Правовое регулирование несостоятельности (банкротства).

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 15:23, реферат

Описание работы

Между тем в настоящее время важен концептуальный подход. В связи с этим в литературе обоснованно отмечается, что наиболее актуальной задачей в деле совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротстве) является выработка единой концепции его реформирования, предполагающей поиск основных направлений изменения указанного законодательства с ясным представлением о целях, которые должны быть достигнуты, а также о системных последствиях внесения соответствующих изменений.

Содержание

1.Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). 3
2. Порядок учетных операций при продаже как единого
имущественного комплекса

9
Список использованной литературы 15

Работа содержит 1 файл

Учёт и анализ банкротств.doc

— 115.00 Кб (Скачать)
 

Содержание

1.Правовое  регулирование несостоятельности  (банкротства). 3
2. Порядок  учетных операций при продаже  как единого 

имущественного комплекса

 
9
Список  использованной литературы 15
        
        
        
        
        
        
        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Правовое регулирование несостоятельности (банкротства).

     Последнее десятилетие XX века ознаменовано для  России целым рядом глобальных экономических  реформ. Первым этапом развития рыночных отношений стала приватизация. Основной целью приватизации было создание класса собственников, которые должны управлять имущественным комплексом с большей продуктивностью. Несмотря на то, что собственность фактически перестала быть государственной, управление предприятием как имущественным комплексом не стало эффективнее. Вместо ответственности руководители многих хозяйствующих субъектов почувствовали бесконтрольность и вседозволенность. В результате этого российской экономике стали присущи такие явления, как спад производства, ужесточение денежно-кредитных отношений, отсутствие инвестиционных вложений, что, несомненно, приводит к несостоятельности (банкротству) хозяйствующих субъектов.

     Более двадцати тысяч предприятий в  России находятся в конкурсном производстве, причем в большинстве случаев  эта процедура носит искусственный характер и напрямую связана с попытками передела собственности.

     Этап  современного российского законодательного регулирования проблем банкротства наступил с принятием нового Федерального закона от 22.10.2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), введенного в действие с декабря 2002 года. Он хотя и во многом перекликается с предыдущим, но также значительно его дополняет и развивает. Принципиальные изменения были внесены в процедуры банкротства, дополненные реабилитационной стадией - финансовым оздоровлением должника, пересмотрена очередность удовлетворения требований кредиторов, значительно расширена глава об особенностях банкротства отдельных категорий должников, дополнены многие процедурные вопросы.

     Законодательство  о несостоятельности является центром хозяйственного права любого государства, законодательная, судебная и исполнительная власти которого проводят целенаправленную политику по формированию и поддержанию цивилизованных традиций делового оборота. Законодательное регулирование банкротства направлено, прежде всего, на разрешение конфликта между должником и кредитором, в результате чего происходит укрепление расчетно-платежной дисциплины в экономике в целом. Поэтому с развитием в России рыночных отношений институт банкротства неизбежно займет в нашей экономической жизни такое же место, какое он занял во всем мире.

     С этой точки зрения необходим такой  механизм правового регулирования несостоятельности (банкротства), который позволил бы найти компромисс между сохранением жизнеспособных предприятий и недопустимостью ущемления прав кредиторов.

     Действующее российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную систему правовых норм, основанием которой, безусловно, являются положения ГК РФ. Данные положения можно разделить на три группы:

     - нормы ГК РФ, непосредственно  регулирующие несостоятельность  (банкротство) индивидуальных предпринимателей (ст. 25) и юридических лиц (ст. 65);

     - нормы ГК РФ, содержащие специальные  указания по применению положений  о несостоятельности (банкротстве) - ст. ст. 64 (об очередности удовлетворения требований кредиторов), 56, 105 (о субсидиарной ответственности лиц, которые имеют право давать обязательные для должника - юридического лица указания либо иным образом определять его действия, за доведение должника до банкротства) и др.;

     - нормы ГК РФ, непосредственно  не затрагивающие отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц (например, положения, регулирующие организационно-правовые формы юридических лиц, вопросы ответственности за нарушение обязательств и т.д.).

     Центральное место в системе правового  регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", задачами которого являются, с одной стороны, исключение из гражданского оборота неплатежеспособных субъектов, а с другой - предоставление возможности добросовестным предпринимателям улучшить свои дела под контролем арбитражного суда и кредиторов и вновь достичь финансовой стабильности. В этом смысле институт банкротства служит гарантией социальной справедливости в условиях рынка, одним из основных элементов которого является конкуренция. Закон о банкротстве 2002 г. состоит из 12 глав включающих в себя 233 статьи. Его действие распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций (пункт 2 статьи 1). Также не могут быть признаны банкротами в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", унитарные предприятия, не основанные на государственной или муниципальной собственности, к которым применяются нормы о казенных предприятиях, установленные Частью первой Гражданского кодекса РФ (Постановление Президиума ВАС РФ N 7358/02 от 22.10.2002 Постановление Президиума ВАС Рос. Федерации: Постановление Президиума ВАС Рос. Федерации № 7358/02 от 22 октября 2002 г. 

