Показатели оценки деятельности центров ответственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

В самом общем виде бухгалтерский учет-это информационная система, которая измеряет, обрабатывает и передает финансовые данные.
Говоря о такой системе, в первую очередь следует определить, что именно ею измеряется. Бухгалтерский учет связан с измерением влияния (в денежном выражении) хозяйственных операций на капитал конкретных хозяйствующих единиц-организаций. Объектом измерения в бухгалтерском учете являются хозяйственные операции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕНТРОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 4
1.1.Учет и отчетность по центрам ответственности 4
1.2.Определение и виды центров ответственности 8
1.3.Построение центров ответственности 12
ГЛАВА 2. ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЦЕНТРОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 19
2.1.Характеристика предприятия 19
2.2.Учет затрат 26
2.3.Учет прибыли и рентабельности 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа содержит 1 файл

БУУ. Показатели оценки деятельности центров ответственности.doc

— 299.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ              3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕНТРОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ              4

1.1.Учет и отчетность по центрам ответственности              4

1.2.Определение и виды центров ответственности              8

1.3.Построение центров ответственности              12

ГЛАВА 2. ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЦЕНТРОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ              19

2.1.Характеристика предприятия              19

2.2.Учет затрат              26

2.3.Учет прибыли и рентабельности              29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ              31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ              32


ВВЕДЕНИЕ

 

В самом общем виде бухгалтерский учет-это информационная система, которая измеряет, обрабатывает и передает финансовые данные.

Говоря о такой системе, в первую очередь следует определить, что именно ею измеряется. Бухгалтерский учет связан с измерением влияния (в денежном выражении) хозяйственных операций на капитал конкретных хозяйствующих единиц-организаций.  Объектом измерения в бухгалтерском учете являются хозяйственные операции.

Бухгалтерский учет-это процесс идентификации информации, исчисления и оценки показателей и предоставления данных пользователям информации для выработки, обоснования и принятия решений.

Исследованием контрольной работы являются показатели  оценки деятельности центров ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕНТРОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

1.1.Учет и отчетность по центрам ответственности

 

Управленческий учет объективно составляет необходимую подсистему управления организацией. Определенная специфика требований аппарата управления к предоставляемой для него учетной информации заключается в том, что существует проблема обратной связи между характеристиками управленческого механизма организации (предприятия) - его организацией, уравновешенностью, жесткостью, объемом - и вытекающими отсюда задачами и формами учетных систем. Для разрешения этой проблемы нам необходимо выяснить характер изменений, происходящих в стиле и методах управления организационными системами как у нас в стране, так и за рубежом.

В начале 20 в. в западных странах и в 30-х гг. 20 в. в нашей стране сложился определенный тип организации производства и управления. Суть его заключалась в жесткой централизации всех функций управления, вертикальной организационной структуре, административно-командном методе руководства. Производство территориально и организационно строилось как единая фабрика, управляющий которой лично контролировал все параметры производственного процесса и управлял действиями подчиненных.

Послевоенный период 20 в. четко обозначил тенденцию развития крупной промышленности в сторону усложнения организационных структур промышленных компаний и объединений. Как считают исследователи, эти изменения обусловили два фактора:

1) чисто количественное увеличение масштабов деятельности вплоть до макроэкономических величин;

2)диверсификация направлений деятельности.

Однако следует иметь в виду, что сами по себе эти факторы не приводят и не могли привести к сдвигам в системе внутрихозяйственного управления. Решающим моментом здесь явился фактор развития конкурентной рыночной среды, когда стали меняться источники сырья и материалов, технология производства, рынки сбыта, тип продукции, география ее производства и реализации. Как следствие, резко возросло число административных решений всех типов. В результате поток оперативной информации нарастал подобно снежному кому, центральный офис ею перегружался, а его деятельность становилась неэффективной. Отсюда возникала необходимость в децентрализации управления, т.е. распределении полномочий и обязанностей принимать решения между различными уровнями управления.

Как известно, при децентрализованной системе управления происходит распределение (делегирование) ответственности между менеджерами в части управления, планирования и контроля затрат и результатов деятельности подразделения, за которое отвечает данный менеджер. В этих условиях менеджер децентрализованной организации в пределах своих полномочий имеет право самостоятельно, без согласования с высшим руководством оперативно принимать решения на определенную сумму денег. В связи с этим становится актуальным вопрос: какая же степень децентрализации должна быть выбрана менеджерами высшего уровня как оптимальная? Понятно, что они попытаются максимизировать преимущества децентрализации над ее недостатками. В этом и состоит смысл так называемого оптимизационного подхода.

Преимущества децентрализованной структуры управления подразделениями состоят в следующем.

1. Менеджер структурного подразделения с менеджером высшего ранга обладает большей информацией о местных условиях. Для централизованного принятия решения имеющаяся информация может быть не вполне достаточной и объективной. Более того, получаемая ими информация может быть даже намеренно искаженной.

2. Менеджеры подразделений могут принимать своевременные решения, что особенно привлекательно для потенциальных заказчиков.

3. Деятельность менеджеров подразделений становится более мотивированной, если они могут проявить собственную инициативу.

4. Наделение менеджеров полномочиями и ответственностью способствует развитию управленческого таланта. Ценен не только обучающий процесс, но и накопленный на ошибках опыт.

5. Небольшие подразделения имеют преимущества " дружного коллектива" при решении определенных задач.

