Раскрытие информации о материалах в БФО

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - раскрыть особенности бухгалтерского учета приобретения и заготовления материалов. Реализация данной цели требует постановки следующих задач:
изучить и систематизировать нормативные документы по теме работы
сравнить международные и российские стандарты
рассмотреть правильное и своевременное документальное оформление операций по поступлению материалов
охарактеризовать элементы учетной политики приобретения и заготовления материалов
изучить синтетический и аналитический учет приобретения и заготовления материалов
раскрыть информацию о материалах в БФО

Содержание

Введение.................................................................................................................4
Глава 1.Основы бухгалтерского учета материалов.............................................5
Нормативно-правовая база, регулирующая учет материалов.............5
Документальное оформление поступающих материалов..................9
Сравнительная характеристика МСФО 2 и ПБУ 5/01.........................11
Глава 2. Бухгалтерский учет приобретения и заготовления материалов.........15
Элементы учетной политики приобретения и заготовления материалов..............................................................................................................15
Синтетический учет приобретения и заготовления материалов........16
Аналитический учет приобретения и заготовления материалов........19
Глава 3. Раскрытие информации о материалах в БФО........................................23
3.1 Инвентаризация материалов....................................................................23
3.2 Учет недостач и порчи материалов,обнаруженных при их приемке...30
Заключение.............................................................................................................35
Список литературы................................................................................................37

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

Приходный ордер подписывают заведующий складом и экспедитор. При отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными разрешается осуществлять оприходование материалов без выписки приходного ордера. В этом случае на документе поставщика проставляют штамп, в оттисках которого содержатся основные реквизиты приходного ордера. Количество первичных документов при этом сокращается. В тех случаях, когда количество и качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку материалов производит комиссия и оформляет акт о приемке материалов (ф.№М-7) , который служит основанием для предъявления претензии поставщику. Акт составляется приемной комиссией с обязательным участием представителя незаинтересованной организации, заведующего складом и представителя отдела снабжения предприятия. Составляется акт в двух экземплярах: первый - передается в бухгалтерию предприятия как основание для бухгалтерских записей на счетах и расчета сумм недостач или излишков; второй - поступает в отдел маркетинга для предъявления претензий поставщику или сообщения ему о представлении платежного требования на излишки.

Если перевозку  материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа  применяют товарно-транспортную накладную (ф. № М-5 и М-6) в четырех экземплярах:

а) покупателю - для оприходования материалов вместо приходного ордера;

б)   поставщику - для списания ценностей;

в)   для начисления заработной платы водителям автотранспорта;

г)      для предъявления в банк на оплату;

Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства и др. оформляют одно - или многострочными требованиями-накладными(ф. №  М-11 ), которые выписывают цехи-сдатчики в двух экземплярах

Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуются на основании акта об оприходовании материальных ценностей (форма N М-35) , полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений. Подотчетные лица приобретают материалы в организациях торговли, у других организаций и кооперативов, на колхозном рынке или у населения за наличные деньги Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный счет или акт (справка), составляемый подотчетным лицом. 

    1. Сравнительная характеристика МСФО 2 «Запасы» и ПБУ 5/01 «Учет МПЗ»
 

Некоторые аспекты учета МПЗ в российской и международной практике совпадают, что облегчает задачу бухгалтера. Другие же сильно отличаются, что требует запоминания. А третьи разнятся лишь в нюансах, что провоцирует путаницу. Поэтому рассмотрим материал,  который   наглядно покажет все сходства и различия.

Сравнительная характеристика МСФО 2 «Запасы» ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»
1. Признание в учете к запасам относятся:
  • товары для перепродажи,
  • сырье и материалы производственного назначения,
  • готовая продукция
  • незавершенное производство
запасами признаются:

    · сырье, материалы и т. д., которые необходимы при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг);

    · объекты для продажи;

    · активы, используемые для управленческих нужд организации. 

  • затраты на незавершенное производство,
  • расходы будущих периодов,
  • животные на выращивании и откорме
Выводы. Основное отличие: в финансовой отчетности, составленной на основании МСФО, отражается стоимость всех готовых и незавершенных товаров. То есть вне зависимости от права собственности активы должны быть признаны запасами и учтены на балансе организации. В то время как по нынешнему российскойму нормативу право собственности является обязательным условием для учета на балансе. В российской бухгалтерской отчетности в составе запасов отражаются расходы будущих периодов. В МСФО такой статьи не предусмотрено ни одним стандартом.    Также российские бухгалтеры показывают в запасах стоимость животных, которая оговаривается в МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство». 
2.Оценка запасов запасы должны оцениваться по наименьшей из двух величин — себестоимости или  возможной чистой цене реализации по фактической  себестоимости.
Выводы: Подход к формированию фактической себестоимости запасов, практикуемый в российском бухгалтерском учете, имеет много общего с МСФО. Однако следует обратить внимание на следующие моменты.

Прежде всего, пока запасы не приняты к бухучету, пункт 6 ПБУ 5/01 разрешает увеличивать  их себестоимость на сумму процентов  по заемным средствам. МСФО 2 также допускает это, но только на условиях, которые предусмотрены в МСФО (IAS) 23 «Затраты по займам». А именно когда подготовка запасов к использованию или для продажи занимает много времени. Если составлять отчетность по МСФО, основываясь на данных российского бухучета, это отличие может привести к завышению балансовой стоимости запасов.

