Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 18:53, контрольная работа
В рыночной экономике бухгалтерская отчетность играет весьма важную роль, поскольку выступает в качестве одного из основных источников информации для многих групп ее пользователей. Содержание и структура бухгалтерской отчетности в последние годы претерпели существенные изменения. Отчетность приблизилась по своим параметрам к международным требованиям, но процесс ее совершенствования как на отечественном, так и международном уровнях носит перманентный характер.
Несколько статей Закона непосредственно посвящены более конкретным вопросам состава и содержания отчетности.
В одном ряду с Законом о бухгалтерском учете стоят другие законы, например Федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью»; Указы Президента РФ; Постановления Правительства РФ, например постановление «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» от 6 марта 1998 г. № 283. Эти документы прямо или косвенно регулируют ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Важными нормативными актами первого уровня являются Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ и др.
Одним
из важнейших методологических документов
в области бухгалтерского учета
является Положение по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской
Второй уровень составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны Минфином России согласно государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. В этих ПБУ рассматриваются отдельные методологические вопросы учета конкретных операций, например основных средств и запасов. Перечень приоритетных вопросов, подлежащих регулированию, утвержден упомянутой выше Программой. Многие Положения по бухгалтерскому учету непосредственно связаны с составлением отчетности – это прежде всего ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н. Данные Положения по бухгалтерскому учету утверждаются приказами Минфина России. Некоторые ПБУ претерпели изменения с момента их первой публикации. В настоящее время действуют 20 положений по бухгалтерскому учету.
К числу
документов второго уровня следует
отнести также План счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной
Третий уровень объединяет ведомственные документы: инструкции, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой.
Документы третьего уровня регулируют конкретные операции. Так, если ПБУ 4/99 является документом второго уровня, то приказы Минфина России, издаваемые в его развитие и конкретизирующие требования к отчетности текущего года, являются документами третьего уровня (например, приказ от 27 июля 2003 г. № 67-н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
Четвертый уровень включает приказы, указания, инструкции, выпускаемые самой организацией. Так, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, или учетная политика организации, принятая в соответствии с ПБУ 1/98, являются документами четвертого уровня.
На современном
этапе развития рыночной экономики
за Министерством финансов Российской
Федерации, работающим при активном
участии бухгалтерской
Формирование
современной системы
С целью приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО; формирования системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов; обеспечения увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне; оказания методической помощи организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета была разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
Таким образом, состав нормативных документов, регламентирующих вопросы бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ, достаточно обширен. Но непосредственное отношение к процессу формирования отчетности имеют следующие нормативные документы:
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.
2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34-н.
3. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 6 июля 1999 г. № 43-н.
4. Приказ Министерства финансов РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22 июля 2003 г. № 67-н.
В Федеральном
законе «О бухгалтерском учете» определены
состав бухгалтерской отчетности, порядок
ее представления и публикации. В
«Положении по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской
В состав годовой бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами, кроме кредитных, страховых и бюджетных организаций включаются:
1) Бухгалтерский баланс – форма № 1;
2) Отчет о прибылях и убытках – форма № 2;
3) Отчет об изменениях капитала – форма № 3;
4) Отчет о движении денежных средств – форма № 4;
5) Приложение к бухгалтерскому балансу – форма № 5;
6) Отчет
о целевом использовании
7) пояснительная записка;
8) аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, если организация подлежит обязательному аудиту.
Субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), пояснительную записку.
Субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) при отсутствии соответствующих данных.
Некоммерческие организации могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) при отсутствии соответствующих данных.
Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6).
В состав промежуточной бухгалтерской отчетности включаются:
1) Бухгалтерский баланс;
2) Отчет о прибылях и убытках.
Таким образом, в зависимости от объемов деятельности возможны три варианта формирования бухгалтерской отчетности:
1) упрощенный – для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих (кроме бюджетных) организаций;
2) стандартный – для коммерческих организаций, относящихся к группе средних и крупных организаций. Бухгалтерская отчетность формируется исходя из образцов форм, приведенных в Приложении к Приказу Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н;
3) множественный – для коммерческих организаций, относящихся к группе крупнейших и крупных организаций, осуществляющих несколько видов деятельности. В этом случае количество форм, составляющих бухгалтерскую отчетность организации, и вариантов представления отчетной информации значительно увеличивается. Вместо одной формы № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» целесообразно представлять показатели отдельных ее разделов в виде самостоятельных форм бухгалтерской отчетности. В крупных компаниях важную роль приобретает информация по сегментам (операционным и географическим).
Виды бухгалтерской отчетности.
Хозяйственный учет за многие тысячелетия своего существования достиг к настоящему времени высокой степени своего развития. Из учета, который велся в ограниченных масштабах, чаще всего в рамках отдельно взятого хозяйства, он превратился в сложную, пронизывающую всю экономику страны систему учета. Учет осуществляется путем наблюдения, измерения и систематической регистрации всех ценностей и операций предприятия.
Оперативный учет (оперативно-технический) применяется для получения текущих сведений по отдельным операциям, процессам в целях текущего оперативного руководства и контроля. Оперативный учет осуществляется непосредственно на предприятии.
Оперативный учет используется преимущественно натуральными и трудовыми измерителями. Не охватывая всей хозяйственной деятельности предприятия, оперативный учет не занимается и обобщением данных в денежном измерителе. Он применяет денежный измеритель только в необходимых случаях по отдельным операциям.
Статистический учет в хозяйственной деятельности служит для отражения массовых (количественных) хозяйственных процессов в целях обобщения, изучения и выявления закономерностей и тенденций их развития. Наряду с этим он изучает также и отдельные типичные явления.