Проблемы и перспективы развития банковской системы Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:36, реферат

Описание работы

Мы имеем достаточно сильную степень вмешательства государства в экономику, которая досталась нам в наследство от планового хозяйства. Однако мы, пожалуй, еще не вполне отдаем себе отчет в том, насколько должна быть переделана модель государственного вмешательства в экономику, чтобы решать и решать эффективно стратегические задачи. Мы ощущаем недостаток стратегического планирования прежде всего в сфере инвестиций и финансов под инвестиции.

Работа содержит 1 файл

Проблемы и перспективы развития банковской системы Республики Беларусь.docx

— 28.74 Кб (Скачать)

  2) Исходя из данного подхода,  информация по банковской тайне  юридических лиц должна предоставляться  только тем органам, которые  указаны в ст.122 кодекса. Так,  судебные исполнителя утратили  свое право на получение подобной  информации, а органы ГКФР сохранили.  Это обусловлено тем, что налоговые  органы имеют право на получение  информации. А из п.4 Указа Президента  от 11.02.98г. N 71 "Об образовании Государственного  комитета финансовых расследований  Республики Беларусь" вытекает, что  он действует в

  соответствии  с Законом "О государственной  налоговой инспекции Республики Беларусь".

  Режим банковской тайны по счетам физических лиц является более жестким. Во-первых, перечень органов, имеющих право получать информацию по счетам и вкладам в три раза меньше, чем в отношении юридических лиц (органы дознания и следственные органы, суды, нотариальные конторы, консульские учреждения). Во-вторых, даже эти инстанции вправе получать информацию не всегда, а лишь в некоторых случаях, указанных в ст.122 БК.

  Еще более строгим является режим  банковской тайны по счетам и вкладам  физических лиц в иностранной  валюте. С принятием Декрета N 4 налоговые  органы вообще утратили возможность  получения подобной информации. Другие органы, обладавшие правом получать информацию по валютным счетам физических лиц, при  принятии Декрета также его лишились. Такой же жесткий подход в защите банковской тайны физических лиц  сохранен в ст.122 БК.

  Проблема  проведения четких границ между интересами общества (борьба с "отмыванием денег") и интересами юридических и физических лиц (банковская тайна) является общемировой проблемой. Закон "О предотвращении легализации доходов, добытых незаконным путем" от

  19.07.2000г.  существенно сузил сферу действия  норм о банковской тайне.

  Во-первых, в силу ч.4 ст.6 Закона органы предварительного расследования получили возможность получать информацию по счетам и вкладам граждан по любым, находящимся в их производстве делам (до принятия Закона только по уголовным делам, по которым грозит конфискация имущества). А суды, органы прокуратуры, органы финрасследований и другие уполномоченные органы и вообще без производства по делу.

  Во-вторых, данным Законом банки обязали  самостоятельно предоставлять специальные  формуляры, содержащие информацию о  многих операциях (о большинстве  их) по счетам юридических и физических лиц. Причем не только подозрительных, но и тех, которые субъекты хозяйствования проводят в процессе их нормальной хозяйственной деятельности (например, международный перевод денежных средств субъектом права, за исключением  физического лица, не являющегося  индивидуальным предпринимателем, в  течение шести месяцев с момента  его государственной регистрации  и т.п.).

  В-третьих, Законом утвержден перечень государственных  органов, осуществляющих контроль за порядком проведения финансовых операций, которые  ранее не были наделены правом получения  информации. С принятием Закона специальные  формуляры от банков по подозрительным операциям должны направляться только в налоговые органы и Комитет  госконтроля. Однако иные, указанные  в ст.8 Закона "органы, осуществляющие контроль за порядком проведения финансовых операций" получают право проводить  документальные и иные проверки (ревизии, инвентаризации) с целью установления правильности проведения и регистрации  операций, а также полноты и  достоверности представляемой информации. Следовательно, данные госорганы приобрели  возможность получать сведения в  пределах своей компетенции.

