Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 15:33, контрольная работа
Критерии выделения основных средств из множества внеоборотных активов установлены ПБУ 6/01 «Учёт основных средств», согласно которому активы принимаются к учёту в качестве основных средств при единовременном соблюдении следующих условий:
а) использование в производстве продукции при выполнении работ или оказания услуг либо для управленческих нужд организации;
б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
ОСОБЕННОСТИ
УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
В КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
Критерии выделения основных средств из множества внеоборотных активов установлены ПБУ 6/01 «Учёт основных средств», согласно которому активы принимаются к учёту в качестве основных средств при единовременном соблюдении следующих условий:
а) использование в производстве продукции при выполнении работ или оказания услуг либо для управленческих нужд организации;
б)
использование в течение
в) организацией не предполагается последующая перепродажа активов;
г)
способность приносить
Из этого определения следует, что от других материально-вещественных ценностей основные средства отличаются длительным сроком полезного пользования.
Под словами «полезное пользование» понимается, согласно п.4 ПБУ 6/01, возможность приносить доход. Если объект приносит доход более одного года, он относится к основным средствам, если меньше, то к материалам. Если организация относит объект к основным средствам, то она сама определяет срок полезного использования исходя из следующих факторов:
-
ожидаемого срока
-
ожидаемого физического износа,
зависящего от режима
-
планируемого объёма
-
ограничений, вытекающих из
Срок полезного использования, исходя из приведённых факторов (за исключением последнего), может быть определён только приблизительно, т.е. граница между основными средствами и оборотными активами размыта и устанавливается, как правило, исходя из интересов организации.
Приведенные критерии основных средств строго соответствуют нормативным документам, но на практике их выполнение осложняется тем, что часто весьма сложно решить, будет ли использоваться тот или иной объект больше или меньше одного года. Но даже если ясно, что объект будет служить больше 12 месяцев, все равно возникает проблема цены.
Можно выделить шесть оснований для классификации:
- по натурально-вещественному составу и выполняемым функциям, в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) основные средства учитываются по следующим группам: здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, другие виды основных средств (книжные фонды библиотек, капитальные затраты в арендованные основные средства, расходы на мелиоративные, осушительные и другие работы по улучшению земель). Кроме того, в состав основных средств включаются земельные участки и объекты природопользования, приобретенные организацией и собственность.
- по отраслевой принадлежности различают: основные средства промышленности, сельского хозяйства, торговли и т. д.
- по степени использования в деятельности организации они подразделяются на находящиеся в эксплуатации, в запасе (резерве), в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации, на консервации.
- по имеющимся правам на объекты основных средств они подразделяются на следующие группы:
а) основные средства, принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду);
б) основные средства, находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении;
в) основные средства, полученные организацией в аренду.
- по характеру участия в производственном процессе основные средства делятся на активные и пассивные. Активные основные средства непосредственно воздействуют на предмет труда, пассивные обеспечивают условия для нормального протекания процесса производства.
- по назначению основные средства подразделяются на производственные, используемые для получения доходов по обычным видам деятельности, и непроизводственные, не используемые при осуществлении обычных видов деятельности организации. К основным средствам производственного назначения относятся объекты, использование которых направлено на систематическое получение прибыли как основной цели хозяйственной деятельности. Они применяются в процессе производства промышленной продукции, в строительстве, сельском хозяйстве, торговле и общественном питании, заготовке сельскохозяйственной продукции и аналогичных видах деятельности.
Оценка ОС:
Необходимое условие правильного учета основных средств — единый принцип их оценки.
Оценка основных средств представляет собой денежное выражение стоимости, в которой они находят отражение в бухгалтерском учёте.
Различают три оценки основных средств: первоначальную, восстановительную и остаточную.
Первоначальная стоимость (балансовая) складывается в момент вступления объекта в эксплуатацию на данном предприятии. По первоначальной стоимости объект учитывается в течение периода нахождения на предприятии.
Первоначальная стоимость определяется:
Таким образом, способ оценки основного средства зависит от варианта поступления объекта на предприятие. Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях их достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации, а также в результате переоценки.
