Нормативное регулирование денежных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 11:58, реферат

Описание работы

В процессе хозяйственной деятельности организации постоянно ведут расчёты с поставщиками, за приобретённые у них основные средства, материалы, сырьё и другие товарно-материальные ценности, за оказанные услуги, с покупателями, за купленные ими товары, заказчиками, за купленные ими товары, заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги, с кредитными учреждениями по ссудам и другим финансовым операциям, с бюджетом по различного рода платежам, с другими юридическими и физическими лицами по разным хозяйственным операциям.

Работа содержит 1 файл

нормативное регулирование ден.средств.docx

— 37.03 Кб (Скачать)

      Каждая  финансовая операция означает  распределение общественного продукта  и национального дохода и контроль за этим распределением, т.е. обе функции осуществляются одновременно.

        Распределительная функция финансов.

        -Распределение национального дохода  заключается в создании так  называемых основных, или первичных  доходов. Их сумма равна национальному  доходу. Основные фонды формируются  при распределении национального  дохода среди участников материального  производства. Они делятся на  две группы:

    1)зарплата  рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян.занятых в сфере материального производства;

    2)доходы  предприятий сферы материального  производства.

       Однако  первичные доходы ещё не образуют  общественных денежных средств.  Достаточных для развития, приоритетных  отраслей народного хозяйства,  обеспечения обороноспособности  страны, удовлетворения материальных  и культурных потребностей населения.  Необходимо дальнейшее распределение  или перераспределение национального  дохода.

       Перераспределение  национального дохода связано  с межотраслевым и территориальным  перераспределением средств в  интересах наиболее эффективного  и рационального использования  доходов и накоплений предприятий и организаций; с наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создаётся (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);с перераспределением доходов между различными социальными группами населения. В результате перераспределения образуются вторичные, или производные доходы. Это доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

       Активно  участвуя в распределении и  перераспределении национального  дохода, финансы способствуют трансформации  пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и прежде всего между размером денежных фондов и их структурой. С одной стороны, и объектом и структурой средств производства и предметов потребления – с другой.

       Перераспределение  национального дохода в РФ  происходит в интересах структурной  перестройки народного хозяйства,  развития приоритетных отраслей  экономики (сельское хозяйство,  транспорт, энергетика, конверсия  военного производства), в пользу  наименее обеспеченных слоёв  населения (пенсионеров, студентов,  одиноких и многодетных матерей).

       И таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода валового внутреннего продукта, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоёв населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

       Финансы  выполняют также контрольную  функцию. Будучи инструментом  формирования и использования  денежных доходов и фондов. Они  объективно отражают ход распределительного  процесса. Контрольная функция проявляется  в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

       В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства. Ускорение научно-технического прогресса, всемирное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы и нацелен на повышение экономического стимулирования, на рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь. Пресечение бесхозяйственности и расточительства.

    Одна из важных задач финансового контроля –проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой. Налоговой службой. Банками. А также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчётам и платежам.

       Контрольная  функция финансов проявляется  также через многогранную деятельность  финансовых органов. Работники  финансовой системы и налоговой  службы осуществляют финансовый  контроль в процессе финансового  планирования, при исполнении доходной  и расходной частей бюджетной  системы. В условиях развития  рыночных отношений направления  контрольной работы, формы и методы  финансового контроля существенно  меняются.

       Помимо  распределительной и контрольной  функций, финансы выполняют также  регулирующую функцию. Эта функция  связана с вмешательством государства  через финансы (государственные  расходы, налоги, государственный  кредит) в процесс воспроизводства.  В целях регулирования экономики  и социальных отношений используются  также финансовое и бюджетное  планирование, государственное регулирование  рынка ценных бумаг. Однако  на сегодняшний день в РФ  регулирующая функция развита  слабо.

      Функции  финансов реализуются через финансовый  механизм, представляющий собой  часть хозяйственного механизма.  Финансовый механизм включает  в себя совокупность организационных  форм финансовых отношений в  народном хозяйстве, порядок формирования  и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансовый механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами. Органами имущественного и личного страхования и др.

