Реформирование бухгалтерского учета в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 22:31, реферат

Описание работы

До перехода на рыночную экономику была создана система бухгалтерского учета, отвечающая требованиям плановой экономики. Основным потребителем информации, формируемой в бухгалтерском учете, являлось государство в лице отраслевых министерств и ведомств, планирующих, статистических и финансовых органов. Реформирование бухгалтерского учета в России осуществляется на основе Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.03.98 г. № 283. Основная цель реформирования бухгалтерского учета — ведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики. В соответствии с этой целью главные задачи реформирования определены следующим образом:

Работа содержит 1 файл

Модели бух уч.doc

— 74.50 Кб (Скачать)


 

Реформирование бухгалтерского учета в России

До перехода на рыночную экономику была создана система бухгалтерского учета, отвечающая требованиям плановой экономики. Основным потребителем информации, формируемой в бухгалтерском учете, являлось государство в лице отраслевых министерств и ведомств, планирующих, статистических и финансовых органов. Реформирование бухгалтерского учета в России осуществляется на основе Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.03.98 г. № 283. Основная цель реформирования бухгалтерского учета — ведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики. В соответствии с этой целью главные задачи реформирования определены следующим образом:

       формирование системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезность информации для внешних пользователей;

       обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

       оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении управленческого учета.

В любой организации рекомендуется вести бухгалтерский учет. Для управления производственно-хозяйственной деятельностью организации необходимо иметь информацию о ее имущественном состоянии и обязательствах, которую получают в системе бухгалтерского учета.

С развитием рыночной экономики появилась необходимость приведения отечественной системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)— это система принятых в общественных интересах положений о порядке составления и представления финансовой отчетности. Основное назначение МСФО — гармонизация учета и отчетности в разных странах. Цель реформирования системы бухгалтерского учета – приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Для осуществления этой цели Министерством финансов РФ была разработана программа реформирования бухгалтерского учета и концепция развития бухгалтерского учета на среднесрочную перспективу (2004 – 2010гг.).

 

 

 

Необходимость реформирования бухгалтерского учета в России

 

Началом реформирования бухгалтерского учета в России следует считать разработку и внедрение в учетную практику Плана счетов 1991 г., утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 ноября 1991 г. N 56. В соответствии с этим Планом счетов в учетную практику введены новые объекты учета (нематериальные активы, финансовые вложения, займы, арендные отношения и др.). Существенно изменена методология учета многих объектов учета - основных средств, капитальных вложений, прибыли и убытков.

Значительный вклад в реформирование бухгалтерского учета в России внесли следующие документы:

- положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ4/99) (утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.1999 №43н, от 18.09.2006 №115н.

- положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" (ПБУ 1/2008) (утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2008 № 106н, с изменениями от 11.03.2009 №22н.

В соответствии с указанными положениями предприятиям было предоставлено право выбора вариантов оценки и учета соответствующих объектов учета, ответственность за осуществление бухгалтерского учета в организациях возложена на их руководителей; организации получили право поручать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности сторонним предприятиям и лицам, минуя бухгалтерию; на предприятиях малого бизнеса разрешено совмещать функции бухгалтера и кассира. В настоящее время реформирование бухгалтерского учета в России осуществляется на основе Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283.

Цель реформирования системы бухгалтерского учета – приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности реформа будет проводиться по следующим основным направлениям:

       совершенствование нормативного правового регулирования;

       формирование нормативной базы;

       методическое обеспечение (инструкции, методические указания комментарии);

       кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);

       международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности.

Для выполнения задач по каждому направлению намечено осуществить следующие меры:

1) подготовить необходимые изменения и дополнения в Федеральный закон "О бухгалтерском учете", Гражданский кодекс Российской Федерации и иные федеральные нормативные акты;

2) разработать и утвердить около 20 новых положений (стандартов) по бухгалтерскому учету и пересмотреть существующие на основе международных учетных стандартов, а также новые планы счетов бухгалтерского учета для коммерческих и бюджетных организаций;

3) разработать:

       - методические указания (инструкции и рекомендации) по бухгалтерскому учету в разрезе положений, в том числе методические рекомендации по учету затрат на производство, реализацию продукции, работ, услуг;

       - типовые методические рекомендации по организации бухгалтерского учета на малых предприятиях с учетом требований международных стандартов;

       пересмотреть:

       - регистры бухгалтерского учета для коммерческих и бюджетных организаций, кредитных учреждений и профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний и инвестиционных фондов;

       - первичную учетную документацию с учетом требований рыночной экономики и международных стандартов;

4) для улучшения кадрового обеспечения переработать программы обучения специалистов разных уровней.

