Приемы и используемые при ведении бухгалтерского учета? Выберите правильные варианты и дайте определение

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 14:03, контрольная работа

Описание работы

Власть - одно из фундаментальных начал общества и политики. Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение власти, понятие, ее сущность и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва - ли не самой главной задачей политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты еще в ранний период политической Индии, Китая и Греции.

Содержание

Введение 3
1. Природа власти 4
2. Структура власти 7
3. Ресурсы власти 10
4. Легитимность власти 13
4.1. Традиционная легитимность 14
4.2. Харизматическая легитимность 15
4.3. Легальная или рационально-правовая легитимность 16
4.4. Средства легитимации власти 18
Заключение 19
Библиографический список 20

Работа содержит 1 файл

готово.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

Ресурсами власти являются интересы, убеждения людей, их чувства, эмоции (страх, ненависть, зависть, восторг, энтузиазм, недовольство и др.). Эффективными средствами власти могут стать национальные и религиозные чувства. Ресурс типа интереса определяется экономическим потенциалом, налоговой, социальной политикой. Ресурс принуждения использует страх за жизнь, здоровье, имущество, благосостояние. Результат насилия заключается в том, что человек вынужден вести себя не так, как он хотел бы. Принуждение может быть физическим, психологическим, моральным.

Ресурсом власти является язык как элемент политической культуры. Язык власти специфичен, он опирается на мифы, стереотипы, а значение слов зависит от воли властелина, от умения читать между строк. Значение штампов, клише бюрократического языка является своеобразным пропуском в коридоры власти. Языковая политика играет далеко не последнюю роль в реальных политических процессах, избирательных кампаниях.

К ресурсам относится экономический, военный, культурный потенциал страны, государственная территория, стабильность и порядок, единство общества, природные богатства, численность населения, его качество (культура, образованность, трудовые навыки и т.д.). Важное значение имеют традиции, идеология, вера, доверие, общественное настроение, участие населения в политике, время, которым располагает власть для решения своих задач. К ресурсам власти относятся знания, профессионализм, пропаганда во всех ее формах, средства массовой информации.

Различные ресурсы используются субъектами власти обычно в комплексе, хотя каждый тип ресурсов имеет свои условия реализации и предел эффективности, наиболее удобные объекты и время действия. Так, для убеждения наиболее предрасположена молодежь. Оппозиционные силы больше опираются на недовольных. Во времена революций, войн чаще используется насилие. Принуждение больше распространено в странах со слабыми демократическими традициями. В обществах с традициями индивидуализма упор делается на использование материального интереса, денег, хотя используется и принуждение, страх за жизнь, здоровье, благосостояние.

Следует иметь в виду, что действие тех или иных средств власти имеет предел, за которым их применение становится бессмысленным. Так, гонка вооружений не только опасна, но и бессмысленна, ибо применение многих военных средств означает уничтожение самой жизни. Потому необходимо стремиться к тому, чтобы основой власти были привычка к порядку, высокий уровень культуры, благосостояния людей, законность, а не страх наказания и принуждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Легитимность власти

Термин "легитимность" возник в начале XIX века и выражал стрем­ление восстановить во Франции власть короля как единственно законную, в отличие от власти узурпатора. Тогда же это слово приобрело и дру­гой смысл — признание данной государственной власти и территории государства на международном уровне. Требо­вание легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и перекройки государствен­ных границ, против произвола и охлократии.

Легитимность означает признание населением данной власти, ее права управлять. Легитимная власть принимает­ся массами, а не просто навязывается им. Массы соглас­ны подчиняться такой власти, считая ее справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Конечно, в обществе всегда есть граждане, на­рушающие законы, не согласные с данным политическим курсом, не поддерживающие власть. Легитимность власти означает, что ее поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества.

В политологии используется также термин "легаль­ность" власти. Легальность и легитимность — не одно и то же. Легальность власти — юридическое обоснование, юриди­ческое бытие власти, ее законность, соответствие правовым нормам. Легитимность не обладает юридическими функ­циями и не является правовым процессом. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечиваю­щая их выполнение, — легальна. В то же время она мо­жет быть нелегитимна, не приниматься народом. В обще­стве может существовать и нелегальная власть, например, мафии.

Легитимность — это доверие и оправдание власти, по­тому она тесно связана с моральной оценкой власти. Гра­ждане одобряют власть, исходя из моральных критериев добра, справедливости, порядочности, совести. Легитим­ность призвана обеспечить повиновение, согласие без принуждения, а если оно не достигается, то оправдать принуждение, использование силы. Легитимная власть и политика авторитетны и эффективны.

