Проблемы адаптации бухгалтерского учета и отчетности в России к международным стандартам

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:21, реферат

Описание работы

Цель реформы бухгалтерского учета в России – принятие практики использование такой системы бухучета, которое существенно приближено к международным учетным стандартам. И надо заметить, что многие шаги предприняты в этом направлении.

Содержание

Введение 3
1. Проблемы адаптации бухгалтерского учета и отчетности в России к международным стандартам 4
2. Цели перехода на МСФО 17
Заключение 21
Использованная литература 22

Работа содержит 1 файл

проблема адаптации бу и отч в россии к междунар стандартам.docx

— 43.13 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 3

1. Проблемы адаптации бухгалтерского учета и отчетности в России к международным стандартам 4

2. Цели перехода на МСФО 17

Заключение 21

Использованная литература 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Переход России к рыночной экономике в начале девяностых годов  вызвал необходимость реформирования бухгалтерского учета в стране.

Появление в связи с  этим новых форм хозяйственной деятельности, передача предприятий в коллективную и частную собственность обусловили необходимость перестройки системы  бухгалтерского учета. Появление акций  и других ценных бумаг, использование  иностранной валюты при выходе на международный рынок, инфляционные признаки в экономике, отказ от централизованного  регулирования ценообразования, новые  виды расчетов между организациями  и многие другие аспекты рыночных отношений потребовали соответствующих  изменений в методологии учета.

Система отечественного бухгалтерского учета должна трансформироваться, отражая  реформу экономики России и связанные  с ней изменения принципов  и объектов учета. Этот процесс напрямую связан с расширением деловых  связей России в мировом хозяйстве, растущей актуальностью общего понимания  данных отечественной финансовой отчетности иностранными пользователями. Необходимость  реформы бухгалтерского учета в  России была очевидна, однако конкретные направления ее вызывали дискуссии  ученых и специалистов.

Цель реформы бухгалтерского учета в России – принятие практики использование такой системы  бухучета, которое существенно приближено к международным учетным стандартам. И надо заметить, что многие шаги предприняты в этом направлении.

 

 

 

 

1. Проблемы адаптации бухгалтерского учета и отчетности в России к международным стандартам

Адаптация бухгалтерского учета и отчетности России к международным учетным стандартам сопряжена с определенными трудностями и проблемами.

Как свидетельствует мировая  практика, переход к использованию  МСФО является постепенным и целенаправленным процессом, так как возникает  необходимость реализации широкого круга мероприятий, делающих этот процесс  реальным (коррективы в законодательстве, пересмотр нормативной базы бухгалтерского учета).

Прежде всего России предстоит  сделать выбор между англо-американо-голландской  и континентальной (европейской) системами  бухгалтерского учета.

Первая система ориентирована  на потребности инвесторов и кредиторов, является гибкой и либеральной с  точки зрения регламентации. Вторая система отличается большей регламентацией бухгалтерского учета и отчетности на государственном уровне и существенно  зависит от банковского кредитования. В России исторически государство  жестко регламентирует порядок бухгалтерского учета и отчетности; в ней, очевидно, более приемлема континентальная система бухгалтерского учета.

Резкое расширение задач  бухгалтерского учета в условиях перехода к рыночной экономике, введение коммерческой тайны на многие учетные  показатели, придание бухгалтерской  отчетности статуса публичности, а  также необходимость адаптации  бухгалтерского учета и отчетности России к международным стандартам обусловливают необходимость выделения  из бухгалтерского учета в качестве самостоятельных финансового и  управленческого учета.[2, стр.56]

Финансовый учет должен предусматривать  в основном получение информации, необходимой для составления  бухгалтерской (финансовой) отчетности, и осуществляться в соответствии с законодательством, отечественными стандартами и другими регламентирующими  документами.

Управленческий учет призван  обеспечить получение внутренней информации, необходимой для управления производством  и принятия решений руководством на ближайшую и отдаленную перспективу, исчисление и контроль себестоимости  продукции, определение финансовых результатов от реализации продукции  по всем выбранным позициям (зонам  реализации, новым технологическим  решениям и др.).

При разработке внутрипроизводственной системы учета, отчетности и контроля необходимо в полной мере использовать отечественный опыт организации  оперативного учета и анализа  хозяйственной деятельности, а также  опыт организации управленческого  учета в зарубежных странах.

