Предмет и метод бухгалтерского учета

Автор: i***********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 20:11, реферат

Описание работы

Бухгалтерский учет как экономическая наука имеет свой предмет и метод. Содержание предмета раскрывается в экономической сущности учитываемых объектов. Бухгалтерский учет изучает хозяйственную деятельность предприятия, которая состоит из трех процессов:
- процесс снабжения - состоит в том, что предприятие обеспечивается оборудованием, материалом, запчастями, топливом и т.д.;
- процесс производства - состоит в том, что предприятие производит готовую продукцию, оказывает услуги, выполняет работу;

Работа содержит 1 файл

Предмет и метод бухгалтерского учета.docx

— 23.14 Кб (Скачать)

Предмет и метод бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет как экономическая наука  имеет свой предмет и метод. Содержание предмета раскрывается в экономической  сущности учитываемых объектов. Бухгалтерский  учет изучает хозяйственную деятельность предприятия, которая состоит из трех процессов:

- процесс снабжения  - состоит в том, что предприятие  обеспечивается оборудованием, материалом, запчастями, топливом и т.д.;

- процесс производства - состоит в том, что предприятие  производит готовую продукцию,  оказывает услуги, выполняет работу;

- процесс реализации - предприятие продает готовую  продукцию покупателям, сбывает  услуги и работы заказчикам.

Все три процесса постоянно сменяют друг друга, создают  непрерывный кругооборот хозяйственных  средств. Таким образом предметом  бухгалтерского учета являются хозяйственные  средства и хозяйственные процессы.

Предметом бухгалтерского учета является упорядоченная и  регламентированная информационная система, которая отражает совокупность имущества  по составу и размещению обязательства (собственные и заемные), хозяйственные  операции и результаты деятельности организации в денежном выражении  с целью выполнения намеченных планов.

Метод бухгалтерского учета - ряд приемов и способов, применяемых в учете при помощи которых изучается предмет бухгалтерского учета. Метод бухгалтерского учета  включает в себя следующие элементы:

документация - письменное свидетельство о совершенной  хозяйственной операции, которое  придает юридическую силу данным бухгалтерского учета;

инвентаризация - уточнение фактического наличия  имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными  бухгалтерского учета на определенную дату;

счета бухгалтерского учета - способ текущего, взаимосвязанного отражения и группировки имущества  по составу и размещению и источникам образования, а также хозяйственных  операций по качественно-однородным признаком  в денежном выражении, а также  натуральным и трудовым показателем;

двойная запись на счетах - взаимосвязанное отражение  хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета, когда каждая операция одновременно отражается по дебету одного счета  и кредиту другого на одну сумму;

денежная оценка - денежное выражение имущества, обязательств и хозяйственных операций для  получения обобщенных данных за текущий  период организации в целом;

калькуляция - группировка  затрат и определение себестоимости  отдельных видов продукции, работ  и услуг;

бухгалтерский баланс - источник информации, который  представляет собой способ экономической  группировки и обобщения имущества  организации по составу и размещению и источникам формирования, выраженным в денежной оценке и составленным на определенную дату (баланс состоит  из двух частей: актив и пассив);

бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном финансовом положении  организации и результатах ее хозяйственной деятельности, составляемой на основе данных бухгалтерского учета  по установленным формам. 

Бухгалтерский баланс

Бухгалтерский бала́нс (фр. balance, буквально — весы, от лат. bilanx — имеющий две весовые чаши)  — основная форма бухгалтерской отчётности, способ группировки активов и пассивов организации в денежном выражении. Он характеризует имущественное и финансовое состояния организации в денежной оценке на отчётную дату.

Баланс имеет  форму двусторонней таблицы: одна сторона  — активы, включающие требования и  вложения; вторая — пассивы, отражающие обязательства и капитал. В основном статьи баланса по традиции следуют  друг за другом в порядке ликвидности, хотя есть исключения. Основное свойство отчёта состоит в том, что суммарные  активы всегда равны суммарным пассивам. Это обусловлено тем, что при  отражении операций на счетах в балансе  соблюдается принцип двойной  записи.