Очевидно, что легитимность может быть, как завоева­на, так и потеряна. Сроки завоевания элитой легитимности различны в зависимости от обстоятельств, а ее потеря вызывается различными причинами. Трудно дать оценку легитимности в обществе, где идет модернизация, где на­рушаются привычные нормы поведения. Тем не менее, пренебрегать легитимностью можно только до определен­ных пределов, причем это характерно для деспотической власти авторитарного или тоталитарного типа либо для власти обреченной, временной, слабой. Демократическая власть уделяет легитимности своих действий большое вни­мание, ибо она вынуждена править с согласия народа, а не потому, что такова ее добрая воля.

Чтобы завоевать и удержать легитимность, доверие народа, власть прибегает к аргументации своих действий, обращаясь к высшим ценностям (справедливости, правде), к истории, чувствам и эмоциям, настроениям, реальной или вымышленной воле народа, велениям времени, науч­но-технического прогресса, требованиям производства, ис­торическим задачам страны и т.д. Для оправдания наси­лия, репрессий часто используется деление людей на дру­зей и врагов. Принципы легитимности (верования) могут иметь истоки в древних традициях, революционной ха­ризме или в действующем законодательстве.

Типология легитимности, пользующаяся широким при­знанием, введена Максом Вебером, который выделил три основных принципа: традиция, харизма, легальность. Речь идет об идеальных типах, не существующих в "чистом виде". В конкретных политических системах эти три типа переплетаются при преобладании одного из них.

4.1. Традиционная легитимность

Традиционная власть основана на вере в священный характер норм, обычаев, традиций, которые рас­сматриваются как нерушимые. Обычаи выступают осно­вой управления и послушания в обществе, ибо так при­нято, так было всегда. Власть традиций такова, что если традицию нарушают лидеры, вожди, то они теряют леги­тимность в глазах масс и могут быть отстранены от вла­сти. Подобные общества статичны, они могут существо­вать веками без существенных изменений. Люди вновь и вновь воспроизводят отношения власти и подчинения на протяжении многих поколений.

Традиционная власть была характерна для древних восточных империй (Египет, Вавилон, Персия, Китай), для средневековой Европы. Традиционная легитимность присутствует и в современных политических системах. По своей мотивации она схожа с отношениями в патриар­хальной семье, где младшие повинуются старшим. Поэто­му, как считал М. Вебер, полезно сохранять наследствен­ную монархию и в условиях демократии, чтобы подкреп­лять авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

4.2. Харизматическая легитимность

В модернизирующемся обществе, еще не освоившем демократический тип управления, распространен ха­ризматический тип властвования. Харизма означает осо­бый дар, призвание, божественный дар, которым обладает лидер, по сути, это сверхчеловек с особыми качествами (Будда, Христос, Магомет, Соломон, Александр Македон­ский, Цезарь и др.). Элементы харизмы были у Ленина, Сталина, Мао, Де Голля, Гитлера, Тито, Троцкого, Руз­вельта, Черчилля, Неру. Исторически харизматическая власть существовала в самых разных политических систе­мах. Это Римская империя при Юлии Цезаре, режим На­полеона, гитлеровский нацизм, фашизм Муссолини, со­циализм Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна. Харизматический тип властвования развивается в ус­ловиях, где нет свободы, в революционных условиях. Ха­ризматический авторитет не связан нормами или прави­лами. Он зависит не столько от идей, сколько от при­верженности масс, их веры в особые качества вождя, от их преклонения перед ним. Со своей стороны, лидер по­лагает, что выполняет "историческую миссию", поэтому требует поддержки и послушания. Для возникновения ха­ризматической легитимности важно не столько само об­ладание харизмой, какими-то особыми качествами вождя, сколько признание ее со стороны последователей. Хариз­матическая власть является относительно нестабильной по сравнению с традиционной и легальной, ибо лидеру, что­бы ее удерживать, необходимо постоянно демонстрировать свою исключительность, решать новые задачи.

В XIX веке понятие "харизма" применялось лишь по отношению к небольшому числу лидеров. В современных условиях харизматическое лидерство переродилось в ор­ганизованный культ возвеличивания лидера.

