Основы организации бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 03:27, контрольная работа

Описание работы

Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов (слагаемых) построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности предприятия и осуществления контроля за рациональным использованием имущества предприятия. Основными слагаемыми системы организации бухгалтерского учета являются первичный учет и документооборот, инвентаризация, План счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности, организация материальной ответственности, учетная политика предприятия.

Содержание

1.Общие принципы построения бухгалтерского учета на предприятиях........................................................................3
2.Стадии (этапы) учетного процесса..................................5
3.Организация бухгалтерского учета на предприятиях (в организациях)........................................................................6
4.Приложение...........................................................................9
5.Литература........................................................................14

Работа содержит 1 файл

1.rtf

— 320.82 Кб (Скачать)
 
 
 

      МОСКОВСКИЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.

                Финансово-экономический факультет.

                      Заочное отделение.

                Специальность финансы и кредит. 
 
 
 
 
 
 

                        Контрольная работа.

                            (реферат)

                   По дисциплине Бухгалтерский учет.

       Тема: Основы организации бухгалтерского учета. 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

                                                 Студентки 2-ого курса,

                                                    Группы Фэк-05(6),

                                                 Шульц Дарьи Андреевны. 
 
 
 
 
 

                         Москва.

                           2006 г. 
 
 
 
 

                           План. 
 

  1. Общие принципы построения бухгалтерского учета на предприятиях........................................................................3
  2. Стадии (этапы) учетного процесса..................................5
  3. Организация бухгалтерского учета на предприятиях (в организациях)........................................................................6
  4. Приложение...........................................................................9
  5. Литература........................................................................14
 

 

  Общие принципы построения бухгалтерского учета на предприятиях. 
 

    Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов (слагаемых) построения учетного процесса с целью получения достоверной  и своевременной информации о хозяйственной деятельности  предприятия и осуществления контроля за рациональным использованием имущества предприятия. Основными слагаемыми системы организации бухгалтерского учета являются первичный учет и документооборот, инвентаризация, План счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности, организация материальной ответственности, учетная политика предприятия.

    В соответствии с Законом о бухгалтерском учете и отчетности бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах предприятий, о движении имущества и обязательств путем сплошного, непрерывного и документированного учета всех хозяйственных операций.

    Соответственно, исходя из этого определения, объектами бухгалтерского учета на предприятии являются: ·

  • имущество;
 
  • обязательства;
 
  • хозяйственные операции, осуществляемые предприятием в процессе своей деятельности.

    В бухгалтерском учете имущество определяется как совокупность оборотных и внеоборотных активов предприятия. При этом к оборотным активам относятся денежные средства или продукция, которые могут быть обращены в денежные средства или потреблены в течение одного года или обычного операционного цикла. Если этот цикл более одного года, то такое имущество оборотным не считается. Итак, к оборотным активам относятся: 

  • наличные деньги в кассе предприятия, ·
 
  • денежные средства, хранящиеся на счетах предприятия в банках, ·
 
  • легко реализуемые ценные бумаги, то есть краткосрочные финансовые вложения,
 
  • дебиторская задолженность,
 
  • запасы сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции,
 
  • текущая часть расходов будущих периодов.
 

    К внеоборотным активам относятся активы, полезные свойства которых ожидается использовать в течение периода свыше одного года. В состав внеоборотных включаются: 

  • основные средства,
 
  • земельные участки,
 
  • объекты природопользования,
 
  • капитальные вложения,
 
  • долгосрочные финансовые вложения,
 
  • нематериальные активы,
 
  • деловая репутация предприятия и др.

    Обязательства - это долговые обязательства, которые должны быть оплачены предприятием в течение обычного операционного цикла (одного года), так называемые текущие обязательства. Если долги оплачиваются в течение срока, превышающего 1 год, то это долгосрочные обязательства. К понятию обязательства не относится дебиторская задолженность.

    Обычный операционный период означает период времени от момента инвестирования денежных средств до их возвращения в какой-либо форме.

    Хозяйственные операции - факты предпринимательской и иной деятельности предприятия, оказывающие влияние на имущество, обязательства, величину денежных результатов.

    Организация бухгалтерского учета преследует выполнение следующих основных задач: 

    1.  Формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия, его имущественного положения: информации, необходимой внутренним пользователям предприятия и внешним пользователям. 

    2.    Обеспечение информацией пользователей бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении хозяйственных операций, за целесообразностью операций, наличием и движением имущества, использованием различных ресурсов в соответствии с утвержденными нормами. 

    3. Предотвращение отрицательных результатов и выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечение финансовой устойчивости.

