Общественные блага

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами. Одни из них имеются в почти неограниченных масштабах (например, воздух), другие - в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами. Они состоят из вещей и услуг.

Работа содержит 1 файл

1-общественные блага.docx

— 22.34 Кб (Скачать)

1. Классификация экономических благ. Особенности общественных благ.

Средства, удовлетворяющие  потребности, называются благами. Одни из них имеются в почти неограниченных масштабах (например, воздух), другие - в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами. Они состоят из вещей и услуг.

Экономические блага  делятся на долговременные, предполагающие многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы, видеофильмы  и т.д.), и недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления (хлеб, мясо, напитки, спички и т.п.). Среди благ выделяют взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные). К субститутам относятся не только многие потребительские товары и производственные ресурсы, но и услуги транспорта (поезд - самолет - автомобиль), сферы досуга (кино - театр - цирк) и т. д. Примерами комплементарных товаров являются стол и стул, автомобиль и бензин, ручка и бумага. Экономические блага также могут быть разделены на настоящие и будущие, прямые (потребительские) и косвенные (производственные).

Согласно теории Маркса, стоимость (ценность) экономического блага определяется затратами общественно  необходимого труда, т.е. труда, совершаемого при средних общественно-нормальных условиях производства и средней  интенсивности труда. Согласно неоклассическим  воззрениям, ценность благ зависит  от их редкости, прежде всего от интенсивности  потребности и количества благ, способных  данную потребность удовлетворить. При этом предполагается, что любая  потребность может быть удовлетворена  несколькими благами, а любое  экономическое благо может использоваться для удовлетворения разных потребностей. Если q1,q2,…,qn - совокупность определенных количеств каждого из n благ, а р1,р2,…,рn - их цены, то стоимость совокупного набора благ может быть записана как ∑рiqi, где i=1,…,n.

Классифицируя экономические  блага более подробно, необходимо определить различные критерии их разграничения  и производимые этими критериями разделения благ по различным видам, разумеется, в зависимости от особенностей классифицируемых таким образом  объектов микроэкономического анализа:

1.Конкурентность  различных сравниваемых благ  в потреблении. Конкурентными  в потреблении блага будут  в том случае, когда получение  выгод от потребления данного  блага одним экономическим субъектом  делает невозможным получение  этих выгод в том же самом  отношении от того же самого  блага каким-либо другим экономическим  субъектом. Неконкурентными же  в потреблении являются такие  блага, получение выгод от потребления которых данным экономическим субъектом содержит в себе возможность для других экономических субъектов получения от подобного блага таких же выгод в том же самом отношении.

2.Исключаемость  из потребления различных товаров  и услуг. Исключаемыми из потребления  являются такие блага, обладание  правом использования которыми  данным экономическим субъектом  одновременно означает для него  возможность воспрепятствовать всем остальным экономическим субъектам потреблять подобное благо. Вернемся к тому же яблоку. Ясно, что оно является исключаемым из потребления всех возможных его потребителей. А вот если благо не обладает хоть в какой-то степени исключаемостью из потребления, сама проблема его распределения может стать неактуальной. Вместо этого на первый план выходит проблема обеспечения ими возможных потребителей. Ведь существенным свойством исключаемых из потребления благ является невозможность (или высокая стоимость) запрещения кому-либо участвовать в потреблении подобных благ. Это сильно затрудняет производство и реализацию таких благ на обычных рыночных началах. Следовательно, настоятельная потребность в исключаемых благах приводит к необходимости поиска иных путей обеспечения ими всех желающих. Традиционным примером таких благ являются услуги органов правопорядка. Тот уровень защиты личных и общественных прав, который обеспечивается данными органами на данной территории в данное время, распространяется на всех находящихся в данном месте (в данной стране и т.п.), и потребление этих услуг каким-либо лицом ничуть не препятствует остальным получать те же самые услуги. Равным образом отсутствие должного правопорядка будет распространяться на всех данных субъектов, страдающих от этого. Конечно, одного данного человека можно, например, выдворить за пределы данной страны, в результате чего он лишится услуг органов власти, ответственных за охрану правопорядка. Но данное исключение, как известно, лишь подтверждает общее правило: ведь все оставшиеся продолжают беспрепятственно получать данные услуги, а выдворить все население по крайней мере экономически нецелесообразно. Способы же получения необходимых для финансирования деятельности правоохранительных органов средств, разумеется, конечно, отличаются от рыночных.

Чисто общественное благо – это такое благо, которое  потребляется коллективно всеми  гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Чисто общественное благо характеризуется двумя  свойствами: неизбирательностью и неисключаемостью в потреблении. Такими свойствами обладает, например, национальная оборона.

Свойство неизбирательности в потреблении означает, что потребление чисто общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других. Такие блага неконкурентны, так как предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю.

Свойство неисключаемости в потреблении означает, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить. Чисто общественное благо обладает своеобразным положительным внешним эффектом: как только кто-нибудь начинает его потреблять, оно становиться доступным для всех.

Чтобы глубже понять особенности чисто общественного  блага, сравним его с чисто  частным благом. Чисто частное  благо – это такое благо, каждая единица которого может быть продана  за отдельную плату. В отличие  от чисто частного блага чисто  общественное благо не может быть разделено на единицы потребления (его нельзя выпускать “мелкими”  партиями) и быть продано по частям. Невозможность определения цены на отдельные единицы чисто общественного  блага объясняет особенности  определения совокупного спроса на чисто общественное благо

необходимость в  чистых общественных благах ставит перед  экономикой две проблемы: как достичь  экономически эффективного объема производства таких благ и как обеспечить их производство при наличии "безбилетников".

