Организация учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Основной целью работы является раскрытие сущности учета краткосрочных обязательств, изучить теоретические и практические аспекты учета краткосрочных обязательств организации и показать на примере ТОО "AS-Строй" учет и анализ расчетов с поставщиками и подрядчиками. В связи с этим были поставлены и решены следующие задачи:
 выявить теоретические аспекты ведения учета краткосрочных обязательств;
 рассмотреть классификацию обязательств;
 раскрыть понятие и задачи учета расчетов с поставщиками и подрядчиками;
 отразить синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками;
 показать финансово-экономическую характеристику ТОО "AS-Строй";
 провести анализ деятельности ТОО "AS-Строй" за период 2008-2010 годов и его краткосрочных обязательств.

Работа содержит 1 файл

Асель 90-99.doc

— 632.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

В послании Президента Республики Казахстан к своему народу "Казахстан - 2030" подчеркивается, что конечной целью развития нашей страны является экономический рост, что приоритет экономического роста "будет одним из самых важных и сегодня, и завтра, и в течение следующих тридцати лет". Важную роль в достижении этой цели играет информация, развитие которой "окажет воздействие не только на экономический рост, но и на социальную сферу, а так же на интеграцию Казахстана в международное сообщество"[1].

Хозяйственная жизнь предприятия состоит из фактов возникновения, изменения и прекращения обязательств. Это, с одной стороны, обязательства организации перед своими агентами и корреспондентами, т.е. обязательства, в которых организация выступает в качестве пассивной стороны. Сюда относятся долги поставщикам по оплате приобретенных ценностей, задолженность государству по уплате налогов, невыплаченная заработная плата и т.д. С другой стороны, это обязательства агентов и корреспондентов перед организацией, т.е. обязательства, в которых предприятие выступает активной стороной. Здесь можно назвать долги покупателей, обязательства работников по возмещению причиненного предприятию ущерба, задолженность государства по возмещению уплаченных налогов и сборов и т.п.

Обязательства являются результатом прошлых сделок или прошлых событий и подразделяются на долгосрочные и текущие. Примерами краткосрочных обязательств являются счета к оплате, краткосрочные векселя к оплате, зарплата к выплате, обязательства по гарантийному обслуживанию, отчисления с заработной платы и другие налоги к выплате, а также доход, полученный авансом, краткосрочные займы банков, краткосрочные займы и кредиторская задолженность предприятия[2, 322с].

Согласно МСФО (IAS) 37, обязательство (для целей признания в финансовой отчетности) – это существующее обязательство предприятия, возникающее из прошлых событий, урегулирование которого, как ожидается, приведет к выбытию с предприятия ресурсов, содержащих экономические выгоды.

Тема данной курсовой работы является актуальной тем, что для получения достоверной картины финансового положения организации необходимо точно рассчитать и учесть обязательства компании, и, как следствие, верно отразить их в балансе.

Исходя из актуальности работы, считаю, что данная работа необходима, так как обязательства возникают в результате совершения фирмой различных сделок и являются юридическим основанием для последующих платежей за товары или предоставленные услуги.

Основной целью работы является раскрытие сущности учета краткосрочных обязательств, изучить теоретические и практические аспекты учета краткосрочных обязательств организации и показать на примере ТОО "AS-Строй"  учет и анализ расчетов с поставщиками и подрядчиками. В связи с этим были поставлены и решены следующие задачи:

   выявить теоретические аспекты ведения учета краткосрочных обязательств;

   рассмотреть классификацию обязательств;

   раскрыть понятие и задачи учета расчетов с поставщиками и подрядчиками;

   отразить синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками;

   показать финансово-экономическую характеристику ТОО "AS-Строй";

   провести анализ деятельности ТОО "AS-Строй" за период 2008-2010 годов и его краткосрочных обязательств.

Предмет исследования курсовой работы – краткосрочные обязательства, их учет и отражение в балансе.

Объект исследования – краткосрочные обязательства ТОО AS-Строй”.

В курсовой работе использованы такие методы, как наблюдение в виде документации, инвентаризация, группировка и обобщение данных.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников литературы.

В первой главе курсовой работы рассмотрены теоретические аспекты учета краткосрочных обязательств.

Вторая глава носит практический характер: рассмотрено ТОО "AS-Строй" и работа его бухгалтерской службы в части обязательств.

ТОО "AS-Строй" является торговой компанией солнечных систем и теплонакопителей, которая поставляет на рынок такие товары, как, садово-парковые декоративные солнечные фонари, теплонакопители, солнечные мини системы, осветители и др.

ТОО "AS-Строй" работает эффективно, так как его деятельность в течение всего анализируемого периода приносила прибыль, убытки отсутствовали.

Товарищество с ограниченной ответственностью, субъект малого предпринимательства "AS-Строй" является юридическим лицом по закону Республики Казахстан. Место нахождения товарищества: Республика Казахстан, Алматинская область, 040000, Отеген батыр, ул. Батталханова, 7.

В введении кратко изложена тема исследования курсовой работы, рассмотрены ее теоретическая и практическая часть.

Источником исследования работы являются казахстанские авторы, такие как Абленов Д.О., Дюсембаев К.Ш., Ажибаева З.Н., Ержанов М. С., Шарипов А.К., Рахимбекова Р.М. и другие зарубежные авторы. Также в работе использованы методические источники по бухучету, нормативная, учебная, специальная литература, материалы СМИ, типовой план счетов, Стандарты бухгалтерского учета, журнал "Учет и аудит Казахстана" и др.источники.

30

 


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА КРАТКОСРОЧНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

 

1.1                  Экономическое сущность и значение краткосрочных обязательств

С экономической точки зрения, обязательства предприятия, т.е. его дебиторская и кредиторская задолженности, представляют собой кредит. Дебиторская задолженность - это кредит, предоставленный предприятием своим контрагентам, а кредиторская задолженность - кредит, предоставленный предприятию его контрагентами. Например, имея кредиторскую задолженность перед поставщиками, предприятие с момента возникновения этой задолженности до момента ее погашения получает в распоряжение дополнительный объем средств в сумме имеющегося долга.

Обязательство – обязанность лица (должника) совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и другое, либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнение его обязанностей.

Обязательство – существующая задолженность организации, возникающая из событий прошлых периодов, выполнение которой приведет к оттоку от предприятия ресурсов, содержащих экономическую выгоду.

Необходимо различать существующее и будущее обязательства (намерения).

Обязательство определяется следующими характерными признаками:

   обязательство должно иметь место в настоящем и являться следствием прошлых фактов хозяйственной жизни, например, таких, как приобретение товаров или услуг, причиненные или предполагаемые убытки, за которые организация несет ответственность;

   обязательства выступают в качестве кредиторской задолженности, если они связаны с необходимостью будущих платежей, с целью сохранения хозяйственных связей организации или в соответствии с нормальным доходом предпринимательской деятельности;

   обязательство должно быть выполнено с неизбежностью, но это не означает, что оно должно получить точную оценку, так как будущие платежи носят вероятный характер;

   срок выполнения обязательства должен быть определен, хотя точная дата может быть неизвестна. Он может быть продлен благодаря принятию новых обязательств или обязательство может быть аннулировано конвертацией в акции. Тем не менее, это не может влиять на квалификацию обязательства как кредиторской задолженности;

   субъект, в отношении которого возникло долговое обязательство, должен быть идентифицирован как отдельное лицо или как группа лиц.

