Понятие налога, его значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:58, контрольная работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики налоги являются основным источником финансирования деятельности государства и содержания его аппарата. Используя налоговые рычаги, государство в состоянии активно воздействовать на экономические процессы происходящие в стране, подталкивая их развитие в направлениях, выгодных обществу.

Переход к рынку потребовал принятия Законодательства о новой налоговой системе, правил и инструкций, регламентирующих ее деятельность. Общие принципы налогообложения в Республике Казахстан устанавливает Кодекс РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 12 июня 2001 г. № 209 – II , с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2006 г. А так же новый НК от 01.01 2009 года.

Содержание

Введение

1. Экономические аспекты налоговой политики

1.1 Налоговая политика Республики Казахстан

1.2 Социально-экономические основы налоговой системы

2. Пути совершенствования налоговой системы РК

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Понятие налога,его значение(готовое).doc

— 74.00 Кб (Скачать)

     Налоговая практика в истории советской  экономики имела недолгую, заметную роль в хозяйственной жизни. Первый советский бюджет был составлен  на январь-июнь 1918 г. Значительное место в его доходах занимали налоги, которые служили орудием наступления на частную собственность. Важным средством борьбы против капиталистических элементов, использовались также чрезвычайные единовременные революционные налоги — фактически контрибуции, цель которых заключалась в изъятии денежных накоплений у капиталистических элементов города и деревни.

     В 20-х годах был введен промысловый  налог, состоящий из двух сборов —  патентного и уравнительного. Патентный  сбор строился на дифференцированном принципе. Взимался в зависимости от местонахождения и размера предприятия. Он выполнял учетную, регистрационную функцию, а также нес фискальную нагрузку. Вторая часть промыслового налога — уравнительный сбор взимался с оборота предприятия.

     Начиная с налоговой реформы 1930-1931 гг., налоги были заменены скрытыми налогами в виде платежей, взносов и отчислений казавшихся более "социалистическими" по своему содержанию, чем содержание налоговой системы капитализма. В отношении граждан постоянно подчеркивался временный, преходящий характер налогов, которые будут отменены в историческом обозримом будущем.

     Финансовая  система НЭПа при всех ее особенностях отталкивалась от налоговой системы  дореволюционной России как исходного  пункта и воспроизводила ряд ее черт: большой удельный вес неналоговых денежных поступлений, качественно отличные системы сельского и городского населения, доминирующая роль косвенных налогов. Сложившаяся в 20-х годах система налогообложения имела определенный податной аппарат и характеризовалась отсутствием полноты данных при определении налогоспособности различных категорий плательщиков, что и определяла примитивность способов обложения.

     В настоящее время в Республике Казахстан налоговая система  включает в себя все основные виды налогов, применяющихся в развитых странах. Тем не менее сама налоговая система находится пока что в стадии становления. Налоговая система, являясь сложным социально-необходимым институтом, представляется собой весьма запутанной и недостаточно исследованной по своему влиянию на развитие экономики и отдельных ее секторов. Причин здесь несколько, одна из которых — это постоянная трансформация и изменение, что позволяет отслеживать его влияние.Исходя из высказанного, становится понятным, что налоговая система в своем развитии претерпела множество изменений. Наше общество за длительный период имело специфические финансовые отношения, вытекающие из финансовой системы общественно-экономической формации. Необходимо осмыслить, что в преобразовании основ экономических и производственных отношений особое значение имеют налоги, как основной инструмент финансовой политики. 
 
 
 
 
 
 
 

3. Пути совершенствования  налоговой системы  РК 

     Справедливая  система налогообложения — идеальная  мечта любого государства и общества, которую пока не достигла ни одна страна мира. К этой цели человеческая цивилизация идет уже столетия, и впереди неизбежно вызывает и будет вызывать критику любых фискальных институтов общества. Однако независимо от этого поиски путей рационального, эффективного и справедливого налогообложения должны продолжаться. По словам французского просветителя Ш. Монтескье, ничто не требует столько государственной мудрости и ума, как определение той части которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. Поэтому закрепление в налоговом законодательстве принципа справедливого налогообложения в конечном итоге не только позволит сделать отечественную налоговую систему более эффективной, но и будет способствовать установлению налоговой дисциплины и воспитанию цивилизованного налогоплательщика.

