Общая характеристика ситемы государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 21:24, доклад

Описание работы

1. Основные причины необходимости государственного регулирования экономики. Определение понятия «Государственное регулирование экономики».
2. Цели, субъекты и объекты государственного регулирования экономики.
3. Экономические функции государства.
4. Показатели масштабов государственного регулирования экономики.
5. Недостатки государственного регулирования экономики.

Работа содержит 1 файл

Obschaya_kharakteristika_sistema.pptx

— 116.44 Кб (Скачать)

Общая характеристика системы  
государственного регулирования экономики

    • 1. Основные причины необходимости государственного регулирования экономики. Определение понятия «Государственное регулирование экономики».
    • 2. Цели, субъекты и объекты государственного регулирования экономики.
    • 3. Экономические функции государства.
    • 4. Показатели масштабов государственного регулирования экономики.
    • 5. Недостатки государственного регулирования экономики.

1. Основные причины необходимости  государственного регулирования.  Определение понятия  «Государственное  регулирование  экономики»

 

    Адам Смит , в  частности, писал, что у государства  есть  «…три весьма важные  обязанности: обеспечение военной  безопасности, отправление правосудия  и обязанность создавать и  содержать определенные общественные  учреждения, создание и содержание  которых не могут быть выгодны  отдельным лицам или небольшим  группам, потому что прибыль  от них не сможет никогда  возместить издержки отдельному  лицу или небольшой» 

Общественные товары, которые  находятся вне пределов досягаемости рыночного механизма, это своего рода       «коллективный  товар», без которого общество  обойтись не может, а отдельные  производители не могут  его  создать: национальная оборона, фундаментальная  наука, космические исследования, коммуникационные сооружения, электроэнергетика и  т.д. 
 
 
«Всякий  раз, когда они оказываются  не в состоянии обеспечить какой- то товар или услугу, даже если издержки при этом меньше, чем цена, которую платят индивидуумы, мы имеем дело с несовершенством рынка,  которое называем неполным рынком.           ( Полный рынок обеспечил бы всеми товарами и услугами, для которых затраты меньше чем те, что индивидуумы готовы за них платить)». 
 

    • Считается, что рынки не справляются со страхованием вкладчиков от потерь сбережений при банкротстве банков, страхованием фермерского риска, порожденного колебанием цен на сельхозпродукцию, страхованием от наводнений, пожаров и т.п. поэтому страховой рынок дополняется государственным страхованием.
    • Существует ряд обстоятельств, которые сопровождают  функционирование самого рынка и способствуют его саморазрушению. Это тенденция монополизации в экономике и циклический характер развития самой рыночной экономики.
    • Несовершенство  рынка, как его неспособность равномерно и справедливо распределять доходы, неизбежно приводит к значительной дифференциации доходов и социальной незащищенности значительных слоев общества.

  Такое положение не  может устраивать большинство  населения, в том  числе и  самих бизнесменов, поскольку  это чревато серьезными социальными  конфликтами, напряжением во взаимоотношениях  работающих и работодателей, сокращением  совокупного спроса. Поэтому важнейшей  обязанностью государства является  перераспределение доходов для  поддержки малоимущих и обездоленных  слоев населения и т.д.

    • К числу проблем , которые не решает рыночный механизм относятся, так называемые, внешние эффекты (экстерналии.)
    • Только государство имеет возможность реагировать на отрицательные внешние эффекты, используя соответствующие инструменты: штрафы, нормы, запреты, цены и др.
    • Следует отметить, что не только «провалы» рынка обуславливают необходимость формирования и поддержания моральной, этической  и психологической  среды, являющейся носителем коренных целей и задач развития нации, его долговременных интересов определяют незаменимую роль государства в обществе.

Российский экономист  Орешин В.П. предлагает свое определение : «Государственное регулирование экономики  представляет собой систему государственных  мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями  в целях стабилизации и развития экономики и приспособление существующей социально-экономической системы  к изменяющимся условиям.»

Поэтому этот сложный и  многогранный процесс государственного регулирования экономики можно  определить как систему государственных  мер  прямого и опосредованного  воздействия государственными управленческими  органами на поведение хозяйствующих  субъектов и социально-экономических  образований в целях сбалансированного  и стабильного развития экономики  и приспособления ее к изменяющимся внутренним и внешним условиям.

2.  Цели, субъекты  и объекты государственного регулирования  экономики

 

    Множество самых  различных процессов предлагается  и в качестве  основных целей  государственного регулирования  экономики. Так, некоторые авторы   считают  главными целями государственного  регулирования   экономики следующие  процессы:

    • обеспечение общеэкономической стабильности;
    • координация хозяйственной деятельности;
    • поддержание конкурентной  среды.

 

 

В.П. Орешин выдвигает четыре следующие  взаимосвязанные цели, которые он называет  «магический  четырехугольник»:

    • экономический рост;
    • высокий уровень занятости;
    • стабильность цен;
    • внешнеэкономическое  равновесие.

  Другие  авторы считают : « К главным целям принято относить: 1) свободное развитие общества; 2) правовой порядок; 3) внешнюю и внутреннюю безопасность.  Выполнение данных целей обеспечивает наиболее общие, принципиальные  условия существования  рыночной системы ».

В качестве глобальной цели государства принимается создание условий для движения экономики  по пути наибольшей эффективности, с  точки  зрения макроуровня, для максимизации общественного благосостояния . 

