Понятие физические и юридические лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 04:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является: изучение понятий юридических и физических лиц как субъектов малого бизнеса.
Задачами курсовой работы являются:
Изучить общетеоретические основы понятия и виды субъектов предпринимательства;
Рассмотреть юридические лица как субъекты малого предпринимательства;
Рассмотреть физические лица как субъекты малого предпринимательства;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…....5
. Физические лица − субъекты предпринимательства……………....5
1.2. Юридические лица − субъекты предпринимательства…………..…....... 7
1.3. Права и обязанности предпринимателей………………………….…..... 10
Глава 2. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ………………….14
2.1. Условия ведения бизнеса……………………………….………………....15
2.2. Проблемы и планы предпринимателей………….………………..….......21
Глава 3.СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ…..………………………26
3.1. Предпринимательская деятельность генерального директора ЗАО «Татех» в качестве юридического лица..………………………………..……26
3.2. Перспективы развития ЗАО «Татех»………..…….……………….…….16
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………..……28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Работа содержит 1 файл

курсовая нов.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

     Предпринимательство, как и любая другая производственно-коммерческая деятельность, требует успешной реализации продукции и востребования услуг. Так, бизнесмены-производственники имеют значительные материальные издержки, на которые ориентируются в процессе ценообразования и, соответственно, более остро ощущают колебания цен. Представители торговли и сферы обращения в первую очередь ощущают изменение спроса на товары и услуги, обусловленное колебанием цен, и на вопрос о ценах на продукцию реагируют стабильно.     Рынок труда является самым стабильным фактором развития предпринимательства - с ним связаны наименьшие оценки изменения условий ведения бизнеса. Большая часть предпринимателей (свыше 60%) традиционно считают фактор занятости в малом бизнесе устойчивым, не требующим в настоящее время усиленного внимания. [6, с. 18]

     Налогообложение. В отношении налогообложения малых предприятий действуют специальные режимы налогообложения.

     С 8 декабря 1995 года на территории Российской Федерации действует закон об упрощенной системе налогообложения, предусматривающий замену уплаты налога на прибыль организаций (доходы - для физических лиц), налога на имущество организаций (физических лиц) и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций (индивидуальных предпринимателей.

     Федеральный Закон о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности был принят 16 июля 1998 года и претерпел редакции в 1999, 2001 и 2002 годах. В редакции Федерального закона от 31. 12.2002 года № 191-ФЗ уплата организациями данного налога предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций (используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога. Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога на вмененный доход предусматривает замену уплаты налога на доход с физических лиц, налога на имущество физических лиц (используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога. 
 

     По  поручению Президента России Минэкономразвития РФ подготовило законопроект о льготном налогообложении для малого бизнеса, в котором разработан специальный режим применения единого налога на вмененный доход. Первый вариант -8% налог с выручки (без учета расходов, связанных с извлечением прибыли, но за вычетом сумм, направленных на пенсионное страхование работников). Второй вариант - 20% налог с чистой прибыли (все доходы минус расходы, связанные с извлечением этой прибыли). [6, с. 19]

     Мнения предпринимателей на вопрос о предпочтении одного из вышеуказанных вариантов налогообложения разделились поровну, с незначительным перевесом (в 2004 году на 2 процентах пункта) в сторону 20% налога с чистой прибыли. При этом предпочтение 8% налогу с выручки отдают предприниматели, занятые на транспорте (70,6%). В сфере торговли и общественного питания картина обратная: 71,4% считают наиболее приемлемым 20% налог с чистой прибыли. Предприниматели сферы материального производства (промышленность, строительство) показал и одинаковое отношение к обоим вариантам налогообложения.

