Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 22:19, контрольная работа
Правовой статус бухгалтерской службы регулируется законодательными и нормативными документами, организационно – правовй формой и общей структурой управления организацией.
В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:
учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемую главным бухгалтером;
ввести в штат должность бухгалтера;
1. Правовой статус бухгалтерской службы и ее место в структуре управления организацией…………………………………………стр.2
2. Составление приказа об учетной политике………………………….стр.
3. Решение практического задания……………………………………..стр.
4. Список использованной литературы…………………………………стр.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
«ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» (ВЗФЭИ) | ALL-RUSSIAN DISTANCE INSTITUTE OF FINANCE & ECONOMICS | |
Филиал ВЗФЭИ в г. Архангельске |
Кафедра бухгалтерского учета, аудита, статистики
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Бухгалтерское дело»
Вариант (Тема) № 5
«Правовой статус бухгалтерской службы и ее место в структуре управления организацией»
студента |
|
Номер личного дела |
|
Специальность | Бухгелтерский учет, анализ и аулит |
Курс | 5 |
Группа | город |
Форма обучения | вечерняя |
|
|
Руководитель |
|
г. Архангельск 2011
Содержание
1. Правовой статус бухгалтерской службы и ее место в структуре управления организацией…………………………………………
2. Составление приказа об учетной политике………………………….стр.
3. Решение практического задания……………………………………..стр.
4. Список использованной литературы…………………………………стр.
Правовой статус бухгалтерской службы и ее место в стуктуре управления организацией
Правовой статус бухгалтерской службы регулируется законодательными и нормативными документами, организационно – правовй формой и общей структурой управления организацией.
В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:
учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемую главным бухгалтером;
ввести в штат должность бухгалтера;
передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации или бухгалтеру специалисту;
вести бухгалтерский учет лично.
Последние три варианта организации бухгалтерского учета наиболее характерны для субъектов малого предпринимательства.
Для организаций, не относящихся к малым, наличие собственной бухгалтерии, как правило, предусмотрено уставными документами.
На крупных и средних предприятиях, имеющих сложную организационную и производственную структуру, ведение бухгалтерского учета может быть централизованным и децентрализованным.
В тех случаях, когда целесообразно сбор, обработку и формирование бухгалтерских данных осуществлять в отдельных производственных подразделениях, а сводный учет в целом по предприятию ведет головная бухгалтерия, имеет место децентрализованная форма организации учета.
При централизованном учете на предприятии в производственных подразделениях реализуются функции сбора бухгалтерских данных (возможна предварительная обработка), а формирование отчетных сводок по ним и составление бухгалтерской отчетности осуществляет главная (центральная) бухгалтерия организации.
Централизация учета позволяет применить наиболее рациональные приемы учетной обработки документов, широкое разделение труда между учетными работниками. Кроме того, при централизации учета работники главной бухгалтерии имеют больше возможностей для усиления контроля за работой отдельных подразделений организации.
При децентрализации учета уменьшаются возможности для разделения труда работников бухгалтерии, требуется большее число работников высокой квалификации.
Однако децентрализация учета бухгалтерии (как при централизованной, так и при децентрализованной организации) предполагает три основных типа:
- линейная (иерархическая);
- по вертикали (функциональная);
- комбинированная (линейно-функциональная).
При линейной отрганизации все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру.
При организации аппарата бухгалтерии по вертикали созываются промежуточные звенья управления (отделы, сектора, бюро, группы), возглавляемые старшими бухгалтерами.
Распоряжения главного бухгалтера в этих случаях передаются старшим бухгалтерам соответствующих отделов, которые определяют конкретных исполнителей и контролируют выполнение работ. Такая структура бухгалтерской службы применяется в большинстве средних и части крупных организаций.
При применении комбинированного типа организации структуры бухгалтерии в ней выделяются структурные подразделения (например, по производствам), выполняющие замкнутый цикл работ. Права главного бухгалтера в этом случае передаются руководителям подразделений бухгалтерской службы, которые самостоятельно распоряжаются в пределах установленной компетенции. Такая форма организации аппарата бухгалтерии характерна для особо крупных организаций.
При использовании любого типа организации бухгалтерии, только хорошо налаженные взаимоотношения с другими службами и подразделениями организации дают возможность получать необходимую информацию для управления и обеспечения контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организации.
Независимо от варианта организации бухгалтерского учета бухгалтерская служба, как система хозяйственного учета, в правовом отношении выполняет двуединую роль.