Обязательства (кредиторская задолженность) обычно оцениваются суммой денег, необходимой для оплаты долга или в условиях рынка стоимостью товаров и услуг, которые необходимо предоставить. Для большинства обязательств сумма всегда известна, но для некоторых она должна быть рассчитана. Например, торговая компания, продающая автомобили с годичной гарантией, должна обеспечивать поставку запчастей и обслуживание в течение года. В этом случае существует обязательство по гарантии (потому что продажа состоялась), сумму которого необходимо рассчитать и отразить в финансовой отчетности[2].

Обязательства возникают в результате совершения фирмой различных сделок и являются юридическим основанием для последующих платежей за товары или предоставленные услуги. В бухгалтерском учете выделяют моменты возникновения, оценки и классификации обязательств.

Обязательство регистрируется в учете только тогда, когда возникает задолженность по нему. Это правило применять труднее, чем, кажется, ибо значительная часть краткосрочных обязательств представляет накопленные суммы, типа начисленной зарплаты, исчисленных сумм по процентам и подлежащих выплате налогов. С другой стороны фирма может заключить соглашение о дальнейших (будущих) сделках. Например, компания может договориться о выплате 50 тыс. дол, в год в течение 3 лет административному работнику  или дать другие обещания. Эти, подлежащие исполнению обязательства, не являются задолженностью, т.к. их исполнение относится к будущему, а не к прямым сделкам.

Обязательства обычно оцениваются суммой денег, необходимой для уплаты долга, или, в условиях рынка, стоимостью товаров и услуг, которые необходимо представить. Для большинства обязательств сумма всегда известна, но для некоторых она должна быть рассчитана. Например, торговец автомобилями, продающий легковой автомобиль с одногодичной гарантией, должен поставить запчасти и обеспечивать обслуживание в течение года. Обязательство существует. Потому что продажа состоялась, но сумма его еще должна быть подсчитана.

Краткосрочные обязательства или краткосрочная кредиторская задолженность включает в себя долги, погашение которых ожидается в течение года или хозяйственного цикла,  какой бы продолжительности он не был. В большинстве случаев долги оплачиваются или за счет оборотных средств, или из средств, полученному по краткосрочному кредиту, в связи с этим классификация краткосрочных обязательств совпадает с классификацией оборотных средств. Кредиторскую задолженность, которую не планируют погашать в течение следующего года или обычного хозяйственного цикла, относят к долгосрочным обязательствам.    

Помимо правильной регистрации момента возникновения обязательств, их оценки и классификации необходима более детальная информация об обязательствах фирмы в финансовой отчетности предприятия, чтобы пользователь отчетности мог увидеть воздействие таких обязательств на ликвидность рентабельность фирмы[8, С.89-90]. 

Краткосрочные обязательства включают в себя:

1)       краткосрочные займы и овердрафт;

2)       текущую часть долгосрочных обязательств;

3)       кредиторскую задолженность:

        счета и векселя к оплате;

        авансы и операции по выдаче и получению задатка (возвратные депозиты);

        задолженность по налогам;

        задолженность по дивидендам;

4)       начисленные расходы к оплате;

5)       доход будущих периодов;

6)       начисленные платежи по непредвиденным обстоятельствам.

 

1.2 Классификация обязательств

Организация обычно имеет несколько видов обязательств, которые классифицируются как краткосрочные либо долгосрочные.

Краткосрочными являются долги и иные обязательства организации, выполнение которых, как ожидается, потребует использования в этих целях имеющихся на данный момент оборотных средств организации.

Под оборотными средствами понимаются наличность и другие активы, которые могут быть обращены в нее, реализованы или использованы в производстве в течение года или одного хозяйственного цикла в случае, если цикл продолжается менее года. Так как появление обязательства означает в будущем отток ресурсов, срок его исполнения важен для правильной оценки финансового состояния организации.

Срок выполнения краткосрочных обязательств наступает в течение одного года с даты составления бухгалтерского баланса или момент начала хозяйственного цикла в зависимости от того, какой из них имеет большую продолжительность. Под хозяйственным циклом понимается период времени между приобретением используемых в производстве товарно-материальных запасов и услуг, и конечным получением наличности в результате производства продуктов и последующей их оплаты[11, С.321-322].

Примерами краткосрочных обязательств являются счета к оплате, краткосрочные векселя к оплате, зарплата к выплате, обязательства по гарантийному обслуживанию, отчисления с заработной платы и другие налоги к выплате, а также доход, полученный авансом.

Обязательства, погашение которых не требует использования имеющихся оборотных средств организации, так как срок их погашения не наступает в течение одного года (или одного хозяйственного цикла, в зависимости от того, какой из периодов имеет большую продолжительность), относятся к категории долгосрочных. Примерами долгосрочных обязательств являются арендные обязательства, долгосрочные векселя к оплате, обязательства по гарантии качества продукции и облигации к оплате (погашению). Однако следует отметить, что любое вышеуказанное обязательство, например, векселя к оплате, может быть как краткосрочным, так и долгосрочным. Основным критерием здесь является срок погашения обязательства (в течение одного года / одного хозяйственного цикла или более ).

Обязательство может включать в себя основную сумму и процент.

Урегулирование обязательств может осуществляться различными способами:

   выплатой денежных средств;

   передачей других активов;

   предоставлением услуг;

   заменой одного обязательства другим;

   переводом обязательства в капитал. Возможны и другие средства урегулирования, такие как отказ или утрата кредитором своих прав[13, С.411-412].

Классификация обязательств по оплате товаров (работ, услуг). Классифицировать обязательства по критерию «важные/неважные» в целях определения первоочередности исполнения обязательства предлагается на основе построения классификации обязательств по четырем признакам (рис.1):

1) по субъектам;

2) по срокам исполнения;

3) по уровню расходов;

4) по степени участия денег в расчетах.

 

Рис. 1. Классификация обязательств организации

1. Классификация обязательств по субъектам позволяет выделить ключевых кредиторов на основе определенных критериев.

Критерии отбора ключевых поставщиков и подрядчиков могут быть следующие:

по степени участия в обеспечении бесперебойного воспроизводственного процесса предприятия-должника;

по степени заинтересованности поставщика-кредитора в бизнесе должника.

Решения о продолжении поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг поставщиками и подрядчиками в случае просрочки исполнения обязательства по-разному влияют на производственный процесс предприятия-должника. Например, компания, которая поставляет для машиностроительного завода электроэнергию, является, безусловно, ключевым поставщиком, так как в случае отключения электроэнергии за неуплату встанет сразу все производство. С юридической точки зрения не важно, кем является кредитор по отношению к должнику, обязательство в любом случае подлежит исполнению в полном объеме и в установленный договором срок. Но в условиях дефицита денежных ресурсов с неключевым поставщиком целесообразно провести переговоры по отсрочке исполнения обязательств по оплате за продукцию (работы, услуги). Отсрочка в исполнении обязательств по оплате товаров (работ, услуг) более чем на три месяца должна быть документально оформлена. В противном случае кредитор может обратиться в суд о возбуждении дела о банкротстве должника, и, естественно, суд не будет принимать во внимание, что делает кредитор должнику: моет окна или поставляет сталь.