     В результате налоговых нововведений по оценкам предпринимателей механизм представления отчетности органам  государственной власти существенно  не упростился. В обследовании 2004 года, в среднем по предложенной номенклатуре органов власти, 1/3 респондентов заявила об упрощении процедуры отчетности, оставшиеся 2/3 признают механизм предоставления отчетности неизменным. Наибольшие оценки об упрощении отчетное™ (35,4%) высказаны относительно налоговой инспекции. Опрос 2001 года носит более оптимистичный характер и насчитывает около половины положительных оценок. Неизменной в плане сложности предоставления отчетов в 2001-2004гг. отмечается ситуация по отчетности Татарстанстату и фонду социального страхования. [6, с. 19]

     Производственные  площади и вопросы аренды. Следующая проблема, стоящая на сегодняшний день перед предпринимателями республики - нехватка производственных площадей. Актуальность этой проблемы за период обследования 2001-2004гг. не снижается: если в 2001 году нехватку площадей ощущали 51% опрошенных, то в 2004 году - 47%. Наиболее остро нужду в производственных площадях испытывают предприниматели обрабатывающих производств, в первую очередь, по причине нехватки финансовых ресурсов на аренду помещения, высоких арендных ставок. Менее остро потребность в площадях ощущают представители торговли и сферы обращения, имеющие в силу специфики своей деятельности большее количество свободных финансовых средств, и столь остро не нуждающиеся в больших торговых площадях. Как свидетельствуют данные опросов, предпринимателей-промышленников желает иметь площади свыше 200 кв. метров, а представителей торгового бизнеса (30%) устроили бы помещения менее 200 кв. метров. Помимо производственно-складских и торговых площадей, малый бизнес испытывает недостаток в помещениях под офис.

     Однако  результаты обследований показывают, что ежегодно лишь 15% респондентов получают помещения и оборудование путем  аренды. Около 80% предпринимателей не желают арендовать объекты и заявки на получение аренды не подают. Остальные - высказывают недовольство существующими условиями аренды. При этом 2/3 всех опрошенных считают, что ставки арендных платежей завышены.

     По  данным опросов 2001-2004гг. для малого бизнеса предпочтительна долгосрочная аренда (до 5 лет), которая устраивает более 70% предпринимателей. Потребность в краткосрочной аренде (до 1 года) в 2004 году высказали 24% респондентов, что несколько выше, чем в предыдущие годы. Наличие желающих арендовать объекты менее, чем на год, в некоторой степени свидетельствует о нестабильности бизнеса, неопределенности в успехе дела с одной стороны, с другой - о мобильности и динамичности предпринимательских действий. [6, с. 19]

 

      2.2. Проблемы и  планы предпринимателей 

     Отмеченный  в ходе обследования 2004 года спектр проблем малого бизнеса не оригинален - это именно те основные проблемы, которые не раз перечислялись предпринимателями в ходе предыдущих исследований.

     По  результатам обследований особо  насущными проблемами для предпринимателей традиционно являются недостаток финансовых средств, высокий уровень налогообложения, неплатежеспособность потребителей, отсутствие рекламы, сложности со сбытом продукции, юридическая незащищенность, а также многие другие. При этом актуальность одних проблем из года в год нарастает, других - снижается, однако основная их масса остается неизменной.

     Так, к факторам, усиливающим проблематичность ведения бизнеса, респонденты относят:

     − недостаток финансовых средств;

     − отсутствие рекламы своей деятельности;

     − уменьшение спроса на выпускаемую или продаваемую продукцию.

     Ослабление остроты проблемы наблюдается по критериям:

     − высокий уровень налогообложения;

     − юридическая незащищенность;

     − поиск инвесторов. [6, с. 20]

     Помимо  социально-экономических проблем, представители малого предпринимательства сообщают о наличии административного барьера, осложняющего ведение бизнеса. В процессе своей деятельности предприниматели нередко подвергаются проверке со стороны контролирующих органов.

     Данные  обследования позволяют сделать вывод, что предприниматели настроены оптимистично и на ближайшее будущее планируют реализовать свои конструктивные экономические цели. Так, 2/3 опрошенных в качестве приоритетной цели на ближайшие полгода выбрали развитие своего основного вида деятельности. В поиске новых рынков сбыта и обновлении ассортимента заинтересованы 44% респондентов. Каждый десятый предприниматель планирует внедрение нового оборудования, каждый шестой - создание новых рабочих мест. Таким образом, приоритеты отдаются таким направлениям, которые не просто обеспечивают выживание бизнеса, но и создают основу для его дальнейшего развития.