С одной стороны, она юридически обязана быть – без обязательства вести бухгалтерский учет организация не имеет права на существование. На протяжении всего периода деятельности от регистрации до официальной ликвидации или преобразования она обязана вести бухгалтерский учет, составлять и предоставлять финансовую отчетность. За уклонение от этой обязанности существует строгая ответственность, высшим проявлением которой является лишение права функционирования организации.
С другой стороны, бухгалтерия является одной из служб управления, а зачастую ведущей службой, обязанной следить за соблюдением действующего законодательства, прежде всего хозяйственного, трудового и налогового. Такой контроль бухгалтеры обязаны осуществлять как по отношению к решениям и действиям всех работников своей организации. Так и относительно сделок и хозяйственных операций, осуществляемых с участием третьих лиц и государственных органов. Только законные сделки и операции подлежат отражению в бухгалтерском учете.
Для выполнения контролирующих функций законности и обеспечения возможности предотвращения ее нарушения бухгалтерия наделена особыми полномочиями, которых нет у других отделов и служб администрации.
Действующим законодательством установлено, что без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица, денежные и расчетные документы не имеют юридической силы.
В большинстве случаев главным бухгалтером предварительно рассматриваются и визируются договоры и соглашения, заключенные организацией на выполнение сторонних работ и услуг, поставку и отпуск материалов, договоры займа и кредитные договоры.
Бухгалтерия контролирует деятельность материально-ответственных лиц, проверяет их отчетность, участвует в инвентаризации ценностей, которые за ними закреплены.
Являясь одной из служб управления, бухгалтерия неизбежно вступает во взаимоотношения, со структурными подразделениями своего предприятия и со сторонними организациями.
Бухгалтерия находится в тесных взаимоотношениях с другими отделами организации, которые направляют ей различные материалы, необходимые для ведения учета.
В свою очередь бухгалтерия предоставляет отделам управления ту информацию, которая необходима для их работы: отделу бюджетировнаия – отчетные калькуляции, сведения об остатках и движении материально-производственных запасов; финансовому отделу – сведения о состоянии расчетов с банками; коммерческому отделу – справки об остатках материальных ценностей, готовой продукции, а также об их фактической себестоимости.
Взаимодействие бухгалтерии с другими структурными подразделениями организации определяется движением документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота.
Деятельность бухгалтерской службы организации осуществляется на основании самых разнообразных документов: организационных, распорядительных, платежных, учетных. Так, в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» все факты хозяйственной деятельности, проводимые организацией, должны оформляться первичными учетными документами, поэтому постановка бухгалтерского дела в узком смысле сводится к разработке правил оформления, приема, выдачи и хранения учетной документации на основании организационных и распорядительных документов и составлению ряда дополнительных, корректировке специализированных документов – регистров бухгалтерского и налогового учета и документов внутренней отчетности.
Таким образом, организация бухгалтерского дела предполагает:
Разработку организационно-
Составление графика документооборота организации;
Создание номенклатуры дел и организацию хранения документов;
Формирование кадровой политики бухгалтерии (порядка аттестации бухгалтеров, системы подбора персонала и повышения его квалификации);
Создание технологии обработки получаемой информации (переменяемая форма ведение учетного процесса).
Бухгалтерская служба решает методами бухгалтерского учета следующие задачи:
1. формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а так же внешним – инвесторам, кредиторам, и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
2. обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразность, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
3. предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организаций и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
При вступлении в должность главному бухгалтеру в первую очередь необходимо ознакомиться с положением о бухгалтерии, а при его отсутствии – создать данный документ. В нем должны быть отражены цели, задачи и функции бухгалтерии, взаимоотношения с другими структурными подразделениями организации, а также организация учетного процесса.
Положение о бухгалтерии составляется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. Приступающий к работе главный бухгалтер знакомится с ним под расписку или вносит дополнения и изменения, которые утверждаются руководителем организации.
Должностные инструкции составляются для каждого работника бухгалтерии в целях разграничения их полномочий, определения прав и обязанностей. Закрепление за работником участков бухгалтерского учета позволяет избежать дублирования или сокрытия отдельных фактов хозяйственной деятельности.
В инструкции указывается перечень документов, получаемых работником для обработки, дальнейшей передачи, и наличие права подписывания. Структура инструкции соответствует положению о бухгалтерии и отражает следующие разделы: