Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:01, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрыть особенности бухгалтерского учета приобретения и заготовления материалов. Реализация данной цели требует постановки следующих задач:
изучить и систематизировать нормативные документы по теме работы
сравнить международные и российские стандарты
рассмотреть правильное и своевременное документальное оформление операций по поступлению материалов
охарактеризовать элементы учетной политики приобретения и заготовления материалов
изучить синтетический и аналитический учет приобретения и заготовления материалов
раскрыть информацию о материалах в БФО
Введение.................................................................................................................4
Глава 1.Основы бухгалтерского учета материалов.............................................5
Нормативно-правовая база, регулирующая учет материалов.............5
Документальное оформление поступающих материалов..................9
Сравнительная характеристика МСФО 2 и ПБУ 5/01.........................11
Глава 2. Бухгалтерский учет приобретения и заготовления материалов.........15
Элементы учетной политики приобретения и заготовления материалов..............................................................................................................15
Синтетический учет приобретения и заготовления материалов........16
Аналитический учет приобретения и заготовления материалов........19
Глава 3. Раскрытие информации о материалах в БФО........................................23
3.1 Инвентаризация материалов....................................................................23
3.2 Учет недостач и порчи материалов,обнаруженных при их приемке...30
Заключение.............................................................................................................35
Список литературы................................................................................................37
Приходный ордер подписывают заведующий складом и экспедитор. При отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными разрешается осуществлять оприходование материалов без выписки приходного ордера. В этом случае на документе поставщика проставляют штамп, в оттисках которого содержатся основные реквизиты приходного ордера. Количество первичных документов при этом сокращается. В тех случаях, когда количество и качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку материалов производит комиссия и оформляет акт о приемке материалов (ф.№М-7) , который служит основанием для предъявления претензии поставщику. Акт составляется приемной комиссией с обязательным участием представителя незаинтересованной организации, заведующего складом и представителя отдела снабжения предприятия. Составляется акт в двух экземплярах: первый - передается в бухгалтерию предприятия как основание для бухгалтерских записей на счетах и расчета сумм недостач или излишков; второй - поступает в отдел маркетинга для предъявления претензий поставщику или сообщения ему о представлении платежного требования на излишки.
Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную (ф. № М-5 и М-6) в четырех экземплярах:
а) покупателю - для оприходования материалов вместо приходного ордера;
б) поставщику - для списания ценностей;
в) для начисления заработной платы водителям автотранспорта;
г) для предъявления в банк на оплату;
Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства и др. оформляют одно - или многострочными требованиями-накладными(ф. № М-11 ), которые выписывают цехи-сдатчики в двух экземплярах.
Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуются на основании акта об оприходовании материальных ценностей
(форма N М-35) , полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений. Подотчетные лица приобретают материалы в организациях торговли, у других организаций и кооперативов, на колхозном рынке или у населения за наличные деньги. Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный счет или акт (справка), составляемый подотчетным лицом.
Некоторые аспекты учета МПЗ в российской и международной практике совпадают, что облегчает задачу бухгалтера. Другие же сильно отличаются, что требует запоминания. А третьи разнятся лишь в нюансах, что провоцирует путаницу. Поэтому рассмотрим материал, который наглядно покажет все сходства и различия.
Сравнительная характеристика | МСФО 2 «Запасы» | ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» |
1. Признание в учете | к запасам относятся:
|
запасами признаются:
· сырье, материалы и т. д., которые необходимы при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг); · объекты для продажи; · активы,
используемые для управленческих нужд
организации.
|
Выводы.
Основное отличие: в финансовой отчетности,
составленной на основании МСФО, отражается
стоимость всех готовых и незавершенных
товаров. То есть вне зависимости от права
собственности активы должны быть признаны
запасами и учтены на балансе организации.
В то время как по нынешнему российскойму
нормативу право собственности является
обязательным условием для учета на балансе.
В российской бухгалтерской отчетности
в составе запасов отражаются расходы
будущих периодов. В МСФО такой статьи
не предусмотрено ни одним стандартом.
Также российские бухгалтеры показывают
в запасах стоимость животных, которая
оговаривается в МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство». | ||
2.Оценка запасов | запасы должны оцениваться по наименьшей из двух величин — себестоимости или возможной чистой цене реализации | по фактической себестоимости. |
Выводы: Подход к формированию
фактической себестоимости запасов, практикуемый
в российском бухгалтерском учете, имеет
много общего с МСФО. Однако следует обратить
внимание на следующие моменты.
