Принципы бухгалтерского учета в банках

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:36, реферат

Описание работы

Принцип постоянства. Этот принцип требует от банков в течение длительного времени руководствоваться одними и теми же правилами и методами бухгалтерского учета. Изменения выбранных методов и правил учета должны быть обоснованы (например, изменения в законодательной базе) и подробно описаны в приложении к финансовой отчетности. При этом необходимо обеспечить порівнюваність с финансовыми отчетами за прошлые периоды.

Работа содержит 1 файл

СРСП..doc

— 57.50 Кб (Скачать)

Выполнила работу:

              Студентка 5-го  курса

            Толстоухова Оксана. 

1)Принципы  бухгалтерского учета  в банках.  

1. Принцип постоянства.  Этот принцип требует от банков  в течение длительного времени  руководствоваться одними и теми  же правилами и методами бухгалтерского учета. Изменения выбранных методов и правил учета должны быть обоснованы (например, изменения в законодательной базе) и подробно описаны в приложении к финансовой отчетности. При этом необходимо обеспечить порівнюваність с финансовыми отчетами за прошлые периоды. 

2. Принцип предосторожности (осторожности). Этот принцип предусматривает,  что активы и пассивы должны  быть оценены и отражены в  учете разумно, с достаточной  степенью осторожности. По данному  принципу доходы учитываются, когда возможность их получения становится вполне очевидной, а расходы и убытки - когда их осуществления является вероятной, возможным событием. Принцип предосторожности дает возможность избежать завышение оценки активов и доходов, а также недооценки обязательств и расходов. Предусмотрены потенциальные убытки должны быть отражены в результатах отчетного периода, а не переноситься на следующие. Реализация этого принципа требует ведения банками специальных счетов сомнительных активов, резервов под обесценивание активов и возможных потерь по сомнительным активам, резервов под риски и платежи. 

3. Принцип начисления. Согласно этому принципу доходы  и расходы отражаются в учете  в том отчетном учетном периоде,  в котором они были начислены  или сделаны, независимо от того, когда фактически были полученные или уплаченные деньги. Непрерывная деятельность субъекта хозяйствования предусматривает выделения отчетных периодов для составления необходимой отчетности и выявления результатов хозяйственной деятельности. Чаще всего отчетный период совпадает с календарным годом, а промежуточными отчетными периодами являются поквартальные и/или месячные.  

4. Принцип реализации (даты операции). Согласно этому  принципу доходы от реализации  продукции (оказания услуг), а  также расходы отражаются в учете в день их совершения, то есть в день возникновения прав (активов) или обязательств (пассивов), независимо от того, когда фактически были получены или выплачены деньги за ними. 

5. Принцип отдельного  отражения активов и пассивов. По данному принципу все счета, на которых они учитываются, являются активными или пассивными, за исключением счетов прибылей и убытков, переоценки, а также клиринговых, транзитных и технических банковских счетов. Другими словами, статьи активов и пассивов оцениваются отдельно и отражаются в развернутом виде, они не должны сальдуватись в балансе.

6. Приемлемость  входящего баланса. Этот принцип  означает, что остатки по счетам  на начало текущего отчетного  периода должны соответствовать  остаткам на конец предыдущего  отчетного периода.

Собственно, этот принцип означает реализацию разделения непрерывной деятельности банка  на отчетные периоды.  

7. Принцип существенности. Данный принцип означает, что  в учете должны быть отражены  все существенные (важные) события  или хозяйственные операции. В то же время несущественные события или факты не должны отражаться в учете. Заметим, что определение существенности может быть субъективным.  

8. Принцип себестоимости.  Согласно этому принципу активы  и пассивы учитываются по фактическим затратам на их приобретение или возникновения. Активы и обязательства в иностранной валюте переоцениваются на отчетную дату по официальному курсу Национального банка Украины, действовавшему на последний рабочий день отчетного периода.  

