Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 13:16, курсовая работа
Бухучет является системой , которая измеряет параметры деловой активности и представляет их в виде отчета и конечных выводов для принятия решений руководством компаний. Финансовые отчеты это документы , которые предоставляют информацию в денежной форме на индивидуальном уровне или на уровне предприятия .
1 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 3
1.1 Понятие бухгалтерского учета 3
1.2 Основные задачи, требования и функции бухгалтерского учета 3
1.3 Классификация имущества предприятия 5
1.4 Метод бухгалтерского учета 11
2 БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС 13
2.1 Понятие о бухгалтерском балансе, его строение и содержание 13
2.2 Виды баланса 17
2.3 Изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций 18
2.3.1 Примеры хозяйственных операции 21
2.4 Значение баланса для руководства организацией 22
3 СИСТЕМА СЧЕТОВ И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ 22
3.1 Понятие о счетах бухгалтерского учета 22
3.2 Счета активные и пассивные 23
3.3 Понятие и сущность двойной записи на счетах 25
3.4 Бухгалтерские проводки 26
3.5 Синтетические и аналитические счета 27
3.6 Обобщение данных текущего бухгалтерского учета 28
3.7 Классификация счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию 30
3.7.1 Строение счетов для учета имущества 31
3.8 Классификация счетов бухгалтерского учета по структуре Ошибка! Закладка не определена.
4 План счетов бухгалтерского учета 38
5 Формы бухгалтерского учета 39
6 Контрольная задача 44
7 Литература 45
В бухгалтерском учете к основным средствам относят ту часть средств труда, которая по стоимости выше установленного государством лимита. К ним относятся здания и сооружения, машины и оборудование, инструменты, транспортные средства.
Нематериальные активы - учетные объекты, не обладающие физическими свойствами, но позволяющие получать предприятию доход постоянно или в течение длительного срока их эксплуатации. К нематериальным активам относятся права пользования землей, природными ресурсами, авторские права, патенты, товарные знаки, торговые марки, программные продукты и т.д. Нематериальные активы, как и основные средства, переносят свою стоимость на готовый продукт частями.
Предметы труда - это часть имущества, на которую воздействует человек в процессе труда при помощи средств труда. Предметы труда однократно участвуют в процессе производства и целиком переносят свою стоимость на изготавливаемую продукцию. К ним относятся сырье и материалы, топливо, полуфабрикаты, незавершенное производство, запасные части, тара.
Под сырьем понимают продукцию сельского хозяйства и добывающих отраслей промышленности, а под материалами -продукцию обрабатывающих отраслей.
Материалы по их роли в процессе изготовления продукции делятся на две группы: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы. Первая группа составляет вещественную основу продукта, а вторая - используется для выполнения определенных функций. Например, вспомогательные материалы могут создавать нормальные условия работы для основных средств (смазочные материалы), изменять качественную характеристику предметов труда (красители), использоваться для хозяйственных целей.
Топливо относится к вспомогательным материалам, но поскольку оно занимает большой удельный вес в себестоимости продукции и выполняет особые функции в процессе производства, в бухгалтерском учете его выделяют в отдельную группу.
Полуфабрикаты - предметы труда, которые прошли обработку в одном или нескольких цехах предприятия, но подлежат дальнейшей обработке на данном предприятии или вне его.
Незавершенное производство- предметы труда, находящиеся на обработке в цехах на рабочих местах.
К оборотным
средствам сферы производства относят
часть средств труда, стоимость
которых меньше определенного лимита.
В бухгалтерском учете их принято
называть малоценными и
Предметы труда и МБП в бухгалтерском учете называют оборотными средствами сферы производства.
В сфере обращения находятся основные и оборотные средства. Основные средства, используемые в сфере обращения, представлены зданиями и оборудованием отделов снабжения и маркетинга. Оборотные средства сферы обращения включают предметы обращения, денежные средства, средства в расчетах.
Средства сферы обращения | |||
Основные средства | Оборотные средства | ||
Предметы обращения | Денежные средства | Средства в расчетах |
Рисунок 4 Группировка средств сферы обращения
Предметы обращения - готовая продукция на складе предприятия, предназначенная для реализации, и товары отгруженные. Товары отгруженные - это готовая продукция, отправленная покупателям, но еще не оплаченная ими.
Денежные средства предприятия находятся на счетах в банках. С них производятся расчеты с поставщиками и покупателями, с банками, финансовыми органами путем безналичных перечислений. Наличные деньги могут находиться в кассе предприятия в пределах установленного лимита.
Средства в расчетах - долги других предприятий или лиц данному предприятию. Такая задолженность называется дебиторской, а сами должники - дебиторами.
Имущество предприятия, находящееся во внепроизвод-ственной сфере, представлено основными средствами ЖКХ, детских, оздоровительных, лечебных учреждений и др.
Основное
назначение этой группы имущества - создание
благоприятных условий для
Отвлеченные средства - это учетные объекты, которые по каким-либо причинам выбыли из кругооборота средств предприятия.
Отвлеченные средства | ||
Отвлеченные средства за счет прибыли | Убытки | Финансовые вложения |
Рисунок 5 Группировка отвлеченных средств
Отвлеченные средства за счет прибыли - суммы, перечисленные в доход бюджета в виде налогов, а также направленные на образование специальных фондов предприятия.
Убытки - это потеря средств из-за нерационального ведения хозяйства, стихийных бедствий.