Разновидностью харизматического типа легитимности является вождизм, характерный для нединамичных, авто­ритарных и тоталитарных обществ. Общим для всех ви­дов вождизма является то, что требуется личная предан­ность нижестоящих вышестоящим и всех вместе — главе клана. Этому типу не всегда чужда демократия, посколь­ку формально признаются права большинства, есть под­держка населением правящего режима. Формируется лю­бовь к "отцу" нации или народа, нет оппозиции. Для таких обществ характерна тотальная идеологизация, гражданский конформизм, продвижение по социальной иерархии на основе личных связей. Формируются представления об особом назначении режима, особой миссии, необходимо­сти прорыва в экономическом и социальном развитии. Прочность режима зависит от того, оправдает ли он свое назначение.

4.3. Легальная или рационально-правовая легитимность

Легальная власть основывается на признании юридических норм, кон­ституции, которые регулируют от­ношения управления и подчинения. Эти нормы открыты для измене­ний, для чего имеются установленные законом процеду­ры. Для обоснования своей власти элита обращается к действующему законодательству, которое предусматрива­ет свободно волеизъявление граждан, выборность, рав­ноправие всех политических сил, действующих в рамках закона, ограничение сферы деятельности государства.

Рационально-правовая легитимность характерна для демократических государств. Она предполагает строгое со­блюдение законов всеми структурами общества, в том чис­ле и государственными органами, доступ к политическим институтам всем слоям населения, доверие граждан к уст­ройству государства, а не к отдельным лидерам, подчине­ние законам, а не личности руководителя.

В период радикальных социально-экономических из­менений наблюдается, как правило, кризис законности власти. Старый режим уже утратил легитимность, а новый еще не приобрел. Положение нового режима во многом зависит от того, каким способом он попытается утвердить свою легитимность. Среди трех выделенных М. Вебером "чистых" способов легитимности власти — традиционного, харизматического и легального, приходится выбирать их двух последних.

Практика показывает, что к стабильной легитимности ведет лишь рационально-правовой способ, при котором доверие и уважение к власти основывается на признании законными ведущими к ней путей. В обществе формиру­ется согласие относительно "правил игры" на политиче­ской арене. Такое согласие может стать основой стабиль­ности режима.

Рационально-правовой способ предполагает высокую политическую культуру населения, определенное дистанцирование государства от общества. Поэтому большинст­во государств, возникающих революционным путем, на первом этапе основываются на харизме как на более про­стом способе. Однако культ харизматического лидера ве­дет к тому, что он начинает олицетворять и источник, и осуществление власти. К нему обращаются все недоволь­ные, на него надеются, его оценивают. Для поддержания легитимности харизматическому режиму надо постоянно демонстрировать свою эффективность или проводить ре­прессии.

Возможно также появление этнической легитимности, то есть формирование властных структур по националь­ному признаку. Этническая легитимность развивается при высокой активности лиц коренной национальности, ма­нипуляции идеей национального государства, становления этнократии. Этническая легитимность не имеет истори­ческой перспективы, ибо ведущей тенденцией мирового развития является конституционный, рационально-пра­вовой тип легитимности.

4.4. Средства легитимации власти

В литературе выделяются следующие средства легитимации власти: политические, идеологические, пра­вовые, этические, психологические. Речь идет о научном и техническом обеспечении политического курса в зако­нах, налоговой системе, пропаганде ценностей данной политики, формировании убеждений, влиянии на сред­ства массовой информации. Сильной аргументацией яв­ляется деление участников политических отношений на друзей и врагов; апелляция к истории, воле народа, на­циональным традициям; к экономической, технической целесообразности. Этическое обоснование политики под­черкивает ее гражданские, культурные достоинства, ее справедливость, человечность, направленность на дости­жение общего блага. Идеологическая легитимация состо­ит в оправдании власти с помощью идеологии, которая обосновывает соответствие власти интересам народа, на­ции или класса. Успешная экономическая политика, укрепление общественного порядка и повышение благосос­тояния населения также является эффективным средст­вом легитимации власти, роста доверия к ней со стороны населения.

В наше время многие государства переживают кризис легитимности, что проявляется в политической нестабиль­ности, государственных переворотах, глубоком социально-экономическом кризисе. Это сопровождается утратой до­верия к власти, разочарованием в целях, методах полити­ки и в самих политиках. Конечно, предупредить потерю легитимности можно. Если политики умеют считаться с интересами и запросами масс, то утраченная легитимность восстанавливается. Это зависит от субъектов политики, интеллектуальных качеств политической элиты.

Информация о работе Приемы и используемые при ведении бухгалтерского учета? Выберите правильные варианты и дайте определение