При наличии заинтересованности поставщика в бизнесе предприятия-должника поставщик-кредитор может воспользоваться методами захвата бизнеса с помощью процедуры банкротства должника. Оценить возможную заинтересованность кредиторов в бизнесе должника довольно трудно, необходимо обладать достоверной инсайдеровской информацией. Стоит иметь в виду, что обязательства должника перед поставщиками товаров (работ, услуг) могут приобрести третьи лица, более заинтересованные в бизнесе должника, чем поставщики. Поэтому по просроченной задолженности необходимо постоянно направлять акты сверок кредиторам в целях выявления случаев перемены лиц в обязательствах.

2. Классификация обязательств на долгосрочные и краткосрочные, а также на срочные и просроченные предусмотрена действующим законодательством. Сроки исполнения обязательств по оплате товаров (работ, услуг) редко превышают год (обычно не более 30 дней), поэтому являются краткосрочными обязательствами. В форме № 5 Приложения к бухгалтерскому балансу отражаются показатели о задолженности, по которой истекли предусмотренные в договорах сроки погашения задолженности. При этом обособленно выделяется задолженность, числящаяся в бухгалтерском учете как просроченная свыше 3 месяцев до отчетной даты.

3. Классификация обязательств по уровню расходов действующим законодательством не предусмотрена, но является очень важным этапом работы с обязательствами. Расходами по обслуживанию обязательств по оплате товаров (работ, услуг) могут быть:

     штрафы и пени, которые признаны должником или по которым получены решения суда об их взыскании;

     судебные издержки.

Штрафы и пени являются основными расходами по обслуживанию просроченных обязательств по оплате товаров (работ, услуг). Для организаций просроченные обязательства по оплате товаров (работ, услуг) являются специфическим источником финансирования их деятельности. Нередко на просроченные обязательства кредиторы не начисляют никаких штрафов и пеней, поэтому данный источник финансирования становится бесплатным для предприятий, но крайне рискованным, особенно если предприятие просрочило исполнение своих обязательств более чем на три месяца.

В условиях дефицита денежных ресурсов, когда у предприятия не хватает денег на удовлетворение требований всех кредиторов, необходимо отдавать приоритет в исполнении таких обязательств, по которым на 1 тенге основного долга приходится максимальный размер штрафов и пеней, что позволит минимизировать расходы по обслуживанию просроченной кредиторской задолженности[14, С.214-215].

Данные по штрафам, которые кредитор в праве начислить за просрочку в исполнении обязательств по оплате, содержатся в договорах. Коэффициент расходов по штрафам, приходящийся на 1 тенге долга, определяется путем деления суммы штрафа на сумму задолженности по формуле:

Кштрафы = F/D,                                                                                                (1)

где,

К — коэффициент расходов по штрафам;

F — сумма штрафа согласно договорам;

D — сумма обязательств (основного долга).

Если договором предусмотрено начисление пеней, то коэффициент примет вид:

Кпени = Р x D / D = Р,                                                                                     (2)

где,

К — коэффициент расходов по пеням;

Р — пени согласно договорам (в процентах к сумме основного долга);

D — сумма обязательств (основного долга).

Коэффициент расходов по штрафам и пеням можно представить в виде:

Кштрафы и пени = Кштрафы + Кпени,                                                                    (3)

Критерий отнесения расходов по штрафам и пеням в разряд высоких, средних или низких для каждого предприятия индивидуален и зависит от среднего уровня коэффициента расходов по штрафам и пеням, предусмотренных договорами. Целесообразно в первоочередном порядке исполнять обязательства, по которым расчетное значение предложенного коэффициента выше среднего.

Уровень судебных издержек, возникающих по поводу неисполнения обязательств по оплате товаров (работ, услуг), трудно спрогнозировать, но они могут быть достаточно высокими. Для расчета прогнозного значения уровня судебных расходов, связанных с обслуживанием кредиторской задолженности, можно воспользоваться формулой (1).

4. Классификация обязательств на денежные и неденежные также важна в процессе управления кредиторской задолженностью перед поставщиками и подрядчиками. Помимо выплаты денежных средств урегулирование обязательства может быть осуществлено следующими способами:

     передачей других активов (готовой продукции, основных средств, материально-производственных запасов, ценных бумаг);

     предоставлением услуг или выполнением работ;

     переводом обязательств в акционерный капитал;

     «прощением» обязательств;

     оплатой обязательства третьими лицами, например учредителями.

В условиях дефицита денежных средств целесообразно договориться с кредиторами об исполнении обязательства неденежными способами, если, конечно, представится такая возможность[15, 85с].

Также обязательства подразделяются на фактические, оценочные и условные.

 Фактические обязательства возникают из договора, контракта или на основе законодательства. Они могут быть подсчитаны точно. Фактические обязательства включают в себя задолженность по счетам, векселям, дивидендам к оплате, налогу с продаж, акцизным сборам, текущей задолженности долгосрочных обязательств, начисленной зарплате, а также задолженность за товары и услуги, которые фирма должна поставить в счет аванса, полученного от покупателя.

Задолженность по счетам поставщиков счета к оплате представляют собой краткосрочные обязательства поставщикам. Их сумма обычно подтверждается счетами к оплате, зарегистрированными в книге аналитического учета – ресконтро.

Векселя выданные основными источниками векселей являются банковские ссуды и платежи за товары и услуги. Как и в случае с векселями, полученными процент по векселям может быть зафиксирован отдельно от суммы векселя или может быть заранее выплачен путем установления дисконта.

Задолженность по дивидендам. Дивиденды представляют собой часть прибыли, распределяемой фирмой. Выплату дивидендов осуществляют на основе решения совета  директоров.  Задолженности по дивидендам не существует до тех пор. Пока совет не объявит намерение их выплатить. Обычно между датой объявления и датой выплаты проходит некоторое время, в течение которого объявленные дивиденды являются краткосрочной задолженностью фирмы.

Задолженность по налогу с продаж и акцизному сбору. В большинстве стран розничную торговлю облагают налогом с продаж. Кроме того, существует акцизный сбор на некоторые товары. Предприниматель, который продает товары, облагаемые такими налогами, должен периодически выплачивать их соответствующему органу. Налоги, подлежащие оплате, представляют собой краткосрочную задолженность до тех пор, пока они не будут выплачены.

Текущая часть долгосрочных обязательств. Если часть  долгосрочного обязательства подлежит погашению в течение года и выплачивается из текущих активов – оборотных средств, то эта часть долгосрочного долга квалифицируется как краткосрочная задолженность.

Начисленные обязательства. Главной причиной для внесения в конце отчетного периода трансформационных записей является необходимость выявления и регистрации обязательств, не отраженных на бухгалтерских счетах. Эта практика относится ко всем видам обязательств.

Задолженность по зарплате. Некоторая часть краткосрочных обязательств связана с учетом зарплаты.

Доходы будущих периодов представляют собой   обязательства по товарам и услугам, которые компания должна поставить в счет аванса, полученного от покупателя (издательства, строительные организации).

Оценочные обязательства это обязательства, точная сумма которых не может быть определена до наступления определенной даты. Примерами таких обязательств являются налоги на прибыль, выплаты по гарантийным обязательствам, оплата отпусков.

