Простая форма бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:56, автореферат

Описание работы

Малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме № К-1 (приложение 1 к Типовым рекомендациям по организации бухучета, далее - Книга). Книга является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.

Работа содержит 1 файл

Простая форма бухгалтерского учета.docx

— 28.91 Кб (Скачать)
  • ведомости по учету основных средств и начисленных амортизационных отчислений (форма № В-1);
  • ведомость по учету производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям (форма № В-2);
  • ведомость по учету затрат на производство (форма № В-3);
  • ведомость по учету денежных средств и фондов (форма № В-4);
  • ведомость по учету расчетов и прочих операций (форма № В-5);
  • ведомость (оплата) по учету реализации, если в учетной политике закреплен метод реализации «по оплате» или ведомость (отгрузка) по учету расчетов и прочих операций, если в учетной политике закреплен метод реализации «по отгрузке» (форма № В-6). Напомним, что малым предприятиям при учете доходов и расходов позволяется не соблюдать допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Они могут использовать кассовый метод учета, что отражается в учетной политике;
  • ведомость по учету расчетов с поставщиками (форма № В-7);
  • ведомость по учету оплаты труда (форма № В-8);
  • ведомость (шахматная) (форма № В-9).

Формы ведомостей приведены в приложениях к  приказу Минфина России № 64н.

Каждая ведомость, как правило, применяется для  учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов. Сумма по любой  операции записывается одновременно в  двух ведомостях: в одной – по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе «Корреспондирующий счет»), в другой – по кредиту  корреспондирующего счета и аналогичной  записью номера дебетуемого счета. В обеих ведомостях в графах «Содержание  операции» (или характеризующих  операцию) делается запись на основании  форм первичной учетной документации о сути совершенной операции либо пояснения, шифры и др.

Остатки средств  в отдельных ведомостях должны сверяться  с соответствующими данными первичных  документов, на основании которых  были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.). Обобщение  месячных итогов финансово-хозяйственной  деятельности малого предприятия, отраженных в ведомостях, производится в шахматной  ведомости, на основании которой  составляется оборотно-сальдовая ведомость. Эта ведомость и является основанием для составления бухгалтерского баланса.

Простая форма 

Малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций в месяц, не осуществляющие производства продукции  и работ, связанного с большими затратами  материальных ресурсов, могут вести  учет всех операций путем их регистрации  только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (далее  – Книга учета фактов хозяйственной  деятельности) по форме № К-1. Наряду с Книгой учета фактов хозяйственной  деятельности для учета расчетов по оплате труда с работниками  необходимо вести также Ведомость  учета заработной платы (форме №  В-8).

Книга учета  фактов хозяйственной деятельности является регистром аналитического и синтетического учета, на основании  которого можно определить наличие  имущества и денежных средств, а  также их источников у малого предприятия  на определенную дату и составить  бухгалтерскую отчетность. Книга  учета фактов хозяйственной деятельности является комбинированным регистром  бухгалтерского учета, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет  вести учет хозяйственных операций на каждом из них. При этом она должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса.

Малое предприятие  может вести Книгу учета фактов хозяйственной деятельности в виде ведомости, открывая ее на месяц, или  в форме книги, в которой учет операций ведется весь отчетный год. В последнем случае Книга учета  фактов хозяйственной деятельности должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета, а  также оттиском печати организации.

Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета 

Эта форма указывается  в статье для отражения целостной  картины, нежели для практического  применения. Следует признать, что  в условиях повсеместной компьютеризации  и повышенных требований к эффективности  организации бухгалтерского учета  на малых предприятиях она является устаревшей, очень трудоемкой и почти  не находит применения на практике. Возможно по этим причинам, она не вошла  в список форм бухгалтерского учета, упомянутых Типовыми рекомендациями.

Книга учета доходов  и расходов

Ещё одну форма  учета, которую могут использовать малые предприятия, введена в  текущем году. Использовать ее могут  организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения в соответствии с положениями главы 26.2 НК РФ. Они  ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном вышеупомянутой главой, и освобождаются от обязанности  ведения бухгалтерского учета за исключением учета основных средств  и нематериальных активов (п. 3 ст. 4 закона о бухучете).

НК РФ обязывает  организации, перешедших на упрощенную систему налогообложения, вести  налоговый учет показателей своей  деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов  и расходов (п. 1 ст. 346.24 НК РФ).

В отличие от всех предыдущих форм бухгалтерского учета, данная книга не предполагает отражение хозяйственных операций методом двойной записи. Записи в  ней производятся накопительно. Причем их объем зависит от выбранного объекта налогообложения.

Если в качестве такового выбраны доходы, то учитываются лишь доходные хозяйственные операции. Расходные операции в этом случае в книге не отражаются вообще.

Если же объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные  на величину расходов, то в хронологической  последовательности на основе первичных  документов позиционным способом отражают все доходные и расходные хозяйственные  операции за отчетный (налоговый) период. Причем заносятся данные по всем поступившим  доходам и произведенным расходам (графы 4 и 6 книги), из которых затем  выделяются доходы и расходы, учитываемые  при расчете единого налога (графы 5 и 7 соответственно).

Данные организации  ведут учет основных средств и  нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством  РФ о бухучете. Связано это с  тем, что одним из возможных случаев  потери права на использование упрощенной системы является превышение величины остаточной стоимости основных средств  и нематериальных активов, находящегося в собственности налогоплательщика, суммы в 100 000 000 руб. (п. 4 ст. 346.13). При вводе в эксплуатацию объектов должны использоваться унифицированные формы первичных документов по учету основных средств (утв. постановлением Госкомстата России от 21.01.03 № 7) и нематериальных активов (утв. постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а). Для учета же сумм начисленной амортизации (остаточной стоимости) можно использовать несколько доработанную ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (форма № В-1), вводимую Типовыми рекомендациями .

Книгу учета  доходов и расходов открывается  на один календарный год. Её можно  вести как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

При ведении  книги в «бумажном» варианте ее листы  нумеруется, прошнуровывается и на последнем из них указывается  их число в книге. Все это подтверждается подписью руководителя организации  и печатью организации. До начала ведения книги она представляется в налоговую инспекцию, где ее заверяют подписью должностного лица инспекции и скрепляют печатью.

Если же книга  ведется в электронном виде, то по окончании отчетного (налогового) периода она выводится на бумажные носители. По итогам же налогового периода  с выведенными листами книги  производятся вышеупомянутые операции:

  • брошюровка;
  • прошивка;
  • нумерация листов.

Напомним, что  организации теряют право применять  упрощенную систему налогообложения  также и в случае, когда его  доход с начала отчетного (налогового) периода превысит 15 000 000 руб.

Потеря права  на использование упрощенной системы  налогообложения или же отказ  от ее применения по окончании календарного года повлечет за собой обязанность  ведения бухгалтерского учета в  обычно установленном порядке.

Информация о работе Простая форма бухгалтерского учета