 150,4 214,1 +63,7 142,3   

Рентабельность  оборотного капитала, % 35,2 31,6 -3,6 89,8   

На ООО «Белтрикотаж»  в 2009 году по сравнению с 2008 годом  количество оборотов оборотных средств (коэффициент оборачиваемости) снизилось  на 29,7 %, то есть можно сделать вывод, что снизилась эффективность  использования оборотных средств. Основная причина снижения эффективности — опережающий рост среднегодовой стоимости оборотных средств по отношению к росту выручки от реализации. 
 

1.3 Трудовые ресурсы  предприятия, их состав, наличие  и показатели использования 

Труд – это  вклад в процесс производства, осуществляемый людьми в форме непосредственного расходования умственных и физических усилий. Совокупность умственных и физических способностей человека, его способность к труду называется рабочей силой.

В обеспечении  эффективности производства важное значение имеет структура кадров предприятия.

Соотношение работников по категориям характеризует структуру  трудовых ресурсов предприятия.

Среднесписочная численность персонала за 2008-2009 гг. ООО «Белтрикотаж» приведены  в таблице 1.10: 

Таблица 1.10

Численность промышленно-производственного персонала ООО «Белтрикотаж» за 2008-2009 гг.

 

Категория персонала Среднесписочная численность, чел. Отклонение   

      2008 год 2009 год + –, чел. %   

Всего работников предприятия 117 120 +3 +2,6   

в том числе:       

- рабочие 76 78 +2 +2,7   

- руководители 10 10 - -   

- специалисты 30 31 +1 +3,8   

Выручка от реализации 4256 5126 870 120,4   

Производительность  труда работников 36,38 42,72 117,4 36,38   

Производительность  труда 1 рабочего 55,71 65,32 117,3 55,71   

Общая численность  ППП ООО «Белтрикотаж» в 2009 году увеличилась по сравнению с 2008 годом  на 3 чел. (или на +2,6 %), в том числе  за счет рабочих (+2 чел.) и служащих (+1 чел.).

Результаты расчетов показывают, что эффективность трудовых ресурсов ООО «Белтрикотаж» увеличилась в 2009 году по сравнению с 2008 годом. Так среднегодовая выработка 1 работающего увеличилась на 17,4 % (с 36,38 до 42,72 млн. руб.), а среднегодовая выработка одного рабочего увеличилась на 17,3 % (с 55,71 до 65,32 млн. руб.). 

 

2 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬ 

2.1 Объем производства  и реализации продукции 

Предприятие входит в состав трикотажной отрасли  «Беллегпром» и специализируется на выпуске верхних трикотажных  изделий для женщин. Основными  группами выпускаемого ассортимента являются: костюмы, комплекты, платья, жакеты, джемпера, пальто.

Для обеспечения  покупательского спроса ежегодно предприятие  производит свыше 150 моделей с ежемесячным  запуском более 10 новых моделей.

Работая в условиях жесткой конкуренции, предприятие постоянно работает над обновлением и расширением ассортимента, повышению его технического уровня. Ассортиментная политика предусматривает большое разнообразие моделей, разработку и выпуск сезонных коллекций трикотажных изделий. При разработке моделей большое внимание уделяется функциональному назначению изделий, учитывается материальный уровень покупателей, для которых предназначается изделие, с более высокой ценой для покупателей материально обеспеченных, с низкими затратами на производство, а соответственно по невысокой цене для малообеспеченных покупателей.

Обновление и  улучшение ассортимента достигается  за счет повышения уровня моделирования  и конструирования, внедрения в  производство новых видов сырья, фурнитуры, отделочных материалов, совершенствования имеющихся и внедрения новых технологий. Разнообразие ассортимента обеспечивается за счет использования в производстве верхних трикотажных изделий новых рисунков и переплетений полотен, из которых изготавливаются модные, современные изделия.

Технологический процесс изготовления верхних трикотажных  изделий представлен на следующей  схеме: 

 

Поступление сырья  на фирму 

 

Контроль по физико-механическим показателям 

 

Перемот пряжи 

 

Вязание 

 

Вязание полотна  Вязание полуфабриката 

 

Подготовка полотна, полуфабриката к раскрою 

 

Разбраковка  ВТО  Отлежка  Подбор полотна, комплектование настила  Обмеловка верхн. слоя настила 

 

Раскрой трикотаж. Изделий из полотна, п/фабриката 

 

Настилание  Раскрой настила  Комплектова

ние изделий  Раскраивание ост. полотна  Раскраивание приклад. Ткани 

 

Пошив трикотажных  изделий 

 

Заготовка деталей  Монтаж изделий  Кеттлевка  Отделка изделий  ВТО 

 

Контроль качества трикотажных изделий   

        

Маркировка и  упаковка 

 

Сдача на склад готовой продукции   

Отгрузка торгующим  предприятиям 

Рис. 2.1 Технологический  процесс производства трикотажных  изделий на предприятии 

В настоящее время, во время рыночных отношений, а также  в условиях жесткой конкуренции  потребительский рынок республики, так и насыщен верхними трикотажными и швейными текстильными изделиями. В течение последних 15 лет в Республике Беларусь были созданы несколько десятков частных фирм по производству верхних трикотажных изделий, швейных изделий, которые работают в других экономических условиях в сравнении с предприятиями трикотажной отрасли концерна, что значительно усложняет работу фирмы.