Задолженность по налогу на прибыль сумма налога зависит от финансовых результатов компании, которые остаются неопределенными до конца отчетного периода или операционного цикла. Однако налоги необходимо перечислять и в течение отчетного периода, еще до того как будет определена окончательная сумма.

Задолженность по налогам на имущество это налоги, которыми облагается недвижимое имущество – земля, здания и личная собственность. Налог на имущество является основным источником дохода муниципальных властей. Обычно размер налога определяется ежегодно в зависимости от размеров облагаемой собственности. Поскольку финансовый год муниципального правительства и дата оценки недвижимости в целях налогообложения редко совпадают с датой составления отчета фирмой, необходимо подсчитать сумму налога на имущество для каждого месяца.

Гарантийные обязательства если фирма во время продажи представляет гарантию на свою продукцию, то обязательство существует на протяжении всего срока гарантии. Сумму гарантии отражают по дебету счетов расходов в том периоде, в котором была осуществлена реализация, т.к. гарантия является качественной характеристикой продукта. Учитывая имеющийся опыт, возможно, рассчитать сумму, в которую обойдется фирме предоставление гарантии на будущий период.

Задолженность по оплате отпусков в большинстве зарубежных компаний служащие имеют право на оплачиваемый двухнедельный отпуск за каждые 50 недель работы. Теоретически стоимость двух недель должна быть распределена в виде расходов на весь год. Таким образом, оплата отпуска составляет 4% (2-нед. Отпуск разделить на 50 недель) заработной платы работника. Каждую отработанную неделю сотрудник зарабатывает небольшую долю своего отпускного жалования. Задолженность по оплате отпусков может составлять значительную сумму. Запись по созданию резерва отпусков осуществляется по дебету счета Расходы на оплату отпусков и кредиту счета Резерв по оплате предстоящих отпусков.

Условные обязательства несуществующие обязательства. Тем не менее, они являются потенциальными обязательствами, потому что зависят от будущего события, возникающего из прошлой сделки. Например, против строительной компании, которая построила мост, может быть возбуждено уголовное дело по поводу использования некачественных материалов[19, С.57-59].

 

1.3 Понятие и задачи учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Поставщиками и подрядчиками торговой организации яв­ляются организации и предприятия, поставляющие товарно-мате­риальные запасы (промышленные, сельскохозяйственные и дру­гие предприятия) или оказывающие различные услуги (транспор­тные, коммунальные услуги, услуги связи и др.).

Для бесперебойного удовлетворения потребности покупате­ля в товарах народного потребления торговые организации зак­лючают договоры с поставщиками и подрядчиками на поставку товарно-материальных запасов и оказание услуг, в которых пре­дусматривается порядок расчетов между ними. Расчеты между торговыми организациями и поставщиками осуществляются, в основном, безналичным путем через учреждения банка в виде перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя.

Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками за по­лученные товарно-материальные запасы, потребленные транспор­тные и коммунальные услуги и услуги связи предназначен счет 3310 «Краткосрочная задолженность поставщикам и подрядчикам». На этом счете торговые организации также учитывают расчеты с органами транспорта за полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также расчеты за все виды услуги связи.

Все операции, связанные с расчетами за приобретенные товарно-материальные запасы и потребленные услуги, находят отражение на указанном счете, независимо от того, одновременно или предварительно производилась оплата предъявленного счета.

К поставщикам относят организации, поставляющие производственные ре­сурсы и товары, а к подрядчикам — организации, осуществляющие строительно-монтажные и ремонтные работы.

Расчеты с ними осуществляют, как правило, после отгрузки (отпуска) сырье­вых и товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с совершением этих операций.

Массовые неплатежи организаций друг другу в настоящее время приводят к то­му, что поставки (выполнение работ) производятся обычно на условиях предвари­тельной оплаты.

Без согласия организации в безакцептном порядке оплачивают требования за отпущенные газ, воду энергию, канализацию, пользование телефоном, почтово-телеграфные услуги и т п.

Операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, проводятся по счету 3310 независимо от времени оплаты предъявленного счета[22, С.125-126].

Счет 3310 кредитуют на стоимость фактически поступивших товарно-материаль­ных ценностей, принятых работ, потребленных услуг в корреспонденции со сче­тами учета этих ценностей или соответствующих затрат. За услуги по доставке ма­териальных ценностей, а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 3310 производят в корреспонденции со счетами учета производствен­ных запасов товаров, издержек обращения и т.п.

Независимо от оценки товарно-материальных ценностей в аналитическом уче­те счет 3310 в синтетическом учете кредитуют по расчетным документам поставщика в пределах сумм акцепта. Когда счет поставщика был акцептован и оплачен до по­ступления груза, а при приемке на склад поступивших товарно-материальных цен­ностей обнаружилась их недостача сверх норм естественной убыли против отфак­турованного количества, а также если при проверке счета поставщика или подряд­чика (после того, как счет был акцептован) было обнаружено несоответствие цен, обусловленных договором, арифметические ошибки, то делают такую запись:

Дебет 3420 «Краткосрочные обязательства по юридическим претензиям»                                                                                                                         Кредит 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам»

При поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы поставщиков, необходимо проверить, не числятся ли по­ступившие товарно-материальные ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов поставщиков и не числится ли стоимость по­ступивших ценностей как дебиторская задолженность.

За неотфактурованные поставки счет 3310 кредитуют на стоимость поступивших ценностей по ценам, предусмотренным в договорах.

Счет 3310 дебетуют на суммы оплаты счетов (в корреспонденции со счетами учета денежных средств), на суммы зачетов по предварительно выданным авансам (в кор­респонденции со счетом 3510 «Краткосрочные авансы полученные»). Суммы задолженно­сти поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными организацией вексе­лями, не списывают со счета 3310, а учитывают обособленно в аналитическом счете.

Аналитический учет по этому счету ведут по каждому предъявленному расчет­ному документу, а расчетов — в порядке плановых платежей по каждому постав­щику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспе­чить возможность получения необходимых данных по поставщикам по:

   акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

   неоплаченным в срок расчетным документам; поставщикам по неотфакту­рованным поставкам;

   выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;

   просроченным оплатой векселям;

   полученному коммерческому кредиту[23,83c].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ НА ПРИМЕРЕ ТОО AS-Строй”

 

2.1 Финансово-экономическая характеристика организации

Товарищество с ограниченной ответственностью “AS-Строй” осуществляет свою деятельность на основании Устава Товарищества, Гражданского Кодекса Рес­публики Казахстан, Закона Республики Казахстан «О товариществах с ограниченной ответственностью» от 22.04.1998 г. и других нормативных правовых актов Республи­ки Казахстан[4].

Дата первичной регистрации ТОО “AS-Строй”: 29.07.2004 г. в Департаменте юстиции Алматинской области, свидетельство о государственной регистрации за 12199-1937-ТОО.

Местонахождение товарищества: Республика Казахстан, Алматинская область, Отеген батыр, ул. Батталханова, 7, офис 19.

