Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:17, реферат
При выборе франшизы рекомендуется пройти три основных этапа:
1. Определение устойчивости и надежности франшизы.
2. Расчет финансовой модели франшизы, проведение самоанализа.
3. Объективная оценка конкурентного окружения, макроэкономического фона (анализ потребностей своего рынка).
Правила выбора франшизы
При выборе франшизы рекомендуется пройти три основных этапа:
Определение устойчивости и надежности франшизы
1. Детально
изучите франчайзера: историю возникновения
компании и этапы становления,
Паушальный взнос и роялти — основной источник дохода франчайзера?
Планирует ли компания-франчайзер экспансию на новые рынки?
Проигрывает или выигрывает компания-франчайзер конкурентную борьбу, какую нишу занимает в своем сегменте бизнеса — ноу-хау / лидер?
Ключевые параметры, на которые стоит обратить особое внимание:
2. Узнать и понять, есть ли (и если есть, то какова) стратегия развития компании на ближайшие пять лет (срок действия большинства договоров франчайзинга): что в приоритете для развития — собственная или франчайзинговая сеть, какова региональная стратегия развития франчайзера.
3. Вы уже держите в руках заветный пакет франшизы, бренда «своей мечты», Посмотрите на него, что он содержит? Вопрос качества пакета франшизы, особенно той его части, которая описывает основные бизнес-процессы.
4. Общение и сбор информации у действующих франчайзи. Свяжитесь с предпринимателями (франчайзи или оптовиками), работающими с выбранной франшизой, узнайте их опыт, проблемы и успехи. Франчайзинг — тиражирование успеха а не неудач.
Информация от бывших франчайзи (которые разорвали отношения с франчайзером) может быть весьма полезной для вас, а от франшиз-конкурентов, бывших управляющих, директоров по развитию, СМИ, консалтинговых компаний и экспертов — БЕСЦЕННА.
Вопросы, которые целесообразно задать действующему франчайзи: сколько времени он работает в данной системе франчайзинга и приносит ли ему бизнес устойчивый доход, были ли у него и какие-либо серьезные разногласия с франчайзером. Если да, то в чем они заключались, какая поддержка бизнеса оказана франчайзером.
Выясните рентабельность у действующих франчайзи и получите информацию о размере чистого дохода на примере собственных предприятий франчайзера. Посетите лично, как «тайный покупатель», собственные и франчайзинговые предприятия франчайзера.
5. Детали. Ваши юристы или вы лично изучили в деталях договор франчайзинга, условия пролонгации или разрыва договора? Есть ли ограничения? Вы получите эксклюзив на ваш регион или район? Франчайзер — собственник бренда или обладатель мастер-франшизы? Сможете ли Вы при необходимости продать свой бизнес?
6. Зарегистрирован ли товарный знак сети? Попросите показать свидетельство о регистрации (свидетельство о принятии на регистрацию ничего не означает). Какой договор вам предлагают подписать? Как выглядит офис компании?
Расчет финансовой модели франшизы, проведение самоанализа
Параметры франшизы, которые представляют интерес для будущего франчайзи, т.е. для вас:
7. Требования к помещению. Расположение точки, количество квадратных метров прямо влияет на величину как инвестиционных затрат в виде ремонта, так и текущих затрат — в виде арендной платы. У вас собственное или арендуемое помещение?
8. Условия обучения. Где проходит учебный процесс, каково его содержание, как долго он длится? Сколько человек со стороны франчайзи, включая персонал, могут пройти курс обучения? Имеется ли периодическое обучение в период действия договора франчайзинга, и если да, то, как часто и на каких условиях? Каков ваш профессиональный опыт, ваша команда (и цена ее лояльности) и ваши возможности (профессиональные связи, административный ресурс)?
