Развитие аудита в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 19:25, доклад

Описание работы

Впервые в России звание аудитора было введено Петром I. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона сказано: «по характеру своему должность аудитора совмещает в себе черты должностей делопроизводителя, секретаря и прокурора». Была заимствована германская модель построения аудита. Однако в тот период отсутствовала общественная внутренняя потребность в возникновении и развитии аудита, а введенный директивно, он постепенно терял свое первоначальное назначение. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами.

Работа содержит 1 файл

аудит.docx

— 22.48 Кб (Скачать)

Впервые в России звание аудитора было введено Петром I. В  Энциклопедическом словаре Брокгауза  и Ефрона сказано: «по характеру своему должность аудитора совмещает в себе черты должностей делопроизводителя, секретаря и прокурора». Была заимствована германская модель построения аудита. Однако в тот период отсутствовала общественная внутренняя потребность в возникновении и развитии аудита, а введенный директивно, он постепенно терял свое первоначальное назначение. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами.

Выдающийся российский ученый Я.В. Соколов в своих трудах очень  подробно описал все этапы развития учета и аудита в России. Анализируя его научные разработки, можно  сделать вывод, что к середине XIX в. в России имелось много существенных недостатков в организации учета  и контроля. Понимая это, в 1856 г. видный чиновник В.А. Та-таринов (1816— 1871) был командирован за границу для изучения опыта постановки учета. По результатам представленного доклада Александр II написал: «По важности сего дела желаю, чтобы оно было прочитано в Совете министров. Я, со своей стороны, совершенно разделяю ваш взгляд и желал бы, чтобы и прочие министры убедились в необходимости приступить к радикальному улучшению как нашего счетоводства, так и вообще финансовой системы нашей».

Проводилось обсуждение проблем  учета и контроля, но его результаты подвел уже сын Александра II —  Александр III, который написал: «К сожалению, в официальных отчетах так  часто приукрашивают, а иногда и  просто врут, что я, признаюсь, всегда читаю их с недоверием...».

К концу XIX в. наблюдалась  та же картина, что и к началу великой  реформы 1861 г. В Петербургском листке за 1884 г. можно было прочесть: «Что же мы видим в городском хозяйстве? Баланса вовсе не существует; счета  имущества, принадлежащего городу, также  нет; равно нет оценки этому имуществу; срочных бухгалтерских книг ни по арендным статьям, ни по платежам не существует; суммы, расходуемые на ремонт городского имущества, прямо списываются в  безвозвратный расход и т.п.».

Об этом же писал A.M. Вольф: «В громадном большинстве случаев  ревизоры со счетоводством ничего общего не имеют и в деле бухгалтерии  младенчески чисты душою». Естественным в данных условиях было перенять опыт других стран.

Однако опыт западных стран  для России не всегда был понятен  и приемлем, так как в них  суть аудиторов, или, как их правильно  называли, присяжных бухгалтеров, состояла в том, что они по просьбе клиентов и за плату должны были проверять  объективность представляемой им отчетности различных фирм. Аудиторы принимали  на себя ответственность за качество своей работы и возмещали убытки потерпевшим в случае, если не замечали искажений отчетности. Такая практика была неприемлема для России в  тот период, так как в стране господствовал принцип вертикального  контроля, т.е. ревизии, а не аудита. При этой системе, хотя и с трудом, можно было понять, что ревизору надо заплатить, но платить аудитору, да еще после того как проверяющий  в акте раскрывал недостатки его  работы, казалось странным и излишним.

В исторических очерках Я.В. Соколова есть замечательная фраза  о счетоводах того периода, которая  наилучшим образом характеризует  их отношение к новшествам: «Англия, — писал один из счетоводов, —  опередила нас и создала особое сословие аудиторов, но у нас чувствуется  ббльшая потребность в ответственных счетоводах, нежели в ответственных контролерах». Это замечание оказало большое влияние на тех, кого сегодня мы называли бы счетной общественностью.

В 1894 г. в Санкт-Петербурге русские бухгалтеры праздновали 400-летие  выхода первого печатного труда  по бухгалтерскому учету Луки Пачоли. Замечательный русский бухгалтер П.Д. Гопфенгаузен предложил создать в России по примеру Англии и Уэльса институт присяжных бухгалтеров. Доклад был принят с энтузиазмом, тут же подготовили документы, и очень скоро проект П.Д. Гопфенгаузена был направлен министру финансов С.Ю. Витте. Документы в министерстве не забраковали, но рекомендовали доработать. Огромное внимание при этом уделялось формулированию целей и задач института. Этот вопрос постоянно дискутировался. В 1895 г. их определили так: проверка правильности счетов и отчетов; кураторство по делам несостоятельности; ликвидация предприятий (за частую банкротством); ведение отчетов по делам душеприказчиков и опекунов; расчет по разделу и продаже имущества; судебные функции в качестве третейских судей по спорным вопросам, касающимся расчетов; заключение и проверка товарищеских и других счетов при окончательных расчетах и в других случаях; организация и ведение счетоводства в различных предприятиях и хозяйствах.

Присяжный бухгалтер не мог  быть таковым, не принеся специальной  присяги, подобной клятве Гиппократа:

«Обещаю и клянусь Всемогущим Богом пред Святым Его Евангелием и Животворящим Крестом Господним  исполнять, по крайнему моему разумению, поручения, какие будут возложены  на меня установленными властями, не совершать  ничего противного доброй вере в торговле и промышленности, охранять интересы моих доверителей и других лиц  и учреждений, дела которых будут  мне поручены, и вообще честно и  добросовестно исполнять все  обязанности принимаемого мною звания Присяжного счетовода, памятуя, что я во всем этом должен буду дать ответ перед законом и перед Богом на страшном суде Его. В удостоверение чего целую Евангелие и Крест Спасителя моего. Аминь». (Для лиц нехристианского исповедания форма изменялась сообразно их вероучению.)

