Предпринимательская среда и менеджмент на малых предприятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 23:44, реферат

Описание работы

Целью является рассмотрение малых предприятий как форм предпринимательской деятельности, анализ проблем становления и развития малого предпринимательства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
раскрытие сущности понятия малого предприятия
изучение характерных особенностей малых предприятий,
Объектом изучения являются состояние и тенденции развития малого предпринимательства в России.

Содержание

1/ Введение……………………………………………..………..стр.3
2/ Что такое предпринимательская среда?.................................стр.4
3/ Малые предприятия……………………………….................стр.6
4/ Создание фирмы, как малого предприятия………………....стр.12
5/ Влияние малого предпринимательства на экономику……...стр.25
6/ Заключение…………………………………………………....стр.28
7/ Список использованных источников………………………..стр.30

Работа содержит 1 файл

Предпринимательская среда и менеджмент на малых предприятиях.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

  Деятельность  малых предприятий характеризуется  более высокой производительностью  труда, особенно малых предприятий  промышленности, транспорта, общей  коммерческой деятельности по обеспечению  функционирования рынка и малых строительных предприятий. На малых промышленных предприятиях производительность труда превысила среднюю производительность, достигнутую в промышленности, на 30%.

  Малые предприятия  более эффективно используют имеющиеся  у них факторы производства (основные фонды, сырье, материалы, топливо, энергию и рабочую силу), поэтому, как правило, имеют более высокую рентабельность продукции (работ, услуг) и затрат по сравнению с соответствующей отраслевой. Малые предприятия испытывают большую потребность в инвестициях, поэтому государство и региональные органы власти должны оказывать малым предприятиям помощь в получении инвестиций, необходимых для их развития.

  Опираясь  на опыт развитых стран, можно сформулировать вывод, что поступательное развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:

  • формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);
  • расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;
  • приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям; содействие структурной перестройке экономики.
  • Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
  • привлечение личных средств населения для развития производства.
  • Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;
  • создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
  • более эффективное использование творческих способностей людей, что способствует раскрытию их талантов, освоению различных видов ремесел, народных промыслов;
  • вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство представляет определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
  • формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);
  • активизация научно-технического прогресса;
  • освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
  • содействие деятельности крупных предприятий путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создания вспомогательных и обслуживающих производств;
  • освобождение государства от низко рентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

  Все эти  и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России.

  Практика  показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, изобретений, мобильность технологических изменений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой — к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать значительные средства в форме налоговых поступлений — все это определяет важность малых предприятий в развитии экономики страны. 

  Создание  фирмы, как малого предприятия. 

  Предприятия (фирмы), составляющие основу предпринимательского сектора, представляют собой самостоятельные  хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические  ресурсы для осуществления коммерческой деятельности.

  Извлечение  максимальной прибыли является конечной целью любой коммерческой деятельности. Вместе с тем ее достижение осуществляется через определение и реализацию набора целевых установок тактического и стратегического порядка, таких как:

  • увеличение объема продаж;
  • достижение более высоких темпов роста;
  • увеличение доли рынка;
  • увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу;
  • увеличение дохода на акцию компании (если это акционерная компания); 
  • увеличение рыночной стоимости акций (если это открытое акционерное   общество); 
  • изменение структуры капитала.

  Процветающее  предприятие - это предприятие, получающее устойчивую прибыль от своей деятельности. Эта задача-максимум может быть реализована  на стабильной основе только через осознание и наиболее полное удовлетворение общественных потребностей или, согласно получившей широкое распространение в международной теории и практике бизнеса концепций, через создание системы ценностей для трех общественных групп: владельцев (акционеров) предприятия, потребителей его продукции, поставщиков и персонала предприятия. Владельцы (акционеры) предприятия, заинтересованы в постоянном и все более возрастающем потоке доходов и таком использовании собственных и привлеченных средств, которое увеличивает ценность принадлежащей им собственности. Персонал и поставщики заинтересованы в стабильности предприятия, в развитии с ним долгосрочных отношений, в благоприятной рабочей атмосфере. Для потребителей наивысшую ценность представляют товары и услуги, удовлетворяющие их по качеству и цене.

  Создание  ценностей и есть основополагающая функция предприятия. Процесс создания ценностей представляет собой удовлетворение индивидуальных или групповых потребностей, в результате чего предприятие добивается общественного признания своей деятельности. Общественное признание, в свою очередь обеспечивает предприятию возможность расширять производство, наращивать объем продаж и, в конечном счете, увеличивать прибыль.

  Основной  рабочий инструмент в реализации целевой функции предприятия - это его рыночная стратегия, в рамках которой реализуются конкурентные преимущества предприятия. Конкурентное преимущество - это то, что отличает данное конкретное предприятие от его конкурентов и обеспечивает устойчивое положение на рынке. Конкурентные преимущества связаны либо с качественными характеристиками товаров (услуг), либо с более низкими ценами на продукцию предприятия.

  Первый  этап планирования - анализ внешней среды:

  • экономической и политической ситуации в стране (экономическая политика государства, политическая стабильность, культурные особенности);
  • отрасли (темпы роста, цикличность, международные воздействия, финансовые характеристики);
  • рынка (изменения и тенденция развития конъюнктуры, альтернативные технологии, конкуренты, тактика продаж, реклама, цены);
  • спроса (изменяемость, формируемость, длительность, устойчивость);
  • ресурсов (доступность, заменяемость, изменение цен, воздействие на окружающую среду).

  Второй  этап планирования - оценка возможностей.