9. Маркетинговые исследования, реклама и PR (пакет поддержки продвижения франчайзи). Ключевые моменты:
10. Порядок и форма отчетности франчайзи перед франчайзером. Паушальный взнос, роялти — условия и периодичность. Есть ли «скрытые платежи» за разработку дизайна, поставку определенного торгового оборудования, оплаты командировок менеджеров по франчайзингу, региональные рекламные кампании и маркетинговые исследования, обучение?
11. Помощь на этапе открытия. Франчайзер может предложить партнерам помощь в составлении бизнес-планов, консультации по программам кредитования, лизинга оборудования, разработке финансово-экономической модели работы, результаты маркетинговых исследований и др. Торговое оборудование, персонал, реклама, запуск торговой точки — «под ключ». Если это так — вы нашли идеальную франшизу.
12. Обратите внимание на товарно-кредитную политику франчайзера. Вопрос формирования товарно-ассортиментной матрицы особенно актуален для товарного ритейла (объем обязательной закупки, условия возврата остатков, привлечения целевой аудитории потребителей, обновления коллекций). Вопрос помощи в написании бизнес-плана и стратегии развития.
Проведение самоанализа
13. Для чего и для кого выбранная франшиза. Известен ли вам достоверно срок окупаемости, выход на точку безубыточности для данного бизнеса?
Знаком ли этот вид бизнеса тому, кто будет его реально вести (вам лично, вашей жене, любовнице, детям, управленцу, команде наемных профессионалов на аутсорсинге):
Каковы Ваши личные и финансовые цели на ближайшие 5 лет? Будете ли вы получать удовольствие от данного вида бизнеса?
14. Вопрос финансирования. Диверсификация (не храните яйца в одной корзине) при одновременном ведении нескольких видов бизнеса — во многих случаях удачное решение, но в меру. Помните о том, что многие имиджевые громкие бизнес-проекты — убыточны и вы не знаете всех аспектов того, кто реально оплачивает их существование. Сколько денег вы способны инвестировать, сколько потерять, уверены ли в своих партнерах по бизнесу и готовы ли они взять на себя риски вместе с вами?
15. Непредвиденные траты: форс-мажор, коррупция (логистика, таможня, атака «влиятельных лиц»), предательство управленца и переманивание команды. Всегда имейте финансы «на всякий случай». Никогда не отчаивайтесь — отрицательный опыт так же имеет свою цену и она высока. Любая деятельность — это риск. К нему нужно быть готовым.
Объективная оценка конкурентного окружения, макроэкономического фона
Анализ потребностей своего рынка: адаптация франшизы для себя и для вашего бизнеса? Кто ваш потребитель, кто ваши конкуренты, каковы ваши региональные особенности?
16. Определение целевых групп среди населения, адаптация желаний супер-конъсьюмеров под вашу торговую марку, использование преимуществ многоканального маркетинга. Не стоит полностью полагаться на рекламу и PR франчайзера. Франчайзи должен иметь и собственные PR-службы, использовать различные каналы продаж (например, интернет).
17. Объективная оценка конкурентного окружения: принцип «мой бизнес — не ваш бизнес» неправильный. Анализ сильных и слабых сторон партнеров.
18. Учет ваших региональных особенности. Геофранчайзинг: города-миллионники, богатые города, другие города. Ставка платы за аренду, желания и потребности и потребителей, уровень доходов — все это весьма отличается в различных регионах страны. Для Казахстана ситуация аналогична: мотивация и возможности потребителя, уровень арендных ставок в Астане, Алматы, Караганде, Шимкенте — весьма различны.
19. Проверка актуальности информации о выбранной франшизе из всех возможных и доступных источников. Основные поставщики информации о франчайзинге:
20. Учет т.н. «внешнего фона», макроэкономических показателей. Вы приобретаете не готовый бизнес, а лишь успешную модель для своего будущего бизнеса, поэтому сохраняйте объективность, хладнокровие и трезвый взгляд при принятии решения по выбору франшизы для построения успешного бизнеса.
Общие рекомендации