     Кроме того, в систему законодательства, регулирующего несостоятельность (банкротство), входят: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (с изменениями и дополнениями), Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса", а также иные нормативные акты. К числу последних, в частности, следует отнести Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. № 52 "О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих", Постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" (с изменениями и дополнениями), Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. N 586 "О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации" и др. Вопросам несостоятельности посвящены также и некоторые судебные акты - информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15 августа 2003 г. N 74 "Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", Постановление Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", Постановление Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и др.

     Анализ  действующего законодательства о банкротстве  позволил сформулировать следующие принципиальные положения:

     1) институт банкротства не может  быть отнесен только к одной  отрасли права, поскольку является  комплексным институтом права, сочетающим нормы различных его отраслей. В рамках гражданско-правового регулирования банкротство служит лишь одним из оснований ликвидации юридического лица, остальные же отношения (например, судебный и внесудебный порядок) урегулированы нормами других отраслей права.

     Таким образом, законодательство о несостоятельности, носящее комплексный характер, находится на стыке публичного и частного права. Поэтому не случаен тот факт, что Закон о банкротстве 2002 г., как и Закон о банкротстве 1998 г., наряду с материально-правовыми нормами содержит достаточно большое количество норм процессуального характера (основная часть таких норм, регламентирующих порядок разрешения дел о банкротстве, содержится в гл. III Закона о банкротстве 2002 г.

     Кроме этого, часть норм процессуального характера включена в главы, касающиеся особенностей применения процедур банкротства в отношении отдельных участников имущественного оборота);

     2) основной тенденцией законодательства  о несостоятельности (банкротстве) является развитие его по схеме: общий закон - специальный закон - другие нормативные акты.

     К числу общих законов, прежде всего, следует отнести ГК РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ (далее - АПК РФ). В соответствии со ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства). Это означает, что во всех случаях, если иное не установлено специальными законами о банкротстве, применяются положения АПК РФ.

     Специальные законы - это Закон о банкротстве 2002 г., Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", Федеральный закон "Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса".

     Необходимо  отметить, что законодательство о  несостоятельности (банкротстве) должно включать в себя не только акты федерального уровня, но и акты субъектов РФ, принимаемые по отдельным вопросам с учетом особенностей экономического развития отдельных субъектов РФ, специфики государственного управления в регионах;

     3) одним из направлений реформирования  современного законодательства о несостоятельности (банкротстве) является внесение в него изменений и дополнений (порой лишь механическое). Такой путь зачастую сопровождается поспешными выводами, облекаемыми в форму различных законопроектов.

     Между тем в настоящее время важен  концептуальный подход. В связи с  этим в литературе обоснованно отмечается, что наиболее актуальной задачей в деле совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротстве) является выработка единой концепции его реформирования, предполагающей поиск основных направлений изменения указанного законодательства с ясным представлением о целях, которые должны быть достигнуты, а также о системных последствиях внесения соответствующих изменений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Порядок учетных  операций при продаже  как единого имущественного комплекса 

     В соответствии с пунктом 1 статьи 563 ГК РФ, передача предприятия продавцом покупателю осуществляется по передаточному акту, в котором, в частности, указываются данные о составе предприятия.

     Статьей 561 ГК РФ устанавливается, что состав и стоимость продаваемого предприятия определяются в договоре продажи предприятия на основе полной инвентаризации предприятия. Таким образом, элементами соглашения сторон договора выступает как стоимость продаваемого предприятия в целом, так и стоимость отдельных его частей, то есть входящего в его состав имущества.

     В первом случае в передаточный акт  заносится стоимость передаваемого имущества согласно данным бухгалтерского учета организации - продавца. В этой ситуации организация - покупатель как бы вписывает данные баланса организации - продавца в свой баланс. Соответственно, передаваемые в составе предприятия основные средства и нематериальные активы показываются в передаточных документах с учетом сумм начисленной по ним амортизации. И эти суммы амортизации переносятся в учет организации - покупателя. Во втором случае имущество, передаваемое в составе предприятия, переоценивается относительно его балансовой стоимости в учете организации - продавца. В такой ситуации в бухгалтерском учете организации - покупателя должно не только отражаться приобретение предприятия в целом, где приложением к сделке выступает перечень активов и пассивов, переписанный с баланса продавца, но и показываться покупка каждого конкретного элемента, входящего в состав предприятия имущества. В этом случае, естественно, речи об отражении амортизации по основным средствам и нематериальным активам, ранее начисленной в учете продавца, идти не может, так как активы как бы приобретаются заново.

     Действующие нормативные документы по бухгалтерскому учету вообще не содержат каких-либо предписаний по обсуждаемой нами проблеме. Иными словами, рассматриваемая ситуация относится к случаям, определяемым ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" следующим образом: "если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из настоящего и иных Положений по бухгалтерскому учету".

     Опишем  общую схему отражения в бухгалтерском  учете организации-покупателя оприходования приобретенного предприятия:

Информация о работе Правовое регулирование несостоятельности (банкротства).