Понятие и классификация расходов и доходов в финансовом учете

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой заключается в исследовании современного состояния учета, а также таких экономических категорий как доходы, расходы, финансовые результаты в торговых оптовых и розничных организациях.

Работа содержит 1 файл

Понятие и классификация расходов и доходов в финансовом учете.docx

— 42.99 Кб (Скачать)

Основанием для оформления накладной на отпуск готовой продукции  на складе, в отдельных случаях - непосредственно в подразделениях организации (при отгрузке крупногабаритных грузов или грузов, требующих особых условий транспортировки), является распоряжение руководителя организации  или уполномоченного им лица, а  также договор с покупателем (заказчиком).

Накладная (либо иной аналогичный  первичный учетный документ) должна выписываться в количестве экземпляров, достаточном для осуществления  контроля отгрузки (вывоза) готовой  продукции.

Для этой цели методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов рекомендуется как один из вариантов следующая схема движения указанных первичных учетных документов (применительно к крупным и средним организациям):

- на складе готовой  продукции или в отделе сбыта  организации выписывается четыре  экземпляра накладной;

- четыре экземпляра накладной  передаются в бухгалтерскую службу  организации для регистрации  в журнале регистрации накладных  на отпуск готовой продукции  и подписи их главным бухгалтером  или лицом, им на то уполномоченным;

- бухгалтерской службой  подписанные накладные возвращаются  в отдел сбыта организации,  где один экземпляр остается  у материально ответственного  лица как оправдательный документ  на отпуск готовой продукции  со склада, второй служит основанием  для выписки счета-фактуры. Третий  и четвертый экземпляры накладной  передаются получателю (покупателю) готовой продукции. На всех экземплярах накладной получатель (покупатель) обязан поставить подпись, удостоверяющую факт передачи ему готовой продукции;

- при вывозе готовой  продукции через пропускной пункт  (проходную) один экземпляр (четвертый)  накладной остается в службе  охраны, один из экземпляров (третий) - у получателя в качестве сопроводительного  документа на груз (готовую продукцию);

- служба охраны регистрирует  накладные на вывозимую готовую  продукцию в журнале регистрации  грузов и передает их в бухгалтерскую  службу по описи. Бухгалтерская  служба делает отметки о вывозе  в журнале регистрации накладных  на вывоз (продажу) готовой  продукции;

- бухгалтерская служба  совместно с другими подразделениями  организации (отдел сбыта, служба  охраны и т.п.) систематически  осуществляет выверку данных  об отпущенной со склада готовой  продукции с данными об ее  фактическом вывозе путем сопоставления  данных соответствующих граф  в журнале регистрации накладных  на отпуск готовой продукции  с накладными.

На основании накладных на отпуск готовой продукции организация выписывает счета-фактуры установленной формы в двух экземплярах, первый из которых не позднее 10 дней с даты отгрузки продукции высылается (передается) покупателю, а второй остается у организации-поставщика для отражения в книге продаж и начисления налога на добавленную стоимость.

Основные принципы отражения  доходов и расходов при реализации продукции, товаров (выполнении работ, оказании услуг) в бухгалтерском  учете определяются Положениями  по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 и "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденными приказами Министерства финансов РФ от 06.05.99 №№32н, 33н.

Доходами от обычных видов  деятельности является выручка от продажи  продукции и товаров, поступления  связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

Выручка от реализации признается в бухгалтерском учете при  наличии следующих условий:

- организация имеет право  на получение этой выручки,  вытекающее из конкретного договора  или подтвержденное иным соответствующим  образом;

- сумма выручки может  быть определена;

- имеется уверенность  в том, что в результате конкретной  операции произойдет увеличение  экономических выгод организации.  Эта уверенность возникает тогда,  когда организация получила в  оплату актив либо отсутствует  неопределенность в отношении  получения актива;

- право собственности  (владения, пользования и распоряжения) на продукцию перешло от организации  к покупателю или работа принята  заказчиком (услуга оказана)

- расходы, которые произведены  или будут произведены в связи  с этой операцией, могут быть  определены.

Момент перехода права  собственности на продукцию определяется условиями договора, заключенного между  поставщиком и покупателем.

Бухгалтерский учет продажи  продукции осуществляется на активном сопоставляющем бессальдовом счете "Продажи". Однако содержание этого счета шире его названия: счет содержит информацию о финансовых результатах, как следствия процесса сбыта продуктов труда. Аналитический учет ведется на счете по каждому виду проданной продукции, а также по покупателям и начисляемым налогам.

При ведении журнально-ордерной формы бухгалтерского учета движение отгруженной продукции учитывается  в разделе 2 ведомости №16 "движение готовых изделий и продажа  продукции". Остатки неоплаченной продукции на начало месяца переносятся  из ведомости №16 за предыдущий месяц. В течение месяца в ведомости  ведется учет отгруженной, отпущенной и проданной продукции по учетным  и отпускным ценам и отмечаются даты оплаты покупателями платежной  документации. Записи осуществляются на основании расчетно-платежных  документов и приказов-накладных  на отгруженную продукцию отчетного  периода, а также выписок банка  из расчетного (валютного) счета предприятия. Ведомость используется также для  контроля за выполнением договорных обязательств.