Выделение в качестве самостоятельных  финансового и управленческого  учета потребует, очевидно, введения двухрядной системы счетов: балансовых, используемых в финансовом учете  для составления баланса, и операционных, используемых в управленческом учете. Эти изменения позволят определять финансовый результат деятельности организации различными методами.

Адаптация бухгалтерского учета  и отчетности России к международным  учетным стандартам зависит и  от совершенствования системы управления бухгалтерским учетом, подразумевающей  участие в этом процессе и государственных (как правило, Минфина РФ) и общественных организаций (ассоциации бухгалтеров  и аудиторов и др.). В указанных  структурах целесообразно создать  отделы по методологии бухгалтерского учета, оперативному консультированию, образованию и лицензированию, профессиональной этике, проведению конференций, конгрессов и международным связям, информационному обеспечению.

Адаптация бухгалтерского учета  и отчетности России к международным  учетным стандартам зависит не только от решения методологических, организационных  и технических вопросов в области  бухгалтерского учета, но и от степени  развития рыночных отношений в деятельности организаций.[5, стр.36]

Адаптация бухгалтерского учета  и отчетности России к международным  стандартам предъявляет новые требования к подготовке специалистов по бухгалтерскому учету.

Кроме этого изменяется и  само отношение к специалистам. Практика получения бухгалтерского диплома  в средне-специальном учреждении один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Современный профбухгалтер  – это специалист, который всегда владеет текущей информацией  по законодательным изменениям в  бухгалтерском и налоговым учетах, а эти знания требуют подтверждения.

Как уже отмечалось, использование  англо-американо-голландской и континентальной  систем бухгалтерского учета предусматривает  высокий образовательный уровень  как профессионалов, так и всего  населения, позволяющий им хорошо разбираться  в довольно сложной системе информации. В России же до недавнего времени  от бухгалтера требовалось в основном лишь овладение учетной техникой - планированием и анализом финансово-хозяйственной  деятельности он не занимался; основная часть населения незнакома даже с основами бухгалтерского учета  и не разбирается в отчетной информации.

Важное условие совершенствования  бухгалтерского учета - обучение его  основам всего населения (в том  числе в общеобразовательных  школах) и особенно лиц, обучающихся  по коммерческим специальностям.

Нужно учитывать и тот  факт, что при действующей налоговой  системе часть организаций сознательно  искажает учетные данные, влияющие на размеры объема реализации, прибыли, а следовательно, и налогов. В  таких организациях адаптация бухгалтерского учета и отчетности к международным  стандартам становится особенно проблематичной.

Но существуют определенные трудности адаптация бухгалтерского учета и отчетности России к международным  учетным стандартам.

Одной из проблем для России является установление соотношения  правил ведения бухгалтерского учета  и налогообложения: сегодня бухгалтерский  учет существенно зависит от постоянных изменений в налоговой системе, поэтому принято было отделить бухгалтерский  учет от налогового.

В данный момент поддерживается четырехуровневая система нормативных  документов:

 1) законодательный: принятие закона по бухгалтерскому учету и отчетности;

2) стандарты (положения)  по бухгалтерскому учету и  отчетности;

3) методические рекомендации (указания);

4) рабочие документы по  бухгалтерскому учету самого  предприятия.

В тоже время в разрезе  бухгалтерского учета надо понимать значимость и актуальность той информации, которая выходит за определенные рамки, и как из вытекающих условий  общего учета требует дополнительного  анализа, а дополнительными условиями  общего учета могут являться финансовый учет (получение информации, необходимой  для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, и управленческий учет (получение внутренней информации, необходимой для управления производством, исчисление и контроль себестоимости  продукции, определение финансовых результатов от реализации продукции и т.д.).курсы и проведение аттестации профессиональных бухгалтеров.

Один из важных факторов является повышение уровня механизации  и автоматизации учета, которое  способствует совершенствованию бухгалтерского учета в России и его адаптации  к международным стандартам. Автоматизация  учета позволит не только экономить  время, но избежать потери документов, вести более оперативный учет.

