Предмет и метод бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – характеристика предмета и метода бухгалтерского учета.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятия предмета бухгалтерского учета;
- иследовать характеристику видов объектов бухгалтерского учета;
- раскрыть понятия метода бухгалтерского учета;
- классификация методов бухгалтерского учета.

Содержание

Введение 3
1. Предмет бухгалтерского учета: сущность и виды 5
1.1 Понятие и основные черты предмета бухгалтерского учета 5
1.2 Классификация объектов бухгалтерского учета 8
2. Метод бухгалтерского учета – основные черты и виды 17
2.1 Сущность метода бухгалтерского учета 17
2.2 Классификация и основные черты методов бухгалтерского учета 20
Заключение 26
Глоссарий 28
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Бухгалтерский учет.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

     Кратко  рассмотрим элементы метода бухгалтерского учета.

     Так, на этапе первичного наблюдения на первый план выступает документирование - первичная регистрация хозяйственных  операций в момент и в местах их совершения с помощью документов при соблюдении определенных требований, в результате чего документ приобретает юридическую силу. Даже если операция зафиксирована на машинном носителе, то в последующем она должна быть оформлена в соответствии с унифицированной системой документации.

     Документирование - это письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Первичные документы обеспечивают бухгалтерскому учету сплошное и непрерывное отражение хозяйственной деятельности предприятия. К учету принимается только правильно оформленный документ, в котором заполнены все реквизиты. Основными реквизитами документа являются: название документа, его номер, дата совершения операции, показатели, характеризующие документ, наименование организации, краткое содержание хозяйственной операции, ее количественное выражение, подписи лиц, отвечающих за данную хозяйственную операцию их расшифровка. Первоочередное требование к документам - своевременность составления, полнота и достоверность информации, обеспечивающие возможность предварительного, текущего и последующего контроля за хозяйственной деятельностью организации и активного воздействия на результаты ее работы.

     Но  нужно отметить, что ряд хозяйственных операций нельзя оформить документально в момент их совершения. Так, отдельные виды товарно-материальных ценностей имеют тенденцию к усушке, утруске, распылению и другим процессам, порождающим неизбежную естественную убыль. В других случаях потери, недостачи возможны из-за небрежности в работе материально-ответственных лиц, ошибок, обмана и т.п.; стихийных бедствий (пожара, наводнения и пр.). Обнаружение подобных фактов и оформление их в учете производится путем инвентаризации - проверки наличия имущества, обязательств и состояния расчетов и сопоставления фактических данных с учетными данными. Таким образом, инвентаризация является продолжением документирования. [12,с.60]

     Инвентаризация  позволяет через проверку в "натуре" материальных ценностей, денежных средств  и финансовых обязательств выявить  их фактическое состояние. Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи. Поэтому при помощи инвентаризации обеспечивается и контролируется сохранность материальных ценностей, денежных средств и других активов, проверяется полнота и достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности. С помощью инвентаризации организуется более четкий контроль за наличием и движением активов и обязательств организации, работой материально-ответственных лиц.

     Как было отмечено выше, основным измерителем в учете является денежный измеритель. Для перевода натуральных и трудовых измерителей в денежный применяется способ, называемый оценкой. При этом необходимо соблюдение принципа реальности и единства. В бухгалтерском учете принят основной принцип оценки его объектов - по фактической себестоимости.

     Таким образом, оценка представляет собой  способ выражения в денежном измерителе активов организации и источников их формирования.

     Фактическая себестоимость объектов учета определяется с помощью приема калькулирования - расчета всех элементов себестоимости. Сопоставление текущих издержек с конечными результатами производится с помощью оценки, базирующейся на данных калькуляции фактической себестоимости.

     В связи с этим, калькулирование -это расчет затрат по видам продукции и на ее единицу, связанных с производством и реализацией по предприятию в целом и по структурным подразделениям. Себестоимость продукции определяется на всех предприятиях на основе нормативных актов, устанавливающих состав затрат на производство и реализацию продукции, включаемых в ее себестоимость.

