Особенности составления сводной (консолидированной) отчетности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 11:37, реферат

Описание работы

Целью реферата по теме «Особенности составления сводной (консолидированной) отчетности в России» является изучение существующего порядка составления сводной бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Содержание

Введение
Глава 1. Состав и структура сводной отчетности в России
1.1 Понятие сводной отчетности, общие положения по составлению сводной (консолидированной) отчетности
1.2 Принципы формирования сводной (консолидированной) отчетности
Глава 2. Особенности составления сводной отчетности в России
2.1 Основные различия в составлении отчетности в соответствии с российскими и международными стандартами
2.2 Проблема трансформации российской отчётности в соответствии с МСФО
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат АФО - копия.docx

— 37.59 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине: Анализ финансовой отчетности

На тему: «Особенности составления сводной (консолидированной)

отчетности в  России»

 

                                                                                                        

 

 

 

 

                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Состав и  структура сводной отчетности в  России…………....................5

1.1 Понятие сводной отчетности, общие положения по составлению  сводной (консолидированной) отчетности………………………………………………………5

1.2 Принципы формирования  сводной (консолидированной) отчетности…………..7

Глава 2. Особенности  составления сводной отчетности в России……………...11

2.1 Основные различия в  составлении отчетности в соответствии  с российскими и международными  стандартами………………………………. ………………………11

2.2 Проблема трансформации  российской отчётности в соответствии  с МСФО…………………………………………………………………………………...15

Заключение………………………………………………………………………...........18

Список литературы……………………………………………………………………..19

 

Введение

 

Целью реферата по теме «Особенности составления сводной (консолидированной) отчетности в России» является изучение существующего порядка составления  сводной бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

В данной работе излагаются особенности составления сводной (консолидированной) отчетности, характеризуется такие вопросы, как:

В первой главе – понятие  сводной и консолидированной  отчетности; определение хозяйствующих  обществ, которыми должна составляться сводная (консолидированная) отчетность; общие положения по формированию такой бухгалтерской отчетности принципы на которых строится достоверная  сводная отчетность.

Во второй главе – основные различия в составлении отчетности в соответствии с российскими  и международными стандартами; сравнительный  анализ расхождений между российской системой бухгалтерского учета и  МСФО; проблема трансформация финансовой отчётности в соответствии с требованиями МСФО, иными словами особенности  составления сводной (консолидированной) отчетности в России.

Информационной основой  реферата являются официальные источники, законодательные и нормативные  документы, регламентирующие данную проблему; материалы, публикуемые в периодической  печати, кроме того, учебные пособия  известных российских авторов.

В России данный вид отчетности еще мало известен и правила ее составления пока не вполне отрегулированы, несмотря на то, что требование составления сводной бухгалтерской отчетности включено в «Положение о бухгалтерском учете и отчетности» начиная с 1992 года. В последнее время были предприняты определенные попытки урегулирования бухгалтерского учета в этой области. Так, были изданы «Указания о бухгалтерском учете отдельных операций», утвержденные приказом Минфина России от 28 июля 1995 г. № 81, связанные с введением в действие первой части ГК РФ. В разделе 1 Указаний в общих чертах раскрыты порядок и правила консолидации отчетности зависимых и дочерних предприятий в отчетности материнской компании. Позже порядок составления и предоставления сводной отчетности был установлен «Методическими рекомендациями по составлению и предоставлению сводной бухгалтерской отчетности», утвержденными приказом МФ РФ от 30.12.96 №112 (ред. от 12.05.99). Но, во-первых, эти правила и рекомендации описаны в общем виде, а, во-вторых, они содержат серьезные недоработки и некоторые различия с международными стандартами бухгалтерского учета.

Поэтому проблема формирования сводной (консолидированной) отчетности в России является столь актуальной и на сегодняшний день.

 

Глава 1. Состав и  структура сводной отчетности в  России

 

1.1 Понятие сводной  отчетности, общие положения по  составлению сводной (консолидированной)  отчетности

сводный отчетность стандарт консолидированная

Сводная бухгалтерская отчетность – это система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций. Иными словами, сводная бухгалтерская  отчетность составляется по группе юридически и экономически взаимосвязанных  организаций, каждая из которых является самостоятельным юридическим лицом.

