Организация ведения учета выбытия основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Производственно – хозяйственная деятельность предприятий обеспечивается не только за счет использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и за счет основных фондов. В качестве основных фондов выступают средства труда и материальные условия процесса труда.

Работа содержит 1 файл

готовое.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

      Принадлежность  соответствующего объекта к той  или иной группе устанавливается согласно первичной учетной документации (технические паспорта, инструкции по эксплуатации и т.п.)

      По  возможности погашения стоимости соответствующего объекта: амортизационный (машины, оборудование и пр.) и не амортизационные (земельные участки, объекты природопользования и пр.).

      В текущем учете выделяют три вида оценки основных средств: первоначальную, остаточную, восстановительную стоимость основных средств.

      Первоначальной  стоимостью основных средств, приобретенных  за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.

      Остаточная  стоимость основных средств определяется вычитанием из первоначальной стоимости амортизации основных средств.

      Восстановительная стоимость – это стоимость  воспроизводства  основных средств  в современных условиях (при современных ценах, современной технике и т.п.).

      1.2. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета основных средств

      В системе хозяйственного учета, объединяющего  самостоятельные и взаимоинтегрированные  средства управления экономическими объектами  и процессами, существует и имеет свои задачи и сферу действия бухгалтерский учет. Областью решения задач бухгалтерского учета являются участвующие в формировании национального дохода страны организации и предприятия. При этом в силу направленности на удовлетворение информационных потребностей руководителей, участников, собственников, инвесторов и других внутренних и внешних пользователей содержание и методология формирования отчетных показателей организованы в общегосударственном масштабе. Более того, в интересах государства и осуществляющих в границах его экономики хозяйственную деятельность лиц институт бухгалтерского учета задуман как упорядоченная система, которая должна отражать на основе сбора, регистрации и обобщения в денежном выражении информацию о хозяйственных процессах и явлениях, составляющих содержание деятельности указанных лиц, и взаимосвязи между этими процессами и явлениями. 
Одна из основных задач процесса реформирования бухгалтерского учета - это создание соответствующей системы нормативного регулирования, отвечающей требованиям пользователей финансовой информации в рыночной экономике и представляющей собой результат взаимодействия экономических и государственных институтов по разработке и установлению правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

      Департаментом методологии бухгалтерского учета  и отчетности Минфина России разработана  четырехуровневая система регулирования, в которой выделены законодательный, нормативный, методический и организационный  уровни. Каждый из этих документов в той или иной степени отвечает за организацию учета основных средств на предприятии.

      Основным  документом законодательного уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» в части, не противоречащей Гражданскому кодексу РФ, закрепляющий ряд важных принципов и правил бухгалтерского учета, а также определяющий организационную основу регулирования бухгалтерского учета и излагающий основные методологические требования, начиная с первичных учетных документов и кончая бухгалтерской отчетностью. К этой же группе документов можно отнести Федеральные законы «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», которые касаются отдельных моментов организации бухгалтерского учета в зависимости от особенностей организационно-правовой формы юридического лица.

      Принятие  Федерального Закона "О бухгалтерском  учете"обеспечило единообразие учета  необходимых пользователю бухгалтерской отчетности.

      Федеральный Закон "О бухгалтерском учете"устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ. Он имеет определяющее значение не только для подзаконных актов (в том числе указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ), но и других федеральных законов, в которых вопросы бухгалтерского учета и отчетности рассматриваются попутно наряду с отношениями, входящими в основную тематику "отраслевого"закона.

      Существенной  особенностью рассматриваемого Закона является то, что он создает методологические основы сбора, регистрации и обобщения информации, осуществляемых путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Наряду с обычными правовыми нормами, содержащими правило поведения, условия его реализации и санкцию за нарушение. Закон вводит нормы методологического характера и нормы стандарты, устанавливая чисто профессиональные приемы и способы учета обобщенных данных бухгалтерского учета по определенным экономическим принципам (синтетический учет), учета на лицевых, материальных и иных аналитических счетах (аналитический учет), а также систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета (план счетов). В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона "О бухгалтерском учете"общее методологическое руководство бухгалтерским учетом возложено на Правительство РФ.

      Второй  уровень формируют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утверждаемые только Минфином России. В настоящее время утверждены Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и 19 положений (стандартов) по бухгалтерскому учету. Положения фиксируют минимальные требования государства к ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности исходя из потребностей рыночной экономики и мировой практики. В этих документах раскрываются правила бухгалтерского учета, формулируются основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, приводятся возможные бухгалтерские приемы формирования и обобщения информации.

