Нормативно-правовое регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:23, шпаргалка

Описание работы

Организация нормативно-правового обеспечение бухгалтерского учета
Государственное регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности осуществляется с целью создания единых правил их ведение и составление, которые являются обязательными для всех предприятий и гарантируют и защищают интересы потребителей информации.
* положение о учетных регистров для ведения учета и их классификация;

Работа содержит 1 файл

Организация нормативно теория УП.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

Организация нормативно-правового обеспечение  бухгалтерского учета

Государственное регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности осуществляется с целью создания единых правил их ведение и составление, которые являются обязательными для всех предприятий и гарантируют и защищают интересы потребителей информации.

* положение о учетных регистров для ведения учета и их классификация;

Документы государственного регулирование  организации бухгалтерского учета и финансовой отчетности 

Государственное регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности осуществляется с целью создания единых правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, их усовершенствования в условиях постоянных изменений. Эти функции выполняет МФУ, которое утверждает национальные положения (стандарты), План счетов бухгалтерского учета и другие нормативные акты. Нормативные акты по вопросам бухгалтерского учета и отчетности, которые используются государственной статистике МФУ соглашаются с Госкомстатом Украины. Структура регулирования учета изображена на рис. 1."Модель нормативного регулирования учета". Согласно этой модели к нормативным документам, необходимых для регулирования системы учета и отчетности, можно отнести:

1) Законы  Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г. № 996-ХИУ), "О государственной контрольно - ревизионной службе" (от 26 января 93г.), "Об аудиторской деятельности" (от 22 апреля 93г.), "О государственной налоговой службе в Украине" (от 4 декабря 90р.) и т.п.; 

2) национальные  положения (стандарты) бухгалтерского  учета, разработанные на основании  международных стандартов учета  (31 стандарт);

3) План  счетов бухгалтерского учета  активов, капитала, обязательств  и хозяйственных операций предприятий  и организаций (утверждено приказом МФУ от 30.11.99 г. № 291) и Инструкция о применении Плана счетов (утверждено приказом МФУ от 30.11.99 г.№ 291).

4) другие  нормативно-правовые акты (инструкции, положения, рекомендации, справочники  и т.д.);

5) Приказы  об учетной политике предприятия, Положение о бухгалтерской службе и приложения к ним (рабочий план счетов, рабочий альбом форм первичных документов, учетных регистров, отчетности; графики документооборота и проведение инвентаризаций, методы оценки активов и т.п.), которые разрабатывают на предприятиях. Относительно организации бухгалтерского учета и ответственности за него, то требования определены в Законе Украины от 16.07.99 г. № 996- ХИУ "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" статьей 8. Согласно им, в частности в п.2., определено, что вопросы организации бухгалтерского учета находятся в компетенции владельца или исполнительного органа, либо должностного лица в соответствии с законодательством и учредительными документами; п.3 - ответственность за его организацию и обеспечение соответствующего ведения первичных документов, отчетности, их сохранение на протяжении 3-х лет несет владелец, исполнительный орган или должностное лицо, осуществляющее эти операции. Следовательно, руководитель предприятия обязан создать необходимые условия для правильного и своевременного ведения бухгалтерского учета и организовать эти работы. Для этого необходимо обеспечить выполнение всеми подразделениями и их работниками правомерных требований по документации и ее обработки, в соответствии со статьей 9 Закона Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" (дополнение А) и Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, что утвержденно Приказом МФУ № 88 от 24.05. 1995 г. с изменениями и дополнениями.

Положение по организации документирование хозяйственных операций 

В соответствии с этими нормативными документами, хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете методом  их сплошного и непрерывного документирования с помощью первичных документов, которые представляют собой письменные свидетельства, что фиксируют и подтверждают хозяйственные операции, включая распоряжения и разрешения администрации (владельца) на их проведение. Они должны быть составлены в момент проведения каждой хозяйственной операции или, если это невозможно, непосредственно после ее завершения. Документы, созданные средствами вычислительной техники на машинных носителях, применяются в бухгалтерском учете при условии предоставления им юридической силы и доказательности. Такую доказательность предоставляют первичным документам обязательные и дополнительные реквизиты.

К обязательным реквизитам относятся: название предприятия, учреждения, от имени которой составлен  документ; название документа (формы); дата и место составления; содержание хозяйственной операции и ее измерители; должности, фамилии и подписи лиц, ответственных за разрешение на осуществление хозяйственной операции и составление первичного документа. При применении средств вычислительной и другой оргтехники реквизиты могут быть зафиксированы в виде кода. Дополнительные реквизиты - это идентификационный код предприятия из Государственного реестра, номер документа, основание для осуществления операции, данные о документе, удостоверяющие личность получателя и т.д.

Руководитель предприятия, учреждения обеспечивает регистрацию фактов осуществления всех хозяйственных операций, были проведены, в первичных документах и выполнение всеми подразделениями, службами и сотрудниками правомерных требований главного бухгалтера о порядке оформления и представления для учета сведений и документов. Ответственность за своевременное и качественное составление документов, передачу их в установленные графиком документооборота сроки для отражения в бухгалтерском учете, за достоверность данных, приведенные в документах, несут лица, составившие и подписавшие эти документы.