6. Высшее управление, освободившись от бремени ежедневных решений, может сконцентрировать свое внимание на стратегическом развитии всей организации.

При организации управленческого учета во внимание необходимо принимать не только преимущества, но и недостатки децентрализованной структуры управления.

К ним относятся:

во-первых, принятие необоснованных и некомпетентных решений, когда благо подразделения становится выше, чем убытки организации в целом, что происходит в случае:

а) несогласованности целей организации в целом и отдельного структурного подразделения;

б) недостатки информации, по которой менеджеры структурных подразделений могут определить влияние своей деятельности на другие организации.

Такие решения наиболее вероятны в организациях с высокой степенью самостоятельности ее сегментов;

Во-вторых, сокращение деятельности по отношению к организации в целом. Менеджеры сегментов могут не обращать внимание на другие структурные подразделения этой же организации, не отличая их от внешних контрагентов.

В современных условиях практически все руководители корпораций делятся властью в гораздо большей степени, чем это делали их предшественники. Административно- командная модель управления устарела. Задача руководителя в настоящее время состоит в том, чтобы определить стратегическое направление, заручиться согласием подчиненных, дать им деньги и полномочия и оставить их в покое. При этом внутрифирменный учет также должен соответствовать целям и задачам "рыночного духа", внутрифирменного маркетинга и способствовать активизации роли каждого работника в управлении.

Обобщая вышеизложенное, можно подчеркнуть, что децентрализация- это, прежде всего, характеристика отношений между руководителями различного уровня в управленческой иерархии организации. Вместе с тем децентрализация- это не отрицание управления, а его новое качество, позволяющее максимизировать в конечном итоге совокупные доходы организации. Децентрализация управления воздействует на организационную структуру предприятия и способствует более четкому, формализованному всех уровней управления и всех сегментов организации.

Организационную структуру компании можно определить как совокупность линий ответственности внутри организации.

Линии ответственности - это линии, показывающие направление движения информации. В этих условиях организационная структура представляет собой пирамиду, где нижние уровни менеджеров подотчетны верхним уровням. Следует отметить, что с недавних пор у крупных компаний появилась тенденция к организации своей структуры не по традиционному функциональному признаку (маркетинг, финансы, снабжение, производство, сбыт и т.д.), а по линиям продукции, каждая из которых группируется вокруг производства определенного типа продуктов или услуг и включает в себя необходимые функциональные службы. Эта тенденция обособила понятие сегмента бизнеса, как части организации, работающей на внешнего потребителя или представляющей относительно самостоятельное направление, применительно к которому могут быть отделены от организации в целом активы, результаты операций по основной и прочей деятельности в целях финансовой отчетности.

Другими часто используемыми терминами применительно к структурным единицам компании являются "отделения", "филиалы" (внутренние единицы самого высокого уровня) и "подразделения" единицы более низкого уровня. Децентрализация управления требует формализованного подхода к организационной структуре компании, охватывающего все структурные единицы сверху донизу и определяющего места каждого подразделения (сегмента, отделения) с точки зрения делегирования ему определенных полномочий и ответственности. При этом обобщающим понятием становится "центр ответственности". В результате организационную структуру современной компании можно рассматривать как совокупность различных центров ответственности, связанных между собой линиями ответственности. Как следствие, учетная система, которая в рамках такой структуры обеспечивает регистрацию, отражение, накопление, анализ и предоставление информации о затратах и результатах и позволяет оценить деятельность конкретных менеджеров, превращается в систему учета по центрам ответственности.

 

1.2.Определение и виды центров ответственности

 

Центр ответственности - это часть организации, по которой целесообразно аккумулировать учетную информацию о деятельности такого центра. Отчеты центров ответственности должны включать только те статьи затрат и поступлений (доходов, выручки), на которые может повлиять менеджер центра. Его также можно назвать центром отчетности.

Каждую структурную единицу предприятия обременяют те, и только те расходы или доходы, за которые она может отвечать и которые контролируются.

Центр ответственности - это сегмент организации, по которому контролируются как производственные затраты, так и полученный доход или процесс его инвестирования. Причем руководитель центра ответственности несет ответственность за процесс формирования этих показателей.

Центр ответственности представляет собой часть системы управления предприятием и, как любая система, имеет вход и выход. Вход- это сырье, материалы, полуфабрикаты, затраты труда и разных услуг. Выходом для центра ответственности является продукция (услуги), которая идет в другой центр ответственности или реализуется на сторону. Деятельность каждого центра ответственности может быть оценена с точки зрения эффективности его функционирования.

Цель учета по центрам ответственности состоит в обобщении данных о затратах и результатах деятельности по каждому центру ответственности с тем, чтобы возникающие отклонения можно было отнести на конкретное лицо.

С позиции управления деление организации на центры ответственности должно определяться спецификой конкретной ситуации и отвечать следующим основным требованиям:

-центры ответственности необходимо увязать с производственной и организационной структурой предприятия;

-во главе каждого центра ответственности должно быть ответственное лицо- менеджер;

-в каждом центре ответственности должен быть показатель для изменения объема деятельности и база для распределения затрат;

-необходимо четко определить сферу полномочий и ответственности менеджера каждого центра ответственности. Менеджер отвечает только за те показатели, которые он может контролировать;

-для каждого центра ответственности необходимо установить формы внутренней отчетности;

-менеджеры центра ответственности должны принимать участие в проведении анализа деятельности центра ответственности за прошлый период и составлении планов (бюджетов) на предстоящий период.

