Основные нарушения в составлении бухгалтерской(финансовой) отчетности, применяемые штрафные санкции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение основных нарушений в составлении бухгалтерской финансовой отчетности, применяемые штрафные санкции.
Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:
исследуем основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности;
рассмотрим основные нарушения в составлении бухгалтерской финансовой отчетности, применяемые штрафные санкции
разберем ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ШТРАФНЫХ САНКЦИЙ ЗА НЕСВОЕВРЕМЕННОЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ………………………………………….........5
§ 1.1. Нормативно-правовое регулирование штрафных санкций……5
§ 1.2. Основные правила составления и предоставления бухгалтерской отчетности………………………………………………………………………..6
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАРУШЕНИЯ В СОСТАВЛЕНИИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ШРАФНЫЕ САНКЦИИ ………………………………………………………………………13
§ 2.1. Виды искажений бухгалтерской отчетности. Влияние ошибок при подготовке бухгалтерской отчетности ……………………………………13
§ 2.2. Способы выявления ошибок при подготовке бухгалтерской отчетности………………………………………………………………………..17
§ 2.3. Порядок исправления бухгалтерской отчетности ……………..20
§ 2.4. Аудиторское заключение: его виды и роль в бухгалтерской
отчетности…..……………………………………………………………………22
ГЛАВА 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ…………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
Список используемой литературы…………………………………………......36

Работа содержит 1 файл

курсовая бфо.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

     В части, содержащей мнение аудитора, излагается информация о том, насколько достоверно во всех существенных отношениях финансовая (бухгалтерская) отчетность отражает финансовое положение и результаты деятельности аудируемого липа за определенный период.

     Если  аудитор не может выразить безоговорочно  положительное мнение или в организации, представляющей отчетность, имеют место события, о которых аудитор считает необходимым проинформировать пользователей (например, сомнение в возможности соблюдения принципа непрерывности деятельности), то заключение модифицируется путем введения дополнительной части с описанием фактов, заслуживающих внимания.

     Законом «О бухгалтерском учете» установлено, что в состав бухгалтерской отчетности организации включается аудиторское заключение, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. Действующим законодательством предусмотрен обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности открытых акционерных обществ, кредитных организаций, страховых компаний, инвестиционных фондов и некоторых других групп экономических субъектов.

     Из  сказанного следует, что для выработки  объективного мнения о достоверности  бухгалтерской отчетности аудитору необходимо получить доказательства того, что она не содержит существенных искажений и обеспечивает во всех экономически и юридически значимых отношениях адекватное отражение имущественного положения и финансовых результатов деятельности организации. Процесс получения доказательств заключается в применении процедур аудита: определенного порядка и последовательности действий, которые рекомендованы правилами (стандартами) аудиторской деятельности или разработаны аудитором самостоятельно и направлены на снижение до требуемых пределов уровня аудиторского риска. [4, С. 121]

     Процедуры аудита весьма разнообразны по своему содержанию и охватывают все стадии аудита. Они могут включать методы, используемые организацией для выявления ошибок, а также специальные методики получения необходимых доказательств достоверности бухгалтерской отчетности. Так, в аудиторской практике широко распространена процедура проверки информации по существу, предполагающая:

      - детальную проверку верности  отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам путем инспектирования, наблюдения, запросов и подтверждений, пересчета;

      - аналитические процедуры, состоящие  в определении, оценке и анализе  соотношений финансово-экономических  показателей деятельности проверяемого  экономического субъекта для выявления необычных или неверно отраженных в бухгалтерском учете фактов и результатов хозяйственной деятельности.

     К важнейшим аналитическим процедурам относят:

     а) сравнение фактических показателей  бухгалтерской отчетности с различными экономическими характеристиками, в том числе:

     * с плановыми (сметными) показателями, определяемыми непосредственно  организацией;

     * с прогнозными показателями, определяемыми  аудитором самостоятельно;

     * с показателями деятельности  аналогичных организаций или среднеотраслевыми данными;

     * с данными, не входящими в  состав бухгалтерской отчетности (информацией, полученной от руководства  организации, материалами публикаций в прессе и др.);

     б) расчет относительных показателей (коэффициентов) на основе данных бухгалтерской отчетности за определенный период, характеризующих изменение имущественного и финансового положения организации, их сопоставление и анализ;

     в) использование экономико-математических и статистических методов и моделей  для оценки возможных значений отдельных показателей и тенденций их изменения.

     В случае обнаружения искажений аудитор  должен оценить их влияние на достоверность  проверяемой отчетности. Сведения о  выявленных искажениях подлежат отражению  в модифицированном аудиторском заключении.

     Ввиду того, что аудит обычно проводится до момента представления бухгалтерской  отчетности ее пользователям, выявленные в результате проверки значимые ошибки, в случае согласия организации с выводами аудитора, должны быть устранены, а отчетность откорректирована с учетом предложенных поправок. Если организация уже осуществила передачу отчетности какому-либо пользователю (пользователям), то ошибки, на которые указано в итоговой части аудиторского заключения, подлежат исправлению в том отчетном периоде, когда было подписано заключение.

     В зависимости от степени уверенности  аудитора в достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта различают четыре типа аудиторских заключений:

     1. Безусловно положительное аудиторское  заключение содержит мнение аудитора, что проверенная бухгалтерская отчетность достоверна, то есть подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов организации на отчетную дату и финансового результата ее деятельности за отчетный период исходя из Закона «О бухгалтерском учете».

