Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:02, доклад
В работе установлено, что случаев преднамеренного и фиктивного банкротства предприятий, индивидуальных предпринимателей и кредитных организаций в Российской Федерации становится больше. Данный вопрос актуален, так как изучение реального состояния преступности, посягающего на предпринимательскую деятельность, показывает, что преднамеренное и фиктивное банкротство образует значительную часть криминальной активности в экономической деятельности. Уверенные в своей безнаказанности, оборотистые дельцы выводят активы и накапливают пассивы, а затем арбитражный суд признает организацию или частного предпринимателя несостоятельным, и начинается процедура банкротства.
ОСОБЕННОСТИ ФИКТИВНОГО И ПРЕДНАМЕРЕННОГО БАНКРОТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бочарова Л.В.
Белгородский государственный
технологический университет
им. В. Г. Шухова
научный руководитель:
к.э.н., доц. Кравченко Л. Н..
В работе установлено, что случаев преднамеренного и фиктивного банкротства предприятий, индивидуальных предпринимателей и кредитных организаций в Российской Федерации становится больше. Данный вопрос актуален, так как изучение реального состояния преступности, посягающего на предпринимательскую деятельность, показывает, что преднамеренное и фиктивное банкротство образует значительную часть криминальной активности в экономической деятельности. Уверенные в своей безнаказанности, оборотистые дельцы выводят активы и накапливают пассивы, а затем арбитражный суд признает организацию или частного предпринимателя несостоятельным, и начинается процедура банкротства. Шансы кредиторов на возврат долгов в таких случаях стремятся к нулю. Между тем оперативное вмешательство правоохранительных органов иногда может переломить ситуацию в пользу кредиторов, ведь если удастся собрать доказательства того, что имело место преднамеренное (ст. 196 Уголовного Кодекса Российской Федерации (УК РФ) или фиктивное (ст. 197 УК РФ) банкротство, виновных ожидает уголовная ответственность. Кроме того, те же правоохранительные органы объявят в розыск сбежавших собственников и руководителей организации-банкрота, примут меры к поиску украденных денег и иного имущества, выявят фиктивные и мнимые сделки должника и соберут тому доказательства.
Известны случаи, когда руководители и собственники благополучных коммерческих организаций либо индивидуальные предприниматели, стремясь ввести в заблуждение кредиторов и получить отсрочку или рассрочку исполнения своих обязательств, снизить размер долга или добиться его списания, делают заведомо ложное объявление о несостоятельности. Такие действия закон определяет как фиктивное банкротство.
Чтобы «объявить о несостоятельности», необязательно направлять пресс-релизы в средства массовой информации или заказными письмами оповещать всех своих кредиторов, достаточно просто принести в арбитражный суд заявление о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве). Напомним, что это заявление должно быть составлено по установленной форме и обязательно содержать размер требований кредиторов и указание на причины, по которым должник не может выполнить свои обязательства. Вместе с этим заявлением в суд передаются списки кредиторов и должников (с расшифровкой их кредиторской и дебиторской задолженности), бухгалтерский баланс и другие документы. Именно содержание этих документов в основном и искажают преступники, чтобы ввести в заблуждение и судей, и кредиторов.
Если фиктивное банкротство причинило крупный ущерб, то ответственность наступает в соответствии со ст. 197 УК РФ. Наказание на должностные лица организации должника может быть наложено в виде лишения свободы (до 6 лет) и/или в виде крупного штрафа. Сразу отметим, что такие же санкции предусмотрены и за преднамеренное банкротство, о нем мы поговорим ниже. Уголовная ответственность по ст. 197 наступает, если подлинная платежеспособность организации-должника известна и очевидна для виновного и должник, объявляя себя банкротом, ставит целью получение материальной выгоды.
Статья 196 УК РФ предусматривает ответственность за преднамеренное банкротство.
Это преступление заключается в умышленном создании или увеличении неплатежеспособности предприятия или индивидуального предпринимателя. К ответственности привлекаются собственники и руководители предприятий, индивидуальные предприниматели, совершившие преступления в личных интересах или в интересах иных лиц. Как и в предыдущем случае, уголовная ответственность наступает в случае наличия крупного ущерба.