 Важными конкретными целями можно считать такие как: стимулирование экономического роста, достижение полной занятости, экономической  эффективности, справедливого распределения доходов,  экономической безопасности и равновесного платежного баланса.

Единственным субъектом регулирования является государство в лице своих управленческих органов.

   Властный капитал предстает как «…капитал, осуществляющий свою власть за пределами самого себя и за пределами чисто конкурентно-рыночной организации. Он организует не только свое собственное движение, но и сферу функционирования, другие капиталы, общественные и хозяйственные параметры,…локальные и общехозяйственные процессы. »

Объектом регулирования в широком смысле слова является  национальная экономика в совокупности  со всеми ее отраслями и сферами и всеми происходящими  в ней экономическими процессами.

       Субъекты

государственного

  регулирования              

       экономики

 

Государство в лице своих управленческих органов

 

Негосударственные организационные структуры

 

Правительственные органы управления

 

Отраслевые органы 

управления

 

Региональные органы управления

 

Местные органы управления

 

Профессиональные союзы

 

Союзы и ассоциации предприятий

 

Концерны, картели, АО

 

Потребительские союзы

 

Экологические общества

 

Женские организации

 

Молодежные организации

 

Творческие союзы

Объекты государственного регулирования

 

Экономика:  экономические процессы и явления (горизонтальный срез)

 

Уровень занятости и безработицы

 

Инфляция и денежное обращение

 

Монополистические тенденции и конкурентная среда

 

Интеграционные процессы

 

Внешнеэкономическая деятельность

 

    Внешние эффекты

 

Экономика: отрасли и сферы  (вертикальный срез)

 

Финансовая сфера

 

Производственная инфраструктура

 

Социальная сфера

 

Оборона, правопорядок

 

Регионы и территории

 

Отрасли материального производства

 

Экологическая среда

 

Фундаментальная наука

   Вся трудность  государственного регулирования  состоит в том:

    • во-первых, найти оптимальную меру соотношения рыночных и государственных рычагов воздействия на объект, тогда как сам объект регулирования изменчив, непостоянен и преходящ;
    • во-вторых, своевременно и правильно определить в этом двигающемся, развивающемся организме, каковым является экономика, то «больное и слабое звено», которое затрудняет его движение, и помочь ему сознательно выработанными государственными мерами.

3. Экономические функции государства.

 

Экономическая роль государства  представлена следующими важнейшими функциями:

    • Разработка хозяйственного законодательства, обеспечение правовой базы и социального климата;
    • Обеспечение свободы предпринимательства, стимулирование деловой активности и борьба с монополистическими тенденциями;
    • Перераспределение доходов и богатств с целью обеспечения социальных гарантий и защиту нуждающихся в ней различных групп населения;
    • Корректирование распределения ресурсов с целью изменить структуру национальной экономики в соответствии с изменяющимися внешними и внутренними условиями;
    • Стабилизация экономики в условиях колебания экономической конъюктуры, а так же стимулирование экономического роста;
    • Осуществление предпринимательской деятельности в сферах, где это невыгодно частному капиталу;
    • Контроль за внешнеэкономической деятельностью, включая организацию таможенной системы ;
    • Обеспечение охраны окружающей среды, регулирование использования невоспроизводимых природных ресурсов. 

   Усиливающееся воздействие  на национальные экономики интегрированных   корпоративных транснациональных  структур  приводит к появлению  такой новой функции как функция   стратегического партнерства с  корпоративными структурами.

4. Показатели масштабов государственного регулирования экономики

 

    • Представление о масштабах государственного воздействия на экономику дают ряд следующих показателей. Наиболее часто встречаемый показатель – это доля ВВП, распределяемая через совокупный бюджет и внебюджетные фонды.
    • Роль государства в экономике характеризует и такой показатель, как доля  государственной собственности в национальных активах страны.

О масштабах государственного регулирования свидетельствует  и такой показатель как доля государственных  расходов. По этому показателю страны мира можно разделить на три группы:

    1. С существенной долей государственных расходов- это страны, в которых эта доля превышает 50% ВВП;
    2. Со средней долей государственных расходов в ВВП – страны, где их удельный вес составляет  от 40 до 50% в ВВП;
    3. С незначительной долей расходов в ВВП – страны, где они составляют менее 40% в ВВП.

 

Российские экономисты выделяют еще один показатель, отражающий роль государства в экономике –  это доля государственных  служащих в общей численности занятого населения.

5.Недостатки государственного регулирования экономики

 

    Экономисты отмечают  следующие существенные недостатки  государственного регулирования:

    • наличие определенных административных издержек по организации и осуществлению регулирования;
    • сужение сферы действия рыночных отношений, ведущих к наиболее эффективному использованию производственных ресурсов;
    • нарушение принципов рыночного установления связей между  хозяйствующими субъектами.

 

Западные экономисты отмечают следующие недостатки государственного регулирования:

    •   недостаточная информированность государства о последствиях своей деятельности, привела к большим просчетам и ошибкам в проведении процесса приватизации и разгосударствления собственности в РК и в других странах СНГ.
    • ограниченный контроль над ответной реакцией частного сектора
    • ограниченный контроль над бюрократией.
    • ограничения, налагаемые политическими процессами.

Информация о работе Общая характеристика ситемы государственного регулирования