Понятие бухгалтерского баланса, виды балансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:18, лекция

Описание работы

Бухгалтерский баланс – это группировка хозяйственных средств, их источников на определенную дату. Равенство активов и пассивов баланса называют валютой баланса.
Бухгалтерский баланс используют для анализа хозяйственной деятельности предприятия, для того, чтобы изыскать внутренние резервы, сократить затраты и потери.

Работа содержит 1 файл

Виды баланса.docx

— 17.86 Кб (Скачать)

     Понятие бухгалтерского баланса, виды балансов

     Бухгалтерский баланс – это группировка хозяйственных  средств, их источников на определенную дату. Равенство активов и пассивов баланса называют валютой баланса.

     Бухгалтерский баланс используют для анализа хозяйственной  деятельности предприятия, для того, чтобы изыскать внутренние резервы, сократить затраты и потери.

     Баланс  используют не только внутренними пользователями, но и внешними (акционерами, учредителями, кредиторами, банками).

     Схематично  бухгалтерский баланс представляет собой таблицу. Актив включает два  раздела: «Внеоборотные активы» и «Оборотные активы» и отражает имущество предприятия.

     Все ресурсы предприятия сгруппированы  в активе баланса, а их источники  образования – в пассиве баланса. Разделы в активе баланса расположены  в порядке возрастания ликвидности. Пассив включает три раздела: «Капитал и резервы», «Долгосрочные пассивы» и «Краткосрочные пассивы».

     Классификация бухгалтерских балансов может быть представлена по следующим признакам:

     1) время составления;

     2) источник составления;

     3) объем информации;

     4) характер деятельности;

     5) форма собственности;

     6) объект отражения;

     7) способ очистки;

     8) по расположению актива и пассива;

     9) по форме отражения оборота.

     По  времени составления  бухгалтерские балансы  могут быть:

     1) вступительный или начальный  баланс – перед его составлением  на предприятии проводится инвентаризация  и оценка всего имущества;

     2) текущий баланс – периодически  составляется в течение всего  времени деятельности организации.  Текущий баланс бывает трех  видов:

     а) начальный (входящий) – составляется на начало отчетного периода;

     б) заключительный (исходящий) – составляется на конец отчетного периода;

     в) промежуточный баланс – составляется за период между началом и концом отчетного периода;

     3) ликвидационный баланс – характеризует  имущественное состояние предприятия  на дату прекращения его деятельности  за отчетный период;

     4) разделительные балансы – составляются  в ходе разделения крупной  организации на некоторое число  более мелких структурных подразделений  или в процессе передачи одного, или нескольких структурных подразделений  данной организации другой организации;

     5) объединительный баланс – составляется  в процессе объединении нескольких  организаций в одну крупную  организацию или в процессе  присоединении одной или нескольких  структурных подразделений к  данной организации.

     По  источникам составления  балансы подразделяются на:

     1) инвентаризационные балансы –  составляются в соответствии  с проведенной описью средств  предприятия, такой баланс может  быть представлен в сокращенном  или в упрощенном видах;

     2) книжный баланс – составляется  на основании данных текущего  бухгалтерского учета (на основании  текущей документации);

     3) генеральный баланс составляется  на основании учетных записей  бухгалтерского учета и данных  проведенной инвентаризации.

     По  объему информации балансы  подразделяются на:

     1) единичные балансы – отражают  информацию о деятельности только  одной организации;

     2) сводные балансы – отражают  информацию о деятельности нескольких  организаций, составляются с помощью  механического суммирования средств,  числящихся на статьях нескольких  единичных балансов, и подсчета  общих итогов актива и пассива.

     В таких балансах отдельные графы  отражают состояние средств отдельных  организаций, а графа «Всего»  характеризует общее состояние  средств всех организаций в целом. 

     По  характеру деятельности бывают:

     1) баланс основной деятельности  – соответствующий уставной политике  в организации;

     2) баланс неосновной деятельности  – отражает прочие виды деятельности  организации (транспортные хозяйства,  жилищно-коммунальные и т. д.).

     По  формам собственности балансы могут быть представлены

     в зависимости от установленной организационно-правовой формы: государственные, муниципальные, кооперативные, совместных предприятий  и т. д.

     По  объекту отражения балансы подразделяются на:

     1) самостоятельный баланс – такой  баланс составляют предприятия,  которые являются юридическими  лицами;

     2) отдельный баланс – этот баланс  составляют структурные подразделения,  относящиеся к одной организации  (юридическому лицу).

     По  способу очистки:

     1) баланс-брутто – включает в  себя регулирующие статьи, используется  для научных исследований, а также  для совершенствования информационных  функций;

     2) баланс-нетто – исключает регулирующие  статьи, используется в настоящее  время сальдовый баланс-нетто,  так как отражает реальную  стоимость имущества организации.

     По  расположению актива и пассива баланса:

     1) баланс в форме счета – в  нем параллельное расположение  статей и разделов актива и  пассива;

     2) баланс в форме отчета –  в нем последовательное расположение  актива и пассива.

     По  форме отражения  оборота:

     1) сальдовый баланс – составляется  путем подсчета остатков (сальдо) по счетам;

     2) оборотный баланс – помимо  остатков (сальдо) содержит данные  об их движении (дебетовые и  кредитовые обороты) за отчетный  период. 
 

     Система нормативного регулирования  бухгалтерского учета законодательно устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. В настоящее время в отечественной практике учета сложилась четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета и отчетности: 

     1-й  уровень — законодательные акты, указы Президента РФ и постановления  правительства, регламентирующие  прямо или косвенно организацию  и ведение бухгалтерского учета  в организации; 

     2-й  уровень — стандарты (положения)  по бухгалтерскому учету и  отчетности; 

     3-й  уровень — методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии,  письма Министерства финансов  РФ и других ведомств; 

     4-й  уровень — рабочие документы  по бухгалтерскому учету самой  организации.

Информация о работе Понятие бухгалтерского баланса, виды балансов