  После принятия БК право этих органов на проведение проверок для получения  информации вызывает большие сомнения. В силу ст.10 Закона от

  10.01.2000г. "О нормативных правовых актах"  кодексы имеют большую юридическую  силу по отношению к другим  законам.

  По  валютным счетам и  вкладам физических лиц ситуация еще  проще. Нормы Декрета N 4 устанавливают режим банковской тайны, идентичный Банковскому кодексу. При противоречиях с Декретом в силу Конституции он будет иметь более высокую юридическую силу. А поэтому можно утверждать, что указанные в Законе о легализации, но не содержащиеся в БК органы, не могут проводить подобные проверки. Противники данной точки зрения могут возразить, что информацию данные органы будут черпать не из запросов, а путем получения от банков специальных формуляров и проведения проверок. Но, на наш взгляд, изложенная выше позиция вполне обоснованна, так как не имеет значения способ получения информации (путем запроса, направления специального формуляра или проведения проверки) -- главное, допустимость БК и Декретом N 4 получения информации тем или иным органом в определенном случае. Впрочем, данное мнение может не совпадать с позицией государственных органов. Хотя толкование сложившейся спорной ситуации в пользу нового Закона может лишить банки многих вкладчиков.

  Таким образом, привлечение денежных средств, инвестиций в банковскую систему, а  тем самым и в экономику  не только из-за границы, но и из внутренних источников вряд ли возможно без жестких  гарантий соблюдения банковской тайны. Этого не стоит забывать, принимая меры, стимулирующие инвестиции лишь налоговыми льготами или иными гарантиями.3

  Ежегодно  в банковской среде выявляется около 3 тыс. хищений. Чаще всего преступники  используют схему так называемых ''инструментов первокласных банков'', находят свои жертвы из числа инвесторов или тех, кто нуждаеться в кредитах. Проводяться мошеннеческие операции с ценными бумагами путем изготовления копий векселей либо их хищение из депозитариев, используют также необеспеченные вексели. Основные методы противодействия финансовому мошенничеству: своевременное предание гласности установленных случаев мошенничества, оповещение руководителей и специалистов банков о наиболее опасных схемах мошенничества и главное, качественная работа службы безопасности банка.

  Ведение кредитно-денежного бизнеса невозможно без надежной защиты банковской информации. По экспертным данным, потери от противоправных действий лиц, занимающихся хищением информации, составляют в среднем 30% всего ущерба, который наноситься банкам. Многие преступления начинаються с утечки информации. Даже личная безопасность банкиров тесно связана с со степенью надежности защиты банковской информации.Поэтому каждой кредитной организации необходимо иметь и периодически обновлять Рабочую программу обеспечения технической, экономической и информационной безопасности.

  Внедрение в банковскую практику достижений высоких  тежнологий дало толчок к развитию нового вида преступных действий: ''взлом'' и проникновение в компьютерные и телекоммуникационные сети банков. Особая опатность таких преступлений:

  • Высокая степень латентности (выявляеться 1 из 10)
  • Крупный ущерб
  • Носят организованный характер
  • Нередко совершаються с участием персонала банка.  

    По  прогнозам, в начале XXI в. хакеры смогут проникать в каждый четвертый банк, если не принимать адекватной защиты информации.

     В  связи с этим рекомендуется: 

    • Регулярно проводить оценку всей имеющейся информации и выделять из нее конфиденциальную в целях дополнительной ее защиты
    • Распределять функции между сотрудниками так, чтобы ни одна операция не могла быть выполнена одним человеком целиком.
    • Обеспечивать строгий режим пропуска и порядка в служебных помещениях, особенно в местах ограниченного доступа
    • Иметь нормативно-правовые документы по вопросам защиты информации
    • Создать базу данных, в которой фиксировались бы все попытки несанкционираванного доступа к конфиденциальной информации.4

Информация о работе Проблемы и перспективы развития банковской системы Республики Беларусь