Учетная политика TOOAS-Строй” (далее - Компания), разработана в соответствии с требованиями Закона РК № 2732 от 26.12.95 г. “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности” от 28 февраля 2007 года №234-111 (по состоянию на 19 марта 2010 года) с изменениями и дополнениями, внесенными Законами РК от 11.07.97 г. № 154-1, от 16.07.99 г. № 436-1, от 24.12.2001 г. № 276-II, от 24.06.2002 г. № 329-11, от 10.07.03 г. № 483-11, от 11.06 04 №562-11 Международных стандартов Финансовой Отчетности, других законодательных и нормативных актов Республики Казахстан и с учетом конкретных производственно-экономических условии деятель­ности фирмы[3,5].

Бухгалтерский учет ведется автоматизированным способом с использованием бухгал­терской программы «1-С».

В соответствии со статьей 6-1 «Бухгалтерская документация» Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 26.12.1995г № 2732 с изменениями и дополнениями основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции.

Учет и хранение документов осуществляется в соответствии с:

- Законом «О национальном архивном фонде и архивах РК» № 326-1 от 22.12.1998 г. ЗРК с изменениями и дополнениями № 256-11 от 10.11. 2001 г.

Хранение и уничтожение бухгалтерских документов производится в соответствии с Ука­зом Президента РК № 2235 «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» и Но­менклатуры дел Компании утвержденной Первым руководителем организации и согласо­ванной с ЭПК Управления архивами и документацией г. Алматы.

Ответственность за состояние документирования и управления документацией возлагается на Первого руководителя.

Исчисление срока хранения документов производится с 1 (первого) дня работы Компании до окончания их делопроизводства.

Уничтожение документов оформляется актом, утвержденным Первым руководителем и обязательно согласованным с Государственным архивом.

Акты на уничтожение документов составляются в 2-х экземплярах. Отобранные для унич­тожения документы уничтожаются путем сжигания на местах. Товарищество составляет финансовую отчетность и проводит анализ деятельности в соответствии с МСФО 1 "Представление финансовой отчетности", МСФО 7 "Отчего движении денежных средств" и требованиями к финансовой отчетности ТОО “AS-Строй”.   Цель составления финансовой отчетности - представление пользователям достовер­ной и своевременной информации о финансовом положении[6].

 

2.2 Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками предусмотрен счет 3310 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", на котором обобщается информация о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:

полученные товарно-материальные запасы и внеоборотные активы, выпол­ненные работы и потребленные услуги, включая расходы по доставке или перера­ботке Товарно-материальных запасов;

полученные товарно-материальные запасы и внеоборотные активы, работы и услуги, по которым расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (неотфактурованные поставки);

излишки товарно-материальных запасов и внеоборотных активов, выявлен­ные при их приемке.

По кредиту счета 3310 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" отражается:

        стоимость приобретенных товарно-материальных запасов, внеоборотных активов и др., а также стоимость услуг по их доставке и переработке на стороне - в корреспонденции с соответствующими счетами учета товарно-материальных запасов, внеоборотных активов и др.;

        стоимость принятых работ и потребленных услуг - в корреспонденции со счетами 7110 "Расходы по реализации товаров (работ, услуг)", 7210 "Общие и адми­нистративные расходы";

        сумма налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (ра­ботам, услугам) - в корреспонденции со счетом 1420 "Налог на добавленную сто­имость к возмещению";

        сумма обнаруженных недостач сверх норм естественной убыли против отфактурованного количества при приемке на склад поступивших акцептован­ных (оплаченных) товарно-материальных запасов и внеоборотных активов, а также несоответствие цен, обусловленных договором, и арифметические ошибки - в корреспонденции со счетом 3500 "Прочие"[22, 19-131].

По дебету счета 3310 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" отражаются сум­мы оплаченных счетов и суммы зачетов по предварительно выданным авансам в кор­респонденции с соответствующими счетами учета денежных средств (1050, 1040, 1010) и 1610 "Авансы, выданные под поставку товарно-материальных запасов", 1610 "Авансы, выданные под выполнение работ и оказание услуг".

Учет расчетов с поставщиками ведут в журнале специальной формы или ведомос­ти по каждому счету-фактуре или платежному требованию-поручению, что позволяет контролировать расчеты по каждому документу.

Поступившие счета-фактуры вначале регистрируют в "Журнале учета посту­пающих грузов". По мере поступления ценностей на склады или приемки выпол­ненных работ и оказанных услуг в журнале отмечают номера приходных доку­ментов и проставляют дату поступления запасов на склады или запросов, связан­ных с розыском непоступивших грузов. Периодически данные журнала сверяют с данными учетных регистров, которые ведут по счету 3310. По журналу контро­лируют также суммы материальных ценностей, находящихся в пути. Записи в журнале производятся отделом снабжения по мере поступления материальных ценностей на склад предприятия на основании товарно-транспортных докумен­тов, приходных ордеров, актов о приемке материалов. В графе "Примечание" записывают данные об оплате счета, отказе от акцепта или сумме частичного акцепта и др. Журнал приведен ниже. В журнал записывают только акцептован­ные счета-фактуры[27, С.243-244].

Акцептованные счета с указанием регистрационного номера по журналу учета по­ступающих грузов передают в бухгалтерию. Здесь их данные записывают в журнал по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками, который бухгалтерия заполняет в три этапа. На первом этапе записи в журнал делают при поступлении акцептованных счетов-фактур и других расчетных документов. При этом записывают регистрационный но­мер и номер платежного требования-поручения (счета-фактуры), наименование по­ставщика, сумму акцепта счета-фактуры. Затем счет-фактуру поставщика передают отделу снабжения или таможенной службе для получения груза у местных поставщи­ков или на железнодорожной станции, складах временного хранения - при поступле­нии ценностей от прочих поставщиков.

На втором этапе запись в журнал производят на основании поступивших в бухгал­терию со склада приходных документов (приходных ордеров, товарно-транспортных накладных, актов о приемке материалов). В журнале указывают номера этих докумен­тов, стоимость поступивших ценностей по учетным или договорным ценам и их факти­ческую стоимость согласно платежному требованию-поручению (счету-фактуре) в разрезе корреспондирующих счетов по учету товарно-материальных ценностей или затрат на производство. Приходные документы должны быть тщательно проверены и соответствовать количе­ству материальных ценностей в платежном требовании-поручении (счете-фактуре). Если при приемке грузов выявляют недостачу или порчу ценностей, по вине поставщика или транспортной организации, то на основании акта о приемке материалов и расчета сум­мы претензии, сумму претензии списывают с кредита счета 3310 в дебет счета 1284 "Прочие". Если недостачу материальных ценностей устанавливают до акцепта расчетно-платежных документов, то на ее сумму уменьшают акцепт соответствующего расчетно-платежного документа.

В журнале отражают также операции по учету расчетов с поставщиками по выпол­ненным работам и оказанным услугам (ремонт основных средств, перевозки грузов, предоставление воды, тепла, электроэнергии). При записи в журнал данных счета-фактуры, предъявленного за работы или услуги, указывают, за что он предъявлен, а записи по дебету соответствующих счетов - потребителей работ и услуг производят на основании разметки корреспондирующих счетов (субсчетов, статей затрат), сделанной бухгалтерией на счетах-фактурах поставщиков.

На третьем этапе в журнале отражают оплату счетов-фактур. Отметки об оплате делают на основании выписок по расчетному и другим счетам в банке. При этом ука­зывается дата оплаты счета и с какого счета произведена оплата (1050, 1040, 1010, 1070).