     Для осуществления управления необходима информация о наличии и движении имущества и обязательств организации по отдельным их группам, видам и наименованиям. Для этого используется система счетов. Счет - информационная система, определяющая группировку и текущий учет однородных объектов, их сущность и изменения.

     На  каждый вид имущества и обязательств открывается отдельный счет. Различают  два основных вида счетов: активные и пассивные. Свое название они получили от названия сторон баланса, и отражают их содержание. Так, активные счета предназначены для учета имущества по их составу и размещению, пассивные - для учета источников по их целевому назначению. Строение счетов, независимо от их вида, одинаково - это таблица двусторонней формы, левая сторона которой есть дебет, а правая - кредит.

     Хозяйственные операции на счетах отражаются способом двойной записи, обусловленной двойственностью  самих хозяйственных процессов. Например, хозяйственная операция поступления денежных средств в кассу из банка (расчетного счета организации) одновременно отражается как оприходование денег в кассу и списание денег с расчетного счета. Сумма хозяйственной операциипри этом записывается на счетах дважды (по дебету одного счета и по кредиту другого счета), что и называется двойной записью. Она обеспечивает взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности организации в бухгалтерском учете. Ее использование имеет большое контрольное значение, так как требует обязательной сбалансированности (равенства) итогов записей на счетах. Это осуществляется по окончании каждого отчетного периода, когда подсчитываются суммы оборотов по дебету и кредиту всех счетов независимо от их вида. Они должны быть между собой равны, неравенство свидетельствует об ошибке, сделанной в записях или подсчетах. Взаимная связь между счетами, отражающими данную операцию, называется корреспонденцией счетов, а счета, между которыми возникает эта связь, называются корреспондирующими счетами.

     Счета и двойная запись применяются для регистрации, текущей группировки и обобщения учетной информации об объектах бухгалтерского учета, затрагиваемых хозяйственной операцией.

     Через счета и двойную запись лежит  путь к систематическому обобщению  итогов хозяйственной деятельности и выбору дальнейшей стратегии организации. Достигается эта цель через составление бухгалтерского баланса.

     Бухгалтерский баланс включает остатки счетов на определенную дату - конец отчетного  периода, которые образуют активы субъекта, его собственный и заемный капитал.

     Его данные необходимы для контроля наличия, движения и структуры имущества  организации и источников его  формирования, для анализа финансового  состояния и платежеспособности, размещения средств, степени изношенности основных средств, размере материальных запасов и пр.

     Итоговое  обобщение фактов хозяйственной  деятельности находит отражение  в отчетности. Ею пользуются как  внутренние, так и внешние пользователи. Поэтому отчетность составляется по определенным правилам и стандартам. [12,с.60]

Отчетность  относится к завершающему этапом учетного процесса. В ней отражаются имущественное и финансовое положение организации, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (месяц, квартал, год). Поэтому, бухгалтерский баланс и отчетность являются способом итогового обобщения текущей учетной информации.

     Отдельные элементы метода бухгалтерского учета применяются не изолированно, а в едином комплексе. Все они тесно связаны друг с другом, каждый из них использует предыдущие сведения или предоставляет данные, необходимые для последующей обработки. В то же время каждый из элементов метода бухгалтерского учета выполняет свою определенную функцию.

     Содержание  отдельных методов показывает, что  объекты отражаются в бухгалтерском  учете сплошным и непрерывным образом во временной связи. При этом выявляется взаимная зависимость между отдельными явлениями.

     Метод бухгалтерского учета позволяет  не только наблюдать, измерять многочисленные операции в процессе хозяйственной деятельности, но и экономически обобщать полученные данные.

     Посредствам метода бухгалтерского учета рассчитываются затраты, производимые при осуществлении  тех или иных процессов, данные о  которых необходимы для контроля за рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Отражение и экономическое обобщение учитываемых объектов осуществляются в едином денежном измерении, без чего нельзя получение сводных данных о хозяйственной деятельности.