Адаптация бухгалтерского учета  и отчетности России к международным  учетным стандартам зависит и  от условий влияния государственных (как правило, Минфина РФ) и общественных организаций (ассоциации бухгалтеров  и аудиторов и др.), а соответственно на них лежат некоторые такие  виды ответственности, как : принципы методологии  бухгалтерского учета, оперативное  консультирование, образование, лицензирование, проведение конференций, информационное обеспечение.[8, стр.78]

Обсуждался вопрос, в какой  мере при реформе отечественного учета следует использовать опыт зарубежных стран и каким именно мировым опытом следует воспользоваться  России.

Задачи реформы заключаются  в следующем:

сформировать систему  стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;

обеспечить увязку реформы  бухгалтерского учета в России с  основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении  реформированной модели бухгалтерского учета.

Программой было предусмотрено, что реформа будет проводиться  по следующим основным направлениям:

1) совершенствование нормативного  правового регулирования;

2) формирование нормативной  базы;

3) методическое обеспечение  (инструкции, методические указания, комментарии);

4) кадровое обеспечение;

5) международное сотрудничество.

Для конкретизации сроков в рамках Программы распоряжением  Правительства РФ от 22.05.1998г. №587-Р  был утвержден План внедрения  положений (стандартов) бухгалтерского учета в практику.Было немало высказываний в пользу выбора в качестве ориентира для реформирования бухгалтерского учета в России национальных стандартов тех зарубежных стран (членов ЕС), совокупность экономических и политических условий которых наиболее близка России, например, Франции или Германии.

Другие мнения сводились  к тому, что ориентиром должны служить US GAAP в связи с наличием большого числа компаний США на российском рынке.

Высказывалось мнение и о  том, что российским организациям целесообразно  использовать как US GAAP, так и Директивы  ЕС, в зависимости от того, с какими иностранными партнерами они имеют  дело.

Общая позиция была определена в принятом 6 марта 1998 г. постановлении Правительства № 283 "Программа реформирования бухгалтерского учета в России в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности".

Национальные стандарты  бухгалтерского учета формируются  под влиянием общего экономического положения в стране, структуры  и источников финансирования предприятий, запросов пользователей финансовых отчетностей

Важнейшей тенденцией в развитии современных отечественных предприятий  является рост и усиление значимости крупных корпоративных структур, перечень и содержание отчетных показателей которые приближаются к международным стандартам.

Наличие в России крупных  негосударственных корпораций, структура  которых близка к корпорациям  развитых стран, и возрастающий их вес  в экономике страны свидетельствуют  в пользу взвешенных решений, но не промедления на пути адаптации отечественного учета к требованиям МСФО.

Наряду с этим имеются  реальные препятствия адаптации  бухгалтерского учета в России к  МСФО.

Важным являлся вопрос о том, что взять за основу при  проведении работы по реорганизации  бухгалтерского учета – правила бухгалтерского учета какой-то страны или Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). После широкого обсуждения было признано, что использование МСФО в российской системе бухгалтерского учета обладает рядом существенных преимуществ. Во-первых, они имеют международное признание. Во-вторых, МСФО специально разрабатывались для стандартизации и гармонизации учета в разных странах, что делает их относительно менее сложными и дешевыми для применения по сравнению с существующими стандартами развитых стран. В-третьих, они создавались с целью обобщить накопленный международный бухгалтерский опыт. Несмотря на конкуренцию со стороны GAAP США, МСФО аккумулируют все новое, возникшее в области бухгалтерского учета и отчетности за длительный период в странах с рыночной экономикой. Иными словами, МСФО отражают особенности именно рыночной экономики, переход к которой является целью общего процесса российских реформ последнего десятилетия.

МСФО изначально не были предназначены для регулирования  учета и отчетности в отдельных  странах, а также для непосредственного  использования на практике. Цель их разработки состояла в гармонизации национальных систем учета и отчетности для повышения качества представляемой финансовой отчетности хозяйствующими субъектами, в первую очередь транснациональными корпорациями.

Принятие решения о  переходе на МСФО получило отражение  в двух документах: Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом  по бухгалтерскому учету при Минфине  России и Президентским советом  Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г., и в Программе  реформирования бухгалтерского учета  в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства  РФ от 06.03.98 г. № 283 (далее – Программа).

Информация о работе Проблемы адаптации бухгалтерского учета и отчетности в России к международным стандартам