В 2007г. на предприятии  сложилась сложная финансово-экономическая  ситуация, обусловленная ранее описанными причинами. В сложившейся в настоящее время финансово-экономической ситуации предприятие испытывает недостаток оборотных средств, из-за чего фирма вынуждена пользоваться кредитами банков, как для приобретения сырьевых ресурсов, так и для погашения задолженности по заработной плате.

Из-за недостаточной  востребованности верхних трикотажных  изделий на рынке предприятие  вынуждено искать новых партнеров, в т.ч. давальцев. В 2009г., как и в  предыдущие 2007-2008 годы, фирмой оказывались  услуги по пошиву на давальческих условиях субъектам хозяйствования РБ (ИП Бурвин О.Н., СООО «Нелва», ООО «Бурси»), РФ (ООО «Легпроммаркет»). На данном этапе и в сложившихся экономических условиях давальческие заказы позволяют:

· обеспечить занятость работников предприятия;

· повысить уровень использования производственных мощностей раскройно-швейного цеха фирмы (не наращивая объем складских запасов);

· уменьшить условно-постоянные расходы фирмы вследствие увеличения объемов производства;

· конструктора фирмы получают возможность учиться моделировать и конструировать одежду, подбирать ткани под конкретные изделия на полученных от давальца лекалах, тканях, фурнитуре для пошива одежды, т.е. фирма фактически получает бесплатный доступ к современным технологиям, т.к. лекала и описания техпроцесса остаются в ведении наших специалистов. Следствием работы с давальческими заказами явилось то, что модели осенней коллекции фирмы явились лидерами продаж года.

Удельный вес  давальческих заказов в общем  объеме производства выглядит следующим  образом: 2008 г. – 24%, 2009 г.- 6%. 

Таблица 2.1

Объем производства и реализации продукции предприятия  в действующих ценах, млн. руб.

 

Показатели 2008 2009 Отклонение   

                  + – %   

1 2 3 4 5   

Товарная продукция 4256,0 5126,0 +870,0 +20,4   

в том числе  по основным ассортиментным группам       

платья женские 949,1 1148,2 +199,1 +21,0   

джемпера женские 864,0 1030,3 +166,4 +19,3   

комплекты женские 693,7 835,5 +141,8 +20,4   

жакеты женские 434,1 517,7 +83,6 +19,3   

юбки женские 493,7 599,7 +106,0 +21,5   

детская одежда 561,8 671,5 +109,7 +19,5   

прочая продукция 259,6 322,9 +63,3 +24,4   

Видно, что объем  производства и реализации ООО «Белтрикотаж»  в текущих (действующих) ценах вырос  в 2009 году по сравнению с 2008 годом  на 20,4 %.

Проанализируем  структуру производства и реализации продукции ООО «Белтрикотаж». 

Таблица 2.2

Структура производства и реализации продукции ООО «Белтрикотаж», %.

 

Показатели 2008 2009 Отклонение, %   

1 2 3 4   

Товарная (реализованная) продукция 100,0 100,0 -   

в том числе  по основным ассортиментным группам      

платья женские 22,3 22,4 +0,1   

джемпера женские 20,3 20,1 -0,2   

комплекты женские 16,3 16,3 -   

жакеты женские 10,2 10,1 -0,1   

юбки женские 11,6 11,7 +0,1   

детская одежда 13,2 13,1 -0,1   

прочая продукция 6,1 6,3 +0,2   

Видно, что в  структуре производства и реализации продукции ООО «Белтрикотаж»  в 2009 году существенных изменений по сравнению с прошлым годом  не произошло. 

2.2 Производственная  мощность и степень ее использования 

Понятие производственной мощности достаточно часто используется для характеристики производственного потенциала предприятия или его структурного подразделения.

Производственная  мощность – это показатель, отражающий максимальную способность предприятия (подразделения, объединения или  отрасли) по осуществлению выпуска товарной продукции в натуральных или стоимостных единицах измерения, отнесенных к определенному периоду времени (смена, сутки, месяц, квартал, год). Этот показатель позволяет осуществить:

- сравнение производственного  предприятия или его подразделения с другими аналогичными производствами;

- выявление резервов  увеличения выпуска продукции  путем увеличения загрузки оборудования;

- сравнение использования  производственных возможностей  предприятия в различные периоды  времени.

То есть, этот показатель важен для анализа хозяйственной  деятельности предприятия, так как  позволяет ответить на многие вопросы, задаваемые в этой области изучения.

Информация о работе Ресурсы предприятия и эффективность их использования