Понятие и источники правового регулирования бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 13:29, реферат

Описание работы

С позиции экономики учет обычно рассматривается как процесс подготовки информации о предприятии, которая может быть полезной для принятия управленческих решений по распределению и эффективному использованию имеющихся ресурсов. Результативная информация, применяемая в рамках бухгалтерского учета, ориентирована, прежде всего, на пользователей:

а) внутренние пользователи: дирекция, бухгалтер, производственные и другие службы предприятия;

Работа содержит 1 файл

коммерч.пр.doc

— 45.50 Кб (Скачать)
 
 

Юридический факультет

 
 

К О Н  Т Р О Л Ь Н  А Я     Р А Б О Т А

 

по  дисциплине «Коммерческое право»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Понятие и источники правового  регулирования бухгалтерского учета.

 

      С  позиции   экономики  учет  обычно  рассматривается  как  процесс   подготовки   информации  о предприятии,  которая может быть  полезной  для принятия   управленческих   решений по  распределению и эффективному  использованию   имеющихся   ресурсов. Результативная  информация,   применяемая в рамках   бухгалтерского   учета,  ориентирована,   прежде  всего,  на  пользователей:

          а) внутренние  пользователи:  дирекция,  бухгалтер,  производственные  и  другие   службы   предприятия;

          б)  заинтересованные   пользователи:   собственники   предприятия,  владельцы   акций   предприятия;

          в)  сторонние  пользователи:   налоговая  инспекция,  банк,  кредиторы.

          Физические  и  юридические   лица,  желающие   вложить  имеющиеся  у  них  ресурсы  в  тот  или  иной   бизнес,  могут   выбрать  сферу   приложения   своего  капитала,  основываясь,   прежде  всего,  на  финансовой    отчетности.  Бухгалтерский   учет  существует   именно  потому,  что  выполняет  свое   предназначение -  поставляет  информацию.  И  чтобы   эта   информация  представляла   интерес   для  пользователей,  она   должна   быть   достоверной,  заслуживающей   доверия,   отвечающей   их   потребностям.

          В   настоящее   время   под   бухгалтерским    учетом   понимается   процесс   записи,   классификации  и  суммирования   определенным   образом   в   денежном   выражении   тех   взаимодействий  и   событий,   которые   имеют   отношение   к   финансам,   а   также   интерпретация   их   результатов.  Строго   говоря,  бухгалтерский    учет  -  это   сплошное,   непрерывное,  взаимосвязанное   отражение   хозяйственной   деятельности   предприятия  на  основании   документов,   в  различных   измерителях. Правовое  регулирование  бухгалтерской  деятельности  можно  представить  в  виде  следующей  иерархии :

      Первый  уровень.  Закон «О  бухгалтерском   учете»

        Второй  уровень.  Стандарты по  бухгалтерскому  учету и отчетности.

      Третий  уровень.  Положение о бухгалтерском учете и отчетности  в Российской  Федерации План  счетов  бухгалтерского  учета финансово - хозяйственной деятельности  предприятий.

      Четвертый  уровень.  Инструкции,  положения,  письма  федерального  и республиканского  уровня.

      Пятый  уровень.  Отраслевые  инструкции,  положения. 

          Шестой  уровень. Внутрифирменные учетно- отчетные  документы.

 

          Закон  о  бухгалтерском  учете    определяет  правовые  основы  бухгалтерского  учета,  его  организацию,  основные  направления  бухгалтерской  деятельности  и  составления  отчетности,    состав  хозяйствующих  субъектов,  обязанных  вести  бухгалтерский  учет.

          Учетный  стандарт  можно определить  как  свод  основных  правил,  устанавливающий  направление  учета  определенного  объекта  или  их  совокупности.