Прежде всего, пока запасы не приняты к бухучету, пункт 6 ПБУ 5/01 разрешает увеличивать их себестоимость на сумму процентов по заемным средствам. МСФО 2 также допускает это, но только на условиях, которые предусмотрены в МСФО (IAS) 23 «Затраты по займам». А именно когда подготовка запасов к использованию или для продажи занимает много времени. Если составлять отчетность по МСФО, основываясь на данных российского бухучета, это отличие может привести к завышению балансовой стоимости запасов. Также балансовая стоимость МПЗ может быть завышена, если не учитывать, что по международным стандартам скидки, возвраты платежей и т. д. из затрат на покупку вычитаются. Тогда как пункт 12 ПБУ 5/01 такого изменения в себестоимости запасов не предполагает. Наконец, согласно МСФО из возможной цены реализации МПЗ вычитаются расходы на продажу, что не предусмотрено российскими правилами. | ||
3. Списание запасов |
|
где Сс — среднемесячная
себестоимость товаров; с 1 января 2008 года в российском бухгалтерском учете запрещено использовать метод ЛИФО. Это когда стоимость выбывающих запасов определяют по цене последней поступившей или изготовленной партии |
Выводы: Методы списания материально-производственных запасов в ПБУ5/01 и МСФО в целом одинаковы. |
Применение
МСФО, выходит далеко за рамки учетного
процесса, и требует консультаций
и участия не только бухгалтерских
работников, но и аналитиков, менеджеров,
юристов, оценщиков, экономистов и т.д.
Российские же ПБУ предназначены в основном
для бухгалтеров.
Глава
2. Бухгалтерский
учет приобретения
и заготовления материалов
2.1 Элементы учетной
политики приобретения
и заготовления материалов
Под учетной политикой понимается принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Способы ведения бухгалтерского учета, предусмотренные учетной политикой организации, применяются всеми ее филиалами, представительствами и иными подразделениями (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их места нахождения.
Учетная
политика организации для целей
бухгалтерского учета формируется
главным бухгалтером (бухгалтером)
организации и утверждается
Бухгалтерский
учет материально-производственных запасов
Данный раздел учетной политики должен
содержать элементы бухгалтерского учета
материалов (сырья), товаров и готовой
продукции. Рассмотрим элементы учета
материалов.
По материалам (сырью) в учетной политике прописываются следующие способы ведения бухгалтерского учета:
Поступление материалов
в организацию может отражаться
либо по плановым (учетным) ценам с использованием
счетов 15 "Заготовление и приобретение
материальных ценностей" и 16 "Отклонение
в стоимости материальных ценностей",
либо без их использования по фактическим
затратам на приобретение.[12]
2.2
Синтетический учет
приобретения и заготовления
материалов [9],[10]
Синтетический учет, т. е. обобщенный, - сгруппированные по определенным
экономическим признакам совокупности однотипных хозяйственных операций по определенным видам средств, их источникам и процессам. Главная особенность синтетического учета состоит в его обобщенности без разделения на конкретные определенные и единичные характеристики средств.
Синтетический
учет запасов ведется на активных
счетах 10 «Ма-
териалы», 15 «Заготовление и приобретение
материальных ценно-
стей», 16 «Отклонение в стоимости материальных
ценностей». Учет
материальных ценностей на синтетических
счетах ведут по факти-
ческой себестоимости или по учетным ценам.
Учет материалов ведется на счете 10 «Материалы»
.
Счет 15
«Заготовление и приобретение материальных
ценно-
стей» используется для отражения информации
о приобретении
запасов, относящихся к средствам в обороте.
На счете отражается
покупная стоимость заготовления и приобретения
материально-
производственных запасов, определяемая
по данным расчетно-
платежных документов поставщика, и учетная
стоимость фактиче-
ски оприходованных ценностей.
На счете 16 «Отклонение в стоимости материальных
ценностей»
отражается разница в стоимости приобретения
запасов, исчислен-
ной в фактических затратах на приобретение
и по учетной стоимо-
сти. 9
Учет поступления материалов может быть
организован в трех
вариантах:
№ п/п | Содержание хоз.операций | Сумма | Дебет | Кредет |
1 | Поступили материалы от поставщика | 100000 | 10 | 60 |
2 | Начислен НДС 18% | 18000 | 19 | 60 |
3 | Учтены расходы по доставке | 5000 | 10/ТЗР | 60 |
4 | Начислен НДС 18% | 900 | 19 | 60 |
5 | Начислена з/п рабочим, разгружавшим материалы | 3000 | 10/ТЗР | 70 |
6 | Отчисления во внебюджетные фонды26% | 780 | 10/ТЗР | 69 |