Кроме того, должны постоянно пересматриваться программы переподготовки сотрудников бухгалтерских служб, разрабатываться учебно-методическая литература, осуществляться аттестация профессиональных бухгалтеров, разрабатываться нормы профессиональной этики;

5) в области международного сотрудничества намечены вступление в Комитет по международным бухгалтерским стандартам финансовой отчетности, взаимодействие с международными и национальными специализированными организациями, в том числе с Координационным советом по методологии бухгалтерского учета стран СНГ. Важная роль в улучшении международного сотрудничества отводится созданному в декабре 1997 г. Международному центру по реформе бухгалтерского учета.

В работе по всем направлениям реформирования бухгалтерского учета будет принимать активное участие Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ) России.

Приказом министра финансов от 1 июля 2004 года №180 была одобрена концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, которая направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям.

Главной целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу является выполнение функции формирования информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономических решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями. Суть дальнейшего развития состоит в активизации использования МСФО для реализации этой функции путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.

Дальнейшее развитие учета и отчетности необходимо осуществлять по следующим основным направлениям:

1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

2) создание инфраструктуры применения МСФО;

3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИИ
По оценкам многих западных специалистов, качество российского менеджмента является совсем невысоким. Причин тому много, и одной из них является отсутствие у подавляющего большинства менеджеров источников адекватной управленческой информации. Спросите у любого из них, чем они пользуются при принятии решений: в большинстве случаев окажется, что своим блокнотом или амбарной книгой, тщательно скрываемой от глаз налоговых инспекторов. Особо “продвинутые” строят в рамках бухгалтерии или параллельно ей систему оперативного учета. В настоящий момент в России сложились такие условия хозяйствования, когда практически отсутствуют достоверные данные, как за текущий, так и предшествующие отчетные периоды в виду использования нашими предпринимателями практики так называемой "двойной бухгалтерии". Под влиянием проводимой государственной налоговой политики формируется менталитет сокрытия от налогов хотя бы части доходов, применяются различные методы ухода от налогообложения.

На предприятии не хватает специалистов, способных грамотно и глубоко оценить и проанализировать как текущее, так и в дальнейшей перспективе его финансовое состояние. Руководители предприятий недооценивают важность управления внутренними финансовыми ресурсами, надеясь на поступление средств от внешних инвесторов.

Нестабильность внешней правовой среды, жесткие и постоянно изменяющиеся политические и экономические условия создают предпосылки предпринимательской пассивности и апатии населения России. Необходимость реформации бухгалтерского учета в связи с насущностью привлечения иностранного капитала в российскую экономику и перехода на качественно новый уровень развития бухгалтерского учета ставит Россию в такие условия, когда речь идет не просто о пере структуризации финансовой отчетности, но и формированию качественно новой идеологии и философии учета, направленной на то, чтобы совместить позитивный опыт российской и международной учетно-аналитической практики, отработать негативные аспекты существующих систем. Кроме того, практически никто из менеджеров не рассматривает бухгалтерскую отчетность при существующей ее форме и содержании как источник данных для принятия управленческих решений. Однако изменить саму идеологию наших менеджеров и бухгалтеров за короткий срок вряд ли удастся. Чтобы российский бухгалтер превратился из счетовода в финансового аналитика, способного вырабатывать наиболее оптимальную учетно-финансовую и налоговую политику и успешно ее реализовывать, нужны многие годы и высокая квалификация. И если Россия справится с этим, то, как говорится практически во всех выступлениях западных экспертов, это будет первый, но очень важный шаг для решения проблем российского менеджмента, а также для привлечения в страну иностранных инвестиций, что для нашей страны, особенно в нынешних условиях, весьма актуально. Сейчас, опираясь только на российскую отчетность, получить представление об истинном положении предприятия достаточно сложно. Зачастую компания, показывающая прибыль по российским стандартам бухучета, оказывается глубоко убыточной по стандартам, принятым в мире. Результаты проведенного анализа показывают, что отличия российского бухгалтерского учета от учета с использованием международных стандартов не являются кардинальными. Они не требуют существенных преобразований в бухгалтерском учете российских предприятий. Можно выделить несколько главных отличий: некоторые принципы бухгалтерского учета, план счетов и кодировка хозяйственных операций, способы оценки активов, использование вероятностных характеристик, возможность капитализации некоторых расходов, порядок составления отчетности, способы определения бухгалтерской и налогооблагаемой прибыли, порядок и способы внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность, методы анализа результатов хозяйственной деятельности.  Способы анализа хозяйственной деятельности предприятия, применяемые в международных стандартах, разнообразнее используемых в практике российского бухгалтерского учета. Предпочтение отдается сравнительному и перспективному анализу а, так же сопоставлению со среднеотраслевыми статистическими показателями.  Использование международного опыта бухгалтерского учета, позволит обогатить российскую учетно-аналитическую практику.

