Проблема перехода Российскрй федерации к международным стандартам бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:12, доклад

Описание работы

Учетные системы различных стран отличаются многообразием, что связано с характером развития рынка капиталов, количеством инвесторов и кредиторов, участием в международных рынках капитала, уровнем инфляции, размерами и организационной структурой предприятий, общим уровнем образования, законодательными системами и др.

Работа содержит 1 файл

Доклад.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

      Проблема  перехода Российскрй федерации к международным стандартам бухгалтерского учета 

      Учетные системы различных стран отличаются многообразием, что связано с  характером развития рынка капиталов, количеством инвесторов и кредиторов, участием в международных рынках капитала, уровнем инфляции, размерами и организационной структурой предприятий, общим уровнем образования, законодательными системами и др.

      На  сегодняшний день выделяют четыре основные школы бухгалтерского учета:

      •    итальянскую;

      •    французскую;

      •    немецкую;

      •    англо-американскую

Приложение 1

(Cравнительная характеристика школ  бухгалтерского учета -таблица)

 

      В качестве главных причин, вызвавших  разработку международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), выделяют глобализацию экономики и потребности аналитиков.

      Глобализация  экономики. Последняя четверть нашего столетия характеризуется тем, что национальные экономики стали интегрироваться в единый общепланетарный экономический организм. Решающую роль в развитии этого организма стали играть транснациональные корпорации (ТНК), которых насчитывается около37000 (имеющих около 200 филиалов). Эта совокупность ТНК владеет третью всех производственных фондов планеты, производит более 40% общепланетарного продукта, осуществляет половину внешнеторгового оборота и контролирует более 90% вывоза капитала.

      В этих условиях встает проблема обеспечения сопоставимости учетных данных, получаемых в различных странах, а разнообразие действующих систем бухгалтерского учета и результатов отчетности создает для ТНК дополнительные проблемы.

      Можно выделить три потенциальные  выгоды от стандартизации бухгалтерских систем для ТНК:

      • уменьшатся расходы отдельной компании на подготовку бухгалтерских отчетов;

      • снизится количество необходимых корректировок  бухгалтерских документов при сведении их воедино, т.е. при консолидации, что также уменьшает расходы компании;

      • компании станет легче объединить внутренние и внешние отчетные документы  и разработать единые показатели своей деятельности.

      По  имеющимся оценкам, для европейских  ТНК дополнительные расходы, вызываемые различными бухгалтерскими системами, оцениваются в 10—30% расходов тех  отделов компании, которые сталкиваются с этими системами.

      Для тех ТНК, которым приходится представлять бухгалтерские отчеты более чем в одной стране, может оказаться невозможным свести воедино все нормативы. Например, представляя отчеты в США, Великобританию и Нидерланды, компания столкнется с проблемами, связанными с противоречиями распределения налога на прибыль по указанным странам, что приведет к дополнительным аудиторским проверкам.

      Потребности аналитиков. Один из основных аргументов, который приводится в пользу МСФО, — стремление облегчить работу финансовых аналитиков по следующим направлениям:

  • Оценка риска инвестиций. Поскольку распределение инвестиций снижает риск убытков, то инвестор на основе анализа отчетных данных выбирает те компании, в которые он вложил бы свои средства. Вероятности понижения риска при распределении инвестиций в одной стране составляет от 56 % до 76%. Если же распределение инвестиций осуществлять в международном масштабе, то снижение риска достигает примерно 88%.

      Инвесторов  может привлечь другая страна еще  и потому, что некоторые виды инвестиционных операций невозможно проводить в своей.

  • Ретроспективный анализ бухгалтерской отчетности для прогнозирования показателей работы компании. Инвесторы относятся к сведениям в бухгалтерских отчетных документах как к необходимому источнику информации. Однако бухгалтерские отчетные документы, действующие в одной стране и удовлетворяющие потребности национальных пользователей, могут оказаться неудобными или непонятными для пользователей из других стран.
  • Возможность доступа к бухгалтерской отчетности. В некоторых странах представленные в учетные органы бухгалтерские отчетные документы, недоступны для желающих с ними ознакомиться. Время, установленное для публикации компаниями своих бухгалтерских отчетных документов, также варьируется в различных странах.
  • Валютные проблемы. Определенные затруднения возникают, если анализируются отчеты, имеющие показатели в разных валютных измерителях (каких?) за несколько отчетных периодов, в каждом из которых изменялся валютный курс.
  • Используемые формы отчетности. Аналитику необходимо понять, какие формы бухгалтерских отчетных документов используют в той или иной стране.

      Уровень и сущность раскрытия сведений о  компании также различные в странах  и зависят в основном от типа и  размера компании.

      Язык  и терминология. Бухгалтерская терминология может служить примером того, что страны, имеющие общий язык, используют различные термины для обозначения одинаковых явлений, действий - США и Великобритания, Испания и испано-говорящие страны Южной Америки.

      Приложение 2(Пример)

 

      Разработкой международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) занимается Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета (International Accounting Standard Committee — IASC), который был создан в 1973 г. соглашением девяти стран. В настоящее время IASC включает более ста членов-организаций. Им разработано 34 учетных стандарта, касающихся различных сторон ведения учета. 

      Приложение 3 (таблица Соотношение целей бух. Отчетности в РФ и по МСФО)

      Стандарты носят рекомендательный характер и  применяются в разных странах  по-разному. Конкретная страна обычно применяет традиционную национальную систему бухгалтерского учета, адаптированную к нескольким или большинству международных стандартов. При разработке МСФО делалась попытка обобщения бухгалтерского опыта, накопленного в равных странах.

      Влиятельной международной организацией, занимающейся проблемами унификации учета на мировом  уровне, является Международная федерация  бухгалтеров, созданная в 1977 г., разрабатывающая  и публикующая Международные стандарты аудита.