  Оценка  потенциальных возможностей предприятия позволяет обеспечить баланс рыночных запросов с реальными возможностями самого предприятия, выработать обоснование производственной программы и поведение на рынке, а также обеспечить принятие грамотных управленческих решений.

  С целью  упрощения в оценку возможностей рекомендуется включить  пять функций - маркетинг, финансы (бухгалтерский учет), операции (производство), человеческие ресурсы, а также культура и образ предприятия.

  Третий  этап - выбор вариантов  развития предприятия. 

  Предпринимательский сектор национального хозяйства обычно насчитывает огромное количество предприятий, которые для целей экономического анализа группируются по ряду существенных признаков. Наиболее распространенными является классификация по формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.

  Структура бизнес-плана

  -Возможности  фирмы

  В целом  резюме должно дать ответы будущим  инвесторам или кредиторам фирмы (в  том числе и ее акционерам) на 2 вопроса: “Что они получат при успешной реализации данного плана?” и “Каков риск потери ими денег?”.Этот раздел должен разрабатываться в самом конце составления бизнес-плана, когда достигнута полная ясность по всем остальным вопросам. В разделе “Возможности фирмы (резюме)” определяются в приоритетном порядке все направления деятельности фирмы, целевые рынки по каждому направлению и место фирмы на этих рынках. По каждому направлению устанавливаются цели, к которым фирма стремится, стратегии их достижения, включающие перечень необходимых мероприятий. По каждой стратегии определяются ответственные лица. В этом же разделе помещается информация, дающая представление о фирме, а также все необходимые данные, характеризующие ее коммерческую деятельность.

  - Виды товаров (услуг)

  В этом разделе  бизнес-плана описываются все  товары и услуги, которые производит фирма. Написанию данного раздела предшествует значительная предварительная работа по выбору товаров или услуг, которые должны стать основой бизнеса фирмы. В разделе необходимо дать описание всех существующих и новых товаров и услуг, предлагаемых фирмой, ответив на следующие вопросы:

  1.  Какие товары (услуги) предлагаются фирмой? Опишите их.

  2.  Наглядное изображение товара (фотография или рисунок).

  3.  Название товара.

  4.  Какие потребности (настоящие и потенциальные) призваны удовлетворять предлагаемые товары, услуги?

  5.  Насколько изменчив спрос на данные товары (услуги)?

  6.  Дорогие ли эти товары (услуги)?

  7.  Насколько данные товары (услуги) отвечают требованиям законодательства?

  8.  На каких рынках и каким образом они продаются?

  9.  Почему потребители отдают предпочтение данным товарам (услугам) фирмы? Что составляет их основное преимущество? В чем их недостатки?  

  10.  Какими патентами или авторскими свидетельствами защищены особенности предлагаемых товаров (услуг) или технологии их производства и представления?

  11.  Каковы цены, по которым продаются товары (услуги)? Каковы затраты на их производство? Какую прибыль принесет продажа единицы каждого товара (услуги)?

  12.  Каковы основные технико-экономические показатели товаров (услуг)?

  13.  Имеет ли данный товар фирменную марку?

  14.  Как организовано послепродажное обслуживание данных товаров, если это технические изделия?

  и другие.

  - Рынки сбыта товаров (услуг)

  Этот раздел направлен на изучение рынков и позволяет  предпринимателю четко представить, кто будет покупать его товар  и где его ниша на рынке.

  Вначале предпринимателю необходимо найти  ответ на следующие вопросы:

  1. На каких  рынках действует или будет  действовать фирма? Какие типы  рынков используются фирмой?

  2. Какие  основные сегменты этих рынков  по каждому виду товара (услуги)?

  3. Проранжированы  ли рынки (сегменты рынка), на  которых действует или будет  действовать фирма, по коммерческой эффективности и другим рыночным показателям?

  4. Что  влияет на спрос на товары (услуги) фирмы в каждом из этих сегментов?

  5. Каковы  перспективы изменения потребностей  покупателей в каждом из сегментов  рынков?

  6. Как  предполагается реагировать на эти изменения?

  7. Каким  образом происходит изучение  потребностей и спроса?

  8. Какова  общая и импортная емкости  каждого национального рынка  и используемого сегмента по  всем товарам (услугам) фирмы?

  9. Каковы  прогнозы развития емкости сегментов  на каждом из рынков?

  10.  Какова реакция рынка на новые товары (услуги)?

  11.  Проводятся ли тестирование рынка и пробные продажи?

  После ответа на эти вопросы в данном разделе  бизнес-плана необходимо представить:

  · Оценку потенциальной емкости рынка.

  · Оценку потенциального объема продаж.

  · Оценку реального объема продаж.

  - Конкуренция на рынках сбыта

  Здесь нужно  провести оценку сильных и слабых сторон конкурирующих товаров (услуг) и назвать выпускающие их фирмы, определить источники информации, указывающие  на то, какие товары являются наиболее конкурентно-способными, сравнить конкурирующие товары (услуги) по базисной цене, характеристикам, обслуживанию, гарантийным обязательствам и другим существенным признакам. Следует кратко обосновать имеющиеся достоинства и недостатки конкурирующих товаров (услуг). Желательно отобразить, какие знания о действиях конкурентов могут помочь вашей фирме создать новые или улучшенные товары (услуги).        Следует показать достоинства и недостатки конкурирующих фирм, определить сферу каждого конкурента на рынке, показать, кто имеет максимальную и минимальную цену, чья продукция наиболее качественная. Для каждого из целевых рынков надо сравнить транспортные затраты с затратами у конкурентов, качество продуктов и упаковки, сопоставить возможности снижения цен, а также иметь представление о рекламной кампании и имидже фирм.

Информация о работе Предпринимательская среда и менеджмент на малых предприятиях