Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 23:51, курсовая работа
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Цель ревизии – выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных. Составной частью аудиторского рынка является аудит страховых организаций.
Введение
Глава 1. Теоретические основы аудита
1.Понятие и сущность аудита
2.Цели и задачи аудита
3.Принципы проведения аудита
Глава 2. Организация аудиторского контроля за деятельностью страховщиков
2.1 Общие понятия и финансы страхования
2.Правовое регулирование аудиторской деятельности
2.3 Порядок проведения аттестации и лицензирования аудиторских проверок страховщиков
2.4 Специфические вопросы подлежащие проверке у страховщиков
Глава 3. Проверка наличия и соответствия законодательству документов, на основании которых осуществляется страховая деятельность
3.1 Проверка наличия учредительных документов и лицензии
3.2 Проверка применяемых правил страхования
3.3 Проверка договоров страхования и страховых выплат
3.4 Контроль операций перестрахования
3.5 Контроль за формированием и размещением страховых резервов
3.6 Проверка финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций
Заключение
Список использованной литературы
В ходе аудита у страховщиков проверяются как общие вопросы, свойственные деятельности юридических лиц многих отраслей хозяйства, так и специфические операции, характерные только для страховых организаций. К общим вопросам относятся проверка операций с основными фондами, товарно-материальными ценностями и нематериальными активами, соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда, расчетно-платежных и кассовых операций, расчетов с дебиторами и кредиторами и ряда других. Контроль за этими операциями и расчетами у страховщиков существенно не отличается от аналогичных проверок в других сферах деятельности, так как в обоих случаях субъекты хозяйствования руководствуются в своей работе одними и теми же нормативными документами.
Специфические черты аудита страховщиков предопределены характерными особенностями страховых операций, и как следствие, наличием специального страхового законодательства, отличий в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, определении финансовых результатов и налогообложении.
Учитывая особые требования, предъявляемые к страховщику (необходимость получения лицензии, запрет на занятие производственной, торгово-посреднической и банковской деятельностью), в первую очередь необходимо проверять наличие и соответствие законодательству документов, подтверждающих его право на осуществление страховой деятельности: устава, учредительного договора. Свидетельства о государственной регистрации, лицензии на осуществление страховой деятельности. Кроме того, проверкой должны быть установлены соответствие осуществляемой деятельности и требованиям законодательства, соответствие проводимых и разрешенных лицензией видов страхования.
Особенности организации бухгалтерского учета и отчетности страховика должны учитываться при проверке правильности применения плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности страховых организаций.
Большое внимание в ходе аудита следует уделить контролю за правильностью составления, юридического оформления и учета договоров страхования, а также за правильностью осуществления и учета операций по страхованию, сострахование и перестрахованию.
Основной статьей расходов страховщика является страховые выплаты. Поэтому проверке обоснованности и своевременности осуществления страховых выплат, а также обоснованности отказов страхователям в страховых выплатах (если такое имело место) отводится значительное время.
Специфика страхования обусловливает необходимость образования у страховых организаций специальных резервов. В ходе проверки следует установить обоснованность и соответствие сформированных страховых резервов принятым обязательствам, соблюдение условий размещения (инвестирования) страховых резервов, предусмотренных органом страхового надзора.
Существенные особенности у страховщиков имеет состав расходов, включаемых в себестоимость страховых услуг, что определяет и свои отличия в формировании финансовых результатов. Поэтому в ходе аудиторской проверки должны быть установлены обоснованность включения тех или иных расходов в себестоимость страховых услуг и правильность формирования финансовых результатов.
Страховым законодательством установлены жесткие требования по обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика. В связи с этим, особого внимания от аудитора требует проверка соблюдения страховой организацией нормативного соотношения активов и обязательств, требований о максимальной ответственности по отдельному риску.
В
соответствии с действующим
Глава
3. Проверка наличия
и соответствия законодательству
документов, на основании
которых осуществляется
страховая деятельность
3.1
Проверка наличия учредительных
документов и лицензии
Аудиторская проверка страховой компании начинается с установления наличия учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации. Здесь обращается внимание на правильность внесения изменений в уставе страховой компании, касающихся состава учредителей, ее организационно - правовой формы, юридического адреса и т.д. Эти изменения должны быть правильно оформлены:
Об изменениях, внесенных в устав, страховщик обязан информировать орган страхового надзора. Если это не было сделано, то имеет место нарушение страхового законодательства и контролирующей организацией могут быть применены к страховщику предусмотренные санкции. Аудиторы должны проинформировать руководство компании о возможных последствиях допущенного нарушения.