     На  основе вышеизложенного можно дать определение сущности метода бухгалтерского учета. Метод бухгалтерского учета есть система способов, обеспечивающих сплошное, непрерывное, взаимосвязанное и объективное отражение, экономическое обобщение и подсчет в денежном измерении объектов бухгалтерского учета. 

     Заключение

     Проведенная в ходе исследования работа позволяет сделать вывод, что у бухгалтерского учета, как у части экономической науки, есть свой предмет и метод. Как следует из данной работы предмет бухгалтерского учета включает в себя хозяйственную деятельность, как коммерческого предприятия, так и юридического лица. Хозяйственная деятельность состоит из несколько процессов: процесс снабжения (его суть в обеспечении предприятия материалами, оборудованием и т.д.), процесс производства и процесс реализации продукции предприятия (товаров и услуг). Сменяя друг друга, эти процессы создают кругооборот хозяйственных средств, который при работе предприятия продолжается непрерывно.

     Методом бухучета являются приемы и способы, которые используются в учете  и благодаря которым становится возможным изучение предмета. Проведенные исследования показали, что метод бухгалтерского учета состоит из нескольких элементов: документаций – свидетельств в письменной форме, подтверждающих совершение отдельной хозяйственной операции и придающих ей юридическую силу; инвентаризации – фактического подтверждения наличия у предприятия имущества, а также определенных финансовых обязательств, счета бухгалтерского учета, денежной оценки, бухгалтерского баланса и бухгалтерской отчетности.

     Делая общий вывод по результатам проведенного исследования, можно сказать, что бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на 1-ое число каждого месяца следующего за отчетным. В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно.

     Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без пропусков или изъятий. Бухгалтерская отчетность организации является завершающим этапом учетного процесса. В ней отражается нарастающим итогом имущественное и финансовое положение организации, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (месяц, квартал, полугодие, девять месяцев, год).

     Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
1 Бухгалтерский учет производимое  на основе хозяйственной документации сплошное, непрерывное и взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности предприятия в стоимостном выражении. Предметом бухгалтерского учета являются хозяйственные средства предприятия, выраженные в денежной форме, источники их образования и хозяйственные процессы. Б.у. осуществляет функции анализа, управления и контроля за хозяйственной деятельностью.
     2 Затраты на производство часть расходов организации, связанных с производством  продукции, выполнением работ и  оказанием услуг, т.е. с обычными видами деятельности.

Состав  затрат на производство формируют прямые расходы, связанные непосредственно  с выпуском продукции, выполнением  работ и оказанием услуг, а  также расходы вспомогательных  производств, косвенные расходы, связанные  с управлением и обслуживанием основного производства, и потери от брака

     3 Калькуляция представленный  в форме таблицы бухгалтерский  расчет затрат, расходов на производство и сбыт изделия или партии изделий, а также на осуществление работ  и услуг в денежном выражении. Калькуляция дает возможность определить фактическую или плановую себестоимость объекта или изделия и является основой для их оценки
     4 Себестоимость совокупность  затрат живого и овеществленного  труда
     5 Фактическая себестоимость выраженные  в денежной форме затраты на ее производство и реализацию
     6 Объекты бухгалтерского учета имущество организаций, их обязательства и хозяйственные  операции, осуществляемые организациями  в процессе их деятельности.
     7 Калькулирование исчисление  себестоимости единицы продукции или выполненных работ
     8 Метод бухгалтерского учета совокупность  способов и приемов с помощью  которых решаются задачи бухгалтерского учета
     9 Предмет бухгалтерского учета хозяйственная деятельность предприятия, юридического лица
     10 Баланс способ обопщения и группировки хозяйственных средств организации, предприятия и их источников на конкретный момент времени

Информация о работе Предмет и метод бухгалтерского учета