Запрещается принимать к исполнению первичные  документы на операции, противоречащие законодательным и нормативным  актам; установленному порядку приемки, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных ценностей и прочего имущества; нарушают договорную и финансовую дисциплину; наносят ущерб государству, владельцам, другим юридическим и физическим лицам. Такие документы должны быть переданы главному бухгалтеру предприятия, учреждения для принятия решения. 3 целью упорядоченности движения первичных документов и своевременного их получения для записей в бухгалтерском учете приказом руководителя предприятия, учреждения устанавливается график документооборота, в котором указываются порядок прохождения документа от его создания до поступления в архив (таблица 2.1).

В нем, в частности, отражается: сколько  экземпляров документа следует  выписать, кто будет их выписывать и какие лица должны подписывать, дата составления документа или получение от других предприятий, принятия его к учету, передача в обработку и до архива. График документооборота на предприятии должен обеспечить оптимальное количество подразделений и исполнителей, через которые проходит каждый первичный документ; определять минимальный срок его нахождения в подразделении, а также способствовать улучшению учетной работы, усилению контрольных функций бухгалтерского учета, повышению уровня его автоматизации. Контроль за соблюдением исполнителями графика документооборота осуществляется главным бухгалтером, требования которого относительно порядка представления в бухгалтерию необходимых документов и их проверки бухгалтерской и обработки является обязательными для всех подразделений и служб предприятия.

Следует отметить, что несмотря на все призывы  к бухгалтеров- практиков составлять графики документооборота за каждым отдельным документом, на подавляющем  большинстве предприятий этого  не делают. Поэтому нередко нарушаются графики составления отчетности, поскольку несвоевременно предоставлен в бухгалтерию соответствующий документ не позволяет вовремя его провести в системе двойной записи, а потому невозможно своевременно составить бухгалтерский баланс. На взгляд автора пособия, целесообразнее было бы составление графика документооборота не за каждым документом, как это предусматривают учебные источники, а в целом по отдельным участком работы. Причем, следует акцентировать внимание в первую очередь на своевременности составления отчетности и лишь потом говорить о архив. 

Первичные документы, прошедшие обработку, учетные  регистры, бухгалтерские отчеты и  балансы подлежат обязательной передачи в архив. До передачи их в архив  предприятия, они должны храниться  в бухгалтерии в специальных помещениях или закрытых шкафах под ответственностью лиц, уполномоченных главным бухгалтером. Последний несет также ответственность и за лиц, которым поручил эту работу. Бланки строгой отчетности должны храниться в сейфах, металлических шкафах или специальных помещениях, обеспечивающих их сохранность.

Выдача  первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов из бухгалтерии и из архива предприятия, учреждения работникам других структурных  подразделений может проводиться  только по решению главного бухгалтера. Изъятие первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов у предприятий, учреждений может быть осуществлено только по постановлением органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и судов, государственной контрольно- ревизионной и налоговой служб в соответствии с действующим законодательством Украины. Изъятие оформляется протоколом (актом), копия которого вручается под расписку соответствующему должностному лицу предприятия, учреждения. С разрешения и в присутствии представителей органов, осуществляющих изъятие, соответствующие должностные лица предприятия, учреждения должны снять копии и составить реестр изымаемых документов с указанием оснований и даты их изъятия.

В случае пропажи или уничтожения первичных документов, учетных регистров и отчетов руководитель предприятия, учреждения письменно сообщает об этом в правоохранительные органы и приказом назначает комиссию для установления перечня недостающих документов и расследование причин их пропажи или уничтожения. Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем предприятия, учреждения. Копия акта направляется органу, в сфере управление которого находится предприятие, учреждение, а также государственной налоговой инспекции - в 10- дневный срок.

Как известно, первичные документы в бухгалтерский  учет попадают как носители информации, которая подлежит упорядочиванию, группированию  и обобщению. Эти носители должны быть где зарегистрированы, чтобы  информация обобщалась и уплотнялась. Поэтому для этого и назначены другие носители - таблицы установленной формы и содержания, предназначенные для регистрации, группировка и обобщение хозяйственных операций, оформленных соответствующими первичными документами - учетные регистры и регистры. Записи в них хозяйственных операций называются учетной регистрацией.

Поскольку организация учета прежде всего  предусматривает организацию последовательности процесса учетной регистрации, то нужно  хорошо знать для этого и учетные  регистры, и порядок регистрации в них данных. Этот порядок регулируется выше названными нормативными документами: Законом Украины "О бухгалтерском учет и финансовую отчетность", Положением о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного Приказом МФУ № 88 от 24.05. 1995г. с изменениями и дополнениями, а также Методическими рекомендациями по применению регистров бухгалтерского учета, утвержденных Приказом МФУ №356 от 29 декабря 2000 г.[14].

По назначению и характеру учетные записи регистры делятся на хронологические, систематические и комбинированные. В хронологические учетные регистры учетные операции записывают в календарной последовательности их осуществления и оформления. Примером реестров хронологического учета с регистрационный журнал операций, который рекомендован для составления в сквозной задачи, которая размещена в части II настоящего руководства. Систематические учетные регистры предназначены для группировки (систематизации) однородных по экономическому содержанию хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. К ним относится любой реестр, в котором хозяйственные операции группируются, систематизируются и отражаются на соответствующих синтетических и аналитических счетах. Итак, все реестры, в которых размещены синтетические и аналитические счета, является систематическим (Главная книга, журналы, ведомости и др.).

Информация о работе Нормативно-правовое регулирование