Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:31, контрольная работа
Административные правонарушения связаны с функционированием многих сотен тысяч людей - граждан, физических и юридических лиц, непосредственно затрагивают их жизненные интересы и потребности, поскольку проникают во все сферы и области жизни, управления
Введение……………………………………………...………..3
1. Административное принуждение
1.1 Понятие административного принуждения……...…4
1.2 Особенности административного принуждения ......5
2. Меры административного принуждения
2. Понятие мер административного принуждения.........6
2.2 Признаки мер административного принуждения …9
Заключение ………………………………………..………11
Список литературы ….....................................................12
Введени
Административное принуждение представляет собой совокупность административно-правовых мер, применяемых в отношении физических лиц и коллективных образований. В научно-правовой литературе не раз обращалось внимание на разное содержание понятий "административное принуждение" и "меры административного принуждения". По мнению А.С. Князькова, эти два понятия соотносятся как содержание и форма. Внешнее содержание административного принуждения и есть та или иная административно-принудительная мера Князьков А.С. Применение и использование огнестрельного оружия сотрудниками милиции как мера административно-правового пресечения: дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 1998. С. 27.. Административное принуждение выражается в применении конкретных мер, которые являются его формой Коркин А.В. Институт административно-правового принуждения: меры, применяемые сотрудниками милиции: дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск. 2004..
То есть формой выражения административного принуждения как метода государственного управления являются конкретные меры административного принуждения, посредством которых оно реализуется. В зависимости от того, каких целей хочет достичь субъект, уполномоченный применять административное принуждение, он избирает ту или иную меру административного принуждения. Внутренняя неоднородность административного принуждения характеризуется наличием в его составе различных по своей правовой природе, основаниям и порядку применения способов воздействия на управляемого.
Научно-теоретическое изучение развития и применения мер административного принуждения в отечественной правовой науке конца XIX века отличалось от современной административно-правовой науки прежде всего объектом исследования. Главной причиной тому можно считать отсутствие на рубеже XIX-XX веков различия между преступлением и административным проступком. И, как следствие, объединение в качестве одного объекта исследования общественных отношений, которые в современном мире регулируются различными отраслями права - административным, уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным.
Многие российские дореволюционные ученые затрагивали в своих трудах тему административного принуждения См. напр.: Андреевский И.Е. Полицейское право: 2-е изд. Т. 1. Санкт-Петербург, 1874. С. 17--19; Ивановский В.В. Учебник административного права. Казань, 1908. С. 146; Белявский Н.Н. Поли-цейское право (Административное право). 3-е изд. Петроград, 1915. С. 36; Гессен В.М. Популярные лекции для самообразования. Административное право. Санкт-Петербург, 1903. С. 28--32.. Однако само определение административного принуждения было дано лишь в начале ХХ века А.И. Елистратовым, который понимал его как "возможность для администрации прибегать к принудительным мерам по собственному почину, без предварительного судебного постановления, устанавливающего закономерность данного требования" Елистратов А.И. Основные начала административного права. М., 1917. С. 167..
Мерами административного принуждения И.Т. Тарасов и другие ученые-полицеисты называли все действия полиции по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и административных правонарушений: личное задержание, аресты, секвестры, конфискации, запрещения, обыски, выемки освидетельствования и пр. Тарасов И.Т. Очерк науки полицейского права. М.: Печатня С.П. Яковлева, 1897. С. 67--68; Ивановский В.В. Указ. соч. С. 143--152; Гессен В.М. Лекции по полицейскому праву. Санкт-Петербург, 1907-1908. С. 64..
В
настоящее время
ученые определяют административно-принудительные
меры как "средства
принудительного
характера, используя
которые исполнительные
органы (должностные
лица) обеспечивают
необходимое упорядочивающее
воздействие на регулируемые
общественные отношения"
Леженин А.В. Административно-
А.В. Коркин понимает под мерами административного принуждения "конкретные виды воздействия на физических и юридических лиц, выраженные в психических, материальных, организационных и физических ограничениях, применяемых специально уполномоченными на то субъектами как в связи с правонарушением (преступлением), так и при его отсутствии для охраны общественного порядка" Коркин А.В. Указ. соч. С. 49..
