Основные элементы составления финансовой отчетности согласно МСФО

Автор: Регина Таминдарова, 11 Июня 2010 в 16:55, контрольная работа

Описание работы

Последние годы отмечены усилением внимания к проблеме международной унификации бухгалтерского учета. Развитие бизнеса, сопровождающееся возрастанием роли международной интеграции в сфере экономики, предъявляет определенные требования к единообразию и понятности применяемых в разных странах принципов формирования и алгоритмов исчисления прибыли, налогооблагаемой базы, условий инвестирования, капитализации заработанных средств и т.п.

Содержание

Введение 3
1. Международные стандарты финансовой отчетности 6
1.1. Элементы финансовой отчетности 8
1.2. Бухгалтерский баланс 13
1.3. Отчет о прибылях и убытках 22
1.4. Отчет о движении денежных средств 25
2. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ 29
2.1. Необходимость дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности 29
2.2. Цель и основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности 31
2.3. Этапы развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе 39
Заключение 42
Список использованной литературы 44

Работа содержит 1 файл

Основные эелементы составления фин.отчетности согласно МСФО.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

     Главная задача в области индивидуальной бухгалтерской отчетности заключается в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой персонифицированной информации о хозяйствующих субъектах. Для решения этой задачи индивидуальную бухгалтерскую отчетность необходимо составлять по российским стандартам, разрабатываемым на основе МСФО. В перспективе с учетом накопленного опыта целесообразно оценить возможность составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов).

     Консолидированная финансовая отчетность как разновидность  бухгалтерской отчетности предназначена  для характеристики финансового  положения и финансового результата деятельности группы хозяйствующих  субъектов, основанной на отношениях контроля. Главная задача в области консолидированной финансовой отчетности заключается в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой информации о группе хозяйствующих субъектов.

     Управленческая  отчетность предназначена для использования  в управлении хозяйствующим субъектом (руководством, другим управленческим персоналом). В связи с этим содержание, периодичность, сроки, формы и порядок  ее составления определяются самостоятельно хозяйствующим субъектом. Главная задача в области управленческой отчетности заключается в широком распространении передового опыта ее организации, а также опыта использования ее в управлении хозяйствующим субъектом.

     Налоговая отчетность (налоговые декларации) предназначена для фискальных целей и обязательна для составления хозяйствующими субъектами, круг которых установлен налоговым законодательством. Налоговая отчетность должна составляться на основе информации, формируемой в бухгалтерском учете, путем корректировки ее по правилам налогового законодательства.

     Главная задача в области налоговой отчетности заключается в снижении затрат на ее формирование путем существенного  приближения правил налогового учета  к правилам бухгалтерского учета.

  1. Создание инфраструктуры применения МСФО;

     Необходимым условием широкого применения МСФО в  экономике Российской Федерации  является создание инфраструктуры, обеспечивающей использование этих стандартов в  регулировании бухгалтерского учета  и отчетности и непосредственно хозяйствующими субъектами. Основные элементы: законодательное признание МСФО в Российской Федерации; процедура одобрения МСФО; механизм обобщения и распространения опыта применения МСФО; порядок официального перевода МСФО на русский язык; контроль качества бухгалтерской отчетности, подготовленной по МСФО, в том числе аудит; обучение МСФО.

     Для активного применения МСФО в Российской Федерации важное значение имеет  законодательное признание. В частности, консолидированной финансовой отчетности, подготовленной по МСФО, должен быть придан статус одного из видов официальной отчетности.

     Применению  в Российской Федерации подлежит официальный текст МСФО на русском  языке. В связи с этим необходим  постоянно действующий негосударственный  орган, который должен: подготавливать официальный текст на русском языке; отслеживать изменения в тексте на английском языке и своевременно вносить их в официальный текст на русском языке; вести глоссарий терминов МСФО на русском языке. Данный орган должен состоять из высококвалифицированных переводчиков и профессионалов в области бухгалтерского учета и отчетности, аудита, финансового анализа, менеджмента и иных смежных областях.

  1. Изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

     Развитие  системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности должно быть направлено на построение такой модели, которая учитывала бы интересы всех заинтересованных сторон, обеспечивала снижение издержек и повышение эффективности регулирования. В основе этой модели - разумное сочетание деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества (профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности).

     Распределение функций между органами государственной  власти и профессиональным сообществом  должно исходить из следующего. Обеспечивая реализацию конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, бухгалтерский учет и отчетность являются одной из гарантий единого рынка и единства экономического пространства в Российской Федерации. Регулирование бухгалтерского учета и отчетности должно обеспечивать единство системы бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации и целенаправленность развития ее, учет интересов широкого круга заинтересованных пользователей, а также преемственность.

     К ведению органов государственной  власти должны быть отнесены:

  • выработка государственной политики в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
  • совершенствование правовых основ бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
  • установление процедуры одобрения МСФО и введение их в действие на территории Российской Федерации;
  • организация разработки и утверждение российских стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
  • государственный контроль соблюдения законодательства в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
  • мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы бухгалтерского учета и отчетности;
  • взаимодействие с межгосударственными и межправительственными организациями в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.

     Принимая  во внимание общественную значимость стандартов бухгалтерского учета и  отчетности, необходимо их широкое  признание, основанное в первую очередь на доверии к ним и убежденности в их адекватности и качестве. Для признания стандартов необходимо включение в процесс их принятия профессионального сообщества. При этом профессиональное сообщество разрабатывает проекты национальных стандартов и (или) проводит профессиональную общественную экспертизу стандартов. Органы государственной власти организуют разработку национальных стандартов, подготавливают стандарты к утверждению (одобрению) и утверждают (одобряют) их, обеспечивают юридическое оформление, регистрацию и ведение реестра стандартов.

