Проблемы и пути решения качества аудиторской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:12, реферат

Описание работы

Отечественная наука только начинает вплотную подходить к изучению сущности такой категории, как качество аудиторской деятельности.
В существующих оценках качества аудита предпочтения отданы стандартизации, что не отображает характер и результативность взаимосвязей объекта и субъекта аудита и выступает только в качестве условия, обеспечивающего соответствующий уровень контрольно-аналитических действий.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ АУДИТ.doc

— 63.50 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Филиал в г. Барнауле

   Факультет                                                                             кафедра

Финансово-кредитный                                                  Бухгалтерского учета, аудита, статистики

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Проблемы и пути решения качества аудиторской деятельности

 

 

 

 

Отечественная наука только начинает вплотную подходить к изучению сущности такой категории, как качество аудиторской деятельности.

В существующих оценках качества аудита предпочтения отданы стандартизации, что не отображает характер и результативность взаимосвязей объекта и субъекта аудита и выступает только в качестве условия, обеспечивающего соответствующий уровень контрольно-аналитических действий.

Глобализация общественно-экономических отношений, интеграция России в международное экономическое сообщество и многополярность существующих взаимосвязей выдвигают необходимость обеспечения прозрачности и управляемости российских предприятий. Стратегическая роль в этом отводится аудиту - независимой проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) представлена аудитом и сопутствующими услугами. [1]

В условиях, когда аудит имеет сформировавшуюся базу развития и количественная сторона проблемы преодолена, первостепенное значение приобретает проблема качества аудиторских услуг, которая превращается в главное средство осуществления национальной политики в сфере аудиторской деятельности. Качественная составляющая аудиторских услуг позволит увеличить полезность и эффективность аудита для экономики.

Обеспечение качества аудиторских услуг необходимо в целях укрепления позиций российского аудита на внутреннем и внешнем рынках, повышения конкурентоспособности и международного признания и может быть достигнуто только в условиях управляемости.

Для российского аудита необходимы механизмы управления качеством аудиторских услуг, повышения его эффективности. Такие механизмы должны быть разработаны, обоснованы и апробированы.

В настоящее время очень важно использовать действенные механизмы обеспечения качества аудита. Отечественными учеными достаточно давно исследуется понятие "обеспечение качества продукции" и даются различные его толкования. Это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, необходимых для создания уверенности в том, что продукция или услуга удовлетворяет определенным требованиям, считает В.В. Окрепилов [2] . При этом он подчеркивает, что для эффективности обеспечения качества требуется постоянная оценка влияющих факторов, а также контроль и проверка производственных процессов. Применительно к обеспечению качества аудита нельзя недооценивать эти элементы. И оценка факторов, и контроль являются важными составляющими эффективности любой системы, и системы обеспечения качества аудита в том числе.

Согласно современному экономическому словарю обеспечение - это совокупность мер и средств, создание условий, способствующих нормальному протеканию экономических процессов, реализации намеченных планов, программ, проектов, поддержанию стабильного функционирования экономической системы и ее объектов, предотвращению сбоев, нарушений законов, нормативных установок, контрактов[3] .

В Стандарте ИСО 9000-2001 указано, что "обеспечение качества - все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования, предъявляемые к качеству"[4].

Нельзя рассчитывать на стабильное обеспечение качества без внедрения системы в работе по качеству (системы качества), отвечающей современному уровню организации работ в этой области, отмечает В.Ю. Огвоздин [5]. Однако авторы не согласны с тем, что для обеспечения качества В.Ю. Огвоздин выделяет только три составляющие - материальная база, персонал и четкое управление качеством.

Авторы рассматривают эти элементы в разрезе факторов качества аудита и дополняют внешними факторами. Кроме того, они предлагают рассматривать процесс обеспечения качества аудита как совокупность мероприятий, направленных на повышение качества работы аудиторов, качество работы аудиторской фирмы и в конечном итоге качество аудита, результатом которого является достоверное аудиторское заключение как конечный результат оказываемых услуг.

Другим российским ученым С.А. Ждановым подчеркивается роль стандартизации и унификации в повышении качества продукции, работ, услуг. По его мнению, в результате реализации мероприятий по унификации и стандартизации достигается экономия материальных, трудовых и финансовых ресурсов, повышение эффективности производства и соответственно качества продукции[6]. Стандартизацию С.А. Варакута считает одним из важнейших элементов современного механизма обеспечения качества продукции (работ, услуг)[7] . Для аудиторских услуг стандартизация процедур является обязательным условием и закреплена на законодательном уровне. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности устанавливают единые требования к проведению и оформлению результатов аудита для всех российских аудиторских организаций.

Однако, как показывает практика, применение только федеральных стандартов недостаточно для эффективной организации аудиторской деятельности в рамках конкретной аудиторской фирмы, они нуждаются в более подробной детализации конкретных действий, приемов, способов и процедур, применяемых в процессе проведения проверки. Для решения данной проблемы аудиторским организациям необходимо разрабатывать внутренние аудиторские стандарты, которые позволят значительно повысить качество работы аудиторов, аудиторской фирмы в целом и, как следствие, аудиторского заключения.

Особое место в процессе обеспечения качества занимает контроль. Именно контроль как одно из эффективных средств достижения намеченных целей способствует правильному использованию объективно существующих, а также созданных человеком предпосылок и условий оказания аудиторских услуг высокого качества. Многие специалисты, в том числе ученые В.В. Скобара и С.В. Панкова, отводят контролю качества аудита большую роль.