    Общими принципами организации бухгалтерского учета являются:

  • государственной регулирование бухгалтерского учета (Правительством РФ, Минфином РФ и другими ведомствами). Государство определяет общие принципы  организации и ведения бухгалтерского учета, состав, содержание, сроки и адресаты представления бухгалтерской отчетности, хозяйственных субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет, их права, обязанности и ответственность;
  • сочетание государственного регулирования бухгалтерского учета с предоставлением прав предприятию в организации и ведении бухгалтерского учета;
  • обеспечение аналитичности данных бухгалтерского учета, позволяющей выявить резервы повышения эффективности производства;
  • постоянное совершенствование учетного процесса, методологии и техники бухгалтерского учета, научной организации труда бухгалтерских работников;
  • применение общих принципов управления, включая принципы программно-целевого управления, научную организацию труда.

    Стадии (этапы) учетного процесса

 

    Учетный процесс проходит несколько стадий (этапов). На первой стадии ведут текущее наблюдение, производят измерение и регистрацию хозяйственных операций. Эти части учетного процесса органически связаны между собой и в совокупности составляют документирование операций.

    На второй стадии проводятся систематизация и группировка учетной информации, содержащейся в первичных учетных документах. Эти части учетного процесса органически связаны между собой: происходит техническая обработка информации, содержащейся в первичных документах, ее систематизация в соответствии с требованиями организации бухгалтерского учета, управления и текущего контроля. Здесь немаловажное значение имеет также группировка учетной информации в форме, пригодной как для целей внутреннего управления, так и для внешних пользователей.

    На обеих стадиях учетного процесса реализуются контрольные функции аппарата бухгалтерии - проводиться предварительный, текущий и последующий контроль, включая проверку достоверности содержащейся в документах информации и качества учетных данных на основе периодически проводимых инвентаризаций имущества и обязательств.

    Третья стадия учетного процесса заключается в составлении установленных форм бухгалтерской (финансовой) отчетности на основе данных бухгалтерского учета. Отчетность представляет собой совокупность показателей, приведенных в определенную систему и характеризующих производственно-хозяйственную деятельность предприятия (организации) и его имущественное и финансовое положение за определенный период (квартал, полугодие, год).

    Наконец, четвертой стадией учетного процесса является использование учетной и отчетной информации в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации). 
 

    Организация бухгалтерского учета на предприятиях (в организациях) 

    В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ ответственность за организацию бухгалтерского учета возложена на руководителя предприятия (организации). Он должен создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить обязательное выполнение всеми подразделениями и службами, а также работниками, имеющими отношение к учету, требования главного бухгалтера в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений.

    Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется бухгалтерией, являющейся ее самостоятельным структурным подразделением (службой), или централизованной бухгалтерией, возлагаемой главным бухгалтером. При отсутствии бухгалтерской службы бухгалтерский учет  и составление отчетности могут производиться аудиторской фирмой или специалистом на договорных началах.

    Основными предпосылками рациональной организации бухгалтерского учета являются:

  • изучение положений, указаний, инструкций и других регламентирующих документов по учету и отчетности, а также организационных и производственных особенностей организации;
  • определение объема и характера учетной работы;
  • установление структуры аппарата бухгалтерии и форм его связи с отдельными частями организации.

    Изучение положений, указаний, инструкций и других регламентирующих документов по учету и отчетности необходимо для обеспечения научной организации бухгалтерского учета, соблюдения законодательства, соответствия методологии учета в данной организации методологии учета, установленной для всех организаций, что обеспечит единообразие учетных и отчетных данных в масштабах отраслей и всего народного хозяйства.

    В процессе выявления организационных и производственных особенностей организации необходимо выяснить ее организационную структуру, взаимосвязь отдельных частей, их территориальное расположение, ознакомиться с особенностями технологии производства, планами организации и т.п. Значение этих особенностей работы организации позволит определить сведения и сроки, необходимые для обеспечения контроля за хозяйственной деятельностью, содержание внутренней отчетности, объекты учета для записи их в соответствующие регистры, формы документов и регистров, порядок их составления, обработки и утверждения, установить документооборот.

    Для определения объема и характера учетной работы, необходимого, прежде всего для установления штата аппарата бухгалтерии и распределения работ между отдельными сотрудниками, составляют перечень всех учетных операций, подлежащих выполнению за месяц, и устанавливают норму времени выполнения каждой операции.

    При установлении структуры аппарата бухгалтерии и форм его связи с отдельными частями предприятия необходимо решить вопрос о централизации или децентрализации учета.

    При централизации учета учетный аппарат предприятия сосредоточен в главной бухгалтерии, в ней же осуществляется ведение всего синтетического и аналитического учета на основе первичных и сводных документов, поступающих из отдельных подразделений организации (цехов, отделов и др.). В самих подразделениях осуществляют лишь первичную регистрацию хозяйственных операций.

    При децентрализации учета учетный аппарат рассредоточен по отдельным производственным подразделениям организации, где осуществляется синтетический и аналитический учет, и составляются балансы и отчетность заводов, цехов и отделов. Главная бухгалтерия в этом случае составляет сводный баланс и отчеты по организации, а также осуществляет контроль за постановкой учета в отдельных подразделениях организации.

Информация о работе Основы организации бухгалтерского учета