Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 10:03, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить методы деления затрат на переменные и постоянные и использование этих знаний для эффективного управления организацией.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Раскрытие понятия и особенностей системы учета затрат директ-костинг;
• Ознакомление с историей возникновения и развития системы учета затрат директ-костинг;
• Рассмотрение возможных вариантов калькулирования себестоимости по системе директ-костинг;
• Выявление преимуществ и недостатков системы директ-костинг;
• Рассмотреть возможность применения системы директ-костинг на Российских предприятиях, на примере ОАО «Якутская Птицефабрика».
Введение………………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПО СИСТЕМЕ ДИРЕКТ-КОСТИНГ…...5
1.1. Особенности системы учета затрат директ-костинга………………….5
1.2. Варианты директ-костинга……………………………………………...9
1.3. Преимущества и недостатки системы учета директ-костинга..……..17
2. УЧЕТ ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ В ОАО «ЯКУТСКАЯ ПТИЦЕФАБРИКА»…..…………………………………………16
2.1. Краткая экономическая характеристика ОАО «Якутская Птицефабрика»………………………………………………………………….16
2.2 Результаты развития общества по приоритетным направлениям его деятельности…………………………………………………………………….22
2.3. Анализ учета затрат в ОАО «Якутская Птицефабрика»……………29
3. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ УЧЕТА ЗАТРАТ ДИРЕКТ-КОСТИНГ В ОАО «ЯКУТСКАЯ ПТИЦЕФАБРИКА»……...……31
Заключение……………………………………………………………………...35
Библиографический список……………………………………………………37
- система учета затрат в зависимости от загрузки производственных мощностей, в калькуляцию включаются все переменные расходы и часть постоянных, рассчитываемых в соответствии с коэффициентом использования производственной мощности.[12]
Все варианты «директ-костинга» объединяет то, что калькулируется не полная, а частичная себестоимость. [6]
Важным достоинством
системы директ-костинг
Важной особенностью директ-костинга является основанная на используемой им группировке затрат на постоянные и переменные возможность изучить взаимосвязи и взаимозависимости между объемом производства и продаж, затратами и прибылью. Большое значение здесь имеет установление связей и пропорций между затратами и объемами производства. Используя методы корреляционного и регрессионного анализа, математической статистики, графические методы, можно определять формы зависимости затрат от объема производства или загрузки производственных мощностей; составлять сметные уравнения, получать информацию о прибыльности или убыточности производства в зависимости от его объема; рассчитывать критическую точку объема производства; прогнозировать поведение себестоимости или отдельных видов расходов в зависимости от факторов объема или мощности, т.е. решать стратегические задачи управления предприятием. [7]
1.2. Варианты директ-костинга.
Система «директ-костинга» применяется в нескольких вариантах:
При обоих вариантах системы директ-костинга общую выручку за период сравнивают с величиной переменных затрат и определяют величину маржинального дохода (брутто-прибыль, сумма покрытия) за отчетный период. Для исчисления нетто-прибыли предприятия из этой величины вычитают сумму постоянных затрат, которые не распределяются между носителями как переменные затраты, а попадают из подсистемы учета по местам возникновения затрат, минуя подсистему калькулирования производственного учета, в подсистему учета результатов за период. При этом общую сумму постоянных затрат за период относят на результаты того отчетного периода, в котором она возникла. [7]
Простой «директ-костинг» базируется на следующих принципах:
При простом директ-костинге учет постоянных расходов осуществляется единым неразделенным блоком, когда они переходят единой суммой из подсистемы учета по местам затрат в подсистему учета результатов за период, а суммы покрытия при этом рассчитываются по отдельным изделиям или их группам. В одноступенчатом учете сумм покрытия все постоянные расходы, объединенные в одном блоке, вычитают из суммы покрытия данного отчетного периода. [7]
В условиях развитого «директ-костинга» возникает понятие полумаржи (разность валовой маржи и прямых постоянных затрат), ее еще называют «вклад продукта». Понятие «вклад продукта» получило широкое распространение в практике «директ-костинга», оно позволяет определить, что каждый продукт приносит предприятию.
При этом варианте отклоняются от строгого соблюдения переменной себестоимости, так как себестоимость включает не только переменные затраты, но и часть прямых постоянных затрат, что дает возможность улучшить технику исчисления переменной себестоимости, так как здесь речь идет о сокращенной себестоимости, включающей одновременно переменные и часть постоянных затрат.