В конце месяца в журнале подсчитывают итоги и выводят остатки по неоплачен­ным счетам. Заключение журнала производят по четырем строкам: итого за месяц, сторона материалов в пути на начало месяца, материалы в пути на конец месяца, всего по журналу[28].

Рассмотрим корреспонденции счетов по учету расчетов с поставщиками и под­рядчиками:

— Акцептованы счета-фактуры поставщиков за полученные товарно-материаль­ные ценности:

дебет счетов подразделов 1310 "Сырье и материалы", 3330 "Товары" (счета 1320-1350)-на договорную стоимость товарно-материальных запасов (без НДС);

дебет счета 1420 "Налог на добавленную стоимость к возмещению" - на сумму НДС, включенного в счет-фактуру;

кредит счета 3310 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

— Зачтены суммы НДС по счетам-фактурам, ценности по которым получены и оприходованы на склад:

дебет счета 3130 "Налог на добавленную стоимость";

кредит счета 1420 "Налог на добавленную стоимость к возмещению".

— Акцептованы счета-фактуры поставщиков за выполненные работы и оказанные услуги:

кредит счета 3310 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"; дебет счетов (сокращенная корреспонденция счетов - без операций по НДС): 2930 "Незавершенное строительство" - на стоимость работ и услуг, выполненных поставщиками и подрядчиками для своего капитального строительства, на стоимость молодняка и взрослых животных, приобретенных для формирования стада;

1284 "Прочие" - на суммы претензий, предъявленных поставщикам и подрядчикам;

7110 "Расходы по реализации товаров (работ, услуг)", 7210 "Общие и административные расходы", 8012 "Материалы", 8032 "Материалы", 8042 "Материалы", 8045 "Ремонт основных средств", 8047 "Коммунальные услуги", и др. - на суммы работ и услуг, принятых предприятием;

— Произведена оплата и зачет взаимных задолженностей счетов-фактур поставщиков и подрядчиков, акцептованных покупателем:

дебет счета 3310 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";

кредит счетов:

1210 "Счета к получению"- на суммы товаров, работ, услуг, поставленных покупателем транзитом с участием в расчетах; на суммы задолженностей, зачтенных в порядке бартер­ных операций;

1610 "Авансы, выданные под поставку товарно-материальных запасов", 1610 "Авансы, выданные под выполнение работ и оказанные услуг" - на сумму зачтен­ных ранее оплаченных авансов;

1070 "Денежные средства на специальных счетах", 1050 "Денежные средства на текущих банковских счетах в тенге", 1010 "Денежные средства в кассе в тенге" - оплачены с соответствующих счетов счета поставщиков и подрядчиков.

В журнале по учету расчетов с поставщиками содержатся сводно-контрольные данные, которые расшифровывают остаток по счету 3310 на конец месяца. Построение аналитического учета должно обеспечить получение сведений об остатках по расчетам с поставщиками и подрядчиками в следующей группировке, необходимой для оперативно­го контроля расчетов: поставщики по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; поставщики по неотфактурованным поставкам; поставщики по неоплаченным в срок расчетным документам.

В аналитических данных показывают задолженность по векселям: срок оплаты кото­рых не наступил; по просроченным оплатой векселям, материалы в пути (в том числе сверх нормативного срока грузооборота).

 

2.3 Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации

Финансовое состояние предприятия зависит от целесообразности и правильности вложения финансовых ресурсов в активах. Анализ финансового состояния начинаются с изучения состава и структуры имущества предприятия по данным баланса. Для более углубленного анализа структура имущества предприятия необходимо привлечь дополнительную информацию, расшифровавшую собственный и заемный капитал – основной и оборотный. Баланс позволяет дать общую оценку изменения всего имущества предприятия, выделить в его составе оборотные (мобильные) и внеоборотные (иммобилизованные) средства изучить динамику структуры имущества. Анализ динамики состава и структуры имущества дает возможность установить размер абсолютного и относительного прироста или уменьшения всего имущества предприятия и отдельных его видов. Прирост (уменьшение) актива свидетельствует о расширении (сужении) деятельности предприятия [30, 214с].

Изменение структуры имущества создает определенные возможности для основной (производственной) и финансовой деятельности и оказывает влияние на оборачиваемость совокупных активов. Показатели структурной динамики отражает долю участия каждого вида имущества в общем изменении совокупных активов. Их анализ позволяет сделать вывод о том, в какие активы вложены вновь привлеченные финансовые ресурсы или какие активы уменьшились за счет оттока финансовых ресурсов.

 

Таблица 2.1 - Анализ состава и структуры имущества ТОО “AS-Строй”

 

Размещение имущества

2008 год

2009 год

2010 год

Изменение по сравнению с

2008г.

2009г.

Тыс.тг.

к итогу

Тыс.тг.

к итогу

Тыс.тг.

к итогу

Тыс.тг.

Тыс.тг.

Нематериальные активы

123258987

 

569874522

 

963852741

 

840593952

393978219

Основные средства

2598838818

 

2697413286

 

2666412394

 

67573576

-31000892

Незавершенное строительство

94568255

 

1256963369

 

741852963

 

647284708

-515110406

Прочие долгосрочные активы

81011576

 

870575395

 

960706690

 

879695114

90131295

Итого

2598838818

99

2697413286

92

2666412394

92,8

67573576

-31000892

Запасы и затраты

20406327

0,78

7129054

0 ,2

19122748

0,67

-1283579

11993694

Расчеты с дебиторами

1970344

0,08

227230410

7,7

185358793

6,4

183388449

-41871617

Денежные средства

2914853

0,11

2934090

0,1

3879662

0,13

964809

945572

Итого

25291524

1

237293554

0,8

208361203

7,2

183069679

-28932351

Всего

2624130342

100

2934706840

100

2874773597

100

250643255

59933243

Источник: Бухгалтерский баланс ТОО “AS-Строй”за 2008-2010 годы.

Из данных таблицы 1 видно, что валюта баланса, отражающая реальную стоимость активов в 2010 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась на 250643255 тг., в сравнении с 2009 г. уменьшилась на 59933243 тг. В 2008 г. увеличение произошло за счет увеличения основных средств на 67573576 тг., расчетов с дебиторами на 183388449 тг., денежных средств на 964809 тг. и уменьшение запасов и затрат на 1283579 тг. В 2009 г. уменьшение произошло за счет увеличения основных средств на 31000892 тг., расчетов с дебиторами на 41871617 тг. и увеличения запасов и затрат на 11993694 тг., денежных средств на 945572 тг.

При  анализе активов необходимо выяснить каково состояние основных средств. Для этого необходимо дать характеристику состояния основных средств ТОО “AS-Строй”. Это можно представить в виду таблицы 2.

 

Таблица 2.2 - Характеристика состояния основных средств ТОО “AS-Строй”

 

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Тыс. тг.

%

Тыс. тг.

%

Тыс. тг.

%

Первоначальная стоимость

2652380304

-

2847723106

-

2697413286

-

Износ

53541486

-

150309819

-

-

-

Поступление ОС

-

-

195342802

-

-

-

Выбытие ОС

 

-

-

-

31000892

-

Коэффициент износа

-

2,01

-

5,3

-

-

Коэффициент годности

-

98

-

94,7

-

-

Коэффициент обновления

-

-

-

6,9

-

-

Коэффициент выбытия

-

-

-

-

-

1,14

Источник: Инвентарная карточка ТОО “AS-Строй” [34].

