Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:12, доклад
Учетные системы различных стран отличаются многообразием, что связано с характером развития рынка капиталов, количеством инвесторов и кредиторов, участием в международных рынках капитала, уровнем инфляции, размерами и организационной структурой предприятий, общим уровнем образования, законодательными системами и др.
Проблема
перехода Российскрй
федерации к международным
стандартам бухгалтерского
учета
Учетные
системы различных стран
На сегодняшний день выделяют четыре основные школы бухгалтерского учета:
• итальянскую;
• французскую;
• немецкую;
• англо-американскую
В качестве главных причин, вызвавших разработку международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), выделяют глобализацию экономики и потребности аналитиков.
Глобализация экономики. Последняя четверть нашего столетия характеризуется тем, что национальные экономики стали интегрироваться в единый общепланетарный экономический организм. Решающую роль в развитии этого организма стали играть транснациональные корпорации (ТНК), которых насчитывается около37000 (имеющих около 200 филиалов). Эта совокупность ТНК владеет третью всех производственных фондов планеты, производит более 40% общепланетарного продукта, осуществляет половину внешнеторгового оборота и контролирует более 90% вывоза капитала.
В этих условиях встает проблема обеспечения сопоставимости учетных данных, получаемых в различных странах, а разнообразие действующих систем бухгалтерского учета и результатов отчетности создает для ТНК дополнительные проблемы.
Можно выделить три потенциальные выгоды от стандартизации бухгалтерских систем для ТНК:
• уменьшатся расходы отдельной компании на подготовку бухгалтерских отчетов;
• снизится количество необходимых корректировок бухгалтерских документов при сведении их воедино, т.е. при консолидации, что также уменьшает расходы компании;
• компании станет легче объединить внутренние и внешние отчетные документы и разработать единые показатели своей деятельности.
По имеющимся оценкам, для европейских ТНК дополнительные расходы, вызываемые различными бухгалтерскими системами, оцениваются в 10—30% расходов тех отделов компании, которые сталкиваются с этими системами.
Для тех ТНК, которым приходится представлять бухгалтерские отчеты более чем в одной стране, может оказаться невозможным свести воедино все нормативы. Например, представляя отчеты в США, Великобританию и Нидерланды, компания столкнется с проблемами, связанными с противоречиями распределения налога на прибыль по указанным странам, что приведет к дополнительным аудиторским проверкам.
Потребности аналитиков. Один из основных аргументов, который приводится в пользу МСФО, — стремление облегчить работу финансовых аналитиков по следующим направлениям:
Инвесторов может привлечь другая страна еще и потому, что некоторые виды инвестиционных операций невозможно проводить в своей.
Уровень и сущность раскрытия сведений о компании также различные в странах и зависят в основном от типа и размера компании.
Язык и терминология. Бухгалтерская терминология может служить примером того, что страны, имеющие общий язык, используют различные термины для обозначения одинаковых явлений, действий - США и Великобритания, Испания и испано-говорящие страны Южной Америки.
Разработкой
международных стандартов финансовой
отчетности (МСФО) занимается Комитет
по международным стандартам бухгалтерского
учета (International Accounting Standard Committee — IASC), который
был создан в 1973 г. соглашением девяти
стран. В настоящее время IASC включает более
ста членов-организаций. Им разработано
34 учетных стандарта, касающихся различных
сторон ведения учета.
Приложение 3 (таблица Соотношение целей бух. Отчетности в РФ и по МСФО)
Стандарты носят рекомендательный характер и применяются в разных странах по-разному. Конкретная страна обычно применяет традиционную национальную систему бухгалтерского учета, адаптированную к нескольким или большинству международных стандартов. При разработке МСФО делалась попытка обобщения бухгалтерского опыта, накопленного в равных странах.
Влиятельной международной организацией, занимающейся проблемами унификации учета на мировом уровне, является Международная федерация бухгалтеров, созданная в 1977 г., разрабатывающая и публикующая Международные стандарты аудита.
Вопросами
учета в международном масштабе
также занимаются ООН и организация
экономического сотрудничества и развития
- ОЭСР.
Цели бухгалтерской отчетности в РФ и в международных стандартах.
