Каждая
финансовая операция означает
распределение общественного продукта
и национального дохода и контроль
за этим распределением, т.е. обе функции
осуществляются одновременно.
-Распределение национального дохода
заключается в создании так
называемых основных, или первичных
доходов. Их сумма равна национальному
доходу. Основные фонды формируются
при распределении национального
дохода среди участников материального
производства. Они делятся на
две группы:
1)зарплата
рабочих, служащих, доходы фермеров,
крестьян.занятых в сфере материального
производства;
Однако
первичные доходы ещё не образуют
общественных денежных средств.
Достаточных для развития, приоритетных
отраслей народного хозяйства,
обеспечения обороноспособности
страны, удовлетворения материальных
и культурных потребностей населения.
Необходимо дальнейшее распределение
или перераспределение национального
дохода.
Перераспределение
национального дохода связано
с межотраслевым и территориальным
перераспределением средств в
интересах наиболее эффективного
и рационального использования
доходов и накоплений предприятий и организаций;
с наличием наряду с производственной
непроизводственной сферы, в которой национальный
доход не создаётся (просвещение, здравоохранение,
социальное страхование и социальное
обеспечение, управление);с перераспределением
доходов между различными социальными
группами населения. В результате перераспределения
образуются вторичные, или производные
доходы. Это доходы, полученные в отраслях
непроизводственной сферы, налоги (подоходный
налог с физических лиц и др.). вторичные
доходы служат для формирования конечных
пропорций использования национального
дохода.
Активно
участвуя в распределении и
перераспределении национального
дохода, финансы способствуют трансформации
пропорций, возникших при первичном распределении
национального дохода, в пропорции его
конечного использования. Доходы, создаваемые
в ходе такого перераспределения, должны
обеспечить соответствие между материальными
и финансовыми ресурсами и прежде всего
между размером денежных фондов и их структурой.
С одной стороны, и объектом и структурой
средств производства и предметов потребления
– с другой.
Перераспределение
национального дохода в РФ
происходит в интересах структурной
перестройки народного хозяйства,
развития приоритетных отраслей
экономики (сельское хозяйство,
транспорт, энергетика, конверсия
военного производства), в пользу
наименее обеспеченных слоёв
населения (пенсионеров, студентов,
одиноких и многодетных матерей).
И
таким образом, перераспределение национального
дохода происходит между производственной
и непроизводственной сферами народного
хозяйства, отраслями материального производства,
отдельными регионами страны, формами
собственности и социальными группами
населения. Конечная цель распределения
и перераспределения национального дохода
валового внутреннего продукта, совершаемых
с помощью финансов, состоит в развитии
производительных сил, создании рыночных
структур экономики, укреплении государства,
обеспечении высокого качества жизни
широких слоёв населения. При этом роль
финансов подчинена задачам повышения
материальной заинтересованности работников
и коллективов предприятий и организаций
в улучшении финансово-хозяйственной
деятельности, достижении наилучших результатов
при наименьших затратах.
Финансы
выполняют также контрольную
функцию. Будучи инструментом
формирования и использования
денежных доходов и фондов. Они
объективно отражают ход распределительного
процесса. Контрольная функция проявляется
в контроле за распределением валового
внутреннего продукта по соответствующим
фондам и расходованием их по целевому
назначению.
В
условиях перехода на рыночные отношения
финансовый контроль направлен на обеспечение
динамичного развития общественного и
частного производства. Ускорение научно-технического
прогресса, всемирное улучшение качества
работы во всех звеньях народного хозяйства.
Он охватывает производственную и непроизводственную
сферы и нацелен на повышение экономического
стимулирования, на рациональное и бережное
расходование материальных, трудовых
и финансовых ресурсов и природных богатств,
сокращение непроизводительных расходов
и потерь. Пресечение бесхозяйственности
и расточительства.