     В 1995 г. Кабинет Министров РК утвердил долгосрочную концепцию налоговой  реформы, в которой предусмотрен поэтапный переход налогового законодательства республики на международные принципы налогообложения. Первым этапом явилось  принятие Закона Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", или Налогового кодекса, так как этот документ является кодифицированным. Главная его задача — снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков, обеспечение равенства между хозяйствующими субъектами в налоговых отношениях и формирование доходной части бюджета. Следует учитывать, что Казахстан первый из стран СНГ принял Налоговый кодекс, поэтому, конечно, неизбежны издержки в его применении, которые со временем общими усилиями можно будет устранить.

     Налоговая нагрузка после введения Налогового кодекса снизилась, однако все еще  остается достаточно тяжелой, громоздкой и потому негибкой и неэффективной. Многочисленные льготы, установленные  в рамках закона, практически не стимулируют по причине их неоднозначности в трактовке. Поэтому на уровне макроуправления и налогового администрирования следует этот пробел учитывать, потому что именно он создает атмосферу вседозволенности и является питательной средой для коррупции.

     "Уход  от налогов", "уклонение от налогов", "избежание налогов", "обход налогов", "налоговая оптимизация", "налоговое планирование" и т.д. — так называют в прессе явление, которое получило свое развитие одновременно с разрушением советской системы экономики и формированием современной налоговой системы. Именно с появлением первых кооперативов и малых частных предприятий предприниматели и консультанты , осуществляющие интеллектуальное обеспечение бизнеса, впервые серьезно заговорили об уходе от налогов как новом требовании времени. Стремление избежать уплаты налогов есть своеобразная реакция на любые налоговые мероприятия государства. Однако в какой-то степени эта реакция представляется естественной, поскольку обусловлена попыткой собственника так или иначе защитить свое имущество, капитал и доходы от любых посягательств, даже от тех, которые освещены законом.

     Необходимо  отметить, что эта проблема актуальна  не только для Казахстана. Во всех без  исключения странах проблема криминогенности  в налоговой сфере находится  на первом месте.

     Можно выделить следующие причины, подталкивающие предпринимателей к уклонению от уплаты налогов:

·  моральные (нравственно-психологические);

·  политические;

·  экономические;

·  технические (правовые).

     В налоговом производстве продолжает существовать множество проблем, касающихся порядка формирования отдельных налогов и сборов, их зависимости друг от друга и от других элементов хозяйственного механизма страны: ценообразования, кредитования, финансирования, как государственного, так и корпоративного и т.д.

     Для достижения главной цели налогового реформирования — обеспечения максимально возможного равновесия интересов собственников и государства необходимо совершенствовать не только организационно-экономические принципы построения системы налогообложения, но и механизм управления налоговой системой, а также технику исчисления каждого отдельно налога. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     Таким образом можно сделать вывод  о том, что по сравнению с налоговыми системами многих стран мира, которые  развивались постепенно, в течение многих лет, Казахстана не имел такой возможности для длительной эволюции создания налоговой системы. Стране было необходимо скорейшее становление и развитие национальной экономики. Следовательно, Казахстан не может за один период перейти к полностью удовлетворительной и современной налоговой системе. Продвижение этой цели должно осуществляться поэтапно с тем, чтобы дать время, как налогоплательщикам, так и налоговым организациям осмыслить изменения, по мере того как они вносятся. Поскольку невозможно за один раз внести все желанные изменения должна быть определенная очередность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы. 

1.  Интыкбаева  С. Некоторые проблемы налоговой  политики // Финансы  Казахстана, 1999, №1. 77-80с.

2.  Юткина  Т.Ф. Налоги и налогообложение. Учебник - М., 1999 — 515 с.

3.  Козлов  Д. Налоговая политика: какой путь  выбрать? // Вопросы экономики, 2005         

4. Худяков  А.И. Финансовое право Республики  Казахстан. Особенная часть: учебник  - Алматы, 2005 — 100 с.

5.   Конституция Республики Казахстан.

6.   Худяков  А.И. Налоговая система Казахстана - Алматы, 2003

7.   Веттер  Б. Налогообложение в законодательстве  и международных соглашениях  Казахстана — Алматы, 1996

8.  Карагусова  Г. Налоги: сущность и практика  использования. -Алматы,

9. Налоговый  кодекс РК от 12 июня 2004 г. "О  налогах и других обязательных  платежах в бюджет". 
 
 

Информация о работе Понятие налога, его значение