9. Принцип открытости. Согласно этому принципу финансовые отчеты должны быть достаточно качественными и подробными, чтобы избежать двусмысленности, достоверно отражать финансовое состояние учреждения и результаты ее деятельности за отчетный период. Отчетность должна быть четко составленному, понятной для пользователей и сопровождаться пояснительной запиской. 

10. Принцип консолидации. Согласно этому принципу, если  учреждение имеет филиалы, дочерние  и совместные предприятия, она  должна составлять сводную финансовую  отчетность в целом по банку, в которой будет отражена экономическая ситуация в целом. Во время подготовки к составлению сводной финансовой отчетности необходимо: унифицировать счета дочерних и совместных предприятий; осуществить возведение статей баланса; уменьшить валюту баланса на остатки по взаимным расчетам и вложениями.  

11. Преимущество  содержания над формой. Этот принцип  означает, что операции отражаются  в соответствии с их экономической  сущностью, а не юридической  формы. Так, операции по учету  векселей, финансовый лизинг отражены в плане счетов банков в соответствии с их экономической сущности, то есть как кредитные операции.  

Учет, основываясь  на указанных принципах, должен обеспечить получение достоверной, качественной, своевременной и доступной для  понимания информации с целью принятия ее пользователями соответствующих решений. 

2)Основные  функции бухгалтерского  учёта в банках. 

 Хозяйственная  деятельность банка отражается  в бухгалтерском отчете, основными  целями которою является информационная, аналитическая и предупредительная. 

На основе информации, фиксируемой средствами бухгалтерского учета, руководство банка и заинтересованные участники рынка производят анализ эффективности работы банка и  выявляют его результативность и  надежность. 

Основной особенностью бухгалтерского учета коммерческого банка является то, что его бухгалтерский баланс составляется ежедневно, что позволяет оперативно отслеживать сохранность привлекаемых банком денежных средств других участников рынка. 

Как и в любой  коммерческой организации, бухгалтерские счета в банке подразделяются на синтетические и аналитические, активные и пассивные, балансовые и забалансовые. 

Бухгалтерский баланс банка составляется ежедневно, ежемесячно, ежеквартально и ежегодно. 

Банк является коммерческой организацией, а потому вся его хозяйственная деятельность фиксируется с помощью бухгалтерского учета. Основными нолями учета банковской деятельности являются 

информационная; 

аналитическая: 

предупредительная. 

Информационная  функция бухгалтерского учета состоит в том, что бухгалтерский учет представляет собой свод информации о состоянии капитала банка на определенную дату. 

Аналитическая функция учета означает, что бухгалтерская  информация используется для выявления  его внутренних возможностей и резервов в целях достижения поставленных целей в заданные сроки. Основная цель коммерческой деятельности любого банка - повышение его прибыльности и увеличения собственного капитала. 

Предупредительная функция бухгалтерского учета состоит  в том, что имеющаяся в нем информация используется для своевременного предотвращения любых отрицательных результатов работы банка, т. е. для предотвращения убытков и потери (несохранения) капитала банка, особенно привлеченных банком средств от других участников рынка.