Финансовые вложения - долгосрочные и краткосрочные вложения денежных средств или имущества в другие предприятия с целью получения дохода,
Классификацию имущества хозяйства по сферам нахождения можно представить в следующем виде.
Имущество | |||
Сфера производства | Сфера обращения | Внепроизводственная сфера | Отвлеченные средства |
Предметы труда | Основные средства | Основные средства | Убытки |
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы | Оборотные средства | Отвлеченные средства за счет прибыли | |
Основные средства и нематериальные активы | Финансовые вложения |
Рисунок 6 Группировка имущества хозяйства по сферам нахождения
Группировка имущества по источникам образования показывает, за счет каких источников средства образованы и для каких целей предназначены.
Источники | |
Собственные | Привлеченные |
Уставный капитал | Обязательства по распределению валового внутреннего продукта |
Целевые финансирование и поступления | |
Прибыль | Займы и кредиты |
Амортизационный фонд | Кредиторская задолженность |
Резервный капитал | |
Фонды |
Рисунок 7 Группировка имущества хозяйства по источникам образования
Все источники образования средств хозяйства подразделяются на собственные и привлеченные (заемные).
К собственным источникам образования относятся уставный капитал, прибыль, резервы, фонды, целевые финансирование и поступления, амортизация.
Уставный капитал - стоимость имущества, которым владеет предприятие на момент его создания (вклады учредителей в виде денежных средств, основных средств, нематериальных активов и др.) для обеспечения его деятельности. Уставный капитал может изменяться.
Прибыль -сумма превышения доходов над расходами предприятия, полученных с начала года до конца отчетного периода от реализации продукции, работ, услуг, материальных ценностей, основных средств и др. Однако не вся прибыль является источником образования имущества, так как часть ее уплачивается государству в виде налогов, а часть остается на предприятии для возобновления производства.
На предприятии создаются из прибыли специальные фонды, которые имеют строго целевое назначение (фонды накопления, фонд потребления, резервный фонд).
Резервы - собственные источники образования средств предприятия. Они создаются в ходе производственно-хозяйственной деятельности и используются по целевому назначению (резерв по сомнительным долгам, резерв на ремонт основных средств, резерв на выплату вознаграждений за выслугу лет и т.д.).
Целевые финансирование и поступления - средства, поступившие от государства, других предприятий и физических лиц для осуществления целевых мероприятий.
Амортизационный фонд - аккумулированные средства предприятия на простое воспроизводство основных средств.
К заемным (привлеченным) источникам образования средств относятся: займы, кредиты, кредиторская задолженность, обязательства по распределению валового внутреннего продукта.
Кредиты и займы - долги предприятия другим организациям. К займам относятся суммы выпущенных и проданных предприятием акций трудового коллектива, облигаций. Различают краткосрочные и долгосрочные займы.
Кредиты банка - сумма полученных краткосрочных и долгосрочных кредитов банка. Краткосрочные (срокам до одного года) кредиты банк выдает предприятию на оплату купленных товарно-материальных ценностей, на выплату заработной платы и т.д. Долгосрочные (сроком более одного года) кредиты используются предприятием на финансирование капитальных вложений в основные средства и технологии.
Кредиторская задолженность - сумма задолженности поставщикам за товары и услуги по выданным векселям, по авансам полученным и др.
Обязательства по распределению валового внутреннего продукта - это задолженность предприятия своим работникам по начисленной, но не выплаченной заработной плате, возникающая в результате несовпадения во времени момента ее начисления и выплаты. К таким же источникам относятся долги органам социального страхования и обеспечения, бюджету по налогам.
Метод бухгалтерского учета - совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет (объекты) бухгалтерского учета. Он позволяет изучить явления в движении, изменении, взаимосвязи и взаимодействии. Метод бухгалтерского учета зависит от предмета учета, т.е. отражаемых и контролируемых объектов, а также поставленных перед учетом задач и предъявляемых к нему требований. Поэтому метод нельзя рассматривать как нечто застывшее. Изменение экономических отношений, развитие научно-технического прогресса предъявляют новые требования к бухгалтерскому учету, а это вызывает изменение его приемов и способов. Например, применение ЭВМ приводит к совершенствованию способов наблюдения, контроля и регистрации хозяйственных операций, съема информации. Содержание метода бухгалтерского учета вытекает из его сущности и особенностей бухгалтерского учета.
Метод бухгалтерского учета включает в себя следующие способы и приемы, которые принято называть элементами метода бухгалтерского учета: документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, баланс и отчетность.
Документация - письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции или о праве на ее совершение. Каждая хозяйственная операция оформляется документами. Документ служит не только основанием для фиксирования операций, но и способом первичного наблюдения и регистрации их. Документация служит целям контроля, даст возможность проводить документальные проверки, обеспечивает сохранность имущества.
Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия хозяйственных средств в натуре данным учета; как элемент метода бухгалтерского учета — средство наблюдения и последующей регистрации явлений и операций, неотраженных первичной документацией в момент их совершения. Поэтому инвентаризация является дополнением документации.
Документация и инвентаризация являются приемами первичного наблюдения за объектами бухгалтерского учета.
Оценка - способ, с помощью которого хозяйственные средства получают денежное выражение. Оценка хозяйственных средств каждого хозяйствующего субъекта базируется на их фактической себестоимости. Этим достигается реальность оценки.