Кроме того, при делении организации на центры ответственности необходимо учитывать социально-психологические факторы, которые могут повлиять на мотивацию руководителей соответствующих центров.

Деление производственного предприятия на центры ответственности зависит от отраслевых особенностей, технологии и организации процесса, методов исходных материалов, состава выпускаемой продукции, уровня технической оснащенности и других факторов.

Решающее влияние на создание центров ответственности оказывают производственная и организационная структура предприятия.

Производственная структура предприятия показывает виды производств, состав и структуру цехов, служб, их мощность, формы построения и взаимосвязи на каждом уровне управления производством.

Организационная структура предприятия официально находит выражение в штатном расписании. Фактически она обеспечивает согласованность отдельных видов деятельности предприятия и усилий подразделений по выполнению основных задач и целей предприятия.

В рамках организационной структуры предприятия можно выделить следующие формы организации управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная.

Линейным называют управление "по вертикали", при котором имеет место прямое подчинение нижестоящих звеньев предприятия строго определенным вышестоящим звеньям. Обычно линейная система характерна для управления цехами и участками предприятия.

Функциональное управление - это управление по отдельным функциям (финансами, снабжением, сбытом, кадрами, проектно-конструкторскими и технологическими разработками, делопроизводством, внешними экономическими связями и др.), при котором высшее звено руководит всеми или частью низовых, но только в пределах одной функции. При функциональном управлении у одного лица, подразделения могут быть разные руководители по разным функциям.

Наибольшее распространение на практике получили линейно-функциональные структуры управления. В рамках такой структуры линейные подразделения занимаются основной деятельностью по выпуску продукции, а специализированные функциональные подразделения (такие как отдел маркетинга, плановый, финансовый отделы, отдел кадров, НИОКР) оказывают услуги основным. В этом случае наиболее полно реализуется сочетание принципов специализации управления и единоначалия. Обеспечивается и высокий уровень подготавливаемых решений, и комплексное руководство каждым производственным звеном.

При матричном подходе к организации управления большое значение приобретает интеграция комплекса работ, направленных на достижение поставленных целей. Основополагающим принципом здесь является улучшение взаимодействия отдельных подразделений предприятия, обеспечивающее эффективное решение той или иной проблемы. При матричной структуре параллельно с функциональными подразделениями создаются специальные органы (проектные группы) для решения конкретных производственных задач. Эти группы формируются из специалистов отдельных функциональных подразделений, находящихся на разных уровнях управленческой иерархии.

Главным принципом организации матричной структуры управления является широкая сеть горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых с вертикалью образуются в результате взаимодействия руководителей проектов с руководителями функциональных подразделений. Преимущество этой формы управления состоит в том, что она позволяет преодолеть внутриорганизационные барьеры, не мешая при этом развитию функциональной специализации. Примером может быть создание группы функционально-стоимостного анализа (ФСА), цель которой -разработка и внедрение в производство нового изделия с лучшими свойствами и параметрами качества с наименьшими затратами.

Матричная форма организации управления в наибольшей степени обеспечивает условия для согласованной деятельности руководителей и проявления индивидуальных способностей членов группы, не нарушая при этом принцип централизованного руководства.

 

1.3.Построение центров ответственности

 

Построение центров ответственности в соответствии с организационной структурой позволяет связать деятельность каждого подразделения с ответственностью конкретных лиц, оценить результаты каждого подразделения и определить их вклад в общие результаты деятельности предприятия.

Для успешной организации управленческого учета по центрам ответственности в коммерческих организациях необходимо классифицировать их исходя из:

-объема полномочий и ответственности;

-функций, выполняемых центром.

Центры ответственности исходя из объема полномочий и ответственности необходимо подразделять на центры затрат, прибыли и инвестиций.

Центр затрат - это структурное подразделение предприятия, руководитель которого отвечает только за затраты. В рамках такого центра организуется планирование, нормирование и учет затрат факторов производства с целью контроля, анализа и управления процессами их использования.

Центр прибыли - это подразделение, руководитель которого отвечает как за затраты, так и за прибыль. В таких центрах доход есть денежное выражение выпущенной продукции, расход- денежное выражение использованных ресурсов, а прибыль- разница между доходом и расходом. Менеджер центра контролирует цены, объем производства и реализации, а также затраты. Поэтому для такого центра основным контролируемым показателем устанавливается прибыль.

Центр инвестиций - это подразделение, руководители которого отвечают не только за выручку и затраты, но и за капиталовложения. Целью такого центра является не только получение прибыли, но и достижение рентабельности вложенного капитала, доходности инвестиций и увеличение паевого капитала.

Руководитель любого центра ответственности для выполнения своих функций с определенной периодичностью и в определенном объеме должен составлять отчетность о деятельности вверенного ему центра ответственности.

Сегментарная отчетность можно определить как отчетность, сформированную по отдельным сегментам бизнеса (центрам ответственности) организации. Порядок ее составления для внешних пользователей установлен ПБУ 12/2000 [6], для внутренних пользователей он практически не разработан. Не находит отражения данный вопрос и в существующих нормативных документах.

Решение проблем составления внутренней сегментарной отчетности отдано на откуп предприятиям. В Законе РФ "О бухгалтерском учете" лишь отмечена конфиденциальность содержащейся в ней информации: "содержание... внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной" (ст. 10, п. 4) [1].