Метод «вклад продукта» позволяет определить «участие» каждого продукта, т.е. его «взнос» в покрытие постоянных затрат, которые существуют даже при условии отказа от производства и реализации этого продукта.
Использование развитого
«директ-костинга» привело к
Причина применения данного метода в финансовом учете и популярности в управленческом учете заключается в его соответствии принципу начисления, когда затраты приводятся в соответствие с доходами, источниками которых они стали.
К преимуществам калькуляции с полным распределением затрат относятся:
К недостаткам калькуляции с полным распределением затрат можно отнести: зависимость от ряда оценок допущений и прогнозов при расчете полной себестоимости изделия; отсутствие постоянной информации для принятия решения об уменьшении или увеличении объема производства; большую зависимость от уровней производства, чем от уровней продаж; сложность и трудоемкость в понимании отчетов.
Контроль по методу маржинального
дохода (по переменным затратам) и расчет
себестоимости единицы
Отличие результатов калькулирования по полным затратам и по методу маржинального дохода связано с тем, что в первом случае на себестоимость отдельных изделий относятся накладные расходы, часто не связанные с данным изделием. На основе этого могут приниматься ошибочные решения по снятию с производства изделий, которые приносят доход. [6]
Для контроля за величиной и поведением постоянных затрат в системе «директ-костинг» их разделяют на четыре группы по местам возникновения: продукция, группа продукции, цех, предприятие. Устанавливают причины возникновения постоянных затрат.
В российских организациях важное значение для текущего контроля за рентабельностью продукции при широком ассортименте имеют поэтапные калькуляции покрытия, в которых все имеющиеся постоянные издержки подразделяются на:
Затем проводится расчет серии покрытий, поэтапно включающий все больше затрат:
Маржинальный доход 1 = Дифференциальные доходы – Переменные дифференциальные издержки
Маржинальный доход 2 = Маржинальный доход 1 – Постоянные затраты, непосредственно связанные с производством продукции;
Маржинальный доход 3 = Маржинальный доход 2 – Постоянные затраты, связанные с данной ассортиментной группой продукции;
Маржинальный доход 4 = Маржинальный доход 3 – Постоянные затраты, возникающие при цеховой структуре организации.
Контроль за многоступенчатым калькулированием себестоимости по методу маржинального дохода позволяет выявить и конкретизировать причины убытков по уровням управления (на уровне изделия, группы изделий, цеха, организации в целом).
Важной особенностью
«директ-костинга» является то, что
с его помощью можно изучить
взаимосвязи и
Анализ зависимости переменных затрат, постоянных затрат и выручки от объема производства позволяет определить точку критического объема производства (мертвую точку) или точку рентабельности: объем производства, при котором величина выручки от реализации равна ее полной себестоимости.
Для вычисления этой точки используются три метода: уравнений, маржинальной прибыли, графический метод.
Метод уравнений.
Любой отчет о финансовых результатах может быть представлен в виде следующего уравнения:
Выручка – переменные затраты – постоянные затраты = прибыль.
Или в расчете на единицу:
Цена за единицу × Количество единиц – Переменные затраты на единицу ×
× Количество единиц – Постоянные затраты = Прибыль.
Метод маржинальной прибыли.
Этот метод является разновидностью предыдущего. Маржинальная прибыль равна выручке минус переменные затраты. Маржинальная прибыль на единицу продукции равна ее цене минус удельные переменные расходы (т.е. расходы на единицу продукции). Суть этого метода вытекает из концепции маржинальной прибыли. Маржинальная прибыль, приходящаяся на единицу продукции, представляет вклад каждой реализованной единицы в покрытие постоянных затрат.
Если известна норма маржинальной прибыли, то точка безубыточности рассчитывается по формуле:
Графический метод.
Нахождение точки
ПР- переменные затраты; ПОС – постоянные затраты; ВР – выручка
Рис.1. Зависимость переменных и постоянных затрат от объема производства.
Последовательность построения заключается в следующем:
На графике видна
область прибыли и убытков
при различных вариантах
В управлении появилось
выражение «операционный рычаг»
Уровень операционного рычага предприятия при заданном уровне объема продаж рассчитывается по формуле;
Уровень операционного рычага показывает, как при заданном объеме продаж изменение этого показателя (в процентах) повлияет на изменение прибыли. [6]