Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 21:05, курсовая работа
Целью данной курсовой работы выступает изучение профессии аудитор, историческое развитие аудита в России, его состояния на современном этапе и перспективы развития.
Основными задачами, поставленными перед данной курсовой работой, являются:
- рассмотреть становление аудиторской деятельности в России;
- изучить нормативно-правовую базу, регулирующую аудиторскую деятельность;
- рассмотреть понятие профессии аудитор и его функции;
Введение.................................................................................................................3
1. Этапы развития аудиторской деятельности в России...................................5
2. Правовые основы аудиторской деятельности...............................................10
2.1 Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» - основа регулирования аудиторской деятельности.........................................................13
2.2 Стандарты аудиторской деятельности................................................20
2.3 Кодекс профессиональной этики аудиторов......................................23
2.4 Аттестация аудиторов...........................................................................28
3. Перспективы развития аудита в России.........................................................33
Заключение.............................................................................................................43
Список литературы
За этот период Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ было разработано и одобрено 37 правил (стандартов) аудиторской деятельности, а также методика проведения аудита, что и составило методологическую основу российского аудита.
Третий этап аудиторской деятельности в России начался после принятия Федерального закона от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Его принятие подтвердило окончательное становление аудита в России, позволило принять ряд нормативных правовых актов по регулированию аудиторской деятельности в нашей стране, сделать шаг по пути интеграции российского аудита в международную аудиторскую систему.4
Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике.
В мировой практике можно
выделить два различные концепции
регулирования аудиторской деят
Вторая концепция развита в англоязычных странах (США, Великобритания), где аудиторская деятельность в некотором виде саморегулируется. Аудит в этих странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов. Аудиторская деятельность здесь регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями.
В России система нормативного
регулирования аудиторской
Эта система включает 4 основных уровня (табл. 1), расположенных сверху вниз. Каждый уровень обладает определенными видами документов, областью регулирования и степенью их разработанности.
Таблица 1. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности.
Уровень |
Законодательный акт или нормативный документ |
Регулирование |
1 |
- Федеральный закон
РФ от 30 декабря 2008 г. № 307- ФЗ
«Об аудиторской деятельности»; - ФЗ №119- ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 г. (в действующей редакции); - Федеральный закон РФ от 01.12.2007 № 315- ФЗ «О саморегулируемых организациях»; - другие федеральные законы; - указы Президента. |
Устанавливают отношения в аудиторской деятельности |
2 |
Постановления Правительства РФ (Федеральные Правила
(стандарты) аудиторской |
Определяют общие вопросы
регулирования аудиторской |
3 |
Приказы Министерства финансов РФ |
устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка аудиторских услуг |
4 |
Документы саморегулируемых организаций аудита (СОА) и аудиторских организаций |
Устанавливают нормы аудита в рамках СОА и в рамках аудиторских организаций |
Первый (верхний) уровень включает Федеральный закон РФ от 30 декабря 2008 г. № 307- ФЗ «Об аудиторской деятельности». Закон об аудиторской деятельности в России относится к основным законодательным актам. Он определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента.
К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относятся федеральные правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка.
Третий уровень охватывает нормативные акты (приказы) министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права (методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма, приказы).
Четвертый уровень включает
внутренние стандарты аудиторской
деятельности, которые разрабатывают
аудиторские организации и
2.1 Федеральный
закон «Об аудиторской
Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Федеральный закон "О саморегулируемых организациях"), другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами5.
1 января 2009 года вступил в силу Федеральный закон
от 30.12.2008 N
307-ФЗ (далее Закон N 307-ФЗ), предусматривающий
переход к новой системе регулирования
аудиторской деятельности, отличной от
ранее действующей, установленной Федеральным
законом от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской
деятельности" (далее - Закон N 119-ФЗ).
В частности, Законом N 307-ФЗ с 1 января 2010
года отменено лицензирование данного
вида деятельности с одновременным введением
обязательного членства аудиторов и аудиторских
организаций в одной из саморегулируемых
организаций аудиторов (СОА), наделенных
соответствующими полномочиями по контролю
за качеством предоставляемых аудиторских
услуг.
Аудиторская организация - коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
Коммерческая организация
приобретает право осуществлять
аудиторскую деятельность с даты
внесения сведений о ней в реестр
аудиторов и аудиторских
Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида7.
Принятый Закон разделяет понятия аудиторской деятельности и аудита. Устанавливается, что аудиторская деятельность включает в себя не только аудит, но также и оказание сопутствующих аудиту услуг.
Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.
Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности8.