Тезис о конфиденциальности информации сегментарной отчетности в нормативных документах появился впервые. Это связано с тем, что в отличие от финансовой отчетности, разрабатываемой на базе данных финансового учета и предназначенной для внешних пользователей (а поэтому являющейся открытой), сегментарная отчетность формируется для внутренних пользователей(управляющих всех уровней) и должна быть закрытой.(Этот законодательно закрепленный тезис на практике не соблюдается. Налоговые органы, являющиеся по своей сути внешними пользователями бухгалтерской информации, имеют прямой доступ к данным управленческого учета и отчетности.)

Подобно тому, как информация внешней финансовой отчетности используется для анализа финансового состояния предприятия, результатов его деятельности, данные сегментарной отчетности позволяют оценить качество работы каждого сегмента бизнеса. На основе информации сегментарной отчетности делаются выводы о профессиональной пригодности того или иного менеджера, разрабатываются финансовые и нефинансовые критерии оценки его деятельности, формируется система материального и морального поощрения персонала предприятия. Решение этих задач осложняется тем, что деятельность одного менеджера может оказывать влияние на деятельность других управляющих. Полностью исключить такую взаимозависимость невозможно, однако ее воздействие можно минимизировать при тщательном выборе центров ответственности, надлежащим информационном обеспечении, установлении объективных критериев оценки деятельности структурных подразделений (к примеру, возложив на начальников цехов ответственность не только за затраты, но и за качество производимой продукции, можно избежать конфликтов между сбытом и производством).

Кроме того, сегментарная отчетность помогает в работе самим менеджерам. Руководителю любого уровня всегда следует знать ,насколько хорошо он работает. Если его планы не выполняются, он должен узнать об этом как можно раньше. В противном случае менеджер не сможет своевременно откорректировать планы своего подразделения, и поставленная перед ним цель окажется нереальной. Таким образом, четко налаженный контроль позволит руководителю центра ответственности принимать обоснованные промежуточные решения и пересматривать цели вверенного ему подразделения в период планирования. Именно поэтому контроль за результатами деятельности центров ответственности в управленческом учете называют обратной связью.

Составление сегментарных отчетов напрямую связано с трансфертным ценообразованием. На базе этих цен формируется отчетность сегмента. От степени обоснованности разработанных предприятием трансфертных цен зависит объективность оценки качества работы структурного подразделения предприятия.

С точки зрения задач формирования и представления бухгалтерской отчетности можно говорить о сегментах организации, по которым:

1) в соответствии с правилами бухгалтерского учета необходимо составление внешней отчетности;

2) в системе бухгалтерского управленческого учета составляется внутренняя (сегментарная) отчетность.

2. Правила построения отчетности по сегментам для внешних пользователей.

В числе международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), к которым постепенно приближается российский бухгалтерский учет, аналогичный стандарт существует. Это МСФО №14 "Сегментарная отчетность", которым определяется порядок формирования отчетности о сегментах бизнеса в странах с рыночной экономикой.

При подготовке финансовых отчетов появилась необходимость наряду с прочими данными включать дополнительную информацию в отраслевом разрезе (по хозяйственным сегментам бизнеса) и с учетом географического местонахождения рынков сбыта (по географическим сегментам). Формирование отчетности по таким сегментам необходимо как внешним, так и внутренним пользователям, поскольку, с одной стороны, она включается в состав финансовой отчетности, а с другой- лежит в основе принятия разнообразных управленческих решений по сегментам бизнеса.

Сегментарная отчетность, составленная в соответствии с принципами МСФО №14, обобщая информацию относительно различных типов товаров и услуг, производимых компанией, и различных географических районов, в которых она работает, с тем, чтобы помочь пользователям финансовых отчетов:

1)лучше понять показатели работы компании в предыдущих периодах;

2)точнее оценить риски и прибыли компании;

3)принимать более обоснованные решения относительно компании и ее отдельных подразделений.

Многие современные западные компании производят группы товаров (или услуг) или работают в географических регионах с разными нормами рентабельности, возможностями развития, перспектива на будущее и рисками. В этом случае сегментарная отчетность помогает разобраться в эффективности различных направлений бизнеса компании, которую невозможно определить из ее совокупных данных. Таким образом, сегментарная отчетность наряду с прочей финансовой информацией рассматривается международными стандартами как необходимая для удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.

Учитывать требования последнего Положения должны организации, составляющие консолидированную бухгалтерскую отчетность. Для субъектов малого предпринимательства оно не обязательно.

Положением, прежде всего даются рекомендации по "распознаванию" сегментов, формулируются правила отнесения на них доходов, расходов, активов и обязательств. При этом под сегментом для целей составления внешней отчетности понимается "часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях".

По аналогии с МСФО №14 выделено два типа сегментов - операционный и географический. Операционным сегментом названа "часть деятельности организации по производству определенного товара, выполнению определенной работы, оказанию определенной услуги или однородная группа товаров, работ, услуг, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей по другим товарам, работам, услугам или однородным группам товаров, работ, услуг"[6].

Географический сегмент- "часть деятельности организации по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в определенном географическом регионе деятельности организации, которая подвержена рискам и получению прибылей, имеющих место в других географических регионах деятельности организации" [6].

Предполагается, что сегменты осуществляют внешние продажи, а также реализуют продукцию (работы, услуги) между собой с использованием трансфертных цен.