Таким образом, процесс обеспечения качества аудита включает систематические работы и процедуры, направленные на повышение качества аудита. К ним могут относиться работы по изучению рынка аудиторских услуг, постоянному обучению персонала, стандартизации, контролю и др.

Сложность решения проблемы качества аудита в современных условиях заключается в специфике такого вида деятельности, как оказание аудиторских услуг. Они разнообразны, индивидуальны и основываются на интеллектуальных способностях лиц, которые их оказывают (работников аудиторских фирм). Качество аудита невозможно улучшить за счет внедрения отдельных изолированных мероприятий, каким бы эффективным ни было каждое из них. Необходим системный подход к обеспечению качества, который охватил бы этапы жизненного цикла аудиторской деятельности. Это требование диктует необходимость разработки специальной системы обеспечения качества аудита.

Системный подход является общеметодологическим принципом и используется в различных отраслях науки и деятельности человека. Гносеологической основой системного подхода является общая теория систем, начало которой положил австралийский биолог Л. Берталанфи. Представляется необходимым выделение четырех основных признаков системного подхода:

- исследования возможны только при создании объектов как систем;

- иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета;

- изучение интегративных свойств и закономерностей системы с раскрытием базисных механизмов интеграции целого;

- нацеленность на получение количественных характеристик, создание методов, сужающих неоднозначность понятий, определений и оценок.

Эффективная система обеспечения качества аудита удовлетворяет ряду требований, в качестве которых авторами выделены:

- целостность (единое направление развития элементов системы, ориентирование на стратегию развития и цели обеспечения качества);

- согласованность системы обеспечения качества аудита с общей системой развития аудиторской организации;

- внутренняя согласованность системы (согласованность и сбалансированность отдельных элементов системы между собой, система задач обеспечения качества аудита должна быть выстроена таким образом, чтобы реализация одной из них обеспечивала успешную реализацию других);

- согласованность системы обеспечения качества аудита с внешней средой (соответствие целей и задач обеспечения качества аудита прогнозируемым изменениям на рынке аудиторских услуг, а также экономического развития региона, страны);

- дееспособность системы обеспечения качества аудита (способность системы воспроизводиться в расширенном масштабе, т.е. ее экономические ресурсы и в целом стратегический экономический потенциал должны расширенно воспроизводиться).[8]

В аудите соблюдение основных признаков системного подхода означает:

- аудируемый хозяйствующий субъект - сложная, открытая, организационная система, а данные финансовой отчетности, требующие подтверждения, - количественная оценка реализации мер управляющих воздействий субъекта на объект;

- для целей сбора доказательной базы и последующего выражения независимого суждения по данным, представленным в отчетности, требуется иерархичность познания;

- исследование наиболее значимых (с точки зрения формирования финансовых результатов и финансового положения) подсистем аудируемого лица (так, например, в малом предпринимательстве - подсистема "оборотный капитал"), интегрирование выявленных результатов отклонений и их сравнение с уровнем существенности;

- разработка методов формирования доказательной базы и выработка количественных индикаторов, используемых как для интерпретации аудиторского заключения, так и для оценки эффективности функционирования аудируемой системы.

Как любая система управления, аудиторская деятельность нуждается в оценке эффективности. Под эффективностью системы в общем случае понимают совокупность свойств, характеризующих качество ее функционирования, оцениваемое как соответствие требуемого и достигаемого результата. При этом необходимо различать качество аудита как системы управления и эффективности, реализуемой данной системой процессов.[9]

Исходя из этого, предлагается авторская интерпретация дефиниции "качество аудиторских услуг".

Качество аудиторской деятельности - это совокупность финансовых контрольно-аналитических процедур, обусловливающая пригодность объективного и независимого мнения о степени достоверности финансовой отчетности для целей прогнозирования устойчивости открытой социально-экономической системы или обеспечивающая прирост экономических выгод за счет сопутствующих услуг.

Таким образом, возникает необходимость создания такой системы внешнего контроля качества,которая предусматривала бы непосредственную проверку деятельности аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов, была экономически более выгодна для надзорных органов, чем существующая система и основывалась на принципе осознания и принятия необходимости качества аудита самими аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.

Создание надежной системы внешнего контроля качества может сыграть решающую роль в повышении уровня надежности мелких аудиторских организаций, а, следовательно, и в достоверности аудируемой ими финансовой отчетности компаний, не относящихся к категории общественно значимых.

Это должно повысить кредитные возможности таких предприятий, и как следствие, оказать положительное влияние на экономику в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Статья: Качество аудиторской деятельности: сущность, оценка, управление (Филобокова Л.Ю.) "Экономический анализ: теория и практика", 2009, N 18

2. Окрепилов В.В. Управление качеством: Учеб. для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Наука, 2000. 912 с.

3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцев Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999. 479 с.

4. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9000-2001 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь": Постановление Госстандарта России от 15.08.2001 N 332-ст.

5. Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: Учеб. пособие. М.: Дело и сервис, 1999. 160 с.

6. Жданов С.А. Методы и рыночная технология экономического управления. М.: Дело и сервис, 1999. 272 с.

7. Варакута С.А. Управление качеством продукции: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2001. 207 с.

8. Статья: Система обеспечения качества аудита (Глущенко А.В., Худякова А.С.) "Международный бухгалтерский учет", 2011, N 6

9. Статья: Качество аудиторской деятельности: сущность, оценка, управление (Филобокова Л.Ю.) "Экономический анализ: теория и практика", 2009, N 18

Информация о работе Проблемы и пути решения качества аудиторской деятельности