Принципы оценки основных средств одинаковы для всех предприятий независимо от форм собственности. Однако первоначальная стоимость основных средств может быть изменена при переоценке основных средств, достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов.
Восстановительная стоимость (полная восстановительная стоимость) – стоимость аналогичных объектов основных средств в действующих условиях воспроизводства, т.е. стоимость всех затрат на приобретение (строительство) основных средств, включая затраты на транспортировку, установку и т.п. по действующим рыночным ценам и тарифам на определённую дату. С течением времени первоначальная стоимость отклоняется от восстановительной в силу различных причин: высокого уровня инфляции, удешевления производства, состояния рынка и пр. В том случае, когда величина отклонения становится существенной, первоначальная стоимость переоценивается и доводится до уровня восстановительной, что соответствует теории статистического баланса.
Остаточная стоимость основных средств – это первоначальная стоимость за вычетом суммы начисленной амортизации. По остаточной стоимости основные средства отражаются в бухгалтерском балансе. Аналогично полной восстановительной стоимости используется понятие остаточной восстановительной стоимости.
В учете особое значение придаётся формированию первоначальной стоимости основных средств, другими словами – капитализации расходов, принимаемых в учете как основные средства. При этом чем больше первоначальная стоимость амортизируемого объекта, тем больше величина прибыли.
Для исчисления первоначальной стоимости основных средств во всех случаях их поступления предназначен счёт 08 «Вложения во внеоборотные активы». По дебету этого счёта собираются затраты на приобретение, изготовление и сооружение основных средств, стоимость основных средств, оприходованных по другим вариантам поступления, а также расходы, связанные с подготовкой их к эксплуатации. В зависимости от вида основных средств и способа их поступления первоначальная стоимость объектов основных средств отражается на различных субсчетах.
Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств после ввода их в эксплуатацию, принятия к учёту на основе акта приёмки-передачи и других документов списывается с кредита счёта 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счёта 01 «Основные средства» или счёта 03 «Доходные вложения в материальные ценности».
Документальное оформление движения основных средств
Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляют типовыми формами первичной учетной документации.
Операциями по поступлению основных средств являются ввод их в действие в результате осуществления капитальных вложений, безвозмездное поступление основных средств, аренда, лизинг, оприходование неучтенных ранее основных средств, выявленных при инвентаризации, внутреннее перемещение.
Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт (накладную) приемки-передачи основных средств на каждый объект в отдельности. Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица.
В
актах указывают наименование объекта,
год постройки или выпуска заво
После оформления акт приемки-передачи основных средств передают в бухгалтерию организации. К акту прилагают техническую документацию, относящуюся к данному объекту (паспорт, чертежи и т.п.).
На основании этих документов бухгалтерия производит соответствующие записи в инвентарные карточки основных средств, после чего техническую документацию передают в технический или другой отделы предприятия.
Акт утверждает руководитель организации. При передаче основных средств другой организации акт составляют в двух экземплярах (для организации, сдающей, и организации, принимающей основные средства).
Поступившее на склад оборудование для установки оформляют актом о приемке оборудования. В акте указывают наименование оборудования, тип, марку, количество единиц, стоимость, обнаруженные дефекты. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами приемной комиссии. В случае невозможности произвести качественную приемку оборудования при его поступлении на склад акт о приемке оборудования является предварительным, составленным по наружному осмотру.
Передачу оборудования монтажным организациям оформляют актом приемки-передачи оборудования в монтаж с указанием в нем монтажной организации, наименования и стоимости переданного оборудования, его комплектности и выявленных при наружном осмотре оборудования дефектах. Акт подписывают представители заказчика и монтажной организации и материально ответственное лицо, принявшее переданное оборудование на храпение.
На дефекты, выявленные в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования, составляется акт о выявленных дефектах оборудования. В нем указывают по каждому наименованию оборудования выявленные дефекты и мероприятия или работы для устранения выявленных дефектов. Акт подписывают представители заказчика, подрядчика и организации-исполнителя.