С точки зрения бухгалтерского управленческого учета сегменты, о которых идет речь в данном Положении, являются наиболее "развитыми" видами центров ответственности, а именно центрами инвестиций. Эти сегменты обладают собственными активами, с ними отождествляются обязательства, на них обоснованно могут быть отнесены доходы и расходы, а следовательно, и определен финансовый результат деятельности.

Доходы (выручка) сегмента складываются из таких двух составляющих, как:

-доходы, которые непосредственно могут быть отнесены на сегмент;

-часть общей выручки организации, которая обоснованно может быть отнесена на данный сегмент. Для ее определения на практике применяются косвенные методы расчетов.

Доходы операционного сегмента - это выручка от продажи определенных товаров, от выполнения определенных работ, оказания определенных услуг. Доходы географического сегмента - это выручка от производства товаров, выполнения работ, оказания услуг в определенном географическом регионе деятельности.

Если сегменты реализуют продукцию (работы, услуги) между собой, то для объективной оценки их доходов используются не трансфертные цены, а внешние цены.

Не являются доходами сегмента:

-проценты и дивиденды, доходы от продажи финансовых вложений, кроме случаев, когда такие доходы являются предметом деятельности сегмента;

-чрезвычайные доходы (поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйствования (стихийного бедствия, пожара, аварии и т.д.).

Аналогичный подход предполагается и к учету расходов сегментов. Как и доходы, они состоят из двух слагаемых:

-расходов, которые непосредственно могут быть отнесены на сегмент;

-части общих доходов организации, которая обоснованно может быть отнесена на данный сегмент. Эта составляющая в отличие от первой рассчитывается косвенными методами.

Не относятся к расходам сегмента:

-расходы по финансовым вложениям, если эти финансовые вложения не являются предметом деятельности сегмента;

-налог на прибыль;

-чрезвычайные расходы (потери от стихийных бедствий, забастовок, террористических актов и иных аналогичных событий).

Финансовый результат деятельности сегмента (прибыль или убыток) определяется как разность между полученными им доходами и понесенными при этом расходами.


ГЛАВА 2. ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЦЕНТРОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

2.1.Характеристика предприятия

 

Предприятие занимается производством трех видов продукции А, В, С и имеет сложную структуру:

      цех №1;

      цех №2;

      цех №3;

      РМЦ.

В цехе №1 производится  продукция А, в цехе №2—В, цех №3 изготавливает продукцию С. РМЦ осуществляет текущий ремонт оборудования цехов.

Для производства продукции используется один вид основных материалов, который оценивается по методу средней себестоимости.

Таблица 2.1

Журнал хозяйственных операций за январь

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

1

Отпущены со склада материалы в

цех 1

   14.62 тн

25

10

 

  цех 2

14.53 тн

20

10

 

  цех 3

18.85 тн

20

10

2

Начислена заработная плата: рабочим цеха 1

 

66700

23

70

 

рабочим цеха 2

52000

23

70

 

рабочим цеха 3

70000

23

70

 

рабочим, обслуживающим оборудование цеха 1

7818

23

70

 

Продолжение табл.2.1

 

                         цеха 2

8862

23

70

 

                         цеха 3

6520

23

70

 

персоналу заводоуправления

80000

23

70

 

рабочим РМЦ

12000

23

 

3

Начислен единый социальный налог по ставке 35,6 от заработной платы: рабочих цеха1

23745.2

20

69

 

                                рабочих цеха2

18512

20

69

 

                                рабочих цеха3

24920

20

69

 

рабочим, обслуживающим оборудование        цеха 1

2783.21

29

69

 

                                цеха 2

3154.87

29

69

 

                                цеха 3

2321.12

29

69

 

персонала заводоуправления

28480

25

69

 

рабочих РМЦ

4272

29

69

4

Начислена амортизация по оборудованию     

                               цеха 1

                               цеха 2

                               цеха 3

 

 

12500

17500

20000

 

 

26

26

26

 

 

02

02

02

 

зданию заводоуправления

170000

76

02

 

зданию цеха 1

22462.5

23

02

 

зданию цеха 2

25465.5

23

02

 

зданию цеха 3

18738.67

23

02

 

 

Продолжение табл.2.1

5

Получен счет за электроэнергию, использованную: на освещение производственных помещений:

 

 

 

 

цеха 1

1752

23

51

 

цеха 2

1986

23

51

 

цеха 3

1462

23

51

 

на обслуживание оборудования:

цеха 1

876

23

51

 

цеха 2

993

23

51

 

цеха 3

731

23

51

 

на освещение помещений заводоуправления

680

76

51

 

на обслуживание РМЦ

300

29

51

6

РМЦ произведен текущий ремонт оборудования цеха 2

      8862

23

10

7

Определены и списаны на себестоимость расходы:  РСЭО

                                           цеха 1

       983

23

10

 

                                           цеха 2

1172

23

10

 

                                           цеха 3

2888

23

10

8

Выпущена и сдана на склад   продукция А

9881.25

43

20.23.29

 

продукция В

23182.5

43

20.23.29

 

продукция С

21075.0

43

20.23.29

9

Реализован следующий объем выпущенной продукции:

А – 1000 шт.
В – 2500 шт.

с – 2000 шт.