 

По данным таблицы 2 видно, что на протяжении всего промежутка времени с 2008 г. по 2010 г. выбытие основных средств превышает их поступление. По данным учета и отчетности можно рассчитать коэффициенты износа и годности, характеризующие соответственно долю изношенной и долю годной к эксплуатации части основных средств. Так в организации коэффициент износа основных средств на 2008 г. составил 2,01%, на 2009 г. 5,3%, а коэффициент годности на 2008 г. 9%, на 2009 г. 94,7%. Коэффициент обновления основных средств на 2009 г. составил 6,9%.

Далее необходимо проанализировать состав и структуру запасов и затрат активов ТОО “AS-Строй”, составив следующую аналитическую таблицу 3.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.3 - Анализ состояния запасов и затрат ТОО “AS-Строй”

 

Материальные оборотные средства

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Изменения (+, -) 2010 г. по сравнению

Тыс. тг.

%

Тыс. тг.

%

Тыс. тг.

%

2008 г.

2009 г.

Производственные запасы

20406327

100

7129054

100

19122748

100

-1283579

11993694

Витрины

8569369

 

3569965

 

7589569

 

 

 

Теплонакопители

11836958

 

3559089

 

11533179

 

 

 

Итого

20406327

100

7129054

100

19122748

100

-1283579

11993694

Источник: Материальный отчет ТОО “AS-Строй” за 2008-2010 годы [35].

 

Материальные оборотные средства предприятия в 2010 г. уменьшились по сравнению с 2008 г. на 1283579 тг. По сравнению с 2009 г. материальные оборотные средства увеличились на 11993694 тг.

Анализ источников формирования активов ТОО “AS-Строй” представлен в таблице 4.

 

Таблица 2.4 - Анализ состава и структуры источников средств ТОО “AS-Строй”

 

Источники средств

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Изменения (+, -) 2010 г. по сравнению с

Тыс. тг.

% к итогу

Тыс. тг.

% к итогу

Тыс. тг.

% к итогу

2008 г.

2009 г.

Собственные средства

 

 

 

 

 

 

 

 

- уставной капитал

250000000

9,5

250000000

12,9

250000000

31,8

-

-

-неоплаченный капитал

2430729516

9,3

1638330020

84,8

-

-

-

-

-нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

-65768103

-2,5

-14481272

-0,7

-48444121

-6,2

-17323982

+33962849

Итого

2614961413

99,8

1873848748

97

201555879

25,6

-2413405534

-1672292869

Кредиторская задолженность

4531826

0,1

45688649

2,4

27125323

3,4

12593497

-18563326

- расчеты с бюджетом

 

 

 

316256

0,01

8822032

0,4

-2657208

-0,3

-2973464

-11479240

продолжение таблицы 2.4

- прочие краткосрочные

пассивы

1470185

0,06

3578328

0,2

561023491

71,2

559553306

557445163

Итого:

6318267

0,2

58089009

3

585491606

74,3

579173339

527402597

Всего:

2621279680

100

1931937757

100

787047485

100

-1834232195

-1144890272

Источник: Бухгалтерский баланс ТОО “AS-Строй”за 2008-2010 годы [33].

 

Из данных таблицы 4 видно, что уменьшение стоимости имущества предприятия в 2010 г. по сравнению с 2008 г. на 1834232195 тг. обусловлено уменьшением нераспределенного дохода на 17323982 тг., расчетов с бюджетом на 2973464 тг. и на 22593497, прочих краткосрочных пассивов на 55953306 тг.

По сравнению с 2009 г. увеличение стоимости имущества предприятия произошло за счет увеличения прочих краткосрочных пассивов на 557445163 тг., нераспределенного дохода на 33962849 тг. и уменьшения кредиторской задолженности на 18563326 тг., расчетов с бюджетом на 11479240 тг.

Такая тенденция свидетельствует о расширении производственной деятельности предприятия. Это укрепляет экономию самостоятельности и финансовую устойчивость, а, следовательно, повышает надежность предприятия как партнера.

Экономическая целесообразность функционирования предприятия определяется получением дохода. Доходность (рентабельность) является показателем, отражающим конечные финансовые результаты предприятия. Для того, чтобы выяснить является ли деятельность ТОО “AS-Строй” прибыльным или убыточным необходимо проанализировать таблицу 5.

 

Таблица 2.5 - Анализ показателей доходности ТОО “AS-Строй”

 

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Отклонения (+,-)

1

Средняя величина активов

2624130342

29347172105

3114384112

179665897

2

Собственный капитал

2594741706

1873848748

1839885899

-33962849

3

Заемный капитал

293937110

361854861

1284736679

922881818

4

Текущие пассивы в составе обязательств

293937110

361854861

585722043

22381420082

5

Средняя величина текущих активов

 

 

447608516

210314962

6

Доход от реализации

-65768103

126479385

160681068

34201683

7

Доход до  налогообложения

 

 

-65768103

-27794889

-30593568

-58388457

 

 

продолжение таблицы 2.5

8

Доход, остающийся в распоряжении предприятия

-65768103

-27794889

-30593568

-58388457

9

Рентабельность совокупных активов

-2,5063

-0,9471

-0,9823

-1,9294

10

Рентабельность текущих активов

-260,04

-11,7433

-6,8349

-18,5482

11

Рентабельность инвестиций

-2,5347

-1,0803

-1,2099

-2,2902

12

Рентабельность собственного капитала

-2,5347

-1,4833

-1,6628

-3,1461

13

Рентабельность продаж (продукции)

100

-21,9758

-19,0399

-41,0157

Источник: Отчет о прибылях и убытках ТОО “AS-Строй” за 2088-2010 годы [36].

 

Обобщая данные таблицы, можно сделать следующие выводы. Организация в целом несколько хуже использует свое имущество. С каждой тенге средств, вложенных в его совокупные активы в 2010 г. получено дохода на 1,9294 тиын меньше чем в 2008 г. Значительно снизилась эффективность использования оборотных средств, вместо 260,04 тиын дохода, получаемого с тенге текущих активов в 2008 г., отдача с каждой тенге средств, вложенных в текущие активы в 2010 г., составила 6,8349 тиын. На 3,1461% в 2010 г. уменьшилась рентабельность собственного капитала. Рентабельность инвестиций сократилась в 2010 г. по сравнению с 2008 г. на 2,2902%. На каждую тенге реализованной продукции предприятия в 2010 г. получило на 41,0157 тиын больше дохода чем в 2008 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В представленной курсовой работе освещены вопросы учета краткосрочных обязательств. В ходе исследования проработаны теоретические и практические аспекты обозначенной проблемы. Изучены обязательства организации в рыночной экономике, дано понятие, классификация. Отражен порядок предоставления информации об обязательствах компании в бухгалтерском балансе, а также определены нормативные акты, регулирующие вопросы формирования и предоставления информации об обязательствах предприятия в составе отчетности.

Практические аспекты исследования основаны на изучении работы бухгалтерской учета ТОО “AS-Строй”. ТОО “AS-Строй”  - организация, которая является торговой компанией Солнечных систем. В работе представлены основные экономические показатели организации. Глубоко изучена организация бухгалтерской учета и внутренние нормативные акты.

Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками предусмотрен счет 3310 "Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам", на котором обобщается информация о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:

   полученные товарно-материальные запасы и внеоборотные активы, выпол­ненные работы и потребленные услуги, включая расходы по доставке или перера­ботке Товарно-материальных запасов;

   полученные товарно-материальные запасы и внеоборотные активы, работы и услуги, по которым расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (неотфактурованные поставки);

   излишки товарно-материальных запасов и внеоборотных активов, выявлен­ные при их приемке.

Учет расчетов с поставщиками ведут в журнале специальной формы или ведомос­ти по каждому счету-фактуре или платежному требованию-поручению, что позволяет контролировать расчеты по каждому документу.

Корреспонденции счетов по учету расчетов с поставщиками и под­рядчиками ведется следующим образом:

— акцентируется счета-фактуры поставщиков за полученные то вар но-материаль­ные ценности;

— зачитывается суммы НДС по счетам-фактурам, ценности по которым получены и оприходованы на склад;

— акцентируется счета-фактуры поставщиков за выполненные работы и оказанные услуги;

— производится оплата и зачет взаимных задолженностей счетов-фактур поставщиков и подрядчиков, акцептованных покупателем.

  ТОО “AS-Строй” осуществляет свою деятельность на основании Устава Товарищества, Гражданского Кодекса Рес­публики Казахстан, Закона Республики Казахстан «О товариществах с ограниченной ответственностью» от 22.04.1998 г. и других нормативных правовых актов Республи­ки Казахстан.

Проанализировав данные финансово-хозяйственной деятельности предприятия можно сделать вывод, что предприятие за три года стало хуже использовать свое имущество. С каждой тенге средств, вложенных в его совокупные активы в 2010 г. получено дохода на 1,9294 меньше чем в 2008 г.

Рентабельность инвестиций сократилась в 2010 г. по сравнению с 2008 г. на 2,2902%. На каждую тенге реализованной продукции предприятия в 2010 г. получило на 41,0157 больше дохода чем в 2008 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.   Назарбаев Н.А. Казахстан 2030. Послание президента страны народу Казахстана. « Раритет»,Алматы,2006 год 

2.   Финансовый учет на предприятии: Учебник/Под ред. Р.М. Рахимбековой / Кеулимжаев К.К., Айтхожина Л.Ж., Кинхузова К.К., Сальменова А.Т – Алматы: Экономика, 2003. – 322с.

3.   О бухгалтерском учете и финансовой отчетности: Закон Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года №234-111 (по состоянию на 19 марта 2010 года).

4.   О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью: Закон Республики Казахстан от 22.04.1998 N 220-1 (по состоянию на 20 января 2010 года).

5.   Международные стандарты финансовой отчетности и аудита. Учебное пособие / Базовый курс. – Астана. – 2008.

6.   Международные стандарты финансовой отчетности: План счетов по МСФО, Инструкция (основа) по разработке рабочего плана счетов, Формы финансовой отчетности. Сборник нормативных правовых актов. – Алматы: БИКО, 2007. – 378с.

7.   Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) от 27.12.1994 года изменениями и дополнениями по состоянию на 15.07.2010 г.).

8.   Назарова В.Л.Бухгалтерский учет хозяйствующих субъектов: Учебник. Под.ред. Н.К. Мамырова; Изд.3-е перераб. и доп. Алматы, Экономика 2005, - С.89-90

9.   Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» по состоянию на 01.01.2009

10.   Нурсеитов Э.О., Нурсеитов Д.Э. «Международные стандарты финансовой отчетности: теория и практика». Справочное руководство.- Алматы: Lem, 2007, - 58с.

11.   Нурсеитов Э.О. «Бухгалтерский учет в организациях». Учебное пособие. Издание второе и переработанное. – Алматы 2007, – С.321-322.

12.   Нидлэ В. и др. “Принципы бухгалтерского учета”, М, (пер. с англ.) под ред. Соколов Я.В., М, Финансы и статистика, 2003, - 265с.

13.   Сейдахметова Ф.С. «Современный бухгалтерский учет». Учебное пособие. Издание второе переработанное и дополненное. – Алматы: ТОО «Издательство LEM» 2005, – С.411-412.

14.   Кабылова Н.К.,Доспалинова Ш.А., Оразалинов Е.Н. «Бухгалтер. Основы бухгалтерского учета». Учебник. – Астана: Фолиант 2006, – С.214-215.

15.   Головина Л.А., Жигунова О.А. «Теория экономического анализа». М: КНОРУС, 2007, - 315с.

16.   Ержанов М.С., «Аудит». Алматы: Бастау,2005.

17.   Скала В.И., Скала Н.В., Нам Г.М. «Национальная система бухгалтерского учета в РК». A.: Lem, 2007.

18.   Методические рекомендации по применению международных стандартов финансовой отчетности и бухгалтерского учета. Алматы: Юрист, 2007, - 14с.

19.   Назарова В.Л. Бухгалтерский учет в отраслях. Алматы: Экономика 2005, -С.57-59.

20.   Национальные стандарты финансовой отчетности. Алматы: Юрист, 2008, -78с.

21.   Электронная библиотека: http://uchebnik.kz - Учебники и методические пособия в Казахстане.

22.   Байдыбекова С.К. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. Талдыкорган, 2007, – С.125-129.

23.   В. Л. Назарова, «Бухгалтерский учет», 2009, -83с.

24.   Малькова Т.Н. Теория и практика международного бухгалтерского учета. Санкт-Петербург: «Бизнес-пресса», - 2003, -109с.

25.   http://www.referent.ru. - Статья “Учет краткосрочных обязательств”.

26.   Совместный сайт форума профессиональных бухгалтеров и коллегии аудиторов (Республики Казахстан). - http://kz-adviser.kz

27.   Управленческий учет: Учебное пособие. – Алматы: Экономика, 2008, – С.243-244.

28.   Савицкая Г.В. «Экономический анализ деятельности предприятия». - М.: Финансы и статистика, 2007.

29.   Пошерстник Н. В. Бухгалтерский учет на современном предприятии: учеб. – практ. пособие: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007, – 112с.

30.   Суглобов А. Е. Бухгалтерский учет и аудит: учебное пособие/ А. Е. Суглобов, Б. Т. Жарылгасова. – М.: КНОРУС, 2007, –214с.

31.   Журнал "Учет и аудит Казахстана" № 1, 2011, - Статья Эреуль Нурсеитова “ IFRIC выпустил руководство по погашению финансовых обязательств с помощью долевых инструментов ”.

32.   Журнал "Учет и аудит Казахстана" № 1, 2011, – статья Финансовые обязательства ”.

33.   Бухгалтерский баланс ТОО “AS-Строй” за 2008-2010годы.

34.   Инвентарная карточка ТОО “AS-Строй”.

35.   Материальный отчет ТОО “AS-Строй” за 2008-2010 годы.

36.    Отчет о прибылях и убытках ТОО “AS-Строй” 2008-2010.

37.    Учетная политика ТОО “AS-Строй”, 2010

38.    http://too-as-stroj.kazprom.net/ - официальный сайт ТОО “AS-Строй”

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Схема организации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Схема организации учета задолженности работников и других лиц

 

 

 

30

 

Информация о работе Организация учета расчетов с поставщиками и подрядчиками