      1.2. нормативное регулирование учёта и аудита денежных средств.

    В настоящее  время все предприятия и организации  независимо от их вида и форм собственности  и подчинения ведут бухгалтерский  учёт имущества, обязательств и хозяйственных  операций согласно действующим законам  и нормативным документам.

       Существуют 4 уровня документов, по которым  осуществляется нормативное регулирование  бухгалтерского учёта в РФ.

    1 уровень  – законодательный. Он представлен федеральными законами, Постановления правительства РФ и указами Президента РФ, регулирующими бухгалтерский учёт.

  1. Федеральный закон РФ от 21.11.1996 г. №129-ФЗ “О бухгалтерском учёте” (в ред. от 03.11.2006 г.) – в нём определены цели. Задачи, общие методы ведения БУ, обязанность и ответственность организаций за состояние БУ и отчётности;
  2. Гражданский кодекс РФ, части 1 и 2. Приняты Государственной Думой. Лежит в основе гражданского законодательства, определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности, прав на результаты интеллектуальной собственности,регулирует договорные и другие обязательства;
  3. Федеральный закон РФ от 22.05.2003 г. №54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и расчётов с использованием платёжных карт” – устанавливает обязательность применения контрольно-кассовых машин при денежных расчётах с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории РФ всеми предприятиями; утверждён Перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности или особенностей местонахождения могут осуществлять расчёты с населением без применения ККТ;
  4. Федеральный закон РФ от 10.12.2003 г. №173-ФЗ (в ред. 30.10.2007 г.) “О валютном регулировании и валютном контроле” – устанавливает практически все важные параметры осуществления операций по валютным счетам;
  5. Федеральный закон РФ от 07.08.2001 г. №119-ФЗ (в ред. 03.11.2006 г.) “Об аудиторской деятельности” –определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в РФ;
  6. Налоговый кодекс РФ, части 1 от 31.07.1998 г. №146-ФЗ, части 2 от 05.08.2000 г. №117-ФЗ.

    2 уровень  – нормативный. Это система  национальных бухгалтерских стандартов. Положений по бухгалтерскому  учёту. Стандарты по бухгалтерскому  учёту устанавливают принципы, правила  и способы ведения организациями  учёта хозяйственных операций, составления  и предоставления бухгалтерской  отчётности.

