Организация и нормативное регулирование аудиторской деятельности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:37, реферат

Описание работы

Аудит, как нам уже известно, является предпринимательской деятельностью по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой бухгалтерской отчетности организаций и предпринимателей. Частота пользования аудиторскими услугами возрастает с каждым днем возрастает, а значит данный вопрос носит актуальный характер.

Содержание

Введение
1.Виды аудита
2. Сопутствующие аудиту услуги
3. Организация и нормативное регулирование аудиторской деятельности в России
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Виды аудита.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

Если объект проверки - корпоративная структура, включающая обособленные структурные  подразделения, в аналитической  части аудиторского заключения приводятся выводы об отчетности таких подразделений  и об их влиянии на консолидированную  отчетность. Это предполагает предварительный анализ производственной структуры проверяемого объекта и взаимосвязи отдельных обособленных подразделений друг с другом.

Большое внимание во всех странах уделяется аудиту соответствия т.е. полноте и точности соблюдения правовых норм в хозяйственной деятельности организации. Прежде всего устанавливается соответствие учредительных документов законодательным актам. Оценивается соответствие формы заключаемых договоров содержанию сделок, правильность оформления трудовых контрактов, приказов, распоряжений.

Аудитор в первую очередь проверяет соблюдение тех  нормативных актов, невыполнение требований которых может привести к прекращению  или приостановлению, деятельности проверяемого субъекта. Например, следует  проверить документы о регистрации организации наличие лицензий и других документов, необходимых для ведения coответствующей деятельности.

Трудность такой  проверки связана с тем, что деятельность субъекта хозяйствования регулируется не только общероссийскими нормативными актами, но и нормативными актами, принимаемыми органами законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. Кроме того, множество документов касаются определенных видов деятельности. Именно поэтому для аудита соответствия часто привлекаются эксперты узкого профиля. Спрос на такие услуги привел к формированию в аудиторских фирмах специальных юридических отделов, работники которых не только участвуют в проверках, но и консультируют руководителей фирм - клиентов при рассмотрении конкретных юридических вопросов.

Особую важность аудиту соответствия придает тот  факт, что аудитор должен приостановить  аудиторскую проверку при нарушении  клиентом законодательных норм даже в случае, если это не приводит к  существенному искажению отчетности. Поэтому данную аудиторскую проверку часто выделяют как самостоятельный правовой аудит.

Проводя в ходе аудита оценку состояния внутреннего  контроля, аудитор проверяет полноту, своевременность и четкость выполненья тех функций и полномочий, которые  закреплены за подразделениями аппарата управления и исполнителями, а также соответствие нормативных документов, регламентирующих права, полномочия и ответственность каждого исполнителя, учредительным документам и задачам, определенным стратегией развития предприятия. С этой целью аудитору приходится проводить изучение организации управления проверяемого субъекта. Это направление работы часто называют организационным аудитом.

В последние  десятилетия во всем мире самое серьезное  внимание уделяется оценке экономических  последствий развития промышленного производства, реализации проектов строительства промышленных сооружений и использования природных ресурсов. Для подтверждения достоверности расчетов, проведенных специалистами заинтересованных организаций, приглашаются независимые эксперты - аудиторы. В результате в оборот введен новый термин - экологический удит. Это направление аудиторской деятельности включает проверку экономических расчетов обоснования стоимости природоохранных мероприятий и создания природоохранных сооружений. В настоящее время уже разработаны специальные методики по экологическому аудиту.

Все большее  внимание во всех отраслях деятельности уделяется формированию и рациональному  использованию интеллектуального  капитала, т.е. созданию, распространению  и контролю над использованием интеллектуальных продуктов и формированию высококвалифицированного состава специалистов. Естественно, что интеллектуальный продукт в условиях рыночной экономики продается, передается как вклад в уставный капитал и т.д. Для объективной оценки этого продукта должна быть проведена независимая экспертиза, направленная, прежде всего, на определение его реальной доходности (основной признак нематериальных активов - возможность приносить прибыль). Это направление деятельности может быть отнесено к аудиту интеллектуальных продуктов.

Можно было бы назвать  дополнительно множество других, новых, еще непривычных направлений  аудита. Их названия воспринимаются еще  неоднозначно. Однако можно уверенно говорить, что основные тенденции  развития аудиторской деятельности связаны с более тесным контактом аудиторов с проверяемыми субъектами хозяйствования, с проявлением его консультативной направленности, а также с расширением круга объектов аудиторской деятельности. 

3. Организация и  нормативное регулирование  аудиторской деятельности в России

Выделяют два  основных направления: государственное  регулирование (со стороны государственных  органов) и саморегулирование (со стороны  общественных аудиторских организаций), В России система регулирования  пока находится в процессе становления, в данный момент преобладает государственное регулирование, но в процессе реформирования появляется все больше элементов саморегулирования.

