Правовой статус бухгалтерской службы, ее место в структуре управления организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 15:10, реферат

Описание работы

В силу п.3 ст. 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации и ликвидации ведется бухгалтерский учет. Для этого в организации должна быть создана бухгалтерская служба. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Организация структурно состоит из множества взаимосвязанных элементов, одни из которых осуществляют коммерческую (текущую, финансовую, инвестиционную) деятельность, а другие – управление ею. Но все они находятся в неразрывной связи и представляют в совокупности систему управления.

Работа содержит 1 файл

Правовой статус бухгалтерской службы.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

      1. Рабочий план счетов бухгалтерского  учета.

      2. Регистры бухгалтерского учета.

      3. Первичные учетные документы.

      4. Внутренняя бухгалтерская отчетность.

      5. Документооборот.

      6. Использование средств механизации  и автоматизации учета.

      7. Построение учетного аппарата  и определение выполняемых им  функций.

     Организация для осуществления постановки бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством  РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами Министерства финансов РФ и  органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности. (Согласно п.3 ст.8 и ст.6 Закона РФ «О бухгалтерском учете», организация непрерывно, с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации ведет бухгалтерский учет).

     Ответственность за организацию бухгалтерского учета  в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.

     Руководитель  организации может в зависимости  от объема учетной работы: 

      1. Учредить бухгалтерскую службу  как структурное подразделение,  возглавляемое главным бухгалтером.  

      2. Ввести в штат должность бухгалтера. 

      3. Передать на договорных началах  ведение бухгалтерского учета  централизованной бухгалтерии, специализированной  организации или бухгалтеру-специалисту.  

      4. Вести бухгалтерский учет лично.

     Основными предпосылками рациональной организации бухгалтерского учета является: изучение организации, законоположений и инструкций и других регламентирующих документов по учету и отчетности; установление наиболее рациональных взаимоотношений производственных участков организации с ее бухгалтерией; определение характера и объема бухгалтерской информации; рациональное распределение труда между работниками учетного аппарата.

     При изучении специфики функционирования организации необходимо установить ее организационно-правовую форму, организационную структуру и структуру управления, определить наличие видов производств, видов хозяйственной деятельности, а также наличие структурных подразделений и их территориальное расположение. Изучению подлежат также организационно- технологические особенности и системы методов управления видами деятельности организации. Все эти аспекты оказывают существенное влияние на организацию и построение учетного процесса, в частности на выбор рабочего плана счетов, других организационных, методических и технических аспектов бухгалтерского учета при разработке и принятии учетной политики организации.

     Например, знание организационной структуры, структуры вспомогательных, основных и обслуживающих производств  предопределяет возможность правильного  документооборота, рациональной расстановки учетных работников и распределения между ними объемов учетных работ. Знание технологии и организации производства позволяет правильно организовать учет затрат и выхода продукции, в практической деятельности использовать наиболее прогрессивные методы производственного и системы управленческого учета затрат на производство и т. д.

     При организации учета важным условием являются знание работниками бухгалтерской  службы законодательных актов и инструктивных материалов, регламентирующих бухгалтерский учет и отчетность в РФ. Без знания общеустановленных правил и принципов (вариантов) организации, методики и техники ведения бухгалтерского учета нельзя рационально организовать работу счетного аппарата и правильно отражать хозяйственные операции.

     При организации бухгалтерского учета  необходимо установить наиболее рациональное взаимоотношение производственных подразделений с бухгалтерией. Эти  взаимоотношения должны обеспечить получение необходимой информации для контроля за ходом процессов воспроизводства и управления хозяйственной деятельностью организации и ее сегментов.

     Для определения объема и характера  бухгалтерской информации, необходимо установление направлений и характера  учетных работ (определение штата бухгалтерии и распределение работ между отдельными работниками бухгалтерии).

     Рациональное  распределение труда между работниками  бухгалтерии означает составление  перечня учетных операций, подлежащих выполнению за месяц, и установление норм времени выполнения каждой операции работниками бухгалтерии. Для этого разрабатывают план организации бухгалтерского учета. Он включает:

      1. План документации – перечень  необходимых документов, график  документооборота.

      2. План инвентаризации – порядок,  сроки и количество проведения инвентаризаций.

3. План  отчетности – определяют калькуляционный  период определения финансовых  результатов, сроки составления  и представления отчетности.

4. План  технического оформления учета  – определяется форма бухгалтерского  учета.

5. План  организации труда и повышения  квалификации работников бухгалтерии  – определяют штат  работников и структуру бухгалтерии, дают должностную характеристику каждому работнику,  намечают мероприятия по повышению их квалификации.

6. План (проект) корреспонденции счетов рабочего плана счетов.

7. План  проверок и ревизий.

8. Организация  бухгалтерского архива.

     Рациональная  организация бухгалтерского учета  в значительной степени зависит  от правильности определения структуры  бухгалтерии и бухгалтерского аппарата. Бухгалтерия является самостоятельной структурной единицей организации.