    1. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 г. №34 (в ред. 26.03 2007) “Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ”. Устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчётности организаций, являющихся юридическими лицами;
    2. Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 г. №67н (в ред. 18.09.2006) “О формах бухгалтерской отчётности организации”. Приказ устанавливает образцы форм бухгалтерской отчётности;
    3. Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 г. №67н (в ред. 18.09.2006 г.) “О формах бухгалтерской отчётности организации”. Устанавливают порядок формирования бухгалтерской отчётности для организаций, являющихся юридическими лицами;
    4. ПБУ 1/98 Приказ Минфина РФ от 09.12.1998 г. №60н (в ред. 30.12.1999) “Учётная политика организации”. Устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчётности организации. Являющиеся юридическими лицами организации;
    5. ПБУ 3/2006 Приказ Минфина РФ от 27.11.2006 г. №154н “Об утверждении положения по бухгалтерскому учёту. Учёт активов и обязательств. Стоимость которых выражена в иностранной валюте”. Устанавливает и регулирует особенности бухгалтерского учёта имущества и обязательства организаций, стоимость которых выражена в иностранной валюте, заключающееся в пересчёте стоимости этих имуществ и обязательств в рубли; учёт курсовой разницы; порядок формирования учётной и отчётной информации об операциях в иностранной валюте;
    6. ПБУ 4/99 Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 г. №43н (в ред. 18.09.2006 г.) “Бухгалтерская отчётность организаций”. Устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчётности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, кроме кредитных и бюджетных организаций;
    7. ПБУ 9/99 Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 г. №32н (в ред. 27.11.2006 г.) “Доходы организации”. Устанавливает правила формирования в бухгалтерском учёте информации о доходах коммерческих организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ;
    8. ПБУ 10/99 Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 г. №33н (в ред. 27.11.2006 г.) “Расходы организации”. Устанавливает правила формирования  в бухгалтерском учёте информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ;
    9. ПБУ 15/01 Приказ Минфина РФ от 27.11.2006 г. №60н “Учёт займов и кредитов и затрат по их обслуживанию”. Устанавливает правила формирования в бухгалтерском учёте информации о затратах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам (в том числе товарному и коммерческому кредиту), включая привлечение заёмных средств путём выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений);
    10. ПБУ 18/02 Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 г. №114н. “Учёт расчётов по налогу на прибыль”. Устанавливает правила формирования в бухгалтерском учёте и порядок раскрытия в бухгалтерской отчётности информации о расчётах по налогу на прибыль для организаций, а также определяет взаимосвязь показателя, отражающего прибыль (убыток), исчисленного в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учёту. Применение Положения позволяет отражать в бухгалтерском учёте и бухгалтерской отчётности различие налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухгалтерском учёте, от налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в бухгалтерском учёте отражённого в налоговой декларации по налогу на прибыль.
    11. ПБУ 19/02 Приказ Минфина РФ от 10.12.2002 г. №126н (в ред. 27.11.2006 г.) “Учёт финансовых вложений”. Устанавливает правила формирования в бухгалтерском учёте и бухгалтерской отчётности информации о финансовых вложениях организации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений). Настоящее Положение применяется при установлении особенностей учёта финансовых вложений для профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов.

      3 уровень  – методический. К нему относятся  различного рода методические  указания. Письма, рекомендации, в основном  Минфина РФ, в том числе учитывающие  отраслевую специфику.

    1. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н (в ред. 18.09.2006 г.) “План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению”;
    2. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 г. №49 “Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств”. Определяют порядок проведения инвентаризации, оформление инвентаризационных материалов, определение результатов инвентаризации;
    3. “Положение о безналичных расчётах в РФ” утверждено Центральным банком РФ от 03.10.2002 г.№2-П (ред. от 02.05.2007 г.). регулирует осуществление безналичных расчётов между юридическими лицами в валюте РФ и на её территории, в формах предусмотренных законодательством, определяет форматы, порядок заполнения и оформления используемых расчётных документов, а также устанавливает правила проведения расчётных операций по корреспондентским счетам (субсчетам) кредитных организаций (филиалов), в том числе открытых в Банке России и счетам межфилиальных расчётов;
    4. Письмо ЦБ РФ от 04.10.1993 г. №18 (ред. от 26.02.1996 г.) “Порядок ведения кассовых операций в РФ”. Здесь отражаются: общие положения ведения кассовых операций; приём, выдача наличных денег и оформления кассовых документов; ведение кассовой книги и хранение денег; ревизия кассы и контроль за соблюдением кассовой дисциплины; признаки и правила определения платёжеспособности банковских билетов (банкнот) и монет Банка России;
    5. “Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ” утверждено ЦБ РФ от 05.01.1998 г. №14-П (ред. от 31.10.2002 г.). устанавливает правила организации наличного денежного обращения на территории РФ, обязательных для выполнения учреждениями Банка России, РКЦ, кредитными организациями;
    6. “Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчётов с населением” утверждено Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 30.07.1993 г. №745 (в ред. постановления Правительства РФ от 08.08.2003 г.) и Перечень отдельных категорий предприятий, которые могут осуществлять денежные расчёты с населением без применения контрольно-кассовых машин. Определяет технические требования к ККМ, порядок расчётов с применением ККМ, оформление чеков и контрольных лент, порядок ведения книги кассира-операциониста;
    7. Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 г. №88 (ред. от 03.05.2000 г.) “Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту кассовых операций, по учёту результатов инвентаризации” – приведены формы первичной учётной документации и порядок оформления.

Информация о работе Нормативное регулирование денежных средств