В соответствии с Законом
N 307-ФЗ с 1 января 2010 года лицензии на
осуществление аудиторской
организации, индивидуальные аудиторы,
не вступившие в саморегулируемые организации
аудиторов, не вправе проводить аудит
и оказывать сопутствующие аудиту услуги9.
Статус саморегулируемой
Законом N 307-ФЗ определены требования для включения некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов, а также определены права и обязанности таких организаций.
Некоммерческая организация включается в государственный реестр СОА при условии объединения в ее составе не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций. То есть членами саморегулируемой организации аудиторов могут являться физические лица и (или) организации, не являющиеся соответственно аудиторами и аудиторскими организациями. Для сравнения: согласно ранее действующим положениям Закона N 119-ФЗ, профессиональное аудиторское объединение могло быть аккредитовано при условии объединения в составе его членов не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций (п. 2 ст. 20 Закона N 119-ФЗ).
Кроме того, в соответствии
с требованиями Закона N 307-ФЗ для
включения некоммерческой организации
в государственный реестр СОА
необходимо в целях обеспечения дополнительной имущественной
ответственности ее членов сформировать
компенсационный фонд, а также
утвердить правила осуществления внешнего
контроля качества работы членов саморегулируемой
организации аудиторов и принять кодекс
профессиональной этики аудиторов12.
Формирование компенсационного
фонда саморегулируемой организации
аудиторов и размещение средств
такого фонда осуществляются в порядке,
установленном Федеральным
Помимо изложенного, саморегулируемая организация аудиторов обязана участвовать в создании (включая финансирование) и деятельности единой аттестационной комиссии14.
На СОА возлагаются
также функции по ведению реестра
аудиторов и аудиторских
Законом N 307-ФЗ саморегулируемым организациям аудиторов предоставляется право устанавливать дополнительные меры дисциплинарного воздействия на ее членов за нарушение ими требований закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов15.
Перечень мер дисциплинарного воздействия, установленный Законом N 307-ФЗ, предусмотрен п. 1 ст. 20.
Контроль за соблюдением
членами СОА установленных
Для внесения сведений в
государственный реестр саморегулируемых
организаций аудиторов
Аудиторская организация, аудитор могут являться членами только одной саморегулируемой организации аудиторов.
Закон N 307-ФЗ устанавливает
требования к членству в саморегулируемой
организации аудиторов. Дополнительно
к требованиям, ранее предусмотренным Законом
N 119-ФЗ, установлены требования для аудиторов
и аудиторских организаций - наличие безупречной
деловой репутации. Также Законом N 307-ФЗ
предусмотрены требования к уставному
капиталу аудиторской организации: доля
уставного (складочного) капитала
коммерческой организации, принадлежащая
аудиторам и (или) аудиторским
организациям, должна быть не менее 51 процента17.
Помимо требований, установленных Законом N 307-ФЗ, саморегулируемая организация аудиторов вправе устанавливать дополнительные требования к членству в ней аудиторских организаций и аудиторов, которые должны быть едиными для всех ее членов18.
С 1 января 2011 года вводится единый квалификационный аттестат аудитора, дающий право проводить аудит в любых отраслях экономики.
Квалификационный аттестат аудитора
выдается по результатам сдачи
квалификационного экзамена. Порядок
его проведения, круг вопросов, предлагаемых
претенденту, а также порядок определения
результатов квалификационного экзамена
устанавливаются уполномоченным федеральным
органом19.
Законом N 307-ФЗ ужесточены требования
к претенденту на получение
квалификационного аттестата. Так, в частности,
установлено, что для получения квалификационного аттестата
аудитора физическому лицу ко дню объявления
результатов квалификационного экзамена
необходимо иметь стаж работы, связанной
с осуществлением аудиторской деятельности
либо ведением бухгалтерского учета и
составлением бухгалтерской (финансовой)
отчетности, не менее трех лет. Не менее
двух лет, из последних трех лет указанного
стажа работы, должны приходиться на работу
в аудиторской организации20. Обязательным требованием к претенденту
на получение квалификационного аттестата
аудитора в соответствии с Законом N 119-ФЗ
являлось наличие стажа работы по экономической
или юридической специальности не менее
трех лет.
Квалификационный экзамен
проводится единой аттестационной комиссией,
которая создается совместно
всеми саморегулируемыми
Как и ранее, аудитор
обязан в течение каждого календарного
года начиная с года, следующего
за годом получения
Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган, основными функциями которого являются23:
- выработка государственной
политики и нормативно-
- ведение государственного
реестра саморегулируемых организаций
аудиторов, а также контрольного экземпляра
реестра аудиторов и
аудиторских организаций;