Сводная бухгалтерская отчетность Группы объединяет бухгалтерскую отчетность головной организации и ее дочерних обществ, а также включает в себя данные о зависимых обществах.

Порядок предоставления сводной  отчетности установлен Методическими  рекомендациями по составлению и  предоставлению сводной бухгалтерской  отчетности, утвержденными приказом МФ РФ от 30.12.96 №112 (ред. от 12.05.99). Данные рекомендации разработаны в соответствии с п.91 Положения о ведении бухгалтерского учета и отчетности, утвержденного МФ РФ от 29.07.98 №34н, который гласит: «в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами, в порядке, устанавливаемом Министерством Финансов Российской Федерации».

Таким образом, можно сделать  вывод, что бухгалтерская отчетность дочернего общества объединяется в  сводную бухгалтерскую отчетность, если головная организация:

– обладает более 50% голосующих акций акционерного общества или  более 50% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью;

– определяет решения, принимаемые  дочерним обществом, в соответствии с договором, заключенным между  головной организацией и дочерним обществом;

– имеет иные способы  определения решений, принимаемых  дочерним обществом.

 Сводная (консолидированная)  отчетность не составляется, если:

– предполагается временный  контроль, поскольку дочернее предприятие  приобретено с целью продажи  в ближайшем будущем;

– дочернее предприятие  работает в условиях строгих ограничений, что существенно снижает возможность  передачи фондов материнской компании;

– головная организация  не может определять решения, принимаемые  дочерним обществом;

– дочернее предприятие  не является значительным для группы;

– несколько взятых вместе предприятий не занимают значительного  места в группе;

– деятельность дочернего  предприятия отличается от деятельности предприятий, входящих в группу (иначе  нарушается концепция справедливой и достоверной оценки);

– высока стоимость и  значительна задержка представления  информации и документов, необходимых  для консолидации.

В Российском законодательстве понятие сводная и понятие  консолидированная отчетность используются как синонимы, не смотря на то, что  сводная отчетность составляется внутри одного юридического лица на основании  отчетных данных его подразделений  и филиалов, выделенных на отдельный  баланс, но не являющихся самостоятельными юридическими лицами и при наличии  дочерних и зависимых обществ. Кроме  того, составление сводной годовой  бухгалтерской отчетности осуществляется путем построчного суммирования соответствующих данных, отраженных в формах годовой бухгалтерской  отчетности организаций и унитарных  предприятий.

Консолидированная же бухгалтерская  отчетность имеет в отличие от сводной иную цель – показать прежде всего инвесторам и другим заинтересованным лицам результаты финансово-хозяйственной деятельности группы взаимосвязанных предприятий, юридически самостоятельных, но фактически являющихся единым хозяйственным организмом. Основная потребность составления консолидированных отчетов – элиминирование отдельных показателей предприятий, входящих в группу, с целью исключения повторного счета в итоговом (консолидированном) отчете группы.

 

1.2 Принципы формирования  сводной (консолидированной) отчетности

 

Для составления достоверной  сводной отчетности, отвечающей требованиям  всех заинтересованных пользователей  и в соответствии с международными стандартами исходная информация о  финансовом положении и хозяйственной  деятельности организаций, входящих в  состав Группы, должна быть построена  на определенных принципах и методах (отвечать определенным требованиям).

Принцип полноты: все активы, обязательства, расходы будущих  периодов, доходы будущих периодов консолидированной группы принимаются  в полном объеме, независимо от доли материнской компании. Доля меньшинства  показывается в балансе отдельной  статьей под соответствующим  заголовком.

Принцип собственного капитала: поскольку материнская компания и дочерние предприятия рассматриваются  как единая экономическая единица, собственный капитал определяется по балансовой стоимости акций консолидируемых  предприятий, а также финансовых результатов деятельности этих предприятий  и резервов.