Принудительность как определяющая черта данных мер проявляется в возможности властвующего субъекта - органа исполнительной власти посредством психологического или физического воздействия обеспечить, помимо воли субъекта, выполнение им определенных действий или воздержание от них, ограничивая в определенной законом мере его права и свободы. В процессе применения мер административного принуждения органы исполнительной власти реализуют предписания государства, сформулированные в нормах административного права, с целью обеспечения надлежащего состояния правопорядка.
Административно-принудительные меры являются разновидностью мер государственного принуждения наравне с мерами уголовного, гражданско-правового и дисциплинарного принуждения. При этом не все меры, применяемые в административном порядке, могут быть названы принудительными. Большое количество административных мер, применяемых в сфере реализации органами исполнительной власти своих полномочий, не являются принудительными по своей природе, а представляют собой деятельность, направленную на обеспечение исполнения общеправовых обязанностей (запретов) подвластным субъектом.
Как справедливо отмечает А.И. Каплунов, "нормы права (запреты и обязанности) из обязательных трансформируются в принудительные благодаря способу, обеспечивающему их реализацию в поведении обязанных субъектов" Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел (системно-правовой анализ): дис. ... докт. юрид. наук. М., 2005. С. 35.. То есть сама по себе правовая обязанность, адресованная неопределенному кругу лиц, обладает лишь косвенной связью с принудительными мерами - подкреплена возможностью государственного принуждения и ориентирована, прежде всего, на возможность и предпочтительность добровольного ее исполнения субъектом правоотношения.
Примером
может послужить
закрепленное ч.2 ст.50
Закона "О санитарно-
2.2
Признаки мер
Стоит также заметить, что не все принудительные меры, установленные нормами административного права, могут считаться мерами административного принуждения. Административное законодательство также закрепляет дисциплинарно-правовые и общественно-правовые меры принуждения Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. М.: Норма, 2005. С. 494..
В качестве признаков мер административного принуждения могут быть названы:
1. Меры административного принуждения в своей совокупности представляют собой форму, внешнее выражение административного принуждения как метода государственного управления, и в то же время каждая мера в отдельности является способом воздействия, который властвующий субъект избирает для реализации целей административного принуждения при возникновении обстоятельств, предусмотренных нормой права. Применение административного принуждения каждый раз выражается в применении конкретной меры, выбранной из всего многообразия мер административного принуждения.
2.
Цель применения
мер административного
принуждения. Применение
мер административного
принуждения всегда
обусловлено наличием
у властвующего
субъекта цели
обеспечения правопорядка
и общественной
безопасности, надлежащего
исполнения физическими
лицами и коллективными
образованиями их
обязанностей, закрепленных
правовыми нормами.
В зависимости
от видовой принадлежности
меры административного
принуждения могут
иметь основной
целью предупреждение
правонарушений, прекращение
противоправных действий,
обеспечение надлежащего
осуществления
3.
Правовые основы
применения. Виды
мер административного
принуждения, основания
и порядок их
применения регулируются
в основном административно-
4. Основания применения. Меры административного принуждения служат средством реагирования уполномоченного субъекта на совершенное правонарушение и, в то же время, они могут применяться в случаях необходимости обеспечения общественной безопасности, то есть к лицам, не совершавшим правонарушения.
5.
Субъект, уполномоченный
применять. В литературе
не раз указывалось
на "множественность"
органов и должностных
лиц, уполномоченных
применять меры
административного
принуждения КлюшниченкоА.П.
Меры административного
принуждения, применяемые
милицией. (Осо-бенности.
Классификация.
6.
Относительная простота
процессуального
оформления большинства
административно-
7.
Объект принудительного
воздействия. Меры
административного
принуждения применяются
к физическим лицам
и коллективным
образованиям в
рамках внеслужебного
подчинения, что отличает
их от мер дисциплинарного
принуждения.
Заключение
Административное принуждение является функцией правоохранительных, как правило, органов, входящих в общую систему органов исполнительной власти. Например, это все органы, наделенные административно-надзорной компетенцией, органы внутренних дел и т.п.
Административное принуждение, используемое в необходимых случаях, является проявлением административной власти, под которой предлагается понимать средства, используемые в процессе реализации исполнительной власти, т.е. фактически юридически властные полномочия субъектов государственно-управленческой деятельности. Однако надо учитывать при этом ранее отмеченные ограничения (не все субъекты, не все нормы и т.п.). Поэтому объем односторонних юридически властных полномочий таких субъектов, разумеется, шире, чем объем их же полномочий по применению мер административного принуждения.
Информация о работе Понятие,особенности, меры и признаки административного принуждения