Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 15:57, курсовая работа
На первом этапе (конец 80-х - 1990 г.) происходило зарождение самой
идеи. По инициативе правительства СССР была разработана так называемая
единая государственная концепция свободных зон. Свободные зоны
рассматривались как элемент государственной внешнеэкономической политики
и способ стимулирования межгосударственных отношений СССР с зарубежными
партнерами.
Глава 2. Особенности создания и функционирования СЭЗ в России.
2.1. История
организации СЭЗ в России
Процесс
создания свободных зон в нашей стране,
начавшийся еще в конце
80-х годов, можно разделить на несколько
этапов.
На
первом этапе (конец 80-х - 1990 г.) происходило
зарождение самой
идеи. По инициативе правительства СССР
была разработана так называемая
единая государственная концепция свободных
зон. Свободные зоны
рассматривались как элемент государственной
внешнеэкономической политики
и способ стимулирования межгосударственных
отношений СССР с зарубежными
партнерами. По форме они должны были быть
зонами совместного
предпринимательства, точнее, компактными
территориями с высокой
концентрацией предприятий с иностранным
участием. Предполагалось, что
такие зоны будут создаваться в регионах
с развитым научно-техническим
потенциалом с целью производства наукоемкой
продукции на базе соединения
советских технологий и иностранного
капитала. Хозяйственно-правовые
льготы на территории зон предусматривались
только в отношении
предприятий с иностранным участием и
в пределах, определяемых
действовавшими в СССР нормами регулирования
иностранных инвестиций.
К
началу 90-х годов государственная концепция
свободных зон дополнилась
множеством региональных инициатив. Эти
инициативы получили свое
развитие, как только в ходе суверенизации
союзных республик
рассмотрение вопроса о создании зон было
официально перенесено на
республиканский уровень: в июле-сентябре
1990 г. ВС РСФСР принял
предложения 11-ти региональных советов
народных депутатов об объявлении
их территорий зонами свободного предпринимательства.
Зоны учреждались в
городах Ленинграде, Выборге, Находке,
Калининградской, Сахалинской и
Читинской областях, в Алтайском крае,
Кемеровской и Новгородской
областях, г. Зеленограде, Еврейской автономной
области. В
1990-1991 гг. Совет Министров или Верховный
Совет РСФСР утвердили по
каждой зоне отдельное положение, закреплявшее
ее хозяйственно-правовой
статус. Набор предоставленных зонам льгот
был практически
одинаковым, а сами зоны рассматривались
уже не только как внешне-,
но, скорее, как внутриэкономический феномен,
призванный создать
противовесы централизованной системе
хозяйствования.
Во-первых,
предполагаемые масштабы зон, когда они
охватывали не
только небольшие территории, но и обширные
области и целые края, были
заведомо нереальными из-за требуемых
колоссальных капиталовложений и
проблем соблюдения на больших территориях
особых таможенных процедур.
Во-вторых,
массовая раздача зональных преференций
отдельным
территориальным образованиям без четких
на то критериев спровоцировала
волну самостийного возникновения новых
зональных структур, когда та
или иная территория (город, область, морской
порт, центр науки или
просто российская глубинка) объявляла
о принятии ею соответствующего
статуса, лоббируя его утверждение в верхах.
Как отмечено в,
руководство России оказалось под массированным
давлением: в 1991 г.
около 150 регионов добивались образования
на своих территориях свободных
зон. Такая активность местных властей
отражала их стремление хоть
как-то бороться с кризисными процессами,
отгородиться с помощью статуса
зоны от массы различных проблем, нахлынувших,
как им представлялось, из
центра.
В
конце 1991-начале 1992 гг., когда российское
руководство приняло курс
на широкое открытие экономики в целях
ее стабилизации, выборочная
либерализация предпринимательского
климата на уровне отдельных
зональных территорий во многом лишалась
своего смысла. Принятые в
этот период в Российской Федерации нормативно-правовые
акты по
регулированию внешнеэкономической деятельности
не предусматривали
должных изъятий применительно к зональным
территориям.
Такая
неопределенность в законодательно-правовом
положении СЭЗ
вызвало беспокойство иностранных инвесторов,
расценивших сложившуюся
ситуацию как принципиальный отход правительства
от линии на создание
зон.