          Учетные  стандарты  должны  разрабатываться  на  основе  Закона  о  бухгалтерском  учете,  международных  стандартов  по  бухгалтерскому учету и директив  ЕЭС.  Содержание  учетных стандартов  существенно отличается  от  остальных регламентирующих  документов.  К ним можно предъявить  следующие требования : 

      - разработка  на  достаточно  длительную  перспективу;  

      - определение  лишь  основных  правил  учета соответствующих объектов  и вследствие  этого   -  необходимая и возможная краткость;

      - взаимосвязанность:   в  каждом  из  учетных   стандартов  содержится  ссылка  на  соответствующие  параграфы   предыдущих  стандартов .

      Вместе  взятые,  стандарты  составляют  единую  учетную  систему;

      - не  обязательный,  а  рекомендательный  характер; 

      - ориентированность   на  достижение  максимальной  согласованности  с  международными  учетными  стандартами  и   директивами  ЕЭС;

      - разработка  по  строго  определенной  форме.  Они  должны  включать:  целевое  назначение  стандарта;  концепцию,  являющуюся  основой  его  разработки;  перечень  вопросов,  охваченных  соответствующим  стандартом;  определение  используемых  терминов;  критерии  применения  соответствующего  стандарта;  базы  измерения  и  методы  учета;  способы  раскрытия  информации  и  пояснительные  замечания.

          Положение  по  бухгалтерскому  учету  -  это свод  правил  осуществления учета отдельных объектов  учета  или их  совокупности,  составляемый  в дополнение  к учетным стандартам  и призванный  детализировать  их  содержательную  часть.  К положениям  предъявляются следующие требования:

      - детальная   конкретизация  учетных  стандартов;  поэтому  положения  разрабатываются  на  менее длительную  перспективу ,  чем  стандарты; 

      - по  возможности  наиболее  полное  определение  всех  правил  соответствующего  учетного  объекта   или  их  совокупности; 

      - согласованность   между  собой  ( допускается   ссылка  на  разделы  других  положений ) ; 

      - юридически  обязательный,  либо  рекомендательный  характер. 

          Инструкция  по  бухгалтерскому  учету  -  это свод  обязательных  правил,  определяющих  порядок учета определенного объекта или их  совокупности.  К инструкциям следует предъявлять следующие требования:

          - разработка  на  срок  действия  соответствующего  закона;  

      - по  возможности  наиболее  полное  определение  всех  правил ведения   соответствующего  учетного  объекта; 

      - согласованность  инструкций  по  учету различных объектов  между собой,  но  с обязательным  изложением  всех  правил  учета соответствующих объектов    учета.  Ссылки  на  соответствующие разделы других  инструкций  нежелательны; 

      - юридически  обязательный  характер  для соответствующих хозяйственных субъектов.

          1 Все   предприятия,   являющиеся   юридическими   лицами   по   законодательству   Российской   Федерации,   независимо   от   подчиненности   и   формы   собственности,    должны    вести   бухгалтерский   учет   в   соответствии    с   требованиями   основных   документов   и   нормативных    актов,    принятых   или   согласованных Министерством     финансов.

          Положение   о   бухгалтерском   учете  и  отчетности   в  Российской    Федерации  определяет:

          -порядок   организации   и  ведения   бухгалтерского   учета;

          -порядок   составления   и   представления   бухгалтерской   отчетности;

          -порядок   оценки  процессов  и  средств;

          -статус  и  функции   главных  бухгалтеров  и   возглавляемых   ими   служб;

          -взаимоотношения   по   вопросам   учета   с   внутренними   и  внешними   потребителями   бухгалтерской   информации,   включая   органы    государственного   управления.

          Предприятия   при   организации   бухгалтерского   учета,   соблюдая   действующее   законодательство   и  нормативные   акты,   имеют   право :

          -самостоятельно   решать,  как   организовывать   бухгалтерскую   работу,

          -определять   форму   и  методы   бухгалтерского   учета,  

          -определять   технологию   обработки   учетной   информации,

          -разрабатывать   систему   внутрипроизводственного   учета,   отчетности   и   контроля,

          -вносить   изменения   в   формы   ведения   учета.