      Методический уровень документов образуют План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в различных отраслях экономики, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности, методические указания. К ним можно причислить и Концепцию бухгалтерского учета в рыночной экономике России.

      Четвертый уровень в системе регулирования занимают рабочие документы организации, формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах. Наряду с приказом об учетной политике организации сюда включается ряд других документов - внутренние положения и инструкции, необходимые для успешной организации и ведения бухгалтерского учета в системе управления организацией.

      Нормативные акты и методологические указания по бухгалтерскому учету издержек обращения  и финансовых результатов могут  издавать органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета. Такое право предоставлено Центральному банку РФ. Нормативные акты и методологические указания ЦБ России не должны противоречить нормативным актам и методологическим указаниям Минфина России, что означает приоритет последнего в области регулирования бухгалтерского учета.

      Деление правил бухгалтерского учета на нормы  законодательства и технические  нормы имеет значение для определения  сведений, которые могут составлять коммерческую или служебную тайну. Бухгалтерская информация составляет служебную или коммерческую тайну, если она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность, к ней нет свободного доступа на законном основании и потому организация принимает меры к охране ее конфиденциальности.

      Организация, руководствуясь законодательством о бухгалтерском учете и нормативными актами, содержащими технические нормы, самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей хозяйственной деятельности. Эти особенности должны быть отражены в приказе или распоряжение руководителя организации или лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета, которые утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, другие документы учетной политики. Эти документы, а также процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использования) должны храниться организацией не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз (п. 2 ст. 17 Закона "О бухгалтерском учете"). Принятая организацией учетная политика должна вводиться с начала финансового года и применяться последовательно из года в год. Пересматривать ее можно лишь при существенном изменении законодательства или нормативных актов, содержащих технические нормы, а также при разработке самой организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или серьезном изменении условий ее деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.Организация учета  выбытия основных средств на предприятиях.

2.1. Документальное оформление операций по выбытию основных средств.

      Документирование  хозяйственных операций регламентируется статьей 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и пунктами 12-18 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности.

      Все хозяйственные операции, проводимые организацией должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет (п. 1 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете).

      Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной документации. Если по отдельным операциям форма документа не предусмотрена в этих альбомах, то организация самостоятельно разрабатывает и утверждает соответствующую форму (п. 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности). Разрабатываемые организацией формы первичных документов должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в пункте 2 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете, а именно:

  1. наименование документа;
  2. дату составления документа;
  3. наименование организации, от имени которой составлен документ;
  4. содержание хозяйственной операции;
  5. измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);
  6. наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  7. личные подписи указанных лиц и их расшифровки (в том числе и на документах, созданных с применением средств вычислительной техники).

      Альбом  унифицированных форм первичной  документации по учету основных средств  разработан Госкомстатом России на основании  постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г. №835 «О первичных учетных  документах» и утвержден постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7 (далее Постановление Госкомстата № 7). Унифицированные формы, утвержденные этим документом, начали применяться с марта 2003 года, а до этого следовало использовать формы, утвержденные постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. №71а.

      Порядок ликвидации и списания с баланса  объектов основных средств установлен Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13 октября 2003г. N 91н.

      1) Создание комиссии.

      Для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта  основных средств, возможности и  эффективности его восстановления, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители инспекций, на которые в соответствии с законодательством возложены функции регистрации и надзора на отдельные виды имущества.

В компетенцию  комиссии входит:

  1. осмотр объекта, подлежащего списанию с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление непригодности объекта к восстановлению и дальнейшему использованию;
  2. установление причин списания объекта (физический и моральный износ, реконструкция, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное не использование объекта для производства продукции, выполнения работ и услуг либо для управленческих нужд);
  3. выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объектов основных средств из эксплуатации, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством;
  4. возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и оценка исходя из цен возможного использования, контроль за изъятием из списываемых основных средств цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдача на соответствующий склад;
  5. осуществление контроля за изъятием из списываемых объектов основных средств цветных и драгоценных металлов, определением их количества, веса;
  6. составление акта на списание основных средств (форма N ОС-4), акта на списание автотранспортных средств (форма N ОС-4а) (с приложением актов об авариях, причин, вызвавших аварию, если они имели место).

Информация о работе Организация ведения учета выбытия основных средств