 

   150000

    200000

    120000

90

90

90

43

43

43

 

Определим методом (метод средней себестоимости, метод ЛИФО) фактическую себестоимость материалов, используемых для производства продукции А, В, С, используя следующие данные:

Таблица 2.2

Срок поступления

Количество, т

Цена

Сумма

Остаток на 01.01.2009

10

850

8500

02.01.2009

5

951

4755

05.01.2009

10

875

8750

06.01.2009

8

958

7664

08.01.2009

3

740

2220

09.01.2009

5

899

4495

11.01.2009

10

920

9200

12.01.2009

8

953

7624

ИТОГО поступило

49

 

44708

Процент 2009 года составлял -20%, значит

44708-20% =35766,4

 

 

За отчетный месяц использовано 48 тонны материалов, из которых 14,62 тн материалов отпущено в цех 1; 14,53 тн на производство продукции В  - в цех 2; 18,85 тонны в цех 3 на производство продукции С.

Материалы отпущены в производство 15.01.2009.

В учете отразим фактическую стоимость израсходованных материалов 48,0 рассчитанную по методу средней себестоимости.

Начислим амортизацию за январь 2009 года по основным средствам завода:

1.                  линейным способом—по всем основным средствам;

2.                  способом уменьшаемого остатка - по зданию заводоуправления;

3.                  способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования—по зданию цеха № 1;

4.                  способом списания стоимости пропорционально объему выпущенной продукции—по оборудованию цехов.

Таблица 2.3

№ п/п

Наименование объекта

Перво-

начальная стоимость

Дата ввода в эксплуата-

цию

Срок полез-

ного исполь-

зования

1

Здание заводоуправления

850000

01.11.2005

25

2

Здание цеха №1

134775

01.02.2006

30

3

Здание цеха №2

152793

01.02.2006

30

4

Здание цеха №3

112432

01.02.2006

30

5

Оборудования цеха №1

25000

01.01.2005

10

6

Оборудования цеха №2

35000

01.01.2005

10

7

Оборудования цеха №3

40000

01.01.2006

10

 

Объем выпущенной продукции в январе текущего года составил в первом цехе - 1060 единиц продукции А; во втором цехе—2640 единиц продукции В; в третьем—2500 единиц продукции С. Цех 1 рассчитан на производство 2800 единиц продукции, 2-ой – 3000 единиц продукции, 3-ий – 3500 единиц продукции.

Начислим амортизацию за январь 2009 года по основным средствам завода линейным способом—по всем основным средствам:

850000руб.:25лет=34000руб.– (34000руб.:12мес.=2833.33руб.-месячная)

134775руб.:30лет=4492.5руб.-(4492.5руб.:12мес.=374.37руб.-месячная)

152793руб.:30лет=5093.1руб.-(5093.1руб.:12мес.=424.42руб.-месячная)

112432руб.:30лет=9369.33руб.-(9369.33руб.:12мес.=780.78руб.-мсячная)

25000руб.:10лет=2500руб.-(2500руб.:12мес.=208.33руб.-месячная)

35000руб.:10лет=3500руб.-(3500руб.:12мес.=291.67руб.-месячная)

40000руб.:10лет=4000руб.-(4000руб.:12мес.=333.33руб.-месячная)

Начислим амортизацию за январь 2009 года по основным средствам завода способом уменьшаемого остатка - по зданию заводоуправления:

Таблица 2.4

Год

Первоначальная стоимость

Накопленный износ, руб.

Остаточная стоимость

Конец первого года

850000х5/25=170000

170000

680000

Конец второго года

850000х4/25=136000

306000

544000

Конец третьего года

850000х3/25=102000

408000

442000

Конец четвертого года

850000х2/25=68000

476000

374000

Конец пятого года

850000х1/25=34000

510000

340000

Конец первого года

134775х5/30=22462.5

22462.5

112312.5

Второго

134775х4/30=17970

40432.5

116805

Третьего

134775х3/30=13477.5

53910

80865

Четвертого

134775х2/30=8985

62895

125790

Пятого

134775х1/30=4492.5

67387.5

67387.5

Конец первого

года

152793х5/30=25465.5

25465.5

127327.5

Конец второго года

152793х4/30=20372.4

45837.9

106955.1

Конец третьего года

152793х3/30=15279.3

61117.2

91675.8

Конец четвертого года

152793х2/30=10186.2

71303.4

81489.6

Конец пятого года

152793х1/30=5093.1

76396.5

147699.9

 

Продолжение табл.2.4

Год

Первоначальная стоимость

Накопленный износ,

руб.

Остаточная стоимость

Конец первого года

112432х5/30=18738.67

18738.67

93693.33

Конец второго года

112432х4/30=14990.93

33729.6

78702.4

Конец третьего года

112432х3/30=11243.2

44972.8

67459.2

Конец четвертого года

112432х2/30=7495.47

52468.27

119927.47

Конец пятого года

112432х1/30=3747.73

56216

176143.47

Конец первого года

25000х2/10=5000

5000

20000

Конец второго года

25000х1/10=2500

7500

17500

Конец первого года

35000х2/10=7000

7000

28000

Конец второго года

35000х1/10=3500

10500

24500

Конец первого года

40000х2/10=8000

8000

32000

Конец второго года

40000х1/10=4000

12000

28000

 

Способом списания стоимости пропорционально объему выпущенной продукции—по оборудованию цехов.