Бухгалтерский баланс даёт наглядное представление  о финансово-экономическом положении  компании, позволяет провести анализ её состояния и возможность получить прогнозы на будущее

История

  Бухгалтерский  баланс банка, 1906 год

Баланс —  старейший вид обобщения данных о финансово-экономической жизни  компаниий. Точные данные о происхождении бухгалтерского баланса неизвестны. Первые теоретические сведения о нём были получены в 1494 году, когда вышла в свет работа Луки Пачоли, содержавшая первое описание не только баланса но и бухгалтерии в целом.

Баланс, который  был описан Лукой Пачоли, представлял собой структурированный документ состоящий из двух сегментов — актива и пассива, которые должны быть равны. В актив надлежало заносить все счета с дебетовыми сальдо, а в пассив — все счета с кредитовыми сальдо. Значения самих понятий дебет и кредит не объяснялись. Фактически же под дебетом понималась левая сторона любого счёта, а под кредитом — его правая сторона.

Таким образом, смысл группировки данных в балансе  был пользователям непонятен. В  результате такой разноски в актив, наряду с активными статьями, попадала статья убытков. А в пассиве, наряду с кредиторской задолженностью, находились капитал и прибыль.

Такой способ группировки  сохранялся несколько веков. Только через триста лет после появления  баланса появились первые критические  реплики в адрес бухгалтерии. В XIX веке в Европе стали появляться акционерные общества, чьи балансы  публиковались в газетах и  даже рассматривались в судах. На странную структуру баланса обратили внимание многие непредубеждённые пользователи, которые и начали критиковать  действующую форму баланса.

Первыми среагировали на факт смешения данных в балансе  французские бухгалтеры Евгений  Леоте и Адольф Гильбо. В середине 80-х годов XIX века они написали работу «Общие руководящие начала счетоведения», сделав выводы, что в активе баланса, наряду с действительными активами, есть и активы фиктивные. Аналогично, пассив, наряду с настоящими пассивами, содержит пассивы фиктивные.

Именно тогда  возникла идея заменить слова «актив»  и «пассив» словами «дебет» и  «кредит». В газетах начали появляться балансы акционерных обществ с заголовками «дебет и кредит». Такой подход был адекватнее предыдущего, так как на сторонах баланса определялась именно сторона счёта, на которой находилось сальдо, но всё равно не решал проблем. Тогда было решено в балансе ничего не менять, но предупреждать пользователей о наличии фиктивных статей в активе и в пассиве, но такой вариант вызвал широкое возмущение пользователей. 

Счета бухгалтерского баланса

По бухгалтерскому балансу, который фиксирует состояние  средств на определенную дату, нельзя повседневно наблюдать за изменениями  в составе каждого вида средств  и их источников. Такое наблюдение - одна из основных задач бухгалтерского учета - достигается при помощи счетов.

1. Счета бухгалтерского  учета являются способом группировки  и текущего отражения в денежной  оценке хозяйственных операций, в результате которых изменяется  состав средств (актив баланса)  и их источников (пассив баланса). Таким образом, каждому счету  со своим наименованием и цифровым  номером или нескольким счетам  соответствует определенная статья  баланса. 

Каждый счет бухгалтерского учета, предназначенный  для отражения конкретного объекта  хозяйственных средств или источников их образования, делится на две части: правая часть (кредит) соответствует  расходу средств, учитываемых на данном счете, левая (дебет) - приходу. На основами и первичных документов систематизируются и накапливаются  текущие данные по однородным хозяйственным  операциям на счетах учета. При этом хозяйственные операции отражаются как в количественном, так и  в денежном (стоимостном) выражении.

Остаток по счету  бухгалтерского учета называется сальдо. Обычно используют понятие "сальдо" на начало отчетного периода (до проведения операции) - С1 сальдо на конец отчетного  периода (после проведения операции) - С2.