Одна из
важных задач финансового контроля
–проверка точного соблюдения законодательства
по финансовым вопросам, своевременности
и выполнения финансовых обязательств
перед бюджетной системой. Налоговой службой.
Банками. А также взаимных обязательств
предприятий и организаций по расчётам
и платежам.
Контрольная
функция финансов проявляется
также через многогранную деятельность
финансовых органов. Работники
финансовой системы и налоговой
службы осуществляют финансовый
контроль в процессе финансового
планирования, при исполнении доходной
и расходной частей бюджетной
системы. В условиях развития
рыночных отношений направления
контрольной работы, формы и методы
финансового контроля существенно
меняются.
Помимо
распределительной и контрольной
функций, финансы выполняют также
регулирующую функцию. Эта функция
связана с вмешательством государства
через финансы (государственные
расходы, налоги, государственный
кредит) в процесс воспроизводства.
В целях регулирования экономики
и социальных отношений используются
также финансовое и бюджетное
планирование, государственное регулирование
рынка ценных бумаг. Однако
на сегодняшний день в РФ
регулирующая функция развита
слабо.
Функции
финансов реализуются через финансовый
механизм, представляющий собой
часть хозяйственного механизма.
Финансовый механизм включает
в себя совокупность организационных
форм финансовых отношений в
народном хозяйстве, порядок формирования
и использования централизованных
и децентрализованных фондов денежных
средств, методы финансового планирования,
формы управления финансами и финансовой
системой, финансовое законодательство.
В условиях углубления рыночных реформ
применяется качественно новый финансовый
механизм. Это касается взаимоотношений
предприятий и населения с бюджетной системой,
внебюджетными фондами. Органами имущественного
и личного страхования и др.
В настоящее
время все предприятия и организации
независимо от их вида и форм собственности
и подчинения ведут бухгалтерский
учёт имущества, обязательств и хозяйственных
операций согласно действующим законам
и нормативным документам.
Существуют
4 уровня документов, по которым
осуществляется нормативное регулирование
бухгалтерского учёта в РФ.
1 уровень
– законодательный. Он представлен федеральными
законами, Постановления правительства
РФ и указами Президента РФ, регулирующими
бухгалтерский учёт.
- Федеральный закон
РФ от 21.11.1996 г. №129-ФЗ “О бухгалтерском
учёте” (в ред. от 03.11.2006 г.) – в нём определены
цели. Задачи, общие методы ведения БУ,
обязанность и ответственность организаций
за состояние БУ и отчётности;
- Гражданский кодекс
РФ, части 1 и 2. Приняты Государственной
Думой. Лежит в основе гражданского законодательства,
определяет правовое положение участников
гражданского оборота, основания возникновения
и порядок осуществления права собственности,
прав на результаты интеллектуальной
собственности,регулирует договорные
и другие обязательства;
- Федеральный закон
РФ от 22.05.2003 г. №54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой
техники при осуществлении наличных денежных
расчётов и расчётов с использованием
платёжных карт” – устанавливает обязательность
применения контрольно-кассовых машин
при денежных расчётах с населением при
осуществлении торговых операций или
оказании услуг на территории РФ всеми
предприятиями; утверждён Перечень отдельных
категорий предприятий, которые в силу
специфики своей деятельности или особенностей
местонахождения могут осуществлять расчёты
с населением без применения ККТ;
- Федеральный закон
РФ от 10.12.2003 г. №173-ФЗ (в ред. 30.10.2007 г.) “О
валютном регулировании и валютном контроле”
– устанавливает практически все важные
параметры осуществления операций по
валютным счетам;
- Федеральный закон
РФ от 07.08.2001 г. №119-ФЗ (в ред. 03.11.2006 г.) “Об
аудиторской деятельности” –определяет
правовые основы регулирования аудиторской
деятельности в РФ;
- Налоговый кодекс
РФ, части 1 от 31.07.1998 г. №146-ФЗ, части 2 от
05.08.2000 г. №117-ФЗ.