Включение России в мировое хозяйство требует взаимопонимания в финансовой отчетности, что делает актуальным реформирование бухгалтерского учета и отчетности в нашей стране в соответствии с международными стандартами. Программа реформирования принята Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998
№ 283, которая намечает конкретный план мероприятий по ускорению приведения российского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности. Многое для перехода России на принятую в международной практике систему учета и отчетности уже сделано. Изменение форм бухгалтерской отчетности, введение отчета о движении денежных средств, обеспечение открытости отчетности и другие меры привели к тому, что по составу бухгалтерская отчетность в России мало отличается от отчетности, предписываемой МСФО. И все же данные, составленные по российским правилам, по-прежнему существенно отличаются от информации, подготовленной в соответствии с МСФО. В основе таких отличий лежит разное понимание ряда основополагающих элементов постановки и ведения бухгалтерского учета и в первую очередь - адресности отчетности и принципов ее построения.
Так, в международных стандартах применяется термин «финансовая отчетность», а в отечественном нормативном законодательстве (по «Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» от 29.07.98 и Положению по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/96) от 08.02.96 №10) — термин «бухгалтерская отчетность». Поскольку именно бухгалтерская отчетность организации имеет целью обеспечение информацией внешних и внутренних пользователей, то ее можно трактовать в значении «финансовой отчетности» и сопоставлять с МСФО.
В российских нормативах отсутствует четкое определение цели составления отчетности. В федеральном законе «О бухгалтерском учете» говорится о задачах учета в целом. Формирование информации о деятельности фирмы, что как раз и предписано бухгалтерской отчетности в соответствии с установками «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», является одной из задач бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет при этом не делится на финансовый и управленческий, и в задачи представления информации о деятельности фирмы включаются как характеристика финансовых результатов, так и контроль за соблюдением законодательства РФ и выявление внутрихозяйственных резервов. При этом ставится задача предотвращения отрицательных результатов деятельности фирмы.
В МСФО характеристике целей финансовой отчетности отводится целый раздел «Цель финансовой отчетности». При этом речь идет именно о финансовой, а не об управленческой отчетности, которая необходима пользователям для принятия решений в отношении к фирме. Финансовые результаты фирмы показывают степень ее устойчивости и прибыльности, при этом не ставится задача достижения ее безубыточности.
Несмотря на указанные
Сопоставляя перечень пользователей бухгалтерской отчетности в нашей стране с перечнем МСФО, можно констатировать, что категории пользователей, имеющих доступ к бухгалтерской отчетности в России, совпадают в целом с категориями пользователей финансовой отчетности, устанавливаемыми МСФО. Тем не менее, нельзя не заметить и ряд существенных различий. Во-первых, российская отчетность удовлетворяет в первую очередь потребности внутренних пользователей, к которым причисляет учредителей и руководство, именно эти пользователи ставятся на первое место в нормативных актах. Во-вторых, российское законодательство утверждает контрольную функцию бухгалтерской отчетности, предписывая обязательное представление бухгалтерской отчетности налоговым органам.
Иначе обстоит дело в мировой практике. На первый план МСФО выдвигают задачу удовлетворения потребностей пользователей «внешних» (по нашей терминологии). О руководстве компании как о пользователе финансовой отчетности говорится в последнюю очередь. Это неудивительно: финансовая, открытая отчетность составляется как раз для тех, кто не имеет других источников информации о деятельности фирмы.
В условиях западного бизнеса,
когда положение фирмы
По-иному удовлетворяется в соответствии с МСФО потребность в финансовой отчетности государственных органов, которые также фигурируют в конце перечня пользователей. Правительственные органы по данным отчетности фирм «определяют налоговую политику», но не используют данные этой отчетности для контроля за правильностью уплаты налогов и выполнением законодательства.
По таблице (Приложение 3) видно, что, несмотря на попытки приблизить отечественную бухгалтерскую отчетность к международным стандартам, в самом законодательстве нашей страны уже заложены различия в целях отчетности. Самое существенное различие — фискальная направленность отчетности, то, что бухгалтерская отчетность предназначена, прежде всего, для государственных налоговых и статистических органов и не отражает интересов целого ряда собственников, вложивших свои средства в предприятие.
Такая
ситуация традиционна, а также объясняется
общим экономическим