2. Применительно  к экономической группировке  хозяйственных средств и источников  их образования счета бухгалтерского  учета делятся на активные  и пассивные; исходя из этого  можно привести две схемы записей  на счетах.

На активных счетах отражаются операции, в результате которых происходят изменения в  составе средств предприятия. На данных счетах учитываются различные наличие имущества, его состав, движение. Например, счета 01 "Основные средства", 10 "Материалы", 50 "Касса", 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета" и т. д. Остатки (сальдо) по активным счетам могут быть только дебетовые.

Хозяйственные операции, как было отмечено ранее, вследствие использования двойной  записи изменяют остатки одновременно на двух счетах: по дебету одного счета  и по кредиту другого. Если в результате бухгалтерской обработки документа  активный счет дебетуется, то его остаток  увеличивается; если он кредитуется, то его сальдо (остаток) уменьшается.

Таким образом, по активному счету фиксируются:

по дебету (дебетовой  стороне) - остатки на начало и конец  операций, а также отражаются хозяйственные  операции, вызывающие увеличение остатка;

по кредиту (кредитовой стороне) - хозяйственные операции, которые вызывают уменьшение остатка.  

С помощью пассивных  счетов фиксируют операции, в результате которых изменяются источники средств (источники формирования имущества, их состав, наличие и движение, а  также обязательства). К пассивным  счетам относятся, например, счета 80 "Уставный капитал", 86 "Целевое финансирование".

На пассивных  счетах операции имеют противоположное (по сравнению с активными счетами) значение: при дебетовании их остаток уменьшается, при кредитовании - увеличивается. Пассивные счета всегда имеют кредитовое сальдо.

По пассивному счету находят отражение:

по дебетовой  стороне показываются хозяйственные  операции, вызывающие уменьшение остатков;

по кредиту (кредитовой стороне) - остатки на начало и конец  операций, а также фиксируются  вызывающие увеличение остатков хозяйственные  операции.

Счета, которые  могут иметь как дебетовое, так  и кредитовое сальдо, называются активно-пассивными. Таким образом, сальдо этих счетов могут  находиться как в активе, так и в пассиве бухгалтерского баланса. К активно-пассивным относятся, например, счета 75 "Расчеты с учредителями", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др. 

Учет основных средств и нематериальных активов

В зависимости  от принятой на предприятии учетной  политики для целей бухгалтерского учета, объекты недвижимости, которые  подлежат государственной регистрации  до момента ее окончания либо могут  учитываться:

1. на счете  08 "Вложения во внеоборотные активы",

2. на счете  01 "Основные средства".

Иными словами, только во втором случае соблюдаются  все формальные правила бухгалтерского учета объектов в балансе предприятия  в качестве основных средств и  соответственно признания объектами  налогообложения по налогу на имущество. Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание, что, исходя из приведенных  выше аргументов, и в первом случае объект налогообложения налогом  на имущество должен возникать.

Необходимо учитывать  особенности ввода в эксплуатацию специфических объектов. Так, в некоторых  случаях ввод в эксплуатацию (право  на эксплуатацию) имущества напрямую зависит от наличия документа, подтверждающего  регистрацию права собственности  на это имущество. Например, согласно ст. 33 Кодекса торгового мореплавания РФ судно подлежит регистрации в  одном из реестров судов РФ. Право  собственности и иные вещные права  на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное  управление и другие) подлежат регистрации  в Государственном судовом реестре  или судовой книге. Только после  регистрации судна оно получает право плавания под флагом Российской Федерации. Таким образом, для учета  судов в составе основных средств  необходим факт регистрации права  собственности в Государственном  судовом реестре.

Согласно нормам главы 30 НК РФ в качестве объекта  налогообложения должно признаваться следующее имущество, не учитываемое  на балансе организации в качестве объектов основных средств:

1. основные средства, переданные в доверительное управление

2. основные средства, переданные по договору совместной  деятельности

3. основные средства, приобретенные и созданные в  процессе совместной деятельности.

Информация о работе Предмет и метод бухгалтерского учета