3) Управленческий и  финансовый учёт  в банках 

Характеристика Финансовый  учет Управленческий  учет
Цель Подготовка  внешней отчетности Подготовка  информации специально для внутреннего  использования в целях планирования, контроля и анализа
Потребитель       Сторонние организации и физические лица Сотрудники  банка, участвующие в принятии управленческих решений
Ориентация  во времени Отражение уже  свершившихся действий Фактические результаты деятельности и  перспективные планы
Подача  информации Предоставляется обязательно, причем с  фиксированной периодичностью ( как правило, раз в месяц, квартал или год) Собирается  и предоставляется по мере надобности, как правило, с определенной периодичностью, но более часто — ежедневно, еженедельно, ежемесячно и т.д.
Масштаб учета       Данные  о деятельности всего банка в  целом Информация  об отдельных аспектах, либо о всех деятельности банка в целом
Уровень детализации В  основном только сводная информация без детализации Используются  как сводные показатели, отражающие деятельность в целом, так и детальные данные о каждой выполненной или планируемой операции; часто возникает потребность «углубиться» в данные, т.е. увидеть, каким образом был получен тот или иной показатель
Степень точности Абсолютная  точность и согласованность всех цифр во всех отчетах до копеечки Абсолютная  точность данных может приноситься  в  жертву ради повышения оперативности  или снижения трудоемкости их подготовки, например, допустимо простое отбрасывание незначащих цифр; кроме того, часто  используются прогнозные оценки
Принципы  ведения учета Общепринятые  нормы бухгалтерского учета, например «двойная запись» В зависимости  от конкретной задачи могут быть применены  любые существующие правила учета
Форма и состав отчетов Формы и состав отчетов строго регламентированы в соответствии с требованиями ЦБ РФ и т.д. Произвольные  и гибко меняющиеся формы и  состав отчетов в зависимости  от текущих потребностей
 

Финансовый учет 

Финансовый учет можно разбить на три части:

Аналитический учет — ведение лицевых счетов, выполнение бухгалтерских проводок и расчет остатков и оборотов по ним на основе первичных документов (договор на расчетно-кассовое обслуживание, кредитный договор, платежное поручение, мемориальный ордер и т.д.).

Синтетический учет — ведение балансовых счетов в соответствии с  планом счетов ЦБ, расчет остатков и оборотов по ним на основе данных по лицевым счетам, т.е. сведений аналитического учета.

Расчет отчетных показателей — нормативов, расшифровок, сумм по  кассовым символам и символам доходов и расходов и т.д. на основе данных аналитического и синтетического учета (остатков и оборотов по лицевым и  балансовым счетам), а также непосредственно первичных документов. 

Результаты ведения  финансового учета:

обязательная  отчетность в ЦБ, например форма 101, ФОР, отчет о ликвидности и т.д.;

отчетность для  налоговых органов, такая как  расчет остаточной стоимости основных фондов, фонда оплаты труда, налога на прибыль и т.д.;

отчеты перед  клиентами, например выписка по счету, сберкнижка вкладчика и  т.д.;

внешняя публикуемая отчетность, в частности баланс банка, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств.

Управленческий  учет 

Управленческий  учет, в свою очередь, объединяет четыре составляющие:

Операционный  учет — учет хозяйственных и бизнес-операций банка в виде журналов сделок, договоров и контрактов, а также плановых и фактических платежей по ним.

Позиционный учет — расчет позиций и ведение  учетных регистров, таких как  текущие позиции по активам и  пассивам, фактические доходы и расходы  за  определенный период и т.д. на базе операционного учета, а в некоторых случаях и  аналитического учета. В частности, значения по некоторым статьям доходов и  расходов часто рассчитываются на основе 701−х, 702−х лицевых счетов.

Финансовое планирование — определение плановых значений по позициям и  учетным регистрам на основе данных операционного и позиционного учета, например плановые позиции по активам и пассивам, плановые доходы и расходы и т.д.

Финансовый анализ — расчет различных коэффициентов  и финансовых показателей с использованием результатов позиционного учета и финансового планирования, например, расчет текущей и срочной ликвидности, вычисление процентных GAP, расчет ROI и т.д.

 К результатам  управленческого учета относятся: 

данные о планируемых  и фактических доходах и расходах и финансовых результатах как в целом по банку, так и в разрезе его подразделений (центров ответственности);

структура активов  и пассивов по банку в целом, а  также баланс по центрам ответственности;

сведения о  движении денежных средств, кредиторской и дебиторской задолженности;

данные по клиентской базе, например, распределение клиентов по объему средств на их счетах, группировка  клиентов по регионам и отраслям, анализ деятельности конкретного клиента;

информация о  филиальной сети, включая сравнительный анализ деятельности филиалов;

сведения о  выполненных хозяйственных и  бизнес-операциях.

Информация о работе Принципы бухгалтерского учета в банках