          В   современных   условиях  бухгалтерский   учет   на   предприятиях   России   ведется   для   того,   чтобы:

          -контролировать   наличие   и   движение   имущества,   использование   материальных,   трудовых  и   финансовых   ресурсов, 

          -контролировать   законность   совершаемых   операций, 

           -выявлять  и   мобилизовывать   внутрихозяйственные   резервы, 

          -организовывать   достоверный   учет   поступления   и   расходования   основных   средств,   товарно-материальных   ценностей   и   денежных   средств,  

          -своевременно   и   точно   определять   фактические   затраты  на  производство   продукции   и   оказание   услуг,  

          -обеспечивать   сохранность   имущества   предприятия,  

          -точно   учитывать   результаты   деятельности   предприятия,  правильно   исчислять   и   своевременно   перечислять   в   бюджет  все  виды   налогов,   получать   данные   для   отчетов   предприятия.

 

Нормативное регулирование 

 
Государство в лице законодательно и исполнительной власти в соответствующих  законах и иных актах устанавливает  единые правовые и методологические основы  организации и ведения  БУ в РФ, порядок представления и составления сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении, их доходах и расходах: информация для пользователей бухгалтерской отчетности, состав, содержание, адреса и сроки представления отчетности предприятиям. 
Органы, которые имеют право регулировать организации БУ: Минфин, ЦБ, Росгосстрахнадзор, в пределах своей компетенции регламентируют единообразный подход  к отражению в БУ хозяйственных процессов, принципы оценки, обязанности, права и ответственность учетного аппарата, разрабатывают План счетов, инструкцию к нему, нормативные акты и методические указания по отдельным вопросам.

  1. Сочетание гос. регулирование с инициативой предприятия по рационализации и совершенствованию учета. Учетный процесс организуется самими предприятиями, исходя из особенностей их деятельности и выбранной учетной политики. Предприятие несет ответственность за организацию БУ, выполнение законодательства и выполнение хозяйственных операций.
  2. Последовательное повышение роли БУ в обеспечении информационной заинтересованности пользователей для принятия правильных экономических решений: информация о финансовом состоянии, прибыли, конкурентоспособности и т.д.
  3. Обеспечение информативности и оперативности и аналитичности, что позволяет выявлять влияние различных факторов, способствовать эффективности производства.
  4. Динамичность организации, совершенствование БУ, методологии и техники на основе научной организации труда; оптимизация затрат на ведение БУ.
  5. Использование в БУ общих принципов управления, системный подход, использование ЭММ, и т.д.
 
 

 

         СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

      1. Гражданский кодекс  Российской  Федерации.  Части первая  и вторая. - М. : Издательство  " Спартак ", 2002.

 

      2. Закон «О  бухгалтерском учете».   М. : Издательство  " Спартак ", 2002

 

      3. Положение о бухгалтерском  учете  и  отчетности  в  Российской  Федерации.-М.: Финансы  и  статистика, 2002. 

 

      4. План  счетов  бухгалтерского  учета производственно-хозяйственной деятельности  объединений,  предприятий и организаций и Инструкция  по  его применению.- М.: Главбух, 2002.

 

      5. Положение по  бухгалтерскому  учету.  " Учетная политика  предприятия " . Бухгалтерский учет № 9, 2002.  

 

      6. Международные стандарты бухгалтерского  учета. Пер. с англ. авторского  коллектива Агетства "ЕDI - Press ",2000.

 

      7.. . Козлова Е.П., Парашутин Н.В., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет. - 2 -е изд., доп. - М.: Финансы и статистика, 1996.

 

       8. Рапопорт М.М. Международные стандарты учета и аудита. Сборник с комментариями.- М. : Фирма "Аудиттрейнинг ",2002 .     

Информация о работе Понятие и источники правового регулирования бухгалтерского учета