Принцип справедливой и достоверной  оценки: консолидированная отчетность должна быть представлена в ясной  и удобной для понимания форме  и давать правдивую и достоверную  картину активов, обязательств, финансового  положения, прибылей и убытков предприятий, входящих в группу и рассматриваемых  как единое целое.

Принцип постоянства использования  методов консолидации и оценки и  принцип функционирующего предприятия: методы консолидации должны применяться  продолжительное время при условии, что предприятие является функционирующим, т.е. не намеревается прекращать свою деятельность в обозримом будущем. Отклонения допустимы в исключительных случаях, причем они должны быть раскрыты в  приложениях к отчетности с соответствующим  обоснованием. Этот принцип распространяется как на формы, так и на методы составления  консолидированной отчетности.

Принцип существенности: этот принцип предусматривает раскрытие  таких статей, величина которых может  повлиять на принятие или перемену решения о финансово-хозяйственной  деятельности компании.

Единые методы оценки: активы, пассивы, расходы будущих периодов, прибыли и затраты консолидированной  компании должны быть учтены во всей полноте. Не имеет значения, как они представлены в текущем учете и отчетности предприятий, входящих в группу, поскольку  материнская компания не налагает запрет и не осуществляет избирательные  учетные подходы. Важно, чтобы при  консолидации активы и пассивы материнской  компании и дочерних предприятий  были оценены по единой методологии, применяемой материнской компанией. Методы оценки по законодательству, которое  соблюдает материнская компания, должны применяться при составлении  консолидированной отчетности.

Единая дата составления: Консолидированная отчетность должна составляться на дату баланса материнской  компании. Показатели отчетности дочерних предприятий также должны быть пересчитаны  на дату консолидированной отчетности.

 Большая часть рассмотренных  выше принципов, на которых  строится кон-солидированная отчетность, в соответствии с международными стандартами нашла отражение и в российских нормативных документах, регулирующих составление сводной бухгалтерской отчетности.

В сводную бухгалтерскую  отчетность объединяются все активы и пассивы, доходы и расходы головной организации и дочерних обществ  путем построчного суммирования соответствующих данных по правилам, установленным Методическими рекомендациями по составлению и представлению  сводной бухгалтерской отчетности.

В сводную бухгалтерскую  отчетность объединяется бухгалтерская  отчетность головной организации и  дочерних обществ, составленная за один и тот же отчетный период и на одну и ту же отчетную дату.

Организация должна составлять сводную бухгалтерскую отчетность в объеме и порядке, установленных  Положением по бухгалтерскому учету  «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/96), по формам, разработанным головной организацией на основе типовых форм бухгалтерской отчетности. При этом:

– типовые формы бухгалтерской  отчетности могут дополняться данными, необходимыми пользователям сводной  бухгалтерской отчетности;

– статьи (строки) типовых  форм бухгалтерской отчетности, по которым у группы отсутствуют  показатели, могут не приводиться, кроме  случаев, когда соответствующие  показатели имели место в периоде  предшествующем отчетному;

– числовые показатели об отдельных  активах, пассивах и хозяйственных  операциях должны приводиться в  сводной бухгалтерской отчетности обособленно, если без знания о них  для пользователей невозможна оценка финансового положения группы или  финансового результата ее деятельности. Числовые показатели по отдельным видам активов, пассивов и хозяйственных операций не приводятся в сводном бухгалтерском балансе или сводном отчете о финансовых результатах, если каждый из этих показателей в отдельности несуществен для оценки пользователями финансового положения группы или финансового результата ее деятельности, а отражаются общей суммой в пояснениях к сводному бухгалтерскому балансу и сводному отчету о финансовых результатах.

Головная организация  придерживается принятой формы сводного бухгалтерского баланса, сводного отчета о финансовых результатах и пояснений  к ним от одного отчетного периода  к другому. Изменение избранных  форм сводного бухгалтерского баланса, сводного отчета о финансовых результатах  и пояснений к ним раскрывается в пояснениях к сводному бухгалтерскому балансу и сводному отчету о финансовых результатах с указанием причин, вызвавших это изменение.

Информация о работе Особенности составления сводной (консолидированной) отчетности в России