850000:850000=1

134775:134775=1

152793:152793=1

112432:112432=1

25000:25000=1

35000:35000=1

40000:40000=1

2.2.Учет затрат

 

На основании данных журнала регистрации хозяйственных операций составим ведомости 12, 15, ведомость учета затрат по РМЦ по следующим предлагаемым формам:

ВЕДОМОСТЬ № 12

Таблица 2.5

№ статьи

Дебетируемые счета и статьи аналитического учета

Обороты по дебету счета – с кредита счетов

Наименование

70

69

23

02

76

Итого

 

К счету 25

А. РСЭО

 

28480

 

 

 

28480

1.

Износ производственного оборудования

 

 

 

50000

 

50000

2.

Эксплуатация оборудования и транспортных средств

 

 

2600

 

 

2600

3.

Текущий ремонт

 

 

8862

 

 

8862

Итого РСЭО

 

28480

11462

50000

 

89942

 

Б. Общецеховые расходы

 

 

 

 

 

 

4.

Содержание зданий, сооружений. инвентаря

 

 

5200

 

 

5200

5.

Износ зданий, сооружений

 

 

66666.67

 

170000

236666.67

Итого общецеховые расходы

 

 

71866.67

 

170000

241866.67

Итого по счету 25

 

28480

 

 

 

28480

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.6

Ведомость учета затрат РМЦ

№ статьи

Дебетируемые счета и статьи аналитического учета

В дебет 23 счета с кредита счетов

Наименование

70

69

76

Итого

1.

Затраты на оплату труда

223900

 

 

223900

2.

Единый социальный налог

 

108188.4

 

108188.4

3.

Прочие затраты

 

 

680

680

Итого по счету 23

303900

108188.4

680

412768.4

 

Таблиц 2.7

Ведомость №15

№ статьи

Дебетируемые счета и статьи аналитического учета

Обороты по дебету счета – с кредита счетов

Наименование

70

69

02

76

Итого

 

К счету 26

 

 

 

 

 

1.

Заработная плата аппарата управления

80000

 

 

 

 

2.

Амортизация основных средств

 

 

50000

 

 

3.

Содержание и текущий ремонт зданий, сооружений, инвентаря

 

 

 

8862

 

Итого по счету 23

 

 

 

8862

 

 

Составим калькуляцию себестоимости изделий А, В, С при условии, что цех №1 выпускает продукцию А,  цех №2—продукцию В; цех №3—продукцию С.

45231:(150-104)=983

46883:(80-40)=1172

43319:(60-45)=2888

Определим составляющую постоянных и переменных затрат в общей сумме расходов по содержанию и эксплуатации оборудования (РСЭО) методом мини-макси, исходя из следующих данных за прошлый период:

 

Таблица 2.8

Месяц

Выпуск продукции, шт.

РСЭО

А

В

С

А

В

С

Январь

990

2300

2300

6100

25900

8650

Февраль

820

1900

2100

5720

19800

6520

Март

950

2540

2720

7200

35000

8900

Апрель

1020

2800

2310

6510

36200

9300

Май

1100

1860

2530

5900

28300

10250

Июнь

1030

2400

1900

7020

27600

8750

Июль

890

2700

2410

6430

29630

9630

Август

945

1900

2200

5700

32150

10120

Сентябрь

1200

2520

2150

6310

33600

9950

Октябрь

1180

2780

2550

6900

38200

8870

Ноябрь

1020

2460

2340

6750

33300

9360

Декабрь

970

2110

2620

6200

30200

10200

Январь

1060

2640

2500

6566

34993

9905

итого

13175

30910

28100

83306

404873

120405

Постоянные затраты предприятия за январь составляют по продукции А – 45231 руб., по продукции В – 46883 руб., по продукции С – 43319 руб. Совокупные переменные затраты за этот период составляют по продукции А – 110688 руб., по продукции В – 105785 руб., по продукции С – 112370 руб. Объем выпущенной продукции: А-1060 шт., В-2640 шт., С- 2500 шт. Цена за единицу продукции А – 150, продукции В – 80, продукции С – 60. Определим точку безубыточности алгебраическим способом при  условии неизменности данных допущений (объем производства, величина затрат).

150х13175=1976250-45231-110688=1820331.0

80х30910=2472800.0-46883-105785=2320132.0

60х28100=1686000.0-43319-112370=1530311.0

83306х150=124950-45231-110688=1093581.0

404873х80=32389840-46883-105785=31815172.0

120405х60=7224300.0-43319-112370=7068611.0

 

2.3.Учет прибыли и рентабельности

 

Рассчитаем «кромку безопасности» по продукции А, В, С при  снижении объема производства и продаж на 25%.

13175-25%=9881.25

30910-25%=23182.5

28100-25%=21075.0

Компания желает получить в следующем месяце прибыль от продукции А - 10000, от продукции В – 40000, от продукции С – 7000. Каковы должны быть объемы производства, чтобы получить данный объем прибыли.

10000+20%=12000; 40000+20%=48000; 7000+20%=8400

Определим чистую прибыль предприятия, которая может быть получена при объеме производства продукции А - 1000 шт, В - 1500 шт., С - 3000 шт.

1000х150=150000-20%=120000

1500х80=120000-20%=96000

3000х60=180000-20%=144000

По мнению руководства, снижение цены на изделие В на 5% позволит увеличить объем продаж на 10%. Рассчитаем прибыль, если этот вариант будет принят.