Данные об отгруженной, отпущенной и проданной продукции переносятся  из ведомости №16 "Движение готовых  изделий и продажа продукции" в журнал-ордер №11, а из ведомости  №15 "Общехозяйственные расходы, расходы будущих периодов, расходы  на продажу" - соответствующие затраты (при варианте использования сокращенной калькуляции производственной себестоимости продуктов труда). В последнем отражаются обороты по кредиту счетов "Готовая продукция", "Товары", "Расходы на продажу", "Товары отгруженные", "Продажи" и "Расчеты с покупателями и заказчиками" в разрезе корреспондирующих счетов.

В журнале-ордере №11 учитываются  данные о стандартной производственной себестоимости проданной продукции. Здесь же учитывается продажная  цена проданной продукции при  учете выручки "по отгрузке". Заполняются  сводные аналитические данные к  счету "Продажи". В верхней строке указываются обороты по кредиту, из журнала-ордера №11 переносятся суммы, вырученные за отгруженную (проданную) продукцию. Далее заполняются обороты по дебету: показываются нормативная (плановая) себестоимость проданной продукции, отклонение фактической от (нормативной (плановой), сумма НДС, подлежащая начислению в бюджет, а также суммы расходов на продажу и управленческих расходов за отчетный месяц. В аналитической таблице рассчитывается финансовый результат от продажи готовой продукции, который переносится в журнал-ордер №15.

Финансовый результат  от продажи продукции, выполненных  работ, оказанных услуг, выявленный на счете "Продажи", в конце  отчетного года записывается на счет "Прибыли и убытки". На сумму  бухгалтерской (расчетной) прибыли  от продажи составляется бухгалтерская  запись:

Д-т счета 90 "Продажи", К-т счета 99 "Прибыли и убытки".

При продаже продукции  с убытком составляется обратная бухгалтерская запись:

Д-т счета 99 "Прибыли и убытки" К-т счета 90 "Продажи".

При оказании услуг предприятием бухгалтерская запись будет выглядеть  так:

Дебет 90 "Продажи" Кредит 20 "Основное производство";

При поэтапном выполнении услуг (применяется в строительстве, выполнении научных, проектных, геологических  и т.п. работ):

Д-т 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам" Кр-т 20.

По окончании всей работы в целом оплаченная заказчиком стоимость  этапов, учтенная на счете 46 "Выполненные  этапы по незавершенным работам", списывается в дебет счета 62 "Расчеты  с покупателями и заказчиками". Стоимость полностью законченных  работ, учтенная на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", погашается за счет ранее полученных авансов и сумм, полученных от заказчиков в окончательный расчет в корреспонденции с дебетом счетов учета денежных средств

Аналитический учет по счету 46 "Выполненные этапы по незавершенным  работам" ведется по видам работ.

    1. Учет прочих доходов и расходов

К прочим относятся доходы и расходы, не связанные с обычными видами деятельности предприятия.

Прочими доходами являются:

• поступления, связанные  с предоставлением за плату во временное пользование (временное  владение и пользование) активов  организации;

• поступления, связанные  с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов  интеллектуальной собственности;

• поступления, связанные  с участием в уставных капиталах  других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

• прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества); поступления  от продажи основных средств и  иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

• проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств  организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации  в этом банке;

• штрафы, пени, неустойки  за нарушение условий договоров;

• активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

• поступления в возмещение причиненных организации убытков;

• прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

• суммы кредиторской и  депонентской задолженности, по которым  истек срок исковой давности;

• курсовые разницы;

• сумма дооценки активов;

• прочие доходы.

Прочими доходами также являются поступления, возникающие как последствия  чрезвычайных обстоятельств хозяйственной  деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): стоимость  материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию  активов, и т.п.

Прочими расходами  являются:

• расходы, связанные с  предоставлением за плату во временное  пользование (временное владение и  пользование) активов организации;

• расходы, связанные с  предоставлением за плату прав, возникающих  из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

• расходы, связанные с  участием в уставных капиталах других организаций;

• расходы, связанные с  продажей, выбытием и прочим списанием  основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме  иностранной валюты), товаров, продукции;

• проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование  денежных средств (кредитов, займов);

• расходы, связанные с  оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

• отчисления в оценочные  резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под  обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые  в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;

• штрафы, пени, неустойки  за нарушение условий договоров;

• возмещение причиненных  организацией убытков;

• убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

• суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой  давности, других долгов, нереальных для  взыскания;

• курсовые разницы;

• сумма уценки активов;

• перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной  деятельностью, расходы на осуществление  спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского  характера и иных аналогичных  мероприятий;

• прочие расходы.

Прочими расходами также  являются расходы, возникающие как  последствия чрезвычайных обстоятельств  хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.).

Учет прочих доходов и  расходов ведется на сч.91 «Прочие  доходы и расходы».

К сч. 91 могут быть открыты субсчета:

91-1 «Прочие доходы»; 

91-2 «Прочие расходы»;

91-9 «Сальдо прочих доходов  и расходов».

По окончании каждого  месяца определяется финансовый результат (прибыль, убыток) от прочих видов деятельности: из суммы прочих доходов (кредитовый оборот по сч. 91-1) вычитается сумма прочих расходов (дебетовый оборот по сч. 91-2).

Если разница положительная  – получена прибыль:

Дт сч. 91-9 - Кт сч. 99 - отражена прибыль от прочих видов деятельности.

Если разница отрицательная  – получен убыток:

Дт сч. 99 - Кт сч. 91-2 - отражен убыток от прочих видов деятельности.

Счет 91 в конце года закрывается  аналогично сч. 90.

    1. Учет доходов и расходов будущих периодов

Информация о работе Понятие и классификация расходов и доходов в финансовом учете