Экспертиза для определения признаков преднамеренного банкротства производится после возбуждения арбитражным судом производства по делу о банкротстве и при наличии оснований предполагать, что имели место неправомерные действия лиц, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо имеют возможность иным образом определять его действия. Признаки преднамеренного банкротства могут быть установлены как в течение периода, предшествующего возбуждению дела о банкротстве, так и в ходе самих процедур банкротства (за исключением конкурсного производства). Признаками преднамеренного банкротства являются действия, вызвавшие неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Изучение реального состояния преступности, посягающего на предпринимательскую деятельность, показывает, что преднамеренное и фиктивное банкротство образует значительную часть криминальной активности в экономической деятельности.
В развитых странах банкротство — первичный способ финансового оздоровления бизнеса. Объявить себя банкротом не зазорно: каждый может оказаться без денег, особенно в условиях кризиса. Почему тогда в России банкротство почти всегда приводит к ликвидации компании?
Формально для начала процедуры банкротства по-российски достаточно просрочить на три месяца уплату обязательных платежей. Конечно, арбитражный суд будет рассматривать соразмерность неуплаты активам, текущую деятельность компании, возможность погасить долг и массу других факторов.
Юристы уверяют: российская практика не помнит случая, чтобы после банкротства компания продолжала нормально функционировать. В этом признаются даже главные участники процесса — арбитражные управляющие.
На практике, дело чаще всего заканчивается внешним управлением, конкурсным производством и последующей ликвидацией. Отчего так? Начнем с того, что кредиторы в России традиционно не верят в возможность финансового выздоровления должника. Если денег для налаживания полноценной работы предприятия не хватает, имущество распродается, а юридическое лицо ликвидируется. Согласно статистике Федеральной налоговой службы, в прошлом году по этой схеме было ликвидировано более 43 тысяч компаний. И это при том, что почти на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве стороны могут заключить мировое соглашение! Например, если найдется инвестор, готовый (зачем — другой вопрос) быстро погасить долги потенциального банкрота.
Затевать в России «банкротство по-американски» имеет смысл лишь в том случае, если должник на сто процентов уверен, что сможет погасить свои долги в период процедуры наблюдения. Закон позволяет получить отсрочку в погашении имеющейся перед кредиторами задолженности. Более того, вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов, приостанавливается взыскание по исполнительным листам, снимаются аресты на имущество и иные ограничения в части распоряжения собственностью. Теоретически семи месяцев может вполне хватить для урегулирования и реструктуризации долговых обязательств. Однако, принимая решение о легальном банкротстве, приходится иметь в виду существенное и почти запретительное для малого и среднего бизнеса ограничение — цену вопроса. С учетом судебных, консультационных, юридических и иных издержек стоимость процесса может составлять десятки тысяч долларов. Даже простые случаи обходятся владельцам бизнеса не меньше чем в 300–400 тысяч рублей. А где взять деньги, если как раз их нехватка и стала главной проблемой?
Как бы то ни было, российские предприниматели научились извлекать выгоду даже из не самого удобного закона. Если банкротство — процедура, которая чаще всего ведет к ликвидации (а значит, к списанию долгов, если их не удается погасить за счет конкурсной массы), этим можно воспользоваться! Сегодня в стране применяется несколько распространенных схем. Самые популярные из них — вывод ликвидных активов и формирование пула «дружественных» кредиторов. «Самым популярным способом избежать расчетов с кредиторами является как раз вывод активов из организации
Схема до смешного проста. Как только возникает риск не вернуть долг (например, банковский кредит), собственники передают все более или менее ценное имущество дружественной компании. В итоге у фирмы не остается ничего, кроме долгов. Затем предприятие банкротится, а кредиторам достается лишь какой-нибудь старый принтер, оставшийся в виде «уставного капитала».
Такая операция, естественно, содержит существенную долю риска. Статьями 195, 196, 197 УК РФ установлена уголовная ответственность за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное и фиктивное банкротство. Но вероятность такого исхода, как правило, не пугает потенциальных «схемотехников». Ведь доказать фиктивный характер сделок очень непросто, особенно если имущество выводится за пределы России.