Большое
внимание необходимо уделить проверке
полноты и своевременности
Страховая компания должна обладать уставным капиталом в размере, предусмотренном действующим законодательством. На 1 января 2000 года минимальный размер уставного капитала должен быть не менее:
Аудитору следует сопоставить величину уставного капитала, отраженную в пассиве бухгалтерского баланса и в уставе страховой компании (она должна быть одинакова), проверить правильность оплаты уставного капитала. Новая страховая компания должна оплатить не менее 50% суммы заявленного уставного капитала до регистрации, остальную сумму - в течение первого года со дня регистрации.
Оплата уставного капитала в денежной форме должна быть подтверждена справкой банка о поступлении на расчетный счет страховой организации средства в счет оплаты уставного капитала, а также копиями платежных документов (платежные поручения, объявления о взносе наличными).
Оплата уставного капитала может быть произведена ценными бумагами, имущественными правами, имеющими денежную оценку, но только сверх установленной законодательством минимальной величины. Вкладом в уставный капитал не может быть объект интеллектуальной собственности (патент, объект авторского права, ноу – хау), однако в качестве вклада может быть признано право пользования таким объектом.
Страхование является одним из видов деятельности, заниматься которой можно лишь при наличии специального разрешения - лицензии. Поэтому в процессе аудиторской проверки вопросам, связанным c лицензией, уделяется большое внимание.
Лицензия на проведение страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца заниматься этой деятельностью при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии. Лицензия на проведение страховой деятельности не имеет ограничения по сроку действия, если это специально не предусмотрено при выдаче. В случае, если отсутствует информация, позволяющая достоверно оценить страховой риск, страховщику может быть выдана временная лицензия, где указывается срок, на который она выдана.
Лицензии выдаются на проведение добровольного и обязательного:
1) страхование жизни,
2)
страхование от несчастных
3) медицинское страхование;
4) страхование средств наземного транспорта,
5)
страхование средств
6) страхование средств водного транспорта,
7) страхование грузов,
8)
страхование других видов
9) страхование финансовых рисков;
10)страхования ответственности, включающего:
11)страхование
гражданской ответственности
12)страхование
гражданской ответственности
13)страхование гражданской ответственности предприятий - источников повышенной опасности,
14)страхование
профессиональной
15)страхование
ответственности за
16)страхование
иных видов гражданской
17)перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование.
При
ознакомлении с подлинником лицензии
нужно иметь в виду, что она
должна содержать следующие
На бланке должна быть подпись руководителя Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью или заместителя министра финансов РФ и соответствующая печать.
Если лицензия временная, то в ней указывается срок ее действия. В этом случае аудитор должен удостовериться в том, что в проверяемый период срок действия лицензии не истек и, следовательно, страховщик имел право заключать договоры страхования.
К лицензии выдается приложение, где указываются конкретные виды страхования, которые вправе осуществлять страховая организация по правилам, одобренным органом страхового надзора.
Аудитору, прежде всего, нужно сопоставить данные лицензии и учредительных документов о названии страховщика, его организационно - правовой форме, юридическом адресе и если есть несоответствие, выяснить причину. Если эти реквизиты в уставе изменились и не соответствуют отраженным в лицензии, о произошедших изменениях необходимо сообщить в орган страхового надзора и заменить лицензию на новую. Нужно обратить внимание на даты выдачи лицензии и начала заключения договоров страхования. Осуществлять страховые операции можно лишь после получения соответствующего разрешения органа страхового надзора.
Аудитор
также должен установить соответствие
осуществляемой деятельности требованиям
действующего законодательства. Последнее,
в частности, запрещает страховщикам
заниматься производственной, торгово-посреднической
и банковской деятельностью. Для выявления
нарушений необходимо проверить хозяйственные
договоры, заключенные страховщиком со
своими контрагентами.
3.2
Проверка применяемых
правил страхования
и правильности внесения
в них изменений
В ходе проверки следует последовательно установить соответствие названия правил страхования, предъявленных проверяющему, названию, указанному в приложении к лицензии, идентичность условий страхования, по которым работает страховая компания, правилам, получившим одобрение органа страхового надзора.
Правила страхования должны быть пронумерованы, прошнурованы, утверждены руководителем страховщика. На правилах страхования, представленных в орган страхового надзора. В процессе своей деятельности у страховщика возникает необходимость внести изменения в правила страхования, в величину и структуру тарифных ставок, аудитор должен проверить правильность внесения изменений с учетом требований страхового надзора.
Проверяющему
должны быть предъявлены решение
о внесении изменений, принятое и оформленное
страховщиком в порядке, установленном
учредительными документами, а в случаях,
требующих согласования, - разрешение
страхового надзора применять измененные
правила и тарифы. Страховщик вправе осуществлять
страховую деятельность на новых условиях
с момента вступления в силу принятого
им решения, тогда как при необходимости
согласования - после получения разрешения
контролирующей организации.