2 уровень
– нормативный. Это система
национальных бухгалтерских стандартов.
Положений по бухгалтерскому
учёту. Стандарты по бухгалтерскому
учёту устанавливают принципы, правила
и способы ведения организациями
учёта хозяйственных операций, составления
и предоставления бухгалтерской
отчётности.
- Приказ Минфина
РФ от 29.07.1998 г. №34 (в ред. 26.03 2007) “Положение
по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской
отчётности в РФ”. Устанавливает состав,
содержание и методические основы формирования
бухгалтерской отчётности организаций,
являющихся юридическими лицами;
- Приказ Минфина
РФ от 22.07.2003 г. №67н (в ред. 18.09.2006) “О формах
бухгалтерской отчётности организации”.
Приказ устанавливает образцы форм бухгалтерской
отчётности;
- Приказ Минфина
РФ от 22.07.2003 г. №67н (в ред. 18.09.2006 г.) “О формах
бухгалтерской отчётности организации”.
Устанавливают порядок формирования бухгалтерской
отчётности для организаций, являющихся
юридическими лицами;
- ПБУ 1/98 Приказ
Минфина РФ от 09.12.1998 г. №60н (в ред. 30.12.1999)
“Учётная политика организации”. Устанавливает
состав, содержание и методические основы
формирования бухгалтерской отчётности
организации. Являющиеся юридическими
лицами организации;
- ПБУ 3/2006 Приказ
Минфина РФ от 27.11.2006 г. №154н “Об утверждении
положения по бухгалтерскому учёту. Учёт
активов и обязательств. Стоимость которых
выражена в иностранной валюте”. Устанавливает
и регулирует особенности бухгалтерского
учёта имущества и обязательства организаций,
стоимость которых выражена в иностранной
валюте, заключающееся в пересчёте стоимости
этих имуществ и обязательств в рубли;
учёт курсовой разницы; порядок формирования
учётной и отчётной информации об операциях
в иностранной валюте;
- ПБУ 4/99 Приказ
Минфина РФ от 06.07.1999 г. №43н (в ред. 18.09.2006
г.) “Бухгалтерская отчётность организаций”.
Устанавливает состав, содержание и методические
основы формирования бухгалтерской отчётности
организаций, являющихся юридическими
лицами по законодательству РФ, кроме
кредитных и бюджетных организаций;
- ПБУ 9/99 Приказ
Минфина РФ от 06.05.1999 г. №32н (в ред. 27.11.2006
г.) “Доходы организации”. Устанавливает
правила формирования в бухгалтерском
учёте информации о доходах коммерческих
организаций, являющихся юридическими
лицами по законодательству РФ;
- ПБУ 10/99 Приказ
Минфина РФ от 06.05.1999 г. №33н (в ред. 27.11.2006
г.) “Расходы организации”. Устанавливает
правила формирования в бухгалтерском
учёте информации о расходах коммерческих
организаций (кроме кредитных и страховых
организаций), являющихся юридическими
лицами по законодательству РФ;
- ПБУ 15/01 Приказ
Минфина РФ от 27.11.2006 г. №60н “Учёт займов
и кредитов и затрат по их обслуживанию”.
Устанавливает правила формирования в
бухгалтерском учёте информации о затратах,
связанных с выполнением обязательств
по полученным займам и кредитам (в том
числе товарному и коммерческому кредиту),
включая привлечение заёмных средств
путём выдачи векселей, выпуска и продажи
облигаций для организаций, являющихся
юридическими лицами по законодательству
РФ (за исключением кредитных организаций
и бюджетных учреждений);
- ПБУ 18/02 Приказ
Минфина РФ от 19.11.2002 г. №114н. “Учёт расчётов
по налогу на прибыль”. Устанавливает
правила формирования в бухгалтерском
учёте и порядок раскрытия в бухгалтерской
отчётности информации о расчётах по налогу
на прибыль для организаций, а также определяет
взаимосвязь показателя, отражающего
прибыль (убыток), исчисленного в порядке,
установленном нормативными правовыми
актами по бухгалтерскому учёту. Применение
Положения позволяет отражать в бухгалтерском
учёте и бухгалтерской отчётности различие
налога на бухгалтерскую прибыль (убыток),
признанного в бухгалтерском учёте, от
налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного
в бухгалтерском учёте отражённого в налоговой
декларации по налогу на прибыль.