На
фактическое закрытие ранее созданных
зон были направлены решения,
принятые в июне 1993 г.: законодательное
урезание предоставленных зонам
таможенных льгот (Закон РФ "0 таможенном
тарифе") и очередная отмена
налоговых преференций (письмо ГНС и Минфина
РФ). И хотя
иностранным инвесторам указом президента
были даны гарантии по
сохранению прежних условий деятельности
на три года вперед, над
зонами нависла атмосфера бесперспективности.
В
результате, к осени 1994 г. наметились следующие
контуры российской
зональной политики: урезание (до 1-2 кв.км)
возможных размеров свободных зон, исключающее создание
относительно крупных комплексных зон
свободного
предпринимательства; формальное заимствование
и перенос на российскую почву простейших образцов
из мировой зональной практики без учета
ее перспективных
тенденций и увязки с национальной промышленной
политикой; усложненная система управления
зонами, сопряженная с многочисленными
бюрократическими согласованиями и невозможностью
создания зон по
инициативе "снизу". Ряд регионов,
не дожидаясь соответствующих законодательных
решений, начал интенсивную работу по реализации
проектов точечных и локальных с таможенных
зон (обустройство территории, создание
Компании развития и
т.п.).
Следует
отметить, что правительство поддалось
давлению: был восстановлен режим беспошлинной
торговли в пределах Калининградской
области, а в июле 1994 г. была создана зона
экономического благоприятствования
в Ингушетии -
"своеобразная модель оффшорной зоны,
весьма далекая от общепринятых
стандартов". Причем, когда в марте 1995
г. все
индивидуальные таможенные льготы в РФ
были вновь официально отменены, борьба
территорий за особые привилегии не опрекратилась.
В
частности, Калининградская область добилась
принятия в ноябре 1995 г.
Госдумой РФ отдельного федерального
Закона "Об Особой экономической зоне
в Калининградской области", возвращавшего
ей режим таможенной
экстерриториальности. 22 января 1996 г. этот
Закон был подписан
Президентом.
2.2. Общая
характеристика СЭЗ в России.
Свободные экономические зоны существуют во многих странах давно. Но в последние десятилетия подобные образования создавались в слаборазвитых странах или регионах, которые нуждались в ускоренном экономическом развитии, но которые находились в отдалении от путей международной торговли. Идеи свободной торговой зоны, свободных городов стары как мир, их история исчисляется столетиями и восходит к периоду расцвета либерализма в Европе. Так что Россия попыталась привить у себя старый европейский метод. Но опыт на российской почве оказался неудачным. Российские экономические зоны – это сложная иерархическая пирамида различных льгот, налоговых послаблений, различных преференций. Как правило, обширные льготы, давались местным властям в ущерб федеральному бюджету.
Из
всех действующих ныне экономических
зон хочется выделить оффшорную
зону «Ингушетия», которая в свое
время помогла развить
Необходимость
в свободных экономических
В России нет эффективно действующих экономических зон. Нормативные акты по Калининграду или Находке – несовершенны и не дали того результата, которого ожидали получить от экономической зоны. Продуктивность их во много раз ниже, чем, допустим, от экономических зон в соседнем Китае. Китай сделал экономический прорыв именно благодаря эффективной работе экономических зон одновременно с разумной государственной экономической политикой. Там действует пять экономических зон, и каждая из них имеет свою национальную, социальную, географическую особенность. Каждая зона имеет автономное законодательство, согласованное с общегосударственным. Россия, конечно, не Китай, но в России особенная стать. В России 70 депрессивных субъектов Федерации, которые нуждаются в стимулировании экономического роста. Каждый регион имеет свою специфику, свои проблемы. Проблемы Дальнего Востока резко отличаются от проблем Краснодарского края. На Дальнем Востоке ждет своего решения проблема рыбного промысла, судоремонтного производства. В Краснодарском крае нужно решать проблему Черноморского и Азовского побережья. Страна теряет ежегодно свыше трех миллиардов долларов из-за того, что в Краснодарском крае не оборудованы курортные зоны на должном уровне. Эти миллиарды уходят в Турцию, берега которой омывает все то же Черное море. Экономические зоны необходимы в Калининградской области, нужны зоны и на границе с Монголией. Везде свои локальные проблемы, своя культура. Но я не вижу никаких конкретных результатов, кроме роста экономических правонарушений. Подобные зоны иначе как рассадниками экономических правонарушений и не назовешь. Там не работает реальный сектор экономики, зарегистрированы всякие дутые компании.