В 1889 г. была сделана попытка  создать институт аудиторов, но это  могло быть осуществлено только при  наличии достаточно подготовленных кадров и общественной потребности, а в России на тот период не было достаточного числа квалифицированных  бухгалтеров. Кроме того, бухгалтеры боялись экзаменов. В то же время  общественность настаивала на получении  разрешений на членство в институте  и лицензий на работу на основании  или диплома учебного заведения, или стажа работы; от аудиторов  также требовалось соблюдение нравственной этики.

Против нравственных критериев  тоже высказывались возражения. В. Миляев писал: «Аттестаты о благонадежности не могут быть вполне мерилом нравственных качеств... действовать может только страх ответственности перед судом или обществом».

Кроме того, русские купцы  требовали надежных гарантий, планируя привлечение иностранных капиталов, а членство в институте разрешалось  только русским подданным, что не могло обеспечить вливание новых, возможно? более квалифицированных аудиторов. Создание института подняло бы престиж  бухгалтерской профессии. «Ограждая  интересы отдельных лиц, счетоводство является лучшим охранителем экономических  интересов общества», — писали инициаторы создания института присяжных бухгалтеров.

Между тем, как отмечает известный  специалист в области аудита, контроля и ревизии проф. Ю.А. Данилевский, попытки создать в России институт аудита предпринимались еще и  в 1912, и 1928 г., но все они оказались  нереализованными.

Вопрос о необходимости  аудита в современной истории  России возник с начала рыночных преобразований. В Законе РСФСР от 04.07.1991 N° 1545-1 «Об  иностранных инвестициях в РСФСР» упоминается о необходимости проведения проверки для целей налогообложения финансовой и коммерческой деятельности предприятий с иностранными инвестициями силами аудиторских организаций РСФСР, а также проверки аудиторской организацией ликвидационного баланса предприятия при его ликвидации.

Первые аудиторские фирмы  в России появились в 1987 г., зачастую они создавались с участием иностранного капитала. Многие из них действуют  и до настоящего времени и входят в число крупнейших аудиторских  фирм и объединений. Необходимость  появления таких фирм была вызвана  мощнейшим развитием внешнеторговых взаимоотношений.

Для расширения торговли требовался капитал, а в условиях нестабильности денежной политики России и галлопирующей инфляции это было возможно лишь с привлечением иностранного капитала. Его привлечение требовало гарантий возврата, а следовательно, и независимой оценки деятельности предпринимательских структур. Кроме того, для России предпосылкой возникновения аудита послужила необходимость достоверной оценки имущества (прежде всего основных фондов) в условиях инфляции и приведение его стоимости в соответствие с рыночной. Обычный способ получения надежной информации — это проведение независимого аудита. Таким образом, необходимость аудита стала объективной реальностью.

Первый проект закона об аудиторской деятельности был разработан в 1992 г., но в результате политического  кризиса в нашей стране он не был  принят. Указом Президента РФ от 22.12.1993 № 2263 были утверждены Временные правила  аудиторской деятельности в Российской Федерации. Предполагалось, что данный документ будет иметь временный  характер и просуществует недолго, однако на самом деле эти правила  действовали почти восемь лет.

Закон, регламентирующий деятельность аудиторских фирм, появился 7 августа 2001 г.

Как справедливо отметил  А.В. Крикунов, развитие и становление  аудита в России прошло несколько  этапов.

Первый этап (1987-1993) характеризовался, с одной стороны, созданием аудиторских  организаций директивным путем (1987 г. — создание первой аудиторской  организации «Интераудит»), с другой — стихийным зарождением аудиторской деятельности (подготовка кадров, неупорядоченная выдача первых сертификатов и лицензий в период 1990-1993 гг.).

Второй этап (декабрь 1993 г. (до принятия Закона об аудите) — август 2001 г.) можно охарактеризовать как  период становления российского  аудита, в процессе которого большую  роль сыграли указанные выше Временные  правила аудиторской деятельности.

В этот период началась активная работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, были созданы аудиторские общественные объединения и аудиторские фирмы, стали проводиться обязательные аудиторские проверки и оказание сопутствующих аудиту услуг.

В 1994—2001 гг. Центральной  аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией Минфина России (ЦАЛАК)1 было выдано 23 600 лицензий лицензиатам (аудиторским организациям — 14 700 и индивидуальным аудиторам — 8900). Число действующих лицензий составило около 8900, в том числе по общему аудиту — 7700, аудиту инвестиционных институтов и аудиту страховщиков — 266.

За тот же период ЦАЛАК  было утверждено к выдаче почти 36 500 квалификационных аттестатов аудитора. Число действующих аттестатов составило 24 900.

За этот период Комиссией  по аудиторской деятельности при  Президенте РФ было разработано и  одобрено 37 правил (стандартов) аудиторской  деятельности, а также методика проведения аудита, что и составило методологическую основу российского аудита.

Третий этап аудиторской  деятельности в России начался после  принятия Федерального закона от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Его принятие подтвердило окончательное  становление аудита в России, позволило  принять ряд нормативных правовых актов по регулированию аудиторской  деятельности в нашей стране, сделать  шаг по пути интеграции российского  аудита в международную аудиторскую  систему.


Информация о работе Развитие аудита в России