Другая ходовая схема банкротства — заключение ряда мнимых сделок с целью создания «дружественных» кредиторов. Подконтрольные фирмы, которые формально (например, по фиктивным кредитным договорам) могут быть крупнейшими кредиторами должника, в рамках процедуры банкротства способны в существенной мере влиять на решения общего собрания кредиторов. Таким образом, даже при строгом соблюдении всех норм законодательства реальный контроль над деятельностью и активами компании остается у собственников — несмотря на наличие арбитражного управляющего. Ведь его цель состоит в защите интересов кредитора. К тому же управляющий вынужден ориентироваться на решения и рекомендации общего собрания.
Наконец, самый сложный способ «самобанкротства» — создание компании-«камикадзе». Еще на ранних этапах организации бизнеса подавляющее большинство финансовых потоков начинает проходить через фирму, назначенную «смертником». На ней же «повисают» и долги. Поскольку чаще всего будущая жертва создается внутри холдинга, в «тучные годы» кредиторы практически не обращают внимания на то, что у такого заемщика, строго говоря, нет никакого ликвидного имущества. И лишь когда оказывается, что компания — банкрот, доверчивые кредиторы хватаются за голову.
Не стоит, кстати, забывать о существенном минусе этой схемы: заботиться о создании компании-«смертника» нужно заранее. По крайней мере, в срочном порядке сбросить долговые обязательства на другую («техническую») фирму практически невозможно. Перевод долга допускается только с согласия кредитора, но даже если перевод долгов или реорганизацию удастся осуществить, высок риск признания подобных сделок недействительными. А значит, создавать подобную фирму в условиях кризиса, чтобы избавиться от невыполнимых обязательств, скорее всего, бессмысленно.
Зато те, кто вовремя подстраховался и создал компанию-«самоубийцу» заранее, сегодня получают возможность успешно использовать ее для решения долговых проблем. Компании, не имеющие возможности рассчитаться с кредиторами, все чаще выводят фирмы, на которых «висят» долги, из состава холдинга и запускают процедуру их банкротства.
Цивилизованной в полном смысле слова технологии банкротства в России до сих пор не появилось. В итоге основным механизмом, связанным с признанием несостоятельности, остаются всякого рода схемы, которыми компании пользуются с разной степенью успеха. Впрочем, даже в таких условиях умелое банкротство позволяет спасти активы и бизнес.
В России компании, угодившие в жернова банкротства, как правило, тонут окончательно. Между тем в мире достаточно случаев, когда именно процедура банкротства позволяла вылечить бизнес.
Миллиардер Дональд Трамп не единожды использовал эту процедуру. Правда, речь шла не о созданной им империи в целом, а об отдельных компаниях. Так, недавно во второй раз за последние 15 лет объявила о банкротстве. Характерны комментарии в прессе: независимые эксперты связывают начало процедуры банкротства с необходимостью обновления бизнеса. В результате кредиторы получат контрольный пакет акций и будут вынуждены принять участие не только в реструктуризации задолженности, но и в восстановлении бизнеса.
В результате проделанной работы были рассмотрели фиктивное банкротство, преднамеренное банкротство, ответственность за фиктивное банкротство, а также ответственность за преднамеренное банкротство.
Анализ норм действующего законодательства, регулирующих отношения участников гражданско-правового (коммерческого) оборота при фиктивном и преднамеренном банкротстве юридического лица - должника, позволяет сделать два вывода:
- правовые понятия фиктивное банкротство и преднамеренное банкротство употребляются законодателем применительно к последней стадии правоотношений - стадии банкротства;
- законодатель возлагает ответственность за фиктивное и преднамеренное банкротство исключительно на должниковую сторону: должник, учредители (участники) должника, руководитель должника и др.
Список использованных источников
1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ.
2. Закон РФ о бухгалтерском учете от 21.11.96 г. № 129-ФЗ.
3. Уголовный кодекс РФ (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ
4. Кукукина И.Г., Астраханцева И.А. Учет и анализ банкротств. – М.: Финансы и статистика, 2009.
5. Федорова Г.В. Финансовый анализ предприятия при угрозе банкротства: Учеб. пособие. – М.: Омега-Л, 2009.
Информация о работе Особенности фиктивного и преднамеренного банкротства в Российской Федерации