- ПБУ 19/02 Приказ
Минфина РФ от 10.12.2002 г. №126н (в ред. 27.11.2006
г.) “Учёт финансовых вложений”. Устанавливает
правила формирования в бухгалтерском
учёте и бухгалтерской отчётности информации
о финансовых вложениях организации (за
исключением кредитных организаций и
бюджетных учреждений). Настоящее Положение
применяется при установлении особенностей
учёта финансовых вложений для профессиональных
участников рынка ценных бумаг, страховых
организаций, негосударственных пенсионных
фондов.
3 уровень
– методический. К нему относятся
различного рода методические
указания. Письма, рекомендации, в основном
Минфина РФ, в том числе учитывающие
отраслевую специфику.
- Приказ Минфина
РФ от 31.10.2000 г. №94н (в ред. 18.09.2006 г.) “План
счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной
деятельности организаций и Инструкции
по его применению”;
- Приказ Минфина
РФ от 13.06.1995 г. №49 “Методические указания
по инвентаризации имущества и финансовых
обязательств”. Определяют порядок проведения
инвентаризации, оформление инвентаризационных
материалов, определение результатов
инвентаризации;
- “Положение о
безналичных расчётах в РФ” утверждено
Центральным банком РФ от 03.10.2002 г.№2-П
(ред. от 02.05.2007 г.). регулирует осуществление
безналичных расчётов между юридическими
лицами в валюте РФ и на её территории,
в формах предусмотренных законодательством,
определяет форматы, порядок заполнения
и оформления используемых расчётных
документов, а также устанавливает правила
проведения расчётных операций по корреспондентским
счетам (субсчетам) кредитных организаций
(филиалов), в том числе открытых в Банке
России и счетам межфилиальных расчётов;
- Письмо ЦБ РФ от
04.10.1993 г. №18 (ред. от 26.02.1996 г.) “Порядок
ведения кассовых операций в РФ”. Здесь
отражаются: общие положения ведения кассовых
операций; приём, выдача наличных денег
и оформления кассовых документов; ведение
кассовой книги и хранение денег; ревизия
кассы и контроль за соблюдением кассовой
дисциплины; признаки и правила определения
платёжеспособности банковских билетов
(банкнот) и монет Банка России;
- “Положение о
правилах организации наличного денежного
обращения на территории РФ” утверждено
ЦБ РФ от 05.01.1998 г. №14-П (ред. от 31.10.2002 г.).
устанавливает правила организации наличного
денежного обращения на территории РФ,
обязательных для выполнения учреждениями
Банка России, РКЦ, кредитными организациями;
- “Положение по
применению контрольно-кассовых машин
при осуществлении денежных расчётов
с населением” утверждено Постановлением
Совета Министров Правительства РФ от
30.07.1993 г. №745 (в ред. постановления Правительства
РФ от 08.08.2003 г.) и Перечень отдельных категорий
предприятий, которые могут осуществлять
денежные расчёты с населением без применения
контрольно-кассовых машин. Определяет
технические требования к ККМ, порядок
расчётов с применением ККМ, оформление
чеков и контрольных лент, порядок ведения
книги кассира-операциониста;
- Постановление
Госкомстата РФ от 18.08.1998 г. №88 (ред. от
03.05.2000 г.) “Об утверждении унифицированных
форм первичной учётной документации
по учёту кассовых операций, по учёту результатов
инвентаризации” – приведены формы первичной
учётной документации и порядок оформления.