В статьях 18 и 19 Закона от 7 августа 2001 г. № 199-ФЗ «Об  аудиторской деятельности» определяются функции уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности (Министерства финансов) и функции Совета по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Основными функциями Министерства финансов являются: 1) издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность; 2) организация разработки и представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; 3) организация в установленном законодательством РФ порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ, лицензирование аудиторской деятельности; 4) организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий; 5) контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; 6) определение объема и разработка порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов; 7) ведение государственных реестров аттестованных аудиторов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров в соответствии с положением о ведении реестров, утверждаемым уполномоченным федеральным органом, а также предоставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам; 8) аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе организован в целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности. В соответствии с Законом совет по аудиторской деятельности: 1) принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного федерального органа; 2) разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение уполномоченным федеральным органом; 3) рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федерального органа; 4) осуществляет иные функции в соответствии с положением о совете по аудиторской деятельности.

Аудиторская деятельность является деятельностью предпринимательской  и регулируется гражданским законодательством. Соответственно по общему правилу основными  документами, определяющими права  и обязанности аудиторов, будут Гражданский кодекс РФ, Закон «Об аудиторской деятельности», а также договоры с конкретными организациями, которые аудитор (аудиторская фирма) заключает с проверяемыми субъектами.

Права и обязанности  аудитора.

1) Самостоятельно  определять формы и методы проведения аудита.

2) Проверять  в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной  деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие  любого имущества, учтенного в  этой документации.

3) Получать у  должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам.

4) Отказаться  от проведения аудиторской проверки  или от выражения своего мнения  о достоверности финансовой (бухгалтерской)  отчетности в аудиторском заключении в случаях: а) непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации; б) выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

5) Осуществлять  иные права, вытекающие из существа  правоотношений, определенных договором  оказания аудиторских услуг, и  не противоречащие законодательству  Российской федерации и настоящему федеральному закону.

6) Осуществлять  аудиторскую проверку в соответствии  с законодательством Российской  федерации и настоящим федеральным  законом.

7) Предоставлять  по требованию аудируемого лица  необходимую информацию о требованиях  законодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах Российской федерации, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора.

8) В срок, установленный  договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг.

9) Обеспечивать  сохранность документов, получаемых  и составляемых в ходе аудиторской  проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

10) Исполнять  иные обязанности, вытекающие  из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Права и обязанности  аудируемого лица:

1) Заключать  договоры на проведение обязательного  аудита с аудиторскими организациями  в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.

2) Создавать  аудиторской организации (индивидуальному  аудитору) условия для своевременного  и полного проведения аудиторской  проверки, осуществлять содействие  аудиторским организациям (индивидуальным  аудиторам) в своевременном и полном проведении аудиторской проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита.

3) Давать по  устному или письменному запросу  аудиторов или аудиторских организаций  исчерпывающие разъяснения и  подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц.

4) Своевременно  оплачивать услуги аудиторских  организаций (индивидуальных аудиторов)  в соответствии с договором  на проведение аудита, в том числе в случаях, когда выводы аудиторского заключения не согласуются с позицией работников аудируемой организации, а также в случае неполного выполнения аудиторами работы по независящим от них причинам.

5) Не предпринимать  каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки,

6) Оперативно  устранять выявленные аудиторами  в ходе аудиторской проверки  нарушения правил ведения бухгалтерского  учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности.

7) Исполнять  иные обязанности, вытекающие  из существа правоотношений, определенных  договором оказания аудиторских  услуг, и не противоречащие  законодательству Российской федерации.

8) Получать от  аудиторской организации или  индивидуального аудитора информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора.

9) Получать от  аудиторской организации или  индивидуального аудитора аудиторское  заключение в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг.

10) Осуществлять  иные права, вытекающие из существа  правоотношений, определенных договором  оказания аудиторских услуг, и  не противоречащие законодательству  Российской федерации. 

Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение -- саморегулируемое объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов и защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для своих членов внутренние стандарты аудиторской деятельности и профессиональной этики, осуществляющее систематический контроль за их соблюдением, получившее аккредитацию в уполномоченном федеральном органе.

Профессиональное  аудиторское объединение, удовлетворяющее  вышеуказанным требованиям, членами  которого являются не менее 1000 аттестованных  аудиторов и не менее 100 аудиторских  организаций, вправе подать в уполномоченный федеральный орган заявление о своей аккредитации.

Аккредитованные профессиональные аудиторские  объединения имеют  право:

1) участвовать  в аттестации на право осуществления  аудиторской деятельности, проводимой  уполномоченным федеральным органом;

2) в соответствии  с квалификационными требованиями  уполномоченного федерального органа  разрабатывать учебные программы  и планы, осуществлять

Информация о работе Организация и нормативное регулирование аудиторской деятельности в России