Свободная экономическая зона нужна в том случае, если необходимо помочь депрессивному региону, когда нет иных средств, чтобы заставить работать экономику в регионе. К сожалению, имеющийся российский опыт экономических зон в ряде регионов показал несостоятельность этого экономического механизма. Как правило, экономические зоны становились прибежищем криминальных элементов, пытающихся нажить себе личное состояние, пользуясь всеми льготами на благо собственного кармана. В таких регионах благополучие народа не повышалось, а следственные органы выявляли десятки подставных фирм, качающих деньги в зарубежные банки за счет налоговых и других многочисленных льгот. Экономические зоны нужны в крайнем случае, и каждая из них должна создаваться не распоряжением отдельных чиновников в келейном кругу «заинтересованных лиц», а путем принятия отдельного федерального закона по каждой экономической зоне. Все пункты этого механизма должны быть оговорены в законе, каждая копейка, пущенная в оборот, подотчетна. В принципе государство должно в целом создавать благоприятные условия – как экономические, так и социальные – для всех перспективные видов производства во всех регионах страны, а не строить капитализм в отдельном взятом субъекте Федерации.
В России есть все условия, чтобы свободные экономические зоны начали действовать с полной отдачей. Это, в частности, относится к ЗАТО Минатом, которой представляет копию того, что сделали китайцы в своей стране. Эти центры надо развивать, чтобы сохранить и приумножить атомный и оборонный потенциал. Это очевидно. Этот экономический механизм нужен, он уже создан, и его надо развивать.
2.3. Типы
СЭЗ, организуемых в России.
Практика
создания имеющихся и проекты будущих
СЭЗ на территории
России показывают, что в зависимости
от целей и задач их можно
разделить на следующие основные типы:
- комплексные зоны производственного характера;
-
внешнеторговые (свободные таможенные
зоны, в том числе зоны экспортного
производства и транзитные);
-
функциональные, или отраслевые (технологические
парки, технополисы,
туристические, страховые, банковские
и др.).
Эти
типы зон могут быть охарактеризованы
следующими основными
признаками.
Комплексные зоны формируются и на ограниченной территории, и в границах областей и других территориальных образований. В них создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием необходимой инфраструктуры. К комплексным зонам может быть отнесена большая часть СЭЗ, создаваемых в России, в том числе - СЭЗ в Находке, Калининградской области, Санкт-Петербурге и др.
Внешнеторговые
зоны обеспечивают валютные поступления,
в том числе и за
счет консигнационных складов, сдачи в
аренду помещений, выставок,
перевалки грузов и их транзита. К внешнеторговым
зонам относятся, в частности, зона свободной
торговли "Шерри-зон" (около аэропорта
"Шереметьево"), свободные таможенные
зоны "Московский Франко-Порт" (около
аэропорта "Внуково"), "Франко-Порт
Терминал" (на территории московского
Западного речного порта.
Отраслевые
зоны (технологические парки, технополисы
и др.) выполняют
как народнохозяйственные, так и внешнеэкономические
функции. Они
способствуют ускорению научно-технического
прогресса в отдельных отраслях на основе
активизации внешнеэкономического сотрудничества,
внедрению результатов отечественной
науки, а также разработке наукоемких
технологий, новых видов готовой продукции
и расширению экспорта. К отраслевым зонам
научно-технического характера относится
СЭЗ в Зеленограде, которая должна специализироваться
в области микроэлектроники, информатики
и связи; к зонам финансового характера
может быть отнесена зона экономического
благоприятствования в Ингушетии; к зонам
туристическо-курортного типа -
особая экономическая зона «Кавказские
Минеральные Воды».
Информация о работе Особенности создания и функционирования СЭЗ в России