 

Реформирование и гармонизация бухгалтерского учета с международными стандартами финансовой отчетности

Еще в начале ХХв. существовал единый бухгалтерский учет, но уже в конце этого столетия он распался на финансовый и управленческий учет. Из него также выделился учет для малых предприятий. С 2002г. официально был провозглашен налоговый учет. В отдельную дисциплину сформировался также и финансовый анализ. В финансовом учете появляются новые направления, такие как: креативный, социальный, экологический учет, работа с инсайдерами, учет человеческих ресурсов. Все это обусловлено тем, что в условиях рыночной экономики возникло много пользователей данных традиционного бухгалтерского учета (в административной экономике – только государство), а для различных пользователей и различных целей требуется различная информация.

Управленческий учёт — упорядоченная система выявления, измерения, сбора, регистрации, интерпретации, обобщения, подготовки и предоставления важной для принятия решений по деятельности фирмы информации и показателей для управленческого звена компании (внутренних пользователей — менеджеров). Это процесс в рамках организации, который обеспечивает управленческий аппарат организации информацией, используемой для планирования, собственно управления и контроля за деятельностью организации. Управленческий учёт выделился как отдельная дисциплина потому что для принятия управленческих решений требуется оперативная информация, чего обычный бухгалтерский учёт в силу своей периодичности, оперирования с уже совершёнными операциями и законодательным регулированием (выполняет в РФ функции налогового учёта) не может обеспечить, от этого может страдать конкурентность фирмы на рынке. Так как создание отдельной системы управленческого учёта требует больше затрат, чем развитие данной системы на базе бухгалтерского учёта, бухгалтеры часто считают управленческий учёт подсистемой бухгалтерского, что может быть верно на раннем этапе его развития. Дальнейшее развитие учёта необходимой управленческой информации на предприятиях ведёт к развитию более объёмной системы сбора информации, нежели это возможно в рамках бухгалтерского учёта. Зачастую в управленческом учёте речь идёт даже не о необходимости такового в рамках бухгалтерского, а о невозможности управленческого учёта в рамках бухгалтерского учёта. Помимо уже перечисленных ограничений бухгалтерского учёта, существует проблема оперативного сбора информации. Бухгалтера "зачастую" не посадишь в каждом подразделении (отдел закупок, отдел продаж, склады, цеха и т.д.). Для оперативного взаимодействия же требуется информация от подобных источников. Передача сотрудникам сотовых телефонов решает например проблему координации (по крайней мере в теории), но точно лишает руководство в данном случае возможности конечного анализа (из-за отсутствия регистрации) правильности, качества и оперативности действий сотрудников и как следствие например справедливого премирования сотрудников. Спектр проблем при отсутствии качественного управленческого учёта можно аналитически вывести, ознакомившись с требованиями к информации в контроллинге (управленческом учёте). Управленческий учёт ориентирован именно на потребности внутренних пользователей (управленцев различного уровня), а не внешних (акционеров и кредиторов, госорганы и т. д.), информация, собираемая и предоставляемая им, не является открытой, а принадлежит к коммерческой тайне. Учет на малых предприятиях вводится по упрощенным схемам. Самым правильным решением надо признать его организацию по схеме камеральной парадигмы, когда финансовый результат определяется как разность между оприходованием выручки и списанием сделанных платежей. Естественно, что попытки применения на этих предприятиях двойной бухгалтерии – бухгалтерский пережиток прошлых времен.

Информация о работе Реформирование бухгалтерского учета в России