     Количественный  состав бухгалтерии зависит от размеров организации, от видов деятельности и их отраслевой принадлежности, от организации и технологии производства, от наличия структурных подразделений и их территориального расположения, от квалификации работников учета и автоматизации учетных работ и др.

     Структура аппарата бухгалтерии зависит от особенностей каждой организации. Она  бывает:

      1. Линейная – все работники подчиняются  главному бухгалтеру (небольшие организации).

      2. Вертикальная – создаются промежуточные  звенья управления (отделы), возглавляемые  старшими бухгалтерами (средние  и крупные организации). Работники  бухгалтерии подчиняются непосредственно  старшим бухгалтерам соответствующих отделов (звеньев управления). Отделы  бывают: расчетный, материальный, учет готовой продукции, производства и калькуляции  себестоимости; общий отдел.

      3. При функциональной (комбинированной)  организации структуры бухгалтерии  ее специальные структурные подразделения ( по центрам ответственности и другим организационным структурам) выполняют замкнутый цикл работ. Права главного бухгалтера передаются руководителям подразделений бухгалтерий в пределах установленных компетенций (на крупных предприятиях).

     Организационная структура бухгалтерской службы в организации.

     В соответствии со ст. 6 Закона «О бухгалтерском  учете» руководители организаций могут  в зависимости от объема учетной  работы:

      1. Учредить бухгалтерскую службу  – как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером.

      2. Ввести в штат должность бухгалтера.

      3. Передать на договорных началах  ведение бухгалтерского учета  централизованной бухгалтерии, специализированной  организации или бухгалтеру-специалисту.

      4. Вести бухгалтерский учет лично.

     Количество  работников бухгалтерии и число  рабочих мест определяются масштабом  организации, количеством одновременно осуществляемых видов предпринимательской  деятельности и объемом бухгалтерской  информации по каждому направлению.

     В организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность по выпуску продукции или занимающейся торговой деятельностью, бухгалтерской службой должны выполняться операции:

      1. Кассовые.

      2. Расчеты с работниками по оплате  труда.

      3. Материально-производственных запасов.

      4. Расчеты с поставщиками и подрядчиками.

      5. Расчеты с покупателями и заказчиками.

      6. Расчеты с бюджетом по налогам  и сборам.

      7. Учет производственных затрат  и издержек обращения (в торговых  организациях). 

     Если  объем работ на участке является значительным, вместо 1-го рабочего места создается группа, в которой заняты от 2 и более работников.

     Если  организация осуществляет валютные операции, целесообразно организовать отдельное рабочее место, бухгалтер, который будет заниматься исключительно  этими операциями. При этом следует иметь в виду, что для проведения операций с наличной валютой обособленная касса создаваться не может – все операции с наличными деньгами должны производиться в одной кассе. В некоторых крупных организациях (например, в торговых холдингах) в штат бухгалтерии вводится должность бухгалтера-ревизора, который подчиняется непосредственно главному бухгалтеру. Группа для формирования отчетности (включая статистическую и налоговую), как правило, не создается, так как практически не может работать постоянно, а только в периоды подготовки годовой и промежуточной отчетности. В крупных организациях практикуется разработка и утверждение внутреннего распорядительного документа, в котором определяются объем работ по подготовке отчетных данных, сроки выполнения работ и ответственный за выполнение по каждому рабочему месту или группе бухгалтерских работников.

     При необходимости в штат бухгалтерии  может вводится должность заместителя  главного бухгалтера, через которого осуществляется взаимодействие главного бухгалтера с работниками и группами. Функции, выполняемые бухгалтерскими службами, прямо вытекают из задач бухгалтерского учета, определяемых законом «О бухгалтерском учете». Они состоят из:

      1. Ведение бухгалтерского учета  в соответствии с требованиями  действующего законодательства РФ.

      2. Организация документооборота и  обмена данными бухгалтерского  учета и отчетности с целью  обеспечения информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской  отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ.

      3. Оперативный и систематический  анализ данных бухгалтерского  учета и отчетности с целью  выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

     Кроме того, в обязанности бухгалтерских  служб входит:

      1. Контроль за правильным и экономным расходованием денежных средств, материальных и  трудовых ресурсов.

      2. Обеспечение сохранности денежных  средств в процессе их получения,  хранения и использования.

      3. Контроль за сохранностью материальных  ценностей в местах хранения  и эксплуатации.

      4. Формирование рациональной схемы  документооборота со структурными  подразделениями организации, выделенными  на обособленный баланс.

      5. Начисление и выплата в установленные  сроки оплаты труда работникам, проведение расчетов с  работниками по иным основаниям.

      6. Своевременное проведение расчетов, возникающих в процессе осуществления  предпринимательской деятельности.

      7. Своевременное проведение расчетов  с налоговыми органами.

      8. Участие в проведении инвентаризации  имущества и финансовых обязательств, своевременное и  правильное определение результатов инвентаризации и отражение их в учете.

      9. Проведение инструктажа материально-ответственных  лиц по вопросам учета и  сохранности  ценностей, находящихся на их ответственном хранении.

Информация о работе Правовой статус бухгалтерской службы, ее место в структуре управления организацией