80-5%=76

Предприятие продает в январе на внутреннем рынке продукцию А в объеме 1060 шт., продукцию В - 2640 шт., продукцию С - 2500 шт. Предприятие имеет возможность дополнительно произвести некоторое количество продукции А и реализовать ее на внешнем рынке. Данные о затратах на весь объем и на единицу продукции использовать из задания №3. Продукция А, которая продается на внутреннем рынке по цене 150 у.е. за единицу. Предприятие желает продавать продукцию А на внешнем рынке с той же рентабельностью, что и на внутреннем рынке. Определим минимальную цену на экспортируемую продукцию.

1820331.0:3752=485

Ассортимент продукции предприятия состоит из изделий А, В, С. Проанализировать прибыльность изделий. Определим целесообразность снятия убыточных товаров с производства на основе учета полной себестоимости и на основе системы директ-костинг.

При решении задачи использовать следующую таблицу:

Таблица 2.9

Изделия

Объем

производства, шт.

Переменные затраты, у. е.

Постоянные затраты,

у. е.

Себес-

тоимость, у. е.

Выручка,

у. е.

Прибыль, у.е.

А

13175

110688

45231

1581000

1976250

1425081

В

30910

105785

46883

1978240

2472800

1825572

С

28100

112370

43319

1348800

1686000

1193111

ИТОГО

72185

328843

135433

4908040

6135050

4443764

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В теоретической части контрольной работы изучен учет и отчетность по центрам ответственности.

В практической части изучена характеристика предприятия, ведомость учета затрат по РМЦ и  решены задачи, которые разнесены в ведомость.

Центр ответственности - это часть организации, по которой целесообразно аккумулировать учетную информацию о деятельности такого центра.

Центр ответственности представляет собой часть системы управления предприятием и, как любая система, имеет вход и выход.

              Цель учета по центрам ответственности состоит в обобщении данных о затратах и результатах деятельности по каждому центру ответственности с тем, чтобы возникающие отклонения можно было отнести на конкретное лицо.

Составление сегментарных отчетов напрямую связано с трансфертным ценообразованием. На базе этих цен формируется отчетность сегмента. От степени обоснованности разработанных предприятием трансфертных цен зависит объективность оценки качества работы структурного подразделения предприятия.

              Финансовый результат деятельности сегмента (прибыль или убыток) определяется как разность между полученными им доходами и понесенными при этом расходами.

Для производства продукции на предприятии используется один вид основных материалов, который оценивается по методу средней себестоимости.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная литература:

1.                  Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: Утв. Приказом Минфина РФ 29.07.1998 №34н.

2.                  Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств: Утв. Приказом Минфина РФ 20.07.98 № 33н // Нормативное акты для бухгалтера № 18, 17.09.98.

3.                  Бакаев А.С. Нормативное обеспечение бухгалтерского учета. – М.: Международный центр финансово–экономического развития, 2006.

4.                  Барышников Н.П. Бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение. Том 1. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2008.

5.                  Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. Учебное пособие/ ВЗФИ. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2009.

6.                  Вил Р., Палий В. Управленческий учет. М.: Инфра-М, 2007.

7.                  Друри К. Введение в управленческий и производственный учет: Пер. с англ. – М.: Аудит, Юнити, 2004.

8.                  Клндраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007.

9.                  Кашпорова Е.В. Подготовка к автоматизации // Главбух. № 9 – 2008.

10.             Нидлз Б., Андерсон Х., Кодуэл Д. Принципы бухгалтерского учета: Пер. с анг. / Под ред. Соколова Я.В. – М.: Финансы и статистика, 2003.

11.             Николаева О., Шишкова Т. Управленческий учет. – М.: УРСС, 2007.

12.             Рахман З., Шеремет А. Д. Бухгалтерский учет в рыночной экономике. – М.: Инфра-М, 2006.

13.             Управленческий учет: Учебное пособие / Под ред. Шеремета А.Д. – М.: ФБК-Пресс, 2009.

Дополнительная литература:

1.                  Николаева С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система «директ-костинг». Теория и практика. – М.: Финансы и статистика, 2003.

2.                  Стуков С.А. Система производственного учета и контроля. – М.: Финансы и статистика, 2008.

3.                  Хорнгрен Ч.Т. Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект:Пре. с англ./ Под ред. Я.В. Соколова - М.: Финансы и статистика, 2005.

4.                  Энтони Р., Рис Дж. Учет: ситуации и примеры – М.: Финансы и статистика, 2004.

5.                  Аксененко А.Ф., Бобижонов М.С., Паримбаев Ж.Ж. Управленческий учет на промышленных предприятиях в условиях формирования рыночных отношений. – М.: ООО «Нонпарель», 2004.

6.                  Карпова Т.П. Управленческий учет: информационное обеспечение менеджмента. – Смоленск: НИО, 2003.

7.                  Ковалев В.В., Соколов Я.В. Основы управленческого учета. – С.-Пб.: Лист, 2001.

8.                  Ластовецкий В.Е. Учет затрат по факторам производства и центрам ответственности. - М.: Финансы и статистика, 2008.

9.                  Синк Д. Скотт. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка. Контроль и повышение /Пер. с англ. – М.: Прогресс, 2009.

10.             Холт Р. Основы финансового менеджмента / Пер. с анг. – М.: Дело, 2003.

11.             Яругова А. Управленческий учет. Опыт экономически развитых стран. / Пер. с польск. Рогозиновой С.И., Лебедевой Г.И. – М.: Финансы и статистика, 2001.

2

 

Информация о работе Показатели оценки деятельности центров ответственности