      Вопросами учета в международном масштабе также занимаются ООН и организация  экономического сотрудничества и развития - ОЭСР. 

        Цели бухгалтерской  отчетности в РФ и в международных стандартах.

      Включение России в мировое хозяйство требует  взаимопонимания в финансовой отчетности, что делает актуальным реформирование бухгалтерского учета и отчетности в нашей стране в соответствии с международными стандартами. Программа реформирования принята Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998

№ 283, которая намечает конкретный план мероприятий по ускорению приведения российского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности. Многое для перехода России на принятую в международной практике систему учета и отчетности уже сделано. Изменение форм бухгалтерской отчетности, введение отчета о движении денежных средств, обеспечение открытости отчетности и другие меры привели к тому, что по составу бухгалтерская отчетность в России мало отличается от отчетности, предписываемой МСФО. И все же данные, составленные по российским правилам, по-прежнему существенно отличаются от информации, подготовленной в соответствии с МСФО. В основе таких отличий лежит разное понимание ряда основополагающих элементов постановки и ведения бухгалтерского учета и в первую очередь - адресности отчетности и принципов ее построения.

      Так, в международных стандартах применяется термин «финансовая отчетность», а в отечественном нормативном законодательстве (по «Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» от 29.07.98 и Положению по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/96) от 08.02.96 №10) — термин «бухгалтерская отчетность». Поскольку именно бухгалтерская отчетность организации имеет целью обеспечение информацией внешних и внутренних пользователей, то ее можно трактовать в значении «финансовой отчетности» и сопоставлять с МСФО.

      В российских нормативах отсутствует  четкое определение цели составления  отчетности. В федеральном законе «О бухгалтерском учете» говорится  о задачах учета в целом. Формирование информации о деятельности фирмы, что как раз и предписано бухгалтерской отчетности в соответствии с установками «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», является одной из задач бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет при этом не делится на финансовый и управленческий, и в задачи представления информации о деятельности фирмы включаются как характеристика финансовых результатов, так и контроль за соблюдением законодательства РФ и выявление внутрихозяйственных резервов. При этом ставится задача предотвращения отрицательных результатов деятельности фирмы.

      В МСФО характеристике целей финансовой отчетности отводится целый раздел «Цель финансовой отчетности». При этом речь идет именно о финансовой, а не об управленческой отчетности, которая необходима пользователям для принятия решений в отношении к фирме. Финансовые результаты фирмы показывают степень ее устойчивости и прибыльности, при этом не ставится задача достижения ее безубыточности.

        Несмотря на указанные различия  в понимании целей финансовой  отчетности, несомненно, и общее: финансовая отчетность — это информация о фирме для пользователей этой информации. Поэтому она должна содержать те показатели, которые интересуют этих пользователей. Но трактовка пользователей финансовой отчетности в России и за рубежом различается. Так, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» [1, гл.1, ст.1, п. 3] определяет пользователей достаточно поверхностно, выделяя две группы: внутренние и внешние пользователи, а к пользователям финансовой отчетности по МСФО относятся имеющиеся и потенциальные инвесторы, работники, заимодавцы, поставщики и прочие торговые кредиторы, покупатели, правительства и их органы, общественность.

      Сопоставляя перечень пользователей бухгалтерской  отчетности в нашей стране с перечнем МСФО, можно констатировать, что  категории пользователей, имеющих  доступ к бухгалтерской отчетности в России, совпадают в целом  с категориями пользователей финансовой отчетности, устанавливаемыми МСФО. Тем не менее, нельзя не заметить и ряд существенных различий. Во-первых, российская отчетность удовлетворяет в первую очередь потребности внутренних пользователей, к которым причисляет учредителей и руководство, именно эти пользователи ставятся на первое место в нормативных актах. Во-вторых, российское законодательство утверждает контрольную функцию бухгалтерской отчетности, предписывая обязательное представление бухгалтерской отчетности налоговым органам.

      Иначе обстоит дело в мировой практике. На первый план МСФО выдвигают задачу удовлетворения потребностей пользователей «внешних» (по нашей терминологии). О руководстве компании как о пользователе финансовой отчетности говорится в последнюю очередь. Это неудивительно: финансовая, открытая отчетность составляется как раз для тех, кто не имеет других источников информации о деятельности фирмы.

        В условиях западного бизнеса,  когда положение фирмы напрямую  связано с рыночной стоимостью  выпущенных данным предприятием  ценных бумаг, а источники денежных  средств в большой степени  зависят от кредитов и займов, финансовая отчетность в первую очередь должна удовлетворять потребностям инвесторов и кредиторов.

      По-иному  удовлетворяется в соответствии с МСФО потребность в финансовой отчетности государственных органов, которые также фигурируют в конце перечня пользователей. Правительственные органы по данным отчетности фирм «определяют налоговую политику», но не используют данные этой отчетности для контроля за правильностью уплаты налогов и выполнением законодательства.

      По  таблице (Приложение 3) видно, что, несмотря на попытки приблизить отечественную  бухгалтерскую отчетность к международным  стандартам, в самом законодательстве нашей страны уже заложены различия в целях отчетности. Самое существенное различие — фискальная направленность отчетности, то, что бухгалтерская отчетность предназначена, прежде всего, для государственных налоговых и статистических органов и не отражает интересов целого ряда собственников, вложивших свои средства в предприятие.

      Такая ситуация традиционна, а также объясняется  общим экономическим положением, налоговой политикой, низким уровнем  развития рынка корпоративных ценных бумаг, тем, что финансовое положение предприятия в большей степени зависит от близости к органам власти, возможности получить налоговые и иные льготы.

Информация о работе Проблема перехода Российскрй федерации к международным стандартам бухгалтерского учета