Эффективный объем  производства товара индивидуального  потребления определяется сравнением предельного выигрыша от производства дополнительного товара с предельными  издержками производства этого товара. Эффективность достигается тогда, когда предельный выигрыш и предельные издержки равны. Тот же принцип применим и к общественным товарам, но метод  анализа при этом другой иной. Для  товаров индивидуального потребления  предельный выигрыш измеряется выгодой, получаемой потребителем. Рассматривая общественные товары, мы должны ответить на вопрос, как оценивает каждый человек дополнительную единицу  продукции. Предельный выигрыш получается сложением этих оценок для всех людей, пользующихся этим товаром. Для достижения эффективного использования ресурсов общественное благо должно производиться в таком объеме, при кото ром, по обычному правилу принятия оптимальных экономических решений, предельная выгода от потребления блага равна предельным издержкам выпуска данного блага.

Таким образом, существует некоторый однозначно определяемый оптимальный объем общественного блага, который обеспечивает наибольшую эффективность использования ресурсов. Он может быть определен по формуле:

MSB (Qs) - МС (Qs),

где MSB (Qs) — предельная общественная выгода от потребления данного общественного блага в количестве Qs, МС(Qs) - пре дельные издержки производства и обеспечения потребителей дан ным общественным благом в количестве Qs. (рис. 6).

P

MC

PS

MSB

Рисунок 6

QS Q

Итак, для эффективного размещения благ в экономике данное общественное благо должно производиться  в таком объеме, когда предельная общественная выгода от потребления  данного объема станет равной предельным издержкам выпуска дополнительного  количества данного блага до общего объема выпуска Qs. Другими словами, данное общественное благо должно выпускаться до та кого количества Qs, пока общественная (напомним, суммарная) готовность оплатить это количество (в размере Ps) не станет равной предельным издержкам выпуска этого количества данного блага (в размере МС (Qs)). Для определения этого объема нужно точно знать общественные предпочтения в отношении общественного блага. Приведем пример. На рисунке 7 можно определить оптимальное количество общественного товара.

P

S

5

3 D

2 3 4 Q

Коллективный спрос  и предложение

4

2 D2

0 2 4

Бенсон

3

D1

1

0 2 4

Для коротких периодов времени применим закон убывающей  отдачи, который определяет восходящий характер кривой предложения, независимо от того, производятся ракеты (общественные товары) или варежки (товары, предназначенные  для индивидуального потребления). В данном случае оптимальное количество общественного товара составит 3 единицы - на это указывает пересечение  кривых коллективного спроса и предложения. По мня о том, что кривая предложения отражает предельные издержки, мы увидим, что, если, например, произведены 2 единицы, коллективная готовность платить за вторую единицу (7 дол.) превысит предельные издержки производства данного товара (3 дол.). Такая ситуация означает недопроизводство этого товара, а следовательно, и недовложение ресурсов в его производство, С другой стороны, сумма, которую Адаме и Бенсон вместе готовы заплатить за четвертую единицу общественного товара (3 дол.), меньше предельных издержек на данную единицу (7 дол.), поэтому четвертая единица означает перепроизводство этого товара и перерасход ресурсов на его производство. Оптимальное количество общественного товара составляет 3 единицы, когда общая готовность потребителей платить за дополнительную единицу - общая выгода для двух потребителей - как раз соответствует предельным издержкам производства этой единицы (5 дол. = 5 дол.). Следовательно, принцип соответствия предельной выгоды предельным издержкам, использованный для определения оптимального количества общественного товара, аналогичен правилу MR = МС для выпуска продукции и правилу MRP = MRC для определения затрат, которые необходимы для максимизации прибыли.

 

Спрос на общественные блага не во всем идентичен спросу на частные блага. Прежде всего, каждый потребитель не может произвольно  изменять количество используемого  им общественного блага, а вынужден потреблять данное количество целиком. Например, все жители данной страны пользуются одним и тем же количеством  военных самолетов, защищающих их от внешнего нападения.

Общая кривая спроса на общественное благо может быть получена путем вертикального суммирования индивидуальных кривых спроса, выражающих индивидуальную готовность каждого  из потребителей оплатить данное количество общественного блага в соответствии со своей индивидуальной выгодой  от потребления этого блага.

Экономические функции правительства.

Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать экономические  задачи, стоящие перед обществом. Это, однако не отрицает той роли, которую призвано играть государство. Идеальная модель экономического устройства общества предполагает использование механизма государственного регулирования для решения тех задач, с которыми рыночный механизм успешно справиться не может. Это касается правового обеспечения функционирования рыночного механизма. Государство разрабатывает законы:

по защите прав собственности, в том числе и интеллектуальной ;

по деятельности банковской системы и других форм предпринимательства;

по организации  в стране денежного обращения;

по ограничению  в стране монопольной власти;

по защите прав потребителей на приобретение ими качественной продукции  и т.д.

Механизм рынка  нацелен только на удовлетворение тех  потребностей, которые выражаются через  спрос. Но есть и такие потребности, которые нельзя измерить в деньгах. Рынок пройдет мимо таких потребностей (оборона и охрана общественного  порядка; государственное управление; единая экономическая система; дороги; дорожная разметка и знаки; социальная сфера и т.д.).

исключаемые общественные блага одновременно являются и исключаемыми. В отличие от чистых общественных благ, доступ к ним легко ограничить. Следовательно, несмотря на то, что  их потребление происходит коллективно, проблема "безбилетника" в таких  случаях не возникает. Это означает, что исключаемые общественные блага  могут производиться и нередко  действительно производятся в частном  порядке, не прибегая к привлечению  государственных институтов. Типичным примером рыночного обеспечения  исключаемыми общественными благами  является шоу-бизнес, процветающий во многих странах.

Информация о работе Общественные блага