     Включение профессионального сообщества в  процесс принятия стандартов целесообразно  осуществить через специальный  орган из высококвалифицированных, широко известных и авторитетных представителей профессионального  сообщества, включая пользователей бухгалтерской отчетности. Первоначально этот орган должен действовать в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов в качестве совещательного при федеральном органе исполнительной власти, на который возложена выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области бухгалтерского учета и отчетности. Основной задачей специального органа должна стать профессиональная общественная экспертиза: проектов российских стандартов в области бухгалтерского учета и отчетности и разъяснений их; МСФО в процессе одобрения их; официального текста МСФО на русском языке, включая глоссарий терминов.

     Профессиональная  общественная экспертиза проектов стандартов и иных нормативных правовых актов  предполагает определение соответствия их в первую очередь потребностям заинтересованных пользователей информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности. При этом потребности органов государственной власти принимаются во внимание наряду с потребностями иных пользователей и не рассматриваются в качестве приоритетных. Кроме того, должно определяться соответствие проектов стандартов и других нормативных правовых актов: общим принципам бухгалтерской отчетности в рыночной экономике; законодательству Российской Федерации; экономическим условиям хозяйственной деятельности в Российской Федерации; МСФО; отраслевой специфике деятельности хозяйствующих субъектов; требованию практической реализуемости.

     В дальнейшем по мере накопления опыта  государственно-общественного регулирования  бухгалтерского учета и отчетности, создания широко признаваемых и проявивших себя в достаточной степени профессиональных общественных объединений, а также с учетом международного опыта целесообразно рассмотреть вопрос об изменении организационной формы участия профессионального сообщества в процессе принятия стандартов (в частности, наделении соответствующими функциями негосударственного органа).

  1. Усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

     Основой системы контроля должен быть институт аудита как форма независимой проверки бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов лицами, обладающими необходимой квалификацией и наделенными соответствующими полномочиями.

     Наряду  с аудитом система контроля качества бухгалтерской отчетности предполагает соответствующую надзорную деятельность уполномоченных государственных органов (Федеральная служба по финансовым рынкам, Центральный банк Российской Федерации, Федеральная служба страхового надзора и др.). Основной задачей их является обеспечение гарантированного доступа к качественной бухгалтерской отчетности заинтересованным пользователям. С этой целью государственные органы должны контролировать, насколько хозяйствующие субъекты своевременно и полно раскрывают бухгалтерскую отчетность, а также в какой степени информация в публичной бухгалтерской отчетности соответствует принятым стандартам.

     Система контроля качества бухгалтерской отчетности должна также включать комплекс мер  финансовой, административной и уголовной  ответственности хозяйствующих  субъектов и их руководителей.

     Немалое значение для качества бухгалтерской  отчетности имеет система корпоративного управления (поведения) хозяйствующих  субъектов, соответствующая передовому мировому опыту в этой области.

     2.3. Этапы развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе

     Реализация  Концепции должна осуществляться по специальным планам, охватывающим все  выделенные направления развития бухгалтерского учета и отчетности.

     В период 2004 - 2010 гг. предполагаются следующие  этапы реализации Концепции.

     2004 - 2007 гг. Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов, кроме тех, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам. Утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО. Совершенствование принципов и требований к организации учетного процесса, а также базовых правил бухгалтерского учета, обеспечивающих формирование информации для составления индивидуальной и консолидированной финансовой отчетности. Создание специального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского учета и отчетности. Создание основных элементов инфраструктуры применения МСФО. Сближение правил налогового учета с правилами бухгалтерского учета. Активизация участия профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии. Усиление контроля обеспечения общественно значимыми хозяйствующими субъектами публичности консолидированной финансовой отчетности. Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров, в том числе пользователей бухгалтерской отчетности. Развитие международного сотрудничества в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.

     К общественно значимым должны быть отнесены хозяйствующие субъекты, в коммерческую деятельность которых прямо или  косвенно вовлечены средства неограниченного  круга лиц: открытые акционерные общества и иные организации, имеющие публично размещаемые (размещенные) и/или публично обращающиеся ценные бумаги; финансовые организации, работающие со средствами физических и юридических лиц, другие организации.

     2008 - 2010 гг. Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов, включая общественно значимые, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам. Оценка возможности составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов). Укрепление и расширение сферы деятельности специального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского учета и отчетности. Дальнейшее повышение роли профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии. Развитие системы контроля обеспечения хозяйствующими субъектами публичности бухгалтерской отчетности. Расширение сферы контроля на качество бухгалтерской отчетности, в том числе подготовленной по МСФО.

 

     

Заключение

     В настоящее время реформирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется по Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (одобрена приказом Минфина РФ от 1 июля 2004 г. № 180).

     Целью развития бухгалтерского учета и  отчетности на среднесрочную перспективу (2004-2010 гг.) является создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации; приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

     В результате реформы должны быть созданы  условия для формирования хозяйствующими субъектами полезной информации об их финансовом положении и результатах  деятельности, а также обеспечены достоверность и надежность бухгалтерской отчетности как важнейшего источника информации для принятия решений широким кругом заинтересованных пользователей.

Информация о работе Основные элементы составления финансовой отчетности согласно МСФО