     2. В условно положительном аудиторском  заключении выражается мнение с оговоркой, означающее, что за исключением специально раскрытых обстоятельств бухгалтерская отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов организации на отчетную дату и финансового результата ее деятельности за отчетный период исходя из Закона «О бухгалтерском учете».

     3. Отрицательное аудиторское заключение  содержит мнение аудитора, что в связи с определенными обстоятельствами (например, значительным отклонением порядка ведения бухгалтерского учета в организации от предусмотренного нормативными актами) бухгалтерская отчетность содержит существенные искажения и может ввести в заблуждение ее пользователей.

     4. Отказ от выражения мнения  о достоверности бухгалтерской отчетности в аудиторском заключении означает, что в результате определенных обстоятельств (ограничения объема аудита, нарушения принципа независимости и др.) аудитор не может выразить и не выражает такого мнения в одной из общепринятых форм.

     Если  аудиторская организация (индивидуальный аудитор) составила заключение, содержащее отказ от выражения мнения, или отрицательное мнение, это может явиться причиной неутверждения годовой бухгалтерской отчетности высшим органом управления организацией, а также послужить поводом для принятия решений в отношении руководства организации.

     Наличие в составе бухгалтерской отчетности аудиторского заключения, несомненно, оказывает влияние на восприятие пользователями содержащихся в ней данных. Cогласно постулату американского ученого Дж. Робертсона, «информация, подвергшаяся аудиторской проверке, более полезна, чем не подвергшаяся ей». Однако следует учитывать, что, во-первых, аудиторское заключение представляет собой лишь мнение аудитора, которое не исключает иных мнений о достоверности бухгалтерской отчетности и не гарантирует полного отсутствия в ней ошибок. Во-вторых, аудитор несет имущественную и профессиональную ответственность только за свое мнение о достоверности отчетности, но не за саму достоверность, обязанность по обеспечению которой возложена на руководство организации. [21, С. 158]

     Итак, аудиторское заключение о бухгалтерской  отчетности, представляет из себя мнение аудитора о ее достоверности, содержит оценку соответствия этой отчетности нормативным актам, регулирующим ведение бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. А также при составлении аудиторского заключения должны приниматься во внимание все существенные обстоятельства, выявленные в результате аудита бухгалтерской отчетности организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  О БУХГАЛТЕРСКОМ  УЧЕТЕ 

     Руководители  организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Штраф в данном случае следовало рассчитать исходя из суммы неуплаченных налогов в совокупности: 35 000 руб. х 10% = 3500 руб. Но поскольку сумма штрафа, рассчитанная таким образом, меньше минимального размера штрафа, предусмотренного пунктом 3 статьи 120 НК РФ, взысканию подлежит 15 000 руб. Оштрафовать предприятие по пункту 3 статьи 120 НК РФ налоговая инспекция вправе только по окончании налогового периода. Поскольку налоговая база по тому или иному налогу определяется лишь по окончании налогового периода по этому налогу. Так сказано в статье 54 НК РФ. Допустим, предприятие допустило ошибку в бухучете, которая привела к неправильному расчету авансовых платежей по налогу на прибыль за II квартал 2003 года. Однако квартал - это лишь отчетный период по налогу на прибыль. Следовательно, оштрафовать предприятие по пункту 3 статьи 120 НК РФ налоговая инспекция сможет только при проверке в 2008году, после того как будет сдана годовая отчетность за 2009 год. Ведь только по окончании налогового периода (в данном случае - 2009 года) можно будет увидеть, занижена или нет налоговая база по налогу на прибыль.

     Подобные  ситуации часто рассматриваются  арбитражными судами. И решения выносят, как правило, в пользу предприятий. 
На практике именно грубое нарушение правил ведения бухучета и отчетности приводит к неуплате налога или к его неполной уплате. Но собственно за недоначисленный налог штраф может быть наложен и по статье 122 "Неуплата или неполная уплата сумм налога" НК РФ. 
Долгое время вопрос о том, сколько штрафов следует применять в таких случаях, оставался спорным. Ситуацию разрешил Конституционный Суд РФ. В своем определении от 18 января 2001 г. N 6-О суд указал, что дважды штрафовать предприятие (то есть применять одновременно ст.120 и 122 НК РФ) за совершение одних и тех же действий нельзя.

     Ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Статьей 199 Уголовного кодекса Российской Федерации  предусмотрено наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до трех лет за уклонение от уплаты налогов путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо путем сокрытия других объектов налогообложения, совершенных в крупных размерах.

     Заведомо  искаженными признаются специально измененные и ставшие фактически неверными данные о величине доходов, расходов, льгот, учитываемых при  исчислении налогов.

     Заведомо искаженные данные признаются включенными в бухгалтерские документы, если последние подготовлены и представлены в налоговые органы.

     Грубое  нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской  отчетности (статья 15.11), а равно порядка  и сроков хранения учетных документов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда. Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:

    • искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов;
    • искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов N 129-ФЗ.

     Действующим в настоящее время законодательством  утрата первичных учетных документов может повлечь за собой административную и налоговую ответственность организаций или их должностных лиц. 
С 1 июля 2002 года административная ответственность установлена КоАП РФ (Федеральный закон от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ). 
В частности, согласно статье 15.11 КоАП РФ грубое нарушение порядка и сроков хранения учетных документов влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

     За  нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов, статьей 13.20 КоАП РФ установлена ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц организаций - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Информация о работе Основные нарушения в составлении бухгалтерской(финансовой) отчетности, применяемые штрафные санкции