     Деятельность  в малом бизнесе нередко сопряжена  с коммерческим риском, опасностью рэкета, неопределенностью экономической  ситуации. В связи с этим важно оценить социальное самочувствие предпринимателей. Одним из одним из способов эго оценки является самооценка настроения.

     Материальное  положение своих семей предприниматели  оценивают всегда субъективно - у  каждого свой стандарт. Но, тем не менее, почти каждый второй представитель малого бизнеса определяет его как "очень хорошее" или "хорошее" (58,6%), каждый восьмой - как «плохое» и «очень плохое». При этом количество негативных оценок за период обследования 2001-2004гг. сократилось в 2 раза. В перспективе, повышение материального благополучия своих семей видят 87% предпринимателей.

     Таким образом, результаты социологических исследований проблем предпринимательства позволяют сделать следующие выводы:

     −наблюдается положительная тенденция в изменении условий ведения бизнеса для предпринимателей сферы промышленности и строительства;

     −ухудшение условий - в области транспорта, торговли и общественного питания;

     −отмечается низкая осведомленность предпринимателей о налоговых законопроектах и нововведениях, (на уровне 50%);

     −более 80% респондентов, применяющих для своего бизнеса упрощенную систему налогообложения, удовлетворены ее действием;

     −в результате налоговых нововведений несколько упростился механизм предоставления отчетности в налоговую инспекцию;

     −по-прежнему, S респондентов ощущает нехватку производственных площадей;

     −наблюдается ослабление остроты проблем налогообложения, юридической незащищенности, поиска инвесторов при усилении актуальности недостатка финансовых ресурсов, сложностей с рекламой своей деятельности, уменьшением спроса на продукцию;

     −становится менее проблемным взаимодействие предпринимателей с коммунальными службами и органами лицензирования;

     −в планы предпринимателей на ближайшее будущее входит развитие своего основного вида деятельности, поиск новых рынков сбыта и обновление ассортимента продукции, создание новых рабочих мест;

     −общественно-психологический климат для развития малого бизнеса вполне благоприятный. [6, с. 20]

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В данной курсовой рассмотрено малое предпринимательство как субъект экономики, его роль и значение; критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям в Российской Федерации; показаны слабые и сильные стороны малого бизнеса; особенности функционирования субъектов малого предпринимательства; порядок регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей.

     В соответствии с гражданским законодательством  Российской Федерации субъектами предпринимательской  деятельности могут быть дееспособные физические лица, юридические лица — коммерческие организации, иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации. Некоммерческие организации, выполняя свои уставные положения, могут заниматься предпринимательской деятельностью.

     Современный уровень развития малого предпринимательства во многом обусловлен сложившейся макроэкономической, институциональной и политической ситуацией в России. Создание и ведение бизнеса в нынешних условиях сопряжено с такими трудностями, что требует от предпринимателя существенно больше энергии, способностей и смелости, чем это имеется на среднем уровне. Действующие в настоящее время механизмы государственной поддержки предпринимательства показывают низкую результативность.

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

     1) Галкин В.В. Основы предпринимательской  деятельности – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 288 стр.

     2) Горфинкеля В.Я., проф. Полякова Г.Б., проф. Швандара В.А. Предпринимательство.  – 3-е изд. перераб. и доп.  – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 581 стр.

     3) Круглова Н.Ю. Хозяйственное право.  Учебное пособие: 3-е изд. пер.  и доп. – М.: Издательство РДЛ, 2004. – 832 стр.

     4) Лапустин М.Г. Предпринимательство: Учебник, 3-е изд., испр. и доп.: - М.: ИНФРА - М, 2004. – 534 стр.

     5) Макаров Н. Д., Рябов Е. А. Предпринимательское право: Учебное пособие. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. — 208 с.

     6) Малышева Т.В. Малое предпринимательство: проблемы и тенденции развития //Экономический вестник Республики Татарстан – 2007. - №1. – С.17-20.

Информация о работе Понятие физические и юридические лица