Также балансовая стоимость МПЗ может быть завышена, если не учитывать, что по международным  стандартам скидки, возвраты платежей и т. д. из затрат на покупку вычитаются. Тогда как пункт 12 ПБУ 5/01 такого изменения в себестоимости запасов не предполагает. Наконец, согласно МСФО из возможной цены реализации МПЗ вычитаются расходы на продажу, что не предусмотрено российскими правилами.

3. Списание запасов
  • Метод сплошной идентификации. Его используют в отношении запасов, которые не являются взаимозаменяемыми. То есть когда точно известно, какие МПЗ остались на складе, а какие переданы в производство или реализованы.
  • Метод ФИФО. Проданным запасам присваивают себестоимость первых по времени закупок. То есть стоимость запасов на конец периода определяется по ценам последних поступлений.
  • Метод средней стоимости — когда все запасы имеют одинаковую среднюю цену в периоде.
ЛИФО в международном  учете отменен уже давно (с 1 января 2005 года), так как признан необъективным. МСФО 2 разрешает рассчитывать среднюю стоимость с помощью периодической или непрерывной оценки.
  • Списание  по себестоимости единицы запасов. Этим методом определяют текущую  себестоимость запасов, которые  не могут заменять друг друга или подлежат особому учету. В качестве примера можно привести драгоценные металлы и камни, радиоактивные вещества.
  • Списание по себестоимости первых по времени приобретения (ФИФО).
  • Списание по средней себестоимости. Применяя данный метод, среднюю себестоимость рассчитывают для каждого вида запасов по следующей формуле:
Сс = (Со + Сп) : (Ко + Кп),

где Сс — среднемесячная себестоимость товаров;  
Со — стоимость остатка товаров на начало месяца;  
Сп — стоимость товаров, принятых к учету за месяц;  
Ко — количество товаров, оставшихся на начало месяца;  
Кп — количество товаров, принятых к учету за месяц.

с 1 января 2008 года в российском бухгалтерском учете  запрещено использовать метод ЛИФО. Это когда стоимость выбывающих запасов определяют по цене последней поступившей или изготовленной партии

Выводы: Методы списания материально-производственных запасов в ПБУ5/01 и МСФО в целом одинаковы.

Применение  МСФО, выходит далеко за рамки учетного процесса, и требует консультаций и участия не только бухгалтерских работников, но и аналитиков, менеджеров, юристов, оценщиков, экономистов и т.д. Российские же ПБУ предназначены в основном для бухгалтеров. 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Бухгалтерский  учет  приобретения и заготовления материалов 

   2.1 Элементы учетной политики приобретения и заготовления материалов 

Под учетной  политикой понимается принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки  и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Способы ведения бухгалтерского учета, предусмотренные учетной политикой организации, применяются всеми ее филиалами, представительствами и иными подразделениями (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их места нахождения.

Учетная политика организации для целей  бухгалтерского учета формируется  главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается приказом или распоряжением ее руководителя .Принятая учетная политика применяется организацией последовательно из года в год. Внесение изменений допускается в случаях, определенных действующим законодательством РФ . 

Бухгалтерский учет материально-производственных запасов 
Данный раздел учетной политики должен содержать элементы бухгалтерского учета материалов (сырья), товаров и готовой продукции. Рассмотрим элементы учета материалов.

По материалам (сырью) в учетной политике прописываются следующие способы ведения бухгалтерского учета:

  • определение единицы материалов (или номенклатурный номер, или партия и т. п.);
  • оценка поступающих материалов;
  • учет и списание транспортно-заготовительных расходов по материалам;
  • оценка отпускаемых в производство материалов;
  • создание резерва под снижение стоимости материальных ценностей.

Поступление материалов в организацию может отражаться либо по плановым (учетным) ценам с использованием счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей", либо без их использования по фактическим затратам на приобретение.[12] 
 

2.2 Синтетический учет  приобретения и заготовления материалов [9],[10]  

Синтетический учет, т. е. обобщенный, - сгруппированные  по определенным

экономическим признакам совокупности однотипных хозяйственных операций по определенным видам средств, их источникам и процессам. Главная особенность синтетического учета состоит в его обобщенности без разделения на конкретные определенные и единичные характеристики средств.

Синтетический учет запасов ведется на активных счетах 10 «Ма- 
териалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценно- 
стей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Учет 
материальных ценностей на синтетических счетах ведут по факти- 
ческой себестоимости или по учетным ценам. 
Учет материалов ведется на счете 10 «Материалы» .

Счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценно- 
стей» используется для отражения информации о приобретении 
запасов, относящихся к средствам в обороте. На счете отражается 
покупная стоимость заготовления и приобретения материально- 
производственных запасов, определяемая по данным расчетно- 
платежных документов поставщика, и учетная стоимость фактиче- 
ски оприходованных ценностей. 
На счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» 
отражается разница в стоимости приобретения запасов, исчислен- 
ной в фактических затратах на приобретение и по учетной стоимо- 
сти. 9 
Учет поступления материалов может быть организован в трех 
вариантах:
 

  • Учет материалов по фактической сибестоимости ведется  на 10 счете с абсолютным выделением ТЗР на отдельном счете 10/ТЗР
 
№ п/п Содержание  хоз.операций Сумма Дебет Кредет
1 Поступили материалы  от поставщика 100000 10 60
2 Начислен НДС 18% 18000 19 60
3 Учтены расходы  по доставке 5000 10/ТЗР 60
4 Начислен НДС 18% 900 19 60
5 Начислена з/п  рабочим, разгружавшим материалы 3000 10/ТЗР 70
6 Отчисления во внебюджетные фонды26% 780 10/ТЗР 69

Информация о работе Раскрытие информации о материалах в БФО