Прежде
всего, новый законопроект должен четко
определить, какова цель бухгалтерского
учета и отчетности, а также
каков интерес государства в
регулировании отношений в этой сфере.
Поняв это, следует установить, какие вопросы
учета и отчетности нужно регулировать
в нормативных правовых актах (в законе
и подзаконных актах), какие - доверить
профессиональному сообществу (ассоциациям,
общественным союзам и прочим негосударственным
структурам), а решение каких проблем можно
отдать на откуп самим хозяйствующим субъектам.
К сожалению, обнародованный законопроект
не содержит ответов на все приведенные
мной вопросы Маркарьян Э.А., Герасименко
Г.П. Финансовый анализ: Учебное пособие.
- Ростов н/Д.: Издательство Рост., ун-та,
2004.
Вопрос
о квалификационных требованиях, предъявляемых
к бухгалтерам организации, постоянно
вызывал бурю негодования у предпринимателей.
Тот же самый вопрос - зачем нужны
эти требования - всегда интересовал
и меня. Они необходимы там, где деятельность
работника затрагивает интересы неопределенного
круга лиц. Например, водителем может стать
только тот человек, который имеет удостоверение,
подтверждающее умение управлять автомобилем.
Такое требование оправданно, поскольку
деятельность водителя связана с эксплуатацией
объекта повышенной опасности, а стало
быть, затрагивает интересы неограниченного
круга лиц. Аудитор также должен обладать
соответствующим сертификатом, подтверждающим
его профессиональную готовность к исследованию
финансово-хозяйственной документации
организации. И такое требование оправданно,
поскольку клиент должен быть уверен,
что аудитор, имеющий сертификат, обладает
всеми необходимыми навыками работы.
Но
вот зачем нужны квалификационные
требования для бухгалтера, основная задача
которого представить менеджерам и собственникам
предприятия корректную информацию о
финансово-хозяйственной деятельности
этого предприятия? Менеджер и собственник
должны сами решать, доверяют ли они квалификации
принимаемого на работу сотрудника. В
тех случаях, когда финансовая отчетность
востребуется внешними пользователями,
например, при выходе ценных бумаг предприятия
на фондовый рынок, над бухгалтером появляется
«проверяющий» - аудитор, который подтвердит
или опровергнет корректность составленной
финансовой отчетности. При таком положении
дел квалификационные требования к бухгалтерам
явно излишни. Почему-то никому не приходит
в голову законодательно закреплять квалификационные
требования, например, к юрисконсульту
на предприятии или работнику кадровой
службы.
Предпринимательское
сообщество крайне негативно восприняло
идею введения квалификационных требований
для бухгалтеров. По крайней мере,
РСПП по данному вопросу занимает
достаточно жесткую позицию. Насколько
я понял, ряд госведомств также не разделяет
точку зрения Минфина.
Распределение
полномочий по утверждению национальных
стандартов - это наиболее болезненный
вопрос в дискуссии Минфина и
общественных организаций. Очевидно, что
полностью отдать негосударственным
структурам право определять стандарты
учета и отчетности нельзя, иначе единообразия
добиться будет просто невозможно. Вместе
с тем, по нашему мнению, «монополизм»
Минфина в этой области также является
сдерживающим фактором развития регламентации
учета и отчетности. В этой связи Фонд
НСФО полагает, что Министерству финансов
подобает, во-первых, определить, какая
информация должна быть отражена в финансовой
отчетности, а во-вторых, установить основные,
самые общие принципы учета тех или иных
операций. Собственно разработку правил
учета целесообразно возложить на негосударственные
структуры, избранные на конкурсной основе.
Проект стандарта должен быть представлен
Минфину, который либо утвердит его, либо
откажется это сделать, пояснив, почему
он собственно не годится. Таким образом,
чиновники обеспечат некое единство правил
учета и отчетности, но в то же время основная
работа будет выполняться негосударственными
структурами.
Согласно
действующему законодательству фирмы
и предприниматели, работающие на УСН,
обязаны вести учет доходов и расходов
в порядке, предусмотренном главой 26.2
Налогового кодекса, и учет основных средств
и нематериальных активов в порядке, определяемом
законодательством о бухгалтерском учете.
Как известно, отчетность малых фирм не
имеет внешних пользователей, за исключением
налоговых органов, интересы которых обеспечивает
Налоговый кодекс. Таким образом, можно
предположить, что появление обязанности
у «упрощенцев» вести бухгалтерский учет
в полном объеме негативно отразится на
развитии малого бизнеса в стране.
Законопроект
не предполагает, что система учета
и отчетности кардинально изменится.
Никому переучиваться не придется.
При обсуждении проекта в Госдуме
также исчезнут упоминания о неких
квалификационных требованиях к
бухгалтерам, то есть у них не возникнет
необходимость проходить дополнительную
сертификацию.
С
учетом того, что интерес к реформе
бухгалтерского учета и отчетности
у правительства, по-видимому, не самый
высокий, до конца весенней сессии Госдумы
проект не будет внесен в нижнюю
палату парламента, а, следовательно, маловероятно,
что он будет принят до конца 2008 года. Раньше
2010 года нормы этого закона в действие
не вступят.
Список
литературы
1. Андросов А.М. «Бухгалтерский
учет и отчетность в России» М.: МЕНАТЕПИНФОРМ,
2004.
2. Баканов М.И. Шеремет А.Д. Теория
экономического анализа. - Н.: Учебник Финансы
и статистика, 2007.
3. «Бухгалтерско-аудиторский
портфель» - М.: «СОМИНТЭК», 2004.
4. Вещунова Н.Л.,
Фомина Л.Ф. «Бухгалтерский учет на предприятиях
различных форм собственности» - М.: «МАГИС»,
2005.
5. Ефимова О.В. Финансовый
анализ. - М.: Издательство «Бухгалтерский
учет», 2008.
6. Козлова Е.П., Парашутин Н.В.
